Значение СМИ в дипломатии

«Мы начали XIX век с выбора: распространять или нет нашу нацию от побережья до побережья. Мы начали XX век с выбора: как увязать индустриальную революцию и наши ценности. На заре XXI века, сейчас, мы должны сделать выбор: как использовать возможности Эпохи Информации и Глобального Общества».

Эти слова Клинтона по случаю его торжественного вступления в должность президента Соединенных Штатов на второй срок включают: историческое обозрение двух важнейших проблем, которые встали перед его страной в XIX и XX столетиях, и его мнение, что основным вызовом, который сделает его стране грядущее столетие, станет наступление Эпохи Информации и Глобального Общества. И из этого высказывания президента можно сделать вывод: отношения между существующими членами мирового сообщества — независимыми суверенными государствами — потребуют управления с постоянно нарастающим мастерством и пониманием, равно как и адаптации и осознания того, как побочные продукты эпохи информации, в особенности телевидение, могут быть использованы на службе дипломатии.

Основой дипломатии на протяжении веков являлось личное общение посланников или послов. Но термин «дипломатия» связан также с изучением документов, и, принимая во внимание историческую эволюцию различных средств коммуникации, становится очевидным, что написанное слово, в особенности в прессе, оказывает значительное влияние на формулирование внешней политики и процессов дипломатии. Между дипломатами и журналистами, или их коллегами на радио, установились осторожные, но взаимовыгодные отношения. Сегодня, в эпоху спутниковых антенн и цифровой связи, влияние, которое оказывает аудиовизуальный образ, требует внимания дипломатов.

Телевизионная революция, которая разразилась во всем мире с неожиданной скоростью и пока что с непредсказуемым эффектом, — это революция, которая воздействует на человеческое мышление. Нарастающая доступность телевидения привела к глобальной осведомленности, побуждающей население мира к новому видению и новым идеям. Сотни миллионов, которые до сих пор в основном беспокоились о выживании семьи и местного общества, теперь видят себя частью социального и политического единства с правом голоса во внутренней и внешней политике их страны. Более того, влияние телевизионной революции на формирование политики является и национальным, и интернациональным.

Национальное телевидение может оказывать влияние на внешнюю политику правительства подбором и интенсивностью новостей. Внешняя политика каждой страны формируется на основе трех элементов: рационального — того, что министр иностранных дел считает наилучшим для интересов страны по собственному мнению или по совету своих дипломатов; политического — того, что правительство полагает возможным и соответствующим; и эмоционального — того, чего ожидает общественность, а это в значительной степени основывается на том, что она видела по телевидению. До недавнего времени формирование внешней политики было первостепенным делом грамотной, политически сознательной элиты; теперь главное средство информации — телевидение — являясь повсеместным и уже не элитным и не требующим особенной грамотности, обладает силой пробуждать эмоции и создавать некомпетентное мнение во всех слоях общества.

Интернациональное телевидение стало причиной структурной революции: создания, Глобального Общества.

Интернациональное телевидение:

(a) повысило чувство глобальной вовлеченности и ответственности за безотлагательность передачи новостей;

(b) способствовало осознанию гуманитарных нужд и заботы об окружающей среде;

(c) создало для дипломатов новое измерение в традиционной народной дипломатии, которая состоит из двух главных компонентов: возможности для страны оказывать влияние на внешнюю политику другой страны путем обращения непосредственно к общественному мнению этой страны через голову правительства; обеспечения простора для медиадипломатии, которая может быть охарактеризована как процесс переговоров, при которых правительства используют телевидение как инструмент для того, чтобы делать публичные заявления о политике по отношению к другим странам с целью влияния на результаты обсуждения.

На сегодняшний день создалась ситуация, когда международные телевизионные компании не только добиваются интервью с дипломатами для того, чтобы помочь заполнить дневные «новостные дыры», что выгодно обеим сторонам, но и способствуют возрастанию значения так называемых «выпусков (релизов) видеоновостей». Это профессионально сделанная видеокассета, которая обладает тремя характеристиками: использование ее в показе по телевидению заманчиво, и она для этого годится; она может быть произведена, оставлена на хранение и выпущена в свет в тот момент, когда сможет оказать наибольшее влияние, и она несет сообщение, которое тот, в чьих оно интересах, желает распространить среди наибольшего количества зрителей. Существует более сотни компаний, вовлеченных в производство релизов видеоновостей, только в Соединенном Королевстве. Покупателями в основном являются правительства и неправительственные организации. Выпуски видеоновостей часто показывают на переднем плане какое-либо спортивное событие или туристическую рекламу, вуалируя таким образом действительное сообщение, которое они хотят распространить. Основные пользователи релизов видеоновостей из неправительственных организаций — организации по защите окружающей среды, благотворительные организации и организации по оказанию помощи, и в своем успехе они полагаются на дальновидное наблюдение: «Человеку присуще естественное стремление быть отвлеченным и развлеченным». Выпуски видеоновостей, которые пришли на смену пресс-релизам, по существу являются развлечением, но со скрытым сообщением.

Это положение дел относительно безвредно и отражает способность правительств и организаций приспосабливать формы дипломатии и убеждения к изменяющимся возможностям времени; но эта передовая технология может принести наравне с выгодой угрозу в виде дезинформации или неверной информации. Дезинформация — это форма намеренного обмана, практика, не являющаяся новой для дипломатии. Дезинформация обычно может быть обнаружена (при условии, что она не подсознательна) и опровергнута. Неверная информация — это также создание ложного имиджа, без злой или намеренной цели и часто без осознания производителем информации того, что она содержит обман. Однако неверная информация является реальной опасностью тогда, когда оказывает эмоциональное влияние на формирование внешней политики. Неверная информация может складываться под влиянием следующих факторов:

Технические ограничения. Команда кинооператоров стоит денег, и она направляется только в места, где ожидаются наибольшая активность и возбуждение. Следовательно: «Новости там, где камера».

Выборочное восприятие и субъективность. Как бы ни старались быть объективными продюсеры, они не смогут отстраниться от собственного понимания того, что является важным, а что таковым не является; что является правильным, а что — неправильным. Более того, они ведь не хотят быть просто докладчиками новостей — они хотят оказывать влияние на общество.

Культурные ограничения. Являются важным фактором, поскольку люди различных регионов и культур привыкают к рассмотрению определенных стран или ситуаций с устоявшейся точки зрения; более того, они плохо восприимчивы к переменам. Когда президент Буш, стоя на ступенях Белого дома, обнял действующего президента Южной Африки де Клерка вскоре после окончания апартеида и сказал: «Кто бы мог подумать год назад, что мы двое будем стоять здесь», он имел в виду факт, что репортажи из Южной Африки велись в соответствии с американским восприятием времени. Однако апартеид не закончился внезапно — он исчезал постепенно, в течение нескольких лет, — но никто из журналистов, кроме нескольких дипломатов, не осмелился об этом сказать, поскольку это противоречило общепринятому — тому, чему простые люди хотели и привыкли верить.

Личные политические обязательства есть у всех продюсеров. Возможно, не осознавая этого, и, конечно, без намерения, они позволяют этим обязательствам влиять на их работу.

Драматизация сообщения —целый этап в эволюции театра и концепции «искусство ради искусства», представляет собой основной искажающий фактор. Все телепродюсеры стремятся создать хороший театр. Они хотят услышать похвалу своих коллег-продюсеров за хорошо выполненную работу; и если требуется небольшое преувеличение или манипуляция фактами с целью произвести волнительный и возбуждающий эффект, это может быть оправдано на основании того, что все телевидение — «докуд-рама» например — продолжение театра, эмоциональное переживание и потому законный вклад в индустрию развлечений.

Постсфабрикованное сообщение. Команды кинооператоров не всегда могут быть на месте в момент совершения события, так же как бригада пожарных редко бывает там, где начинается пожар, но они могут быстро там оказаться. Таким образом, многие события, увиденные по телевидению, являются лишь воспроизведением того, что имело место ранее, правдивое воспроизведение, но тем не менее сфабрикованное после.

Закон спроса и предложения средств массовой информации (СМИ) основывается на факте, что спрос на новости постоянен и продюсеры, возможно, иногда вынуждены передавать в эфир то, что они могут найти, — это тот момент, когда релизы видеоновостей наиболее подходят. Ведь заявление диктора: «Это девятичасовые новости — о, извините, сегодня никаких новостей нет, вместо этого смотрите вестерн» — исключено. Создание новостей иногда неизбежно.

Усиление эффекта происходит, когда значимость незначительных эпизодов преувеличивается. Сцены столпотворения могут быть сняты на основе небольшого количества собравшихся, и впечатления создаются путем обобщения частного.

Необходимость олицетворять и персонифицировать зло. Возможно, публика часто легче солидаризируется с личностью политика, чем со страной; и если существует конфликтная ситуация, публике необходимо иметь возможность отличить Хорошего Парня от Плохого Парня. Такой проблемы не было в Персидском заливе, но Сомали было трудным случаем. К счастью, на сцене появился генерал в роли Плохого Парня; в самом деле, его надо было бы изобрести, если бы он не существовал.

Развитие телевизионных технологий опережает способности зрителей понять степень манипуляции тем, что они видят и получают, и осуществить необходимую подстройку сознания. Всегда существует отставание между изобретением и началом его использования. Так, управление сознанием с помощью радиопередач велось в десятилетие, начинающееся нацистским правлением и его пропагандой и включившее «Дружеские беседы о прекрасном» президента Рузвельта с американским народом, которые дали результаты в достижении политических целей. После этого периода процесс манипулирования сознанием в политических целях достиг взлета на телевидении. И здесь не найдется лучшего примера, чем выборы, состоявшиеся в 1997 году в одной европейской стране с давно установленными демократическими институтами. Впервые в истории этой страны одна партия приняла сознательное стратегическое решение состязаться в выборах посредством телевидения. На протяжении двух лет партия проводила высокопрофессиональную и строго последовательную кампанию, и результатом было то, что она выиграла с подавляющим большинством. Как заметила испанская газета «ЕL Pais» (согласно лондонской «Times»): «Он (лидер партии) — новый продукт, продаваемый не более и не менее как новая стиральная машина». Эти выборы наверняка найдут свое место в книгах по истории медиа-управления и, возможно, по упадку демократических институтов в Европе.

Сложившаяся ситуация налагает на дипломатов обязательство стать опытными в искусстве презентации в средствах массовой информации (медиа-презентации) и в пределах одной страны, и на международном уровне. Поскольку внешняя политика страны, чтобы быть эффективной, требует высокой степени народной поддержки или, по крайней мере, понимания, дипломат должен быть готов объяснить и оправдать политику своего правительства перед народом наиболее эффективным способом, которым является широко распространенное аудиовизуальное средство — телевидение. Владеть искусством медиа-презентации в международном масштабе важно, поскольку необходимо использовать любую возможность, чтобы улучшить имидж страны за рубежом перед наибольшим количеством зрителей и объяснить и оправдать ее действия. Независимо от их функции пассивных аналитиков, дипломаты, находящиеся на службе за рубежом, должны обучаться появлению на телевидении. Они могут стремиться или не стремиться к нему, но однажды телевидение найдет их. Появление дипломатов на телевидении — большая ответственность с серьезными последствиями в случае плохого выступления и польза для их страны — в случае хорошего. А поскольку телевидение во многих случаях является современным методом дополнительного влияния «дипломатической презентации», позволяющего политической элите воздействовать на публику, дипломаты должны реагировать позитивно и профессионально на предоставленные им возможности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: