Заблудиться

Детский центр, Нагакута, Аичи, Япония [2, С. 163]


36 Глава 3. Здание


КОМНАТЫ-КЛАССЫ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ


Подробнее рассмотрим особенности и требования, предъявляемые к некоторым учебным помещениям.

В блоках для всех возрастных групп желательно организовать при каждой учебной комнате туалет (1 унитаз и умывальник).

Специализированные мастерские лучше располагать в блоке помещений для предшкольной подготовки детей (5-7 лет), а для младших до­школьников предусматривать универсальные поме­щения для художественного творчества (рис. 45).





Это специализированные помещения для занятий с детьми, предназначенные для поочередного использования всеми или несколькими детскими группами. Их наполняемость 7-10 человек. В лекотеке наполняемость групп в зависимости от сложности дефекта от 2 до 6 человек.

Оборудование основных помещений должно соответствовать росту и возрасту детей. В связи с этим помещения для занятий могут быть:

• универсальными (предназначенными для разновозрастных детей, включающими разновозрастные зоны с соответствующими размерами мебели);

• разными для каждой возрастной группы (выделенными в отдельные блоки).

Можно выделить следующие блоки учебных помещений.

1. Специализированные помещения (с подсобными
помещениями):

• художественные мастерские (рисунок и живопись; скульптура);

• театральная студия;

• залы (музыкально-танцевальный; физкультурный);

• компьютерный класс.

2. Помещения для групп раннего комплексного
развития
детей от 8 мес. до 3 лет:

• одно помещение, предназначенное для
разных видов деятельности с ярко выраженными
зонами.

3. Помещения для групп развития детей 3-5 лет:

• 3-4 помещения для групповых занятий.

4. Помещения для групп предшкольной подготовки
детей 5-7 лет:

• 3-4 помещения для групповых занятий.

5. Помещения для лекотеки (коррекция дефектов
развития):

• 3-4 помещения для групповых занятий, сблокированных с кабинетами для индивидуальных занятий со специалистами (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог);

• небольшой зал для игр и тренингов;

• медицинский кабинет.

6. Помещения для центра игровой поддержки
ребенка:

• 1-2 игровые комнаты (оснащенные оборудованием для разновозрастных детей);

• игротека (хранение и выдача игр и игрушек на дом).


Рис. 45.

Изостудия детского клуба «Мышеловка»,

Барселона. Испания:

а - рабочая зона;

б - общий вид изостудии

[5. С. 241. 243]



Глава 3. Здание 37



1ИЯ

Мастерские для акварельной живописи, рисунка и композиции должны иметь площадь из расчета не менее 4,0 м2 на 1 учащегося, высота помещения — не ниже 3,6 м. Желательно, чтобы в помещениях, где дети занимаются художественным творчеством, было обеспечено не только достаточное естественное освещение, но и предусмотрена визуальная связь с парковой зоной (рис. 46).

К мастерским живописи и рисунка непосредственно должна примыкать кладовая площадью не менее 9 м2.



Рис. 46.

Пример решения оконных проемов в виде разноцветных рам, заключающих отдельные фрагменты паркового пейзажа Групповая комната детского сада в Центральном парке. Швейцария [5, С. 198]

Рис. 47.

Творческие мастерские:

1 - мастерская рисунка и живописи;

2 - мастерская скульптуры;

3 - кладовая;

4 - кладовая гипса;

5 - кладовая глины, отходов [10, С. 81]


Мастерские лепки должны иметь площадь не менее 3,6 м2 на 1 учащегося. При мастерских лепки должно быть выделено изолированное отделение обжига, оборудованное механической вытяжной вентиляцией. При мастерской лепки должны быть две кладовые для хранения глины и гипса (рис. 47).

Мастерские должны быть оборудованы умывальниками с подводкой горячей и холодной воды; мастерские рисования и лепки необходимо оборудовать двумя умывальниками, один из них - с раковиной и широким столом (рис.48).

Для самых маленьких скульпторов можно предусмотреть класс-песочницу (рис. 49).






Рис. 48.

Умывальная зона детского сада,

Фуджи, Шизуока, Япония [5, С. 17]


Рис. 49,

Класс-песочница на игровой площадке, Сидней, Нью-Йорк, США

[2, С, 19]


38 Глава 3, Здание




В блок помещений предшкольной подготовки (5-7 лет) можно включить компьютерно-игровой комплекс (КИК), который, кроме компьютерного класса, где установлена техника, может включать игровую комнату с зоной психологической разгрузки. В КИК дошкольники занимаются по адаптированной программе, изучают азы информатики, осваивая текстовый редактор «Блокнот» и графический редактор «Paint». Они получают первоначальные сведения о компьютерах и областях их применения, изучают способы работы с информацией, развивают логическое и алгоритмическое мышление.

Оптимальная ориентация помещений для работы с компьютерами -северная, северо-восточная.

Зонирование групповых помещений

Так как занятия с малышами обычно проводятся в игровой форме или сопровождаются сказкой, то помещения для групповыхзанятий желательно разделить на несколько функциональных зон (рис. 50-58), что, безусловно, увеличит расчетную площадь помещений в целом:

• зона для беседы, чтения сказок, просмотра фильмов;

* рабочая зона;

♦ зона для подвижных игр;

• зона для выставки.

Это разделение на зоны необходимо для того, чтобы педагогу можно было организовать последовательность проведения занятия и управлять процессом обучения, переключая внимание малышей с одного вида деятельности на другой. Так, например, малыш, увидевший на столе краски или разноцветный пластилин, уже не будет слушать ни объяснений, ни сказок взрослого, он будет действовать по своему усмотрению - рисовать и лепить то, что уже давно освоил.

Пространство класса должно иметь возможность трансформации, «преображения» в зависимости от игровой и сказочной мотивации каждого занятия, должно быть лишено «жесткого» центра («подиума» учителя), иметь возможность свободного перемещения во время занятия. При желании ребенок может уединиться в уголке отдыха, посидеть с принесенной из дома игрушкой, полистать любимые книжки, просто понаблюдать за другими детьми.

Далее рассмотрим некоторые приемы, исполь­зуемые для разделения групповых помещений на зоны различной деятельности (рис. 51-59),

Рис. 51.

Моментальная трансформация пространства группового

помещения Детского центра осуществляется с помощью

мобильных звукопоглащающих перегородок:

а. б, в- варианты трансформации пространства

группового помещения


Рис. 50.

Схема организации компьютерного класса [10. С. 79]

сканер


Глава 3. Здание 39




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: