Рис. 56.
Прием выделения функциональных зон за счет
островного размещения объемов подсобного назначения
в пространстве группового помещения
Детский сад. Мурсия, Испания
[ http://coolboom. netAag/murcia/]
Рис. 57.
Экстравагантный пример заключения функциональных зон
в контейнеры, имеющие различные варианты сопряжения между
собой: объединение зон для игр и изодеятепьности, изоляция
зоны для просмотра фильмов
Детский клуб «Мышеловка», Барселона, Испания [5, С. 240]
Ш.:.. Шя?Ж... Ш'Ж\ |
Рис. 58.
Школа
для малышей
«Восход солнца»,
Вали, Индонезия
[5, С. 191]
Рис. 59.
Приемы выделения функциональных зон:
а - решение классов по принципу
больших «квартир» с выделением
зоны для занятий (1), зоны для игр (2),
вспомогательных помещений (3):
б - расчленение пространства на зоны
различной деятельности с помощью
пластичной игровой скульптуры
[12, С. 16]
42 Глава 3. Здание
ЗАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
Залы для музыкальных занятий, хореографии, гимнастики могут быть общими для разновозрастных групп.
|
|
Следуетпредусмотретьдва зала (универсальный музыкально-танцевальный и физкультурный) площадью не менее 75 м2 каждый (из расчета 3-4 м2 на одного учащегося), высота залов должна быть не менее 4 м.
Необходимо предусмотреть раздевальные для девочек и мальчиков, которые оборудуются душевыми и туалетами (рис, 60).
Рис. 60. Блок помещений для хореографии: 1 - зал для занятий: 2 - раздевальные с душевыми и туалетами [10, С. 82] |
При залах оборудуют кладовые для хранения физкультурного и музыкального инвентаря площадью не менее 6 м2.
Рис. 61. Решение интерьера зала для ритмики Детский саб. Фуджи, Шизуока Япония [5, С. 16]
КАБИНЕТЫ
Кабинеты для частных консультаций и индивидуальных занятий у специалистов (логопедов, психологов и др.) могут входить в зону помещений для групповых занятий по коррекции дефектов развития следующим образом:
• за счет блокировки с ними (рис. 63),
• путем выделения в специализированном классе отдельной зоны для консультаций (рис. 62).
Рис. 62
Выделение зоны для индивидуальных занятий в учебном помещении Детского центра, Лондон [5, С. 220]
Рис. 63.
Пример блокирования
кабинета и группового
помещения
Детский центр в Сиднее.
Нью-Йорк, США
[2, С. 20]
Глава 3. Здание 43 Isjf
Как уже упоминалось ранее, в школе развития учебные помещения, предназначенные для разных возрастных групп, необходимо выделять в автономные зоны, оборудованные соответственно возрасту детей разноразмерной мебелью. Если же такой возможности нет, то мебель должна быть универсальной.
В этом случае уместно использование столов-трансформеров, предназначенных для разных видов деятельности, у которых можно с легкостью регулировать высоту, кроме того, малыши самостоятельно могут производить их перестановку (рис. 64).
|
|
Рис. 64.
Многофункциональный
стол-трансформер
В заключение рассмотрения блока помещений школы развития можно выделить основные принципы компоновки ее структурных элементов.
Схема 6. ЗОНИРОВАНИЕ И ВЗАИМОСВЯЗИ
учебных (классов и кабинетов) и подсобных помещении
3.3.4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ БЛОКИ ПОМЕЩЕНИЙ
СЛУЖЕБНО-БЫТОВЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ
Для персонала школы развития должны быть выделены следующие помещения:
- кабинет директора;
- кабинет бухгалтера;
- кабинет врача;
- преподавательская с методкабинетом;
- мини-кухня для сотрудников;
- туалет для сотрудников.
Входы в санузлы не должны располагаться напротив входа в помещения для занятий или^ в непосредственной близости от них.
Все служебные и вспомогательные помещения, предназначенные для персонала детского театра, семейной библиотеки и семейного кафе, необходимо располагать в соответствующих им блоках помещений.
44 Глава 3. Здание
СЕМЕЙНАЯ БИБЛИОТЕКА И ВИДЕОТЕКА
Библиотека в Досуговом центре для малышей и родителей предназначена для семейного посещения, поэтому нужно учитывать тот факт, что родители придут выбирать книгу, видеофильм или новую компьютерную игру вместе с ребенком.
А это значит, что для создания интерьера читального зала надо найти новые, нетрадиционные архитектурно-планировочные решения и предусмотреть удобную организацию и приватность пространства для семейного чтения и просмотра. Здесь можно читать, обсуждать героев книг, играть (рис. 65-66).
Библиотека для малышей и родителей - это сочетание книжной библиотеки и электронной.
Рис. 65.
В решении этих зальных помещений заложен принцип свободной планировки для создания атмосферы непринужденности и свободного общения посетителей: а - зал книжного магазина
«Малышовая республика»,
Шанхай, Китай
[ http://www. sako. co.jp/news/
news_top_us. html]; б - зал библиотеки
FF Architekten,
Лукенволд. Германия
[ http://coolboom. net/
architecture/luckenwalde-
library-by-ff-architekten/]; в - зал начальной школы,
Ричмонд, Великобритания
[5, С. 133]
в
Глава 3, Здание 45
Рис. 66.
в залах этих книжных магазинов можно не только купить книгу, но
и почитать ее с мамой, поиграть и просто хорошо провести время
Интерьеры книжных магазинов «Малышовая республика», Китай
[ http://www. sako. co.jp/news/news_top_us. html]:
а, б- элементы игрового оборудования книжного магазина
в Бейнджинг; в - зона для чтения книжного магазина в Тианджин; г - игровое пространство книжного магазина в Шеньянг
46 Глава 3. Здание
Рис. 67.
Прием организации приватных зон для индивидуальных занятий,
просмотра фильмов и компьютерных игр
Компьютерный зал Детского музея. Мехико, Мексика
[2, С. 130]
СЕМЕЙНОЕ КАФЕ с подсобными помещениями
Все основные функциональные группы
помещений в структуре Семейного кафе должны
иметь четкое зонирование и удобную функционально-
технологическую взаимосвязь посредством
производственных коридоров с исключением пресечений
людских и грузопотоков.
При этом осуществляется следующий производственный цикл: прием и хранение полуфабрикатов и сырья, тепловая обработка и оформление блюд, реализация продукции и обслуживания посетителей.
Этому циклу соответствуют следующие группы помещений.
1. Помещения для посетителей:
• умывальные, туалеты;
• обеденный зал;
• буфет-бар.
2. Производственные помещения:
• производственные цеха (горячий, холодный);
• раздаточная;
• моечные кухонной и столовой посуды;
• хлеборезка.
3. Помещения для приема и хранения продуктов:
• загрузочная;
• складские помещения (для сухих продуктов, овощей, инвентаря и тары);
|
|
• охлаждаемые камеры.
4. Административно-бытовые помещения:
• кабинет директора и бухгалтера;
• помещения персонала;
• гардеробные, душевые и туалет для персонала [10].
Для вертикальной транспортировки пищи на 2-3 этажи рекомендуется предусматривать грузовые подъемники.
Площадь обеденного зала (без раздаточной) следует принимать не менее 1,4 м2 на одно место в зале.
Библиотека включает в себя следующие помещения.
1. Помещения каталога и выдачи книг на дом. Помещение выдачи книг должно располагаться между книгохранилищем и читальным залом и может входить в состав читального зала. В нем следует предусмотреть место для книжной выставки и каталогов.
2. Читальный зал.
Читальный зал не должен быть проходным. Окна читального зала желательно ориентировать на парковую зону.
3. Видеотека.
Видеотека может включать в себя: помещение для индивидуальных просмотров (рис. 67) и помещение для коллективных просмотров.
4. Книго- и видеохранилище.
Рис. 68. Кафе в Детском це«1 а - бар; 6 - обеденная зона |
Книгохранилище целесообразно проектировать частично с открытым доступом к книгам. Закрытое книгохранилище должно размещаться в самостоятельном непроходном помещении. Связь открытой части книгохранилища с читальным залом может осуществляться либо непосредственно, либо через помещение выдачи книг.
Глава 3. Здание 47
к>
ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
В учебном центре для взрослых можно выделить следующие блоки помещений.
1. Школа молодых родителей.
Площадь лекционных аудиторий определяется из расчета 0,8 м2на одного посетителя.
2. Курсы профессиональной подготовки нянь,
гувернеров и специалистов, работающих с детьми.
Могут использовать те же лекционные аудитории, что и
для школы молодых родителей.
При значительном количестве взрослых учащихся можно предусмотреть одну большую специализированную аудиторию, рассчитанную на 150 мест (рис. 69).
ПУНКТЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОСЕТИТЕЛЕЙ
Пункты обслуживания посетителей могут быть следующими.
|
|
1. Консультативные пункты для родителей с привлечением квалифицированных специалистов.
2. Бюро по найму нянь, гувернеров и других специалистов для работы с детьми на дому.
3. Бюро по организации и проведению праздников, экскурсий и др.
Рис. 69.
Функционально-габаритные схемы лекционной аудитории на 150 мест (план, разрезы) [10, С. 83]
План
Разрез по 1-1
Разрез по 2-2