Детский центр, Нагакута, Аичи, Япония [2, С. 163]
36 Глава 3. Здание
КОМНАТЫ-КЛАССЫ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
Подробнее рассмотрим особенности и требования, предъявляемые к некоторым учебным помещениям.
В блоках для всех возрастных групп желательно организовать при каждой учебной комнате туалет (1 унитаз и умывальник).
Специализированные мастерские лучше располагать в блоке помещений для предшкольной подготовки детей (5-7 лет), а для младших дошкольников предусматривать универсальные помещения для художественного творчества (рис. 45).
Это специализированные помещения для занятий с детьми, предназначенные для поочередного использования всеми или несколькими детскими группами. Их наполняемость 7-10 человек. В лекотеке наполняемость групп в зависимости от сложности дефекта от 2 до 6 человек.
Оборудование основных помещений должно соответствовать росту и возрасту детей. В связи с этим помещения для занятий могут быть:
• универсальными (предназначенными для разновозрастных детей, включающими разновозрастные зоны с соответствующими размерами мебели);
|
|
• разными для каждой возрастной группы (выделенными в отдельные блоки).
Можно выделить следующие блоки учебных помещений.
1. Специализированные помещения (с подсобными
помещениями):
• художественные мастерские (рисунок и живопись; скульптура);
• театральная студия;
• залы (музыкально-танцевальный; физкультурный);
• компьютерный класс.
2. Помещения для групп раннего комплексного
развития детей от 8 мес. до 3 лет:
• одно помещение, предназначенное для
разных видов деятельности с ярко выраженными
зонами.
3. Помещения для групп развития детей 3-5 лет:
• 3-4 помещения для групповых занятий.
4. Помещения для групп предшкольной подготовки
детей 5-7 лет:
• 3-4 помещения для групповых занятий.
5. Помещения для лекотеки (коррекция дефектов
развития):
• 3-4 помещения для групповых занятий, сблокированных с кабинетами для индивидуальных занятий со специалистами (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог);
• небольшой зал для игр и тренингов;
• медицинский кабинет.
6. Помещения для центра игровой поддержки
ребенка:
• 1-2 игровые комнаты (оснащенные оборудованием для разновозрастных детей);
• игротека (хранение и выдача игр и игрушек на дом).
Рис. 45.
Изостудия детского клуба «Мышеловка»,
Барселона. Испания:
а - рабочая зона;
б - общий вид изостудии
[5. С. 241. 243]
Глава 3. Здание 37
1ИЯ
Мастерские для акварельной живописи, рисунка и композиции должны иметь площадь из расчета не менее 4,0 м2 на 1 учащегося, высота помещения — не ниже 3,6 м. Желательно, чтобы в помещениях, где дети занимаются художественным творчеством, было обеспечено не только достаточное естественное освещение, но и предусмотрена визуальная связь с парковой зоной (рис. 46).
|
|
К мастерским живописи и рисунка непосредственно должна примыкать кладовая площадью не менее 9 м2.
Рис. 46.
Пример решения оконных проемов в виде разноцветных рам, заключающих отдельные фрагменты паркового пейзажа Групповая комната детского сада в Центральном парке. Швейцария [5, С. 198]
Рис. 47.
Творческие мастерские:
1 - мастерская рисунка и живописи;
2 - мастерская скульптуры;
3 - кладовая;
4 - кладовая гипса;
5 - кладовая глины, отходов [10, С. 81]
Мастерские лепки должны иметь площадь не менее 3,6 м2 на 1 учащегося. При мастерских лепки должно быть выделено изолированное отделение обжига, оборудованное механической вытяжной вентиляцией. При мастерской лепки должны быть две кладовые для хранения глины и гипса (рис. 47).
Мастерские должны быть оборудованы умывальниками с подводкой горячей и холодной воды; мастерские рисования и лепки необходимо оборудовать двумя умывальниками, один из них - с раковиной и широким столом (рис.48).
Для самых маленьких скульпторов можно предусмотреть класс-песочницу (рис. 49).
Рис. 48.
Умывальная зона детского сада,
Фуджи, Шизуока, Япония [5, С. 17]
Рис. 49,
Класс-песочница на игровой площадке, Сидней, Нью-Йорк, США
[2, С, 19]
38 Глава 3, Здание
В блок помещений предшкольной подготовки (5-7 лет) можно включить компьютерно-игровой комплекс (КИК), который, кроме компьютерного класса, где установлена техника, может включать игровую комнату с зоной психологической разгрузки. В КИК дошкольники занимаются по адаптированной программе, изучают азы информатики, осваивая текстовый редактор «Блокнот» и графический редактор «Paint». Они получают первоначальные сведения о компьютерах и областях их применения, изучают способы работы с информацией, развивают логическое и алгоритмическое мышление.
Оптимальная ориентация помещений для работы с компьютерами -северная, северо-восточная.
Зонирование групповых помещений
Так как занятия с малышами обычно проводятся в игровой форме или сопровождаются сказкой, то помещения для групповыхзанятий желательно разделить на несколько функциональных зон (рис. 50-58), что, безусловно, увеличит расчетную площадь помещений в целом:
• зона для беседы, чтения сказок, просмотра фильмов;
* рабочая зона;
♦ зона для подвижных игр;
• зона для выставки.
Это разделение на зоны необходимо для того, чтобы педагогу можно было организовать последовательность проведения занятия и управлять процессом обучения, переключая внимание малышей с одного вида деятельности на другой. Так, например, малыш, увидевший на столе краски или разноцветный пластилин, уже не будет слушать ни объяснений, ни сказок взрослого, он будет действовать по своему усмотрению - рисовать и лепить то, что уже давно освоил.
Пространство класса должно иметь возможность трансформации, «преображения» в зависимости от игровой и сказочной мотивации каждого занятия, должно быть лишено «жесткого» центра («подиума» учителя), иметь возможность свободного перемещения во время занятия. При желании ребенок может уединиться в уголке отдыха, посидеть с принесенной из дома игрушкой, полистать любимые книжки, просто понаблюдать за другими детьми.
Далее рассмотрим некоторые приемы, используемые для разделения групповых помещений на зоны различной деятельности (рис. 51-59),
Рис. 51.
Моментальная трансформация пространства группового
помещения Детского центра осуществляется с помощью
мобильных звукопоглащающих перегородок:
а. б, в- варианты трансформации пространства
|
|
группового помещения
Рис. 50.
Схема организации компьютерного класса [10. С. 79]
сканер
Глава 3. Здание 39