Этика кадровой политики

Данный вид деятельности, видимо, следует признать самым отработанным в этическом отношении (если пренебречь стилем изложения второго раздела кодекса этики и воспринимать его утверждающие предложения как описание надлежащего поведения). Пункт 2.2 перечисляет следующие характеристики прокурорского руководителя:

- содействует установлению и поддержанию в коллективе здорового морально-психологического климата;

- при определении объема и характера работы руководствуется принципами справедливости, учета личных и деловых качеств, квалификации и опыта работы подчиненных работников;

- не допускает по отношению к подчиненным работникам необоснованных претензий, а также фактов грубости и бестактности;

- проявляет заботу о подчиненных работниках, вникает в их проблемы и нужды, содействует принятию законного решения, способствует профессиональному и должностному росту работников;

- оказывает поддержку и помощь молодым специалистам (с опытом работы до 3 лет) в приобретении профессиональных навыков.

Большая часть из перечисленного переплетается с положениями приказа Генерального прокурора от 11.11.1996г. №66 «Об основных направлениях работы с кадрами в органах прокуратуры Российской Федерации» и в целом полностью отражает нравственные требования. Причём следует признать, что первое требование (о содействии формированию и поддержанию в коллективе здорового морально-психологического климата) целиком и полностью зависит от качества выполнения остальных. Трудно представить здоровый в психологическом отношении коллектив, где руководитель позволяет себе в отношениях с подчинёнными грубость, игнорирует их проблемы и нужды и т.д. Аморальным в этом отношении представляется отсутствие в перечне нравственных требований положений для руководителя, обусловленных второй основной задачей прокуратуры – защита прав и свобод человека и гражданина. От руководителя не требуется поддерживать у подчинённых уважение к простому человеку, его запросам.

Выше уже указывалось на существенную декларативность основного этического документа. В вопросах руководства кадров это утверждение свою истинность сохраняет. Уже скоро полувековой юбилей как о воспитании морально-этических качеств работников прокуратуры стало упоминаться в высших руководящих документах страны (речь здесь идёт об Указе Президиума Верховного Совета СССР от 24.02.1964г. №2266-VI[54]), однако до сих пор эта проблема не решена. Вновь и вновь обнаруживаются безнравственные работники прокуратуры, причём не на низовых уровнях (см. п.6 §2 настоящей главы), а, можно сказать в горниле воспитательной работы. Примечательным в тех скандалах является то, что позорные факты в руководстве прокуратуры, повлекшие громкие отставки, были вскрыты и обнародованы лицами, далёкими от прокуратуры (депутаты федерального уровня, журналисты). Действительно, если руководитель – высоконравственный, неподкупный, принципиальный гражданин, то можно ожидать, что и подчинённых он будет воспитывать в том же духе. А если нет? Это уже вопрос всей кадровой политики органов прокуратуры в целом.

Требования, предъявляемые к лицам, претендующим на занятие прокурорских должностей, изложены ст.40.1 закона о прокуратуре. Упоминаются, в частности, наличие необходимых моральных качеств, отсутствие судимости и ряда иных ограничений, близкого родства и свойства в непосредственной подчинённости и подконтрольности и т.д. Нет только требования открытости, конкурсности (ч.2 ст.11 Федерального закона «О системе государственной службы в РФ»[55]), что следует признать безнравственной чертой порядка формирования кадрового состава. Хотя в целом ещё более безнравственным в порядке формирования кадрового состава следовало бы считать отсутствие возможности влияния на него населения – реального ценителя нравственности и основного потребителя государственных услуг. Вышеупомянутый Приказ Генерального прокурора №66 также требует выдвижения на прокурорские должности (в том числе вышестоящие) наиболее подготовленных во всех отношениях лиц. Ещё более подробно этот вид прокурорской деятельности изложен в п.5.2 Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации, утверждённой Приказом Генерального прокурора РФ от 17.03.2010г.№114, обозначивший следующие морально-нравственные качества, ожидаемые от работника: честность, принципиальность, гражданское мужество, чувство долга, совестливость, ответственность, обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность, аккуратность. Среди перечисленного нет человеколюбия, гуманности, справедливости – основных понятий добра и нравственности. Учитывая, что вопросы кадрового состава в большинстве своём находятся в исключительной компетенции руководящего состава, как правило, напрямую не зависимого от населения, можно смело делать вывод о несоответствии существующего подхода к формированию кадрового состава в деятельности прокуратуры её основному нравственному предназначению – обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина (п.2 ст.1 закона о прокуратуре). Гораздо большую эффективность в данном вопросе, думается, принесла бы прямая выборность прокуроров низового уровня с предварительной проверкой (включая проверку на так называемом детекторе лжи) и обнародованием её результатов в отношении всех претендентов (не говоря уже о повышении качества отбора и работы сотрудников специальных служб, способных если не исключить, то существенно снизить возможность проникновения в ряды правоохранительных органов преступных и им сочувствующих элементов), как это практикуется в ряде достаточно благополучных стран Запада (в частности, в США, Швейцарии и т.д.). Однако для этого требуется политическая воля высшего руководства страны – Президента и Парламента.

Положительным означенный приказ можно признать в вопросах учёта личностных качеств в различных сферах деятельности прокуратуры (п.5.5). Однако их перечисление никоим образом не увязывается с расстановкой кадров. Вместе с тем перечисление коренным образом отличающихся особенностей прокурорской деятельности, требующих не просто совершенно различных, но, можно сказать, взаимоисключающих качеств, вновь показывает на излишнюю раздутость полномочий, возлагаемых на прокуратуру. Такой перегруз неизбежно повлечёт (что и в действительности происходит) плановость в деятельности прокуратуры не только по основным предназначениям, но и в работе с кадрами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: