Этика международного сотрудничества

Прежде чем начинать обсуждение означенного вопроса необходимо определиться о сотрудничестве по каким вопросам предстоит вести речь. Статья 2 Федерального закона о прокуратуре определяет круг органов, с которыми она может осуществлять прямые связи («соответствующие» органы других государств и международные организации), и предметы сотрудничества (соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, разработка международных договоров Российской Федерации). В июне 2006 года было создано Главное управление международно-правового сотрудничества, в которое вошли (не считая отдела документационного оборота) три управления:

- управление экстрадиции – решает вопросы передачи лиц, в отношении которых осуществляется уголовное преследование или вынесен приговор;

- управление правовой помощи – решает вопросы организации проведения следственных действий и (или) уголовного преследования на территории иных государств, либо на территории России в интересах соответствующих иностранных органов;

- управление международного права – помимо собственно организации сотрудничества, участвует в нормотворческой деятельности и обеспечивает разработку и подписание соглашений и иных договоренностей о сотрудничестве.

Деятельность перечисленных управлений в основном взаимосвязана с разделом XVIII Уголовно-процессуального кодекса РФ (согласовывает вопросы применения уголовного судопроизводства России с аналогичными органами иностранных государств) и в этой части её следует признать нравственно необходимой за исключением положений статьи 462, позволяющей принимать решение на исполнение запроса о выдаче лица не судебному органу, а Генеральному прокурору.

Определённые трудности вызывает определение аналогичных органов, сотрудничать с которыми призвано управление международного права. Функции, приданные российской прокуратуре зачастую вовсе неприемлемы за рубежом, а органы иностранных государств, которые принято называть аналогичными нашей прокуратуре, на самом деле осуществляют деятельность ей не присущую (об этом шла речь в главе 2 настоящей работы). В плане выбора «точек соприкосновения», обмена опытом по организации органов, призванных раскрывать преступления и осуществлять уголовные преследования, международное сотрудничество также следует признать добродетельной.

От прокурорского работника, участвующего в осуществлении международного сотрудничества требуются такие качества как честность, патриотизм, искренняя заинтересованность в снижении уровня преступности и защите прав и свобод человека и гражданина. Анализ результатов международной деятельности наших прокуроров позволяет предположить, что этих-то качеств у нас и не хватает. В Резолюции 1455 (2005) «О выполнении Российской Федерацией своих обязательств» Парламентская Ассамблея Совета Европы призывает российские власти продолжать реформирование органов прокуратуры в соответствии с действующими европейскими стандартами и Заключением N 340/2005, принятым 10 - 11 июня 2005 года, в частности в том, что касается обширных надзорных полномочий российских прокуроров (п.п. IX п.13 Резолюции). В Заключении N 340/2005 Венецианская Комиссия приходит к выводам, что сильная иерархическая структура российской прокуратуры, сосредоточение власти в руках генерального прокурора, не соответствует принципам, изложенным в Рекомендации R (2000) 19 (п. 75 Заключения N 340/2005). По представлениям Венецианской Комиссии требуется дальнейшее реформирование органов прокуратуры, заключающееся в лишении прокуроров обширных полномочий в сфере общего надзора и ориентации деятельности российских прокуроров на направление, сформулированное в Рекомендации 1604 (2003) Парламентской Ассамблеи: «Власть и обязанности прокуроров ограничены обвинением в совершении уголовных преступлений и общей ролью в защите общественных интересов посредством системы уголовного правосудия» (ст. 76 Заключения N 340/2005)[59]. А в интервью Российской газете «Правозащита Юрия Чайки» от 16.07.2008г. последний вновь бравирует статистикой побед в общенадзорной деятельности, подменяющей в частности трудовую инспекцию: «В прошлом году прокурорам пришлось более 700 тысяч раз принимать меры реагирования на нарушения в этих — социальной и трудовой — сферах. Только к административной ответственности привлечено более 20 тысяч руководителей предприятий. Почти 600 из них лишились своих должностей, в отношении 400 после прокурорских проверок возбуждены уголовные дела по фактам невыплаты заработной платы»[60]. Приведённые положения международно-правовых актов так до сих пор остались практически не восприняты. При внесении в 2007 году существенных изменений в законы, российский прокурор не был ограничен в общенадзорных полномочиях, но в досудебных стадиях уголовного процесса оказался лишен присущих ему полномочий по решению вопроса о возбуждении уголовных дел и начале уголовного преследования, что в корне противоречит международно-правовым нормам, договорам и выработанным направлениям. При этом, как следует из многочисленных интервью Генерального прокурора (включая вышеизложенное), он не особо и ратует за конкретизацию прокурорских полномочий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: