Дидье жюлиа. Философский словарь: пер. С франц. – М. : междунар. Отношения, 2000. - 544 С. 5 страница

МАРКУЗЕ (Герберт): американский философ немецкого происхождения (Берлин, 1898 — Штарнберг, близ Мюн­хена, 1979). Ученик Гуссерля, защитивший диссертацию о Гегеле — «Онтология Гегеля и философия истории» (1932). В 1933 г. эмигрировал из Германии и поселился в Соединенных Штатах. Преподавал в Бостоне (1954), затем в Сан-Диего и Калифорнии (1965). Его мысль представляет собой критику как индустриальной цивилизации, так и бю­рократии социалистических государств. Широко известна его критика «потребительского общества», «манипулирую­щего умами» в процессе массового потребления и образова­ния. Его мысль наследует у Маркса объект (отчужденное сознание), а у Фрейда — метод. Рассматривал «подавление», во фрейдистском смысле (сознательное отклонение в резуль­тате «подстрекательства» психики — в отличие от вытесне­ния, которое бессознательно), как тайну «не только индиви-

да, но и цивилизации». Маркузе призывает к освобождению сознания, сетуя на то, что в экономически развитых странах революционный Дух нейтрализован отсутствием идеологии, способной организовать массы. Сочинения: «Разум и рево­люция» (1941), «Эрос и цивилизация» (1955), «Советский марксизм» (1958), «Одномерный человек» (1964), «Контр­революция и бунт» (1973).

МАРСЕЛЬ (Габриель): французский философ (Париж, 1889 — там же, 1973). Примыкал к экзистенциализму — фило­софии, в основе которой лежит описание человеческих си­туаций и чувств. Христианский характер его мысли сбли­жает его с Къеркегором и Ясперсом. Рефлексия Марселя направлена прежде всего на человеческие отношения (здесь фундаментальным понятием является верность) и на по­нятие другого, выводящее на понятие Бога. Его сочинения: «Экзистенция и объективность» (1914), «Метафизический дневник» (1914-1923), «Быть и иметь» (1918-1933), «От от­каза к мольбе» (1940), «Homo viator» (1944), «Метафизика Ройса» (1945), и несколько театральных пьес, в частности: «Человек Божий» (1925), «Высокогорный путь» (1936), «Рим теперь не в Риме» (1951), «Жаждущие сердца» (1953).

МАТЕМАТИКИ (философия): рефлексия, исходящая из анализа математического умозаключения, чтобы вы­вести из этого общую теорию функционирования че­ловеческого ума. Что является объектом математики? Мы знаем, что математика начала развиваться в Египте (двадцать веков до Р.Х.) с целью перераспределения участков земли, которое приходилось производить каждый год после разли­ва Нила. Так родилась геометрия в этимологическом смысле этого слова (измерение земли). Наука о числах и измерение фигур были открыты пифагорейцами (VI в. до Р.Х.). Теорема Пифагора была открыта в процессе наблюдения над треу­гольными плитами, которыми был вымощен пол в домах. Математическое доказательство конструирует определен­ный объект с линейкой и циркулем. Греческий философ Зенон из Элей (V в. до Р.Х.) своими знаменитыми парадок­сами {«Ахилл и черепаха», стрела, не попадающая в цель) уже тогда хотел доказать, что движение — это реальность

для чувств, но что его нельзя помыслить, что оно не сущест­вует рационально; он утверждал, что мир разделяет чувствен­ную реальность и реальность математическую, или логичес­кую. Однако должно было пройти двадцать веков, прежде чем Декарт (XVII в.) заменил математическим анализом простое построение фигур, так что на смену фигурам при­шли уравнения. Лейбниц (XVII в.), изобретая исчисление бесконечно малых величин (одновременно с Ньютоном), по­мещает математический объект за пределы допустимого чувственного представления. Отныне математические сис­темы будут развиваться независимо от любых соотношений с чувственной реальностью: если Евклид («Начала геомет­рии», IIIв. до Р.Х.) опорой для своей геометрии сделал аксиомы (аксиома — это самоочевидный принцип), мате­матики будут исходить из постулатов (чисто абстрактных принципов), ценность которых измеряется исключительно полнотой тех следствий, которые можно из них вывести. Так, русский математик Лобачевский (1792-1856) построит свою систему исходя из гипотезы (или постулата), что мож­но провести не одну только, но бесконечное множество параллельных линий к прямой в одной точке. Немецкий математик Риман будет исходить из противоположного постулата (невозможно провести ни одной параллельной прямой к прямой в одной точке), чтобы построить новую геометрическую систему, вообще не соответствующую вос­принимаемой нами реальности, но абсолютно когерентную. Считается, что математическая истина имеет гипотетико-дедуктивную природу: смысл термина определяется лишь через его отношения с другими терминами. Математическая истина определяется теперь не как соответствие мысли ре­альности, но как самосогласованность мысли в комбинациях знаков или символов, выводимых из правил (или аксиома­тик), постулированных вначале. Математика и реаль­ность. Стоит заметить, что Эйнштейн смог построить свою теорию относительности лишь в опоре на геометрию Рима-на и что только на основе его исчислений стала возможной разработка атомной бомбы (против использования которой он всегда выступал). «Самое удивительное, — писал Эйнш­тейн,— то, что самые формальные, самые абстрактные ма­тематические умозаключения, в конце концов всегда рас-

ширяют наше знание о мире». «Самая непостижимая вещь — это то, что мир постижим». Это чудо соответствия самого сложного математического формализма и реальности мира воспринималось Эйнштейном как «космический религиоз­ный опыт», делающий возможным «самые мощные и благо­родные научные исследования». Это чувство, которое можно назвать общностью природы разума и опыта, было описано уже Кантом в его работе «Критика способности суждения» (1790) в форме эстетического чувства. Математика и фило­софия. Декарт в «Рассуждении о методе» (1637) попытался применить к философскому размышлению метод, позволяю­щий математически связать ясные и очевидные положения. «Эти длинные цепочки таких простых и легких доводов, которыми обычно пользуются геометры в своих наислож­нейших доказательствах, навели меня на мысль, что все те вещи, которые попадают в поле человеческого познания, соединяются точно так же и что если только мы воздержим­ся от того, чтобы считать какую бы то ни было из них истин­ной, и будем сохранять последовательность, необходимую для выведения одних из других, то самые далекие вещи ока­жутся достижимыми и самые скрытые можно будет рас­крыть». Лейбниц на протяжении всего своего творчества (начиная с «De arte combinatoria», 1666 вплоть до «Новых опытов о человеческом разуме», 1704) мечтал определить логику или комбинаторику человеческих мыслей, «универ­сальную математику», или «искусство непогрешимости», которое позволило бы связать суждения «таким образом, чтобы мы были уверены в безошибочности». Стоит заме­тить, что мировоззрение Лейбница, изложенное в его фило­софии («Монадология», 1714), исходит из размышления над исчислением бесконечно малых. Неокантианство Мар-бургской школы (вторая половина XIX в.) развивало кан­тианскую теорию познания, воспринятую как размышле­ние над физикой Ньютона, в направлении математической логики, в которой должны отразиться высшие функции ума. Философия математики, как правило, представляет собой анализ умственных операций при математическом построе­нии, или эпистемологию математики. Именно в таком виде она была изложена в «Principia Mathematica» (1910- 1913) Рассела и во Франции в переводе Кавайеса вы-

полненном, в частности, Дезанти. См. Умозаключение, Логика.

МАТЕРИАЛИЗМ: учение, по которому существует лишь одна субстанцияматерия. Противостоит спириту­ализму, для которого дух образует вполне реальную суб­станцию. Материализм и спиритуализм«онтоло­гические» учения о природе «бытия» и реальности; их противостояние не следует путать с противостояни­ем идеализма и реализма■ «гносеологических» учений об основаниях познания. Как правило, материализм отри­цает существование души, потустороннего мира и Бога. Что касается мысли, она предстает здесь как «вторичная дан­ность», которая либо сводится к чисто материальным фак­там (Демокрит), либо отрицается ее реальность и в ней ви­дят что-то вроде иллюзии («эпифеномен»), либо объясняют ее происхождение из материи (диалектический материа­лизм). Материализм отказывается признавать специфику физики (сводя, например, духовное открытие той или иной идеи к физико-химической реакции мозга) и рассматрива­ет знание о человеке просто как продолжение познания природы. Здесь недопустим любой «понимающий» подход к духовной и человеческой реальности. См. Эпифеномен, Марксизм, Материализм диалектический.

МАТЕРИАЛИЗМ ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ: теория, выводя­щая происхождение духа из материальных феноменов.

Диалектический материализм отнюдь не считает дух просто отражением природы, что имело место в догматическом ма­териализме; он «диалектичен» в том смысле, что дух и при­рода объясняются одно из другого и образуют исходную целостность, конкретные формы которой поднимаются от сенсорного впечатления к высшей форме сознания, и этапа­ми этого восхождения будут кинестетическое ощущение (первичное чувство движения), рефлекс и животный разум; затем из подавляемой реакции рождаются сознание, язык и, наконец, разум и понятийное мышление. Именно в этом смысле Ленин полагал, что понятия — высший продукт де­ятельности головного мозга, который в свою очередь сам является высшим продуктом материи. Диалектический мА-

териализм, таким образом, — пространная теория эволю­ции, объясняющая человека и духовные феномены (такие, как познание, религия) на основе движения материи, у истоков которого лежит ощущение. Иначе говоря, диалекти­ка предстает здесь как научный метод, позволяющий познать происхождение жизни из материи и духа из жизни. Таковы интерпретации советских марксистов — таких как Кам-мари или «Философский словарь» Лудина и Розенталя. Эта теория, однако, оказывается несколько ограниченной: меж­ду каждым моментом эволюции, идущей от ощущения к мысли, предполагаются «качественные скачки», что озна­чает, что между ощущением и рефлексом, рефлексом и мыслью существует природное различие, объяснить кото­рое материализм бессилен и может лишь его констатиро­вать. Иными словами, диалектический материализм призна­ет факт природного различия между материей и жизнью, с одной стороны, и жизнью и духом, с другой стороны (когда он говорит о «качественных скачках»), но при этом гипоте­тически предполагает непрерывность развития. Это выража­ет не столько научный закон, сколько философскую гипоте­зу. Причем эта гипотеза не обладает внутренним единством и выражает скорее научный идеал. Диалектический матери­ализм не столько объясняет материализм, сколько выражает веру в истину материализма. См. Эпифеномен, Марксизм, Материализм.

МАТЕРИЯ: субстанция, для которой характерны протя­женность, делимость, вес и восприимчивость к формам любого вида. Именно в этом смысле Аристотель опре­делял материю как «потенциальную»реальность.Про­блема природы материи — это проблема науки (в частности, физики), а фундаментальной проблемой философии будет проблема природы духа {Бергсон «Мысль и движение: ме­тафизика и наука»): сферы философии и науки остаются совершенно различными и вполне определенными, так что спутать их невозможно.

«МАТЕРИЯ И ПАМЯТЬ»: произведение-Бергсона (1896), где изложены его психологические теории, в частности знаме­нитая теория памяти и «конуса» воспоминаний. Последняя

238 различает механическую память телесной природы и чистую память, локализованную не в мозге, но в бессознательном, откуда воспоминания возникают по мере потребностей на­стоящего действия. Это произведение утверждает одновре­менно и реальность духа, и реальность материи и опреде­ляет отношение одного к другому на конкретном примере памяти. Бергсон намечает здесь общую теорию мировой эво­люции, изложенную им в «Творческой эволюции».

МАХ (Эрнст): австрийский физик и философ (Ширлиц — Турас, Молдавия, 1838 — Хар, близ Мюнхена, 1916). Пре­подавал математику, физику (в Грасе в 1864 г. и в Праге в 1867 г.), затем философию (в Вене, 1895 г.). В физике раз­работал новое определение понятия массы (два тела имеют одну и ту же массу, если они взаимодействуют таким обра­зом, что их действия равны и прямо противоположны). Его философия науки — эмпириокритицизм («Познание и за­блуждение», 1905) отводит позитивизму более инструмен­тальную роль в сфере механики. Развивает мысль, что наука не может достичь реальности и даже не ставит перед собой такую цель и что прогрессирует она лишь посредством по­исков экономии мысли. Его философия оказала глубокое влияние на ранние работы Эйнштейна, содержащие первые подступы к теории относительности, и на неопозитивизм Венской школы.

МЕГАЛОМАНИЯ: мания величия; форма мифомании, при которой индивид считает себя сказочно богатым, им­ператором или Богом. Как правило, при этом наблюда­ется склонность индивида к преувеличению как своих физических параметров (размеры тела, физические силы, сексуальная потенция), так и умственных спо­собностей и своей общественной значимости (поиск почетных наград и т.д.). Мегаломания может протекать в легкой форме, выражающейся в простых преувеличениях индивида, но она может также становиться систематической и развиваться вплоть до бреда, при котором индивид извра­щает или придумывает факты, которые должны оправдать его высокое самомнение. Как правило, мегаломания — это реакция на поражение: человек описывает личность, кото-

рой он мечтал стать, но не стал. Она может также соответ­ствовать ослаблению критического чувства, вызванного теми или иными отклонениями в организме (общий паралич, старческое слабоумие) или характерным психическим за­болеванием (паранойя, обостренная мания).

МЕГАРСКАЯ (школа): греческая философская школа, осно­ванная Евклидом из Мегары (ок. 400 до Р.Х.). Знаменита как школа диалектики, отсюда её второе название — «эристи-ческая» (спорящая). Ее учение сочетает мысли Сократа об идентичности Блага с идеями Парменида о единстве бытия. Платон в «Софисте» подверг эту доктрину критической рефлексии.

МЕЙЕРСОН (Эмиль): французский философ польского про­исхождения (Люблин, 1859 — Париж, 1933). Изучал химию сначала в Германии, затем во Франции, где и жил с 1882 г. Долгое время был заведующим отделом внешней политики в агентстве Havas, в 1890 г. заинтересовался философией на­уки. Написал: «Тождество и реальность» (1908), «О научном объяснении» (1921), «Релятивистская дедукция» (1925), «Движение мысли» (1931). Его основная мысль заключа­ется в том, что научное объяснение прогрессирует путем сведения к тождеству всех данных реального мира. Его фи­лософия — разновидность критического рационализма, сконцентрированного на напряженности между разумом и реальностью.

МЕЙНОНГ (Алексиус фон): австрийский философ (Лемберг, ныне Львов, 1853 — Грац, 1920). Профессор эксперимен­тальной психологии в Граце (1889), последователь Брента-но и феноменологии Гуссерля, развивал философию объек­та, противопоставляющую познанный объект процессу его познания (Gegenstandstheorie). Его сочинения: «О философ­ской науке и ее пропедевтике» (1885), «О возможности и правдоподобии» (1915), «О теории объекта» (1904).

МЕЛАНХОЛИЯ: беспричинная грусть. В философии немец­ких романтиков {Шеллинг, Шлегель) меланхолия со всеми заложенными в ней устремлениями означала аутентичное

чувство человеческого существования как жажды бесконеч­ного (Sehnsucht). В психологии меланхолия обозначает бо­лезненное состояние грусти и депрессии, свойственное цик-лотимическим характерам; ей подвержен примерно один процент населения, что говорит о ее довольно широком рас­пространении; она настигает индивида где-то между 30 и 40 годами и оказывается связанной с незначительным по­вреждением в области головного мозга, чаще всего наслед­ственного происхождения. Больной при этом чувствует себя недостойным, виновным во всех ошибках и требует себе строгого наказания. Эволюция болезни продолжается от 4 до 8 месяцев; повышенный риск самоубийства требует сроч­ного лечения — от психоанализа до психохирургии (заклю­чающейся в рассечении нервных волокон, объединяющих таламус с лобной долей коры головного мозга) или исполь­зования химических лекарственных препаратов.

МЕЛЬЕ (Жан), или кюре Мелье: французский философ-ма­териалист (Мазерни, близ Ретеля, 1664 — Энтрепиньи, близ Мезьера, 1729). Его рукопись, известная как «Завещание», тайно распространялась начиная с 1735 г., частично издан­ная сначала Вольтером (1762, 1768), затем Гольбахом (1772) и полностью опубликованная лишь в 1864 г. в Амстердаме (во Франции лишь в 1969 г.). Автор обличает несправедли­вый общественный строй, основой несправедливости кото­рого является собственность. Новый общественный строй должен строиться на общности благ.

МЕН ДЕ БИРАН (Мари Франсуа Пьер, настоящее имя — Гонтье де Биран): французский философ (Бержерак, 1766 — Париж, 1824). Администратор департамента Дордонь, де­путат, государственный советник. Основа его спиритуа­лизма — метод психологического анализа субъекта, осу­ществляемый с помощью непосредственной внутренней апперцепции, которая в свою очередь позволяет нам уловить наше «Я» как некую тенденцию, свободную спонтанность, единую и неразложимую. Его анализ силы воли внес сущест­венный вклад в философскую разработку проблемы воли. Его сочинения: «О влиянии привычки на способность мыс­лить» (1802), «О разложении мысли» (1805), «О непосред-

ственной апперцепции» (1807), «О соотношении физики и морали в человеке» (1814).

МЕНДЕЛЬСОН (Моисей): немецкий философ (Дессау, 1729—-Берлин, 1786). Система его мысли строится в тради­ции классического рационализма Просвещения, основан­ного на истинах разума вкупе с истинами факта, полученными из чувственного опыта. Знаменита его полемика с Лавате-ром, в которой он требовал признания специфики еврей­ских верований и практик в христианском государстве. Пытался реформировать иудаизм, модернизируя его. Его сочинения: «Философские беседы» (1755), «Письма об ощу­щениях» (1756), «Федон, или Бессмертие души» (1767), «Jerusalem oder Uber die religiose Macht und Judentum» («Иеру­салим, или О религиозной силе и иудаизме») [1783], «An die Freunde Lessings» («Моему другу Лессингу») [1786].

МЕНТАЛИТЕТ: способность духа, совокупность осново­полагающих верований индивида или коллектива. У

каждого общества — свой тип менталитета, но все они при­емлемы и логичны; понятие «примитивного менталитета», невосприимчивого к принципам разума, — всего лишь фик­ция, предрассудок одного общества в отношении к другому, выражающий в действительности лишь этнологическое не­допонимание (Леви-Строс, «Мысль дикаря», 1962).

МЕРЛО-ПОНТИ (Морис): французский философ (Рошфор-сюр-Мер, Шаранта-Маритим, 1908 — Париж, 1961), один из представителей экзистенциализма. Преподавал в Лионском университете (1945-1949), Сорбонне (1949-1952) и Коллеж де Франс с 1952 г. Применил «теорию формы» сначала к изучению поведения («Структура поведения», 1942), пока­зав взаимосвязанность физического и психического в че­ловеческом поведении, затем к исследованию восприятия, управляемого законами фона и формы («Феноменология восприятия», 1945). Влияние Гуссерля, в частности поздних его работ, глубоко отразилось на его мысли. Начиная с 1945 г. вместе с Сартром активно сотрудничает в журнале «Temps modernes». Его осмысление политических проблем, в част­ности марксизма, приводит его к довольно левым полити-

ческим убеждениям, но при этом он все-таки отмежевыва­ется от марксизма; тогда же он порывает с Сартром (1953). Его концепция человека, «ангажированного» в мире и исто­рии и размышляющего над природой этой «ангажирован­ности» [«Гуманизм и террор»; «Очерк коммунистических проблем» (1947), «Приключения диалектики» (1955), «Зна­ки» (I960)], его идея «хромой философии», удобно устроив­шейся между действием и мыслью, «бессмыслицей» и «аб­солютом», позволяют охарактеризовать его доктрину как размышление над человеком в его конкретной экзистенции, т. е. одновременно духом и телом, разумом и плотью, как «философию амбивалентности». Он стремился не к разре­шению проблем, но к их углублению, и, если взять его уче­ние в целом, углубил также и границы, отделяющие и объе­диняющие сознание и бессознательное. Перед смертью он задумал направить свою философию в новое русло, раз­мышляя над тем, как объединить жизненный опыт с про­думанной истиной (в произведении, которое должно было называться «Источник истины»), затем над языком, позволя­ющим нам абстрагироваться от мира и его представлять (в «Прозе мира», 1969), а кульминацией его философии долж­на была стать метафизика познания (в «Трансценденталь­ном человеке»).

МЕСТР (граф Жозеф де): французский политический дея­тель, писатель и философ (Шамбри, 1753 — Турин, 1821). Получил юридическое образование в Турине, был членом сената в Савойе (1774). Позднее —посол Сардинии в Санкт-Петербурге при Александре I. Здесь написаны его основные работы, в частности: «Эссе об основополагающем принципе политических конституций» (1810), «Анализ философии Бекона» (1836). Вместе с Боналъдом был одним из самых ярых противников Французской революции XVIII в. Разуму, которым столь озабочены философы и идеологи, он про­тивопоставил здравый смысл, веру и интуицию интеллек­туального сознания. Его философия истории, в основе ко­торой лежит божественный замысел, Провидение, близка теории Боссюе. Стоит также отметить его блестящую и остроумную «Переписку», опубликованную между 1856 и 1886 гг

МЕТАФИЗИКА (от гр. meta ta phusika — после физики) — [под таким заголовком были объединены трактаты Аристотеля, помещенные издателем после его «Фи­зики»]: познание переопричин и принципов вещей. Вот

уже почти 20 веков — от Платона до Декарта — фун­даментальной проблемой метафизики остается проблема существования и природы Бога, а метафизика средневековой схоластики даже прямо заявляет о себе как о «служанке те­ологии». Начиная с эпохи Возрождения, когда возникли и стали развиваться современные науки, в частности физика и математика, проблемой метафизики становится сущест­вование внешнего мира; метафизика пытается выяснить, как плоды творчества нашего ума (в частности, математики), могут реально прилагаться к миру; этот период длится от Декарта до Канта. Наконец, современная метафизика, начало которой положил Фихте и главный представитель которой на сегодняшний день — Хайдеггер, познает фун­даментальную проблему человека, его природы и его су­ществования; она рассматривает человека не только как дух и познание, но как субъекта действия, как занимающего j.определенную жизненную позицию в мире и человеческой истории. Проблема человека — это одновременно и пробле­ма его глубинной природы (метафизика существования или свободы), и проблема его отношений с другим (этика, фи­лософия «интерсубъективности», социология), и проблема смысла истории, в которой он должен участвовать (метафи­зика истории).

«МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ»: произведение Декарта, полное заглавие которого — «Размышления о пер­вой философии, где доказывается существование Бога и различие между душой и телом человека». Философия начи­нается с глубокого сомнения во всем, для того чтобы считать истинным только то, что в процессе познания ясно и четко предстает как таковое. Его первая уверенность связана с самим актом сомнения, который уже является актом мысли. Таким образом, мысль — первый объект истинного знания. В результате: «Я мыслю, следовательно я существую». Затем Декарт проверяет идеи, наполняющие разум; он раскрывает, в частности, идею бесконечного, автором которой никак не

может быть человеческий субъект; эта идея, в сущности, превосходящая нас самих, —- ощутимый знак такой реаль­ности, которая и сама нас превышает, т.е. существования Бога. Очевидность Бога, таким образом, — второе наше ис­тинное знание. Из самой этой идеи Бога, из его всемогу­щества и доброты философ выводит достоверность всех на­ших природных знаний: чувственных (восприятие мира) и даже сенсорных (восприятие своего тела). «Размышления» заключают в себе, таким образом, основы физики и медици­ны, опирающиеся на познание истины.

МЕТАФОРА: (от гр. metaphora — перенос): символичес­кое выражение, выражающее смысл вещи посредством образа. Бергсонутверждал, что, поскольку всякое понима­ние духовных и жизненных реалий — интуитивно по приро­де, выражающий их язык может быть лишь метафорическим. Так он оправдывал и форму собственной философии.

МЕТОД (от гр. metaк и odos — путь) [вопрос о мето­деэто вопрос о пути, о направлении исследования]: комплекс процессов, приводящих ум к определенному результату. «Методы» ума составили первичный предмет логики; среди естественных умственных ходов она выделила два очень общих процесса мысли: дедукцию (представля­ющую собой заключение от общего к частному) и индук­цию (с помощью которой ум переходит от частного к обще­му). Среди предельно общих движений мысли можно также выделить синтез и анализ. Изучение методов исследова­ния и научного познания — это предмет эпистемологии. Впервые она была систематически разработана Дж. Ст. Мил-лем (создавшим общую теорию познания в физике и вы­делившим в ней три момента: «наблюдение фактов», «ин­дукция гипотезы» и «экспериментальная проверка»). Метод философского познания, или рефлексивный метод, опреде­ляется как диалектика, т.е. как такой ход мысли, который ведет нас от одной идеи к прямо противоположной и так вплоть до познания истины. См. Диалектика, Рассуждение о методе, Эпистемология.

МЕТОДОЛОГИЯ: часть логики, изучающая методы различных сфер познания. Цель этого изучения — не

изобретение нового метода, но описание уже сущест­вующих и используемых на практике. См. Эпистемо­логия.

МЕХАНИЗМ: комбинация органов или функций для дос­тижения определенного результата. Механистическая теория сводит жизнь к совокупности органов, функциониру­ющих как винтики в машине. Так, Декарт в своей теории животных-машин рассматривал животных как комплекс простых механических реакций. В физике механика объяс­няет изменения, имеющие место при взаимодействии тел (Декарт), и противостоит «динамике», объясняющей их внутренними силами тел {Лейбниц).

МЕХАНИЦИЗМ: повсеместное применение машин. Меха­ницизм, заменивший ручной труд машинным, вызвавший разделение труда и стандартизацию всего, вплоть до жес­тов рабочего, значительно повысил производительность тру­да. Но все это ставит прежде всего социальную и педагоги­ческую проблему: проблему постоянной переквалификации рабочих для новых обязанностей и новых машин, что необ­ходимо при каждом новом витке технического прогресса. Проблема может быть решена только при условии надлежа­щего и достаточно общего образования, ведь только такое образование может позволить постоянно «переквалифици­роваться». Кроме того, механицизм ставит психологическую проблему адаптации к заводской среде, рассмотренную Фридманом в его работах «Куда ведет человеческий труд?» и «Человеческие проблемы индустриального механицизма». Анонимный и нередко подавляющий характер механическо­го труда, шумовой фон, скорость выполнения операций об­разуют вокруг человека универсум, выйти из которого мож­но только с помощью досуга, который становится насущно необходимым: так, развитие механицизма делает сегодня досуг (спорт, театр, кино, телевидение и Т.д.) все более и более необходимым и коренным образом меняет психологи­ческое равновесие современного человека, которое сегодня восстанавливается не столько трудом, сколько вне работы, в свободное время. См. Автоматизация, Досуг, Разделение труда.

МИД (Джордж Герберт): американский философ и психолог (Хадли, Массачусетс, 1863 —Чикаго, 1931). Профессор в Чи­каго (1894), немаловажная фигура в направлении прагма­тизма, один из пионеров социальной психологии. Его зада­чей было показать генезис и социальную природу концепции себя (self) и мысли (mind). Его лекции опубликованы после смерти учениками: «Дух, Я и общество» (1934), «Социальная психология» (1964), «Философия поступка» (1972).

МИЛИТАРИЗМ: чувство или учение, по которому воо­руженная сила должна быть главной поддержкой пра­вительства. Милитаризм (то, что Платон называл ти-мократией [от rp. time — страх], т.е. способ правления, основанный на стремлении к военным почестям, наподобие античного правления в Спарте, что сегодня именуется «во­енной хунтой» и что вызывает в памяти диктатуры в Цент­ральной и Южной Америке и вообще любой режим, в ос­нове которого лежит террор) противостоит демократии, легитимность которой основана не на силе, но на свободном согласии граждан. Первая основана на «государственном перевороте», вторая — на всеобщем избирательном праве и народной воле.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: