МАРКУЗЕ (Герберт): американский философ немецкого происхождения (Берлин, 1898 — Штарнберг, близ Мюнхена, 1979). Ученик Гуссерля, защитивший диссертацию о Гегеле — «Онтология Гегеля и философия истории» (1932). В 1933 г. эмигрировал из Германии и поселился в Соединенных Штатах. Преподавал в Бостоне (1954), затем в Сан-Диего и Калифорнии (1965). Его мысль представляет собой критику как индустриальной цивилизации, так и бюрократии социалистических государств. Широко известна его критика «потребительского общества», «манипулирующего умами» в процессе массового потребления и образования. Его мысль наследует у Маркса объект (отчужденное сознание), а у Фрейда — метод. Рассматривал «подавление», во фрейдистском смысле (сознательное отклонение в результате «подстрекательства» психики — в отличие от вытеснения, которое бессознательно), как тайну «не только индиви-
да, но и цивилизации». Маркузе призывает к освобождению сознания, сетуя на то, что в экономически развитых странах революционный Дух нейтрализован отсутствием идеологии, способной организовать массы. Сочинения: «Разум и революция» (1941), «Эрос и цивилизация» (1955), «Советский марксизм» (1958), «Одномерный человек» (1964), «Контрреволюция и бунт» (1973).
МАРСЕЛЬ (Габриель): французский философ (Париж, 1889 — там же, 1973). Примыкал к экзистенциализму — философии, в основе которой лежит описание человеческих ситуаций и чувств. Христианский характер его мысли сближает его с Къеркегором и Ясперсом. Рефлексия Марселя направлена прежде всего на человеческие отношения (здесь фундаментальным понятием является верность) и на понятие другого, выводящее на понятие Бога. Его сочинения: «Экзистенция и объективность» (1914), «Метафизический дневник» (1914-1923), «Быть и иметь» (1918-1933), «От отказа к мольбе» (1940), «Homo viator» (1944), «Метафизика Ройса» (1945), и несколько театральных пьес, в частности: «Человек Божий» (1925), «Высокогорный путь» (1936), «Рим теперь не в Риме» (1951), «Жаждущие сердца» (1953).
МАТЕМАТИКИ (философия): рефлексия, исходящая из анализа математического умозаключения, чтобы вывести из этого общую теорию функционирования человеческого ума. Что является объектом математики? Мы знаем, что математика начала развиваться в Египте (двадцать веков до Р.Х.) с целью перераспределения участков земли, которое приходилось производить каждый год после разлива Нила. Так родилась геометрия в этимологическом смысле этого слова (измерение земли). Наука о числах и измерение фигур были открыты пифагорейцами (VI в. до Р.Х.). Теорема Пифагора была открыта в процессе наблюдения над треугольными плитами, которыми был вымощен пол в домах. Математическое доказательство конструирует определенный объект с линейкой и циркулем. Греческий философ Зенон из Элей (V в. до Р.Х.) своими знаменитыми парадоксами {«Ахилл и черепаха», стрела, не попадающая в цель) уже тогда хотел доказать, что движение — это реальность
для чувств, но что его нельзя помыслить, что оно не существует рационально; он утверждал, что мир разделяет чувственную реальность и реальность математическую, или логическую. Однако должно было пройти двадцать веков, прежде чем Декарт (XVII в.) заменил математическим анализом простое построение фигур, так что на смену фигурам пришли уравнения. Лейбниц (XVII в.), изобретая исчисление бесконечно малых величин (одновременно с Ньютоном), помещает математический объект за пределы допустимого чувственного представления. Отныне математические системы будут развиваться независимо от любых соотношений с чувственной реальностью: если Евклид («Начала геометрии», IIIв. до Р.Х.) опорой для своей геометрии сделал аксиомы (аксиома — это самоочевидный принцип), математики будут исходить из постулатов (чисто абстрактных принципов), ценность которых измеряется исключительно полнотой тех следствий, которые можно из них вывести. Так, русский математик Лобачевский (1792-1856) построит свою систему исходя из гипотезы (или постулата), что можно провести не одну только, но бесконечное множество параллельных линий к прямой в одной точке. Немецкий математик Риман будет исходить из противоположного постулата (невозможно провести ни одной параллельной прямой к прямой в одной точке), чтобы построить новую геометрическую систему, вообще не соответствующую воспринимаемой нами реальности, но абсолютно когерентную. Считается, что математическая истина имеет гипотетико-дедуктивную природу: смысл термина определяется лишь через его отношения с другими терминами. Математическая истина определяется теперь не как соответствие мысли реальности, но как самосогласованность мысли в комбинациях знаков или символов, выводимых из правил (или аксиоматик), постулированных вначале. Математика и реальность. Стоит заметить, что Эйнштейн смог построить свою теорию относительности лишь в опоре на геометрию Рима-на и что только на основе его исчислений стала возможной разработка атомной бомбы (против использования которой он всегда выступал). «Самое удивительное, — писал Эйнштейн,— то, что самые формальные, самые абстрактные математические умозаключения, в конце концов всегда рас-
ширяют наше знание о мире». «Самая непостижимая вещь — это то, что мир постижим». Это чудо соответствия самого сложного математического формализма и реальности мира воспринималось Эйнштейном как «космический религиозный опыт», делающий возможным «самые мощные и благородные научные исследования». Это чувство, которое можно назвать общностью природы разума и опыта, было описано уже Кантом в его работе «Критика способности суждения» (1790) в форме эстетического чувства. Математика и философия. Декарт в «Рассуждении о методе» (1637) попытался применить к философскому размышлению метод, позволяющий математически связать ясные и очевидные положения. «Эти длинные цепочки таких простых и легких доводов, которыми обычно пользуются геометры в своих наисложнейших доказательствах, навели меня на мысль, что все те вещи, которые попадают в поле человеческого познания, соединяются точно так же и что если только мы воздержимся от того, чтобы считать какую бы то ни было из них истинной, и будем сохранять последовательность, необходимую для выведения одних из других, то самые далекие вещи окажутся достижимыми и самые скрытые можно будет раскрыть». Лейбниц на протяжении всего своего творчества (начиная с «De arte combinatoria», 1666 вплоть до «Новых опытов о человеческом разуме», 1704) мечтал определить логику или комбинаторику человеческих мыслей, «универсальную математику», или «искусство непогрешимости», которое позволило бы связать суждения «таким образом, чтобы мы были уверены в безошибочности». Стоит заметить, что мировоззрение Лейбница, изложенное в его философии («Монадология», 1714), исходит из размышления над исчислением бесконечно малых. Неокантианство Мар-бургской школы (вторая половина XIX в.) развивало кантианскую теорию познания, воспринятую как размышление над физикой Ньютона, в направлении математической логики, в которой должны отразиться высшие функции ума. Философия математики, как правило, представляет собой анализ умственных операций при математическом построении, или эпистемологию математики. Именно в таком виде она была изложена в «Principia Mathematica» (1910- 1913) Рассела и во Франции в переводе Кавайеса вы-
полненном, в частности, Дезанти. См. Умозаключение, Логика.
МАТЕРИАЛИЗМ: учение, по которому существует лишь одна субстанция — материя. Противостоит спиритуализму, для которого дух образует вполне реальную субстанцию. Материализм и спиритуализм — «онтологические» учения о природе «бытия» и реальности; их противостояние не следует путать с противостоянием идеализма и реализма — ■ «гносеологических» учений об основаниях познания. Как правило, материализм отрицает существование души, потустороннего мира и Бога. Что касается мысли, она предстает здесь как «вторичная данность», которая либо сводится к чисто материальным фактам (Демокрит), либо отрицается ее реальность и в ней видят что-то вроде иллюзии («эпифеномен»), либо объясняют ее происхождение из материи (диалектический материализм). Материализм отказывается признавать специфику физики (сводя, например, духовное открытие той или иной идеи к физико-химической реакции мозга) и рассматривает знание о человеке просто как продолжение познания природы. Здесь недопустим любой «понимающий» подход к духовной и человеческой реальности. См. Эпифеномен, Марксизм, Материализм диалектический.
МАТЕРИАЛИЗМ ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ: теория, выводящая происхождение духа из материальных феноменов.
Диалектический материализм отнюдь не считает дух просто отражением природы, что имело место в догматическом материализме; он «диалектичен» в том смысле, что дух и природа объясняются одно из другого и образуют исходную целостность, конкретные формы которой поднимаются от сенсорного впечатления к высшей форме сознания, и этапами этого восхождения будут кинестетическое ощущение (первичное чувство движения), рефлекс и животный разум; затем из подавляемой реакции рождаются сознание, язык и, наконец, разум и понятийное мышление. Именно в этом смысле Ленин полагал, что понятия — высший продукт деятельности головного мозга, который в свою очередь сам является высшим продуктом материи. Диалектический мА-
териализм, таким образом, — пространная теория эволюции, объясняющая человека и духовные феномены (такие, как познание, религия) на основе движения материи, у истоков которого лежит ощущение. Иначе говоря, диалектика предстает здесь как научный метод, позволяющий познать происхождение жизни из материи и духа из жизни. Таковы интерпретации советских марксистов — таких как Кам-мари или «Философский словарь» Лудина и Розенталя. Эта теория, однако, оказывается несколько ограниченной: между каждым моментом эволюции, идущей от ощущения к мысли, предполагаются «качественные скачки», что означает, что между ощущением и рефлексом, рефлексом и мыслью существует природное различие, объяснить которое материализм бессилен и может лишь его констатировать. Иными словами, диалектический материализм признает факт природного различия между материей и жизнью, с одной стороны, и жизнью и духом, с другой стороны (когда он говорит о «качественных скачках»), но при этом гипотетически предполагает непрерывность развития. Это выражает не столько научный закон, сколько философскую гипотезу. Причем эта гипотеза не обладает внутренним единством и выражает скорее научный идеал. Диалектический материализм не столько объясняет материализм, сколько выражает веру в истину материализма. См. Эпифеномен, Марксизм, Материализм.
МАТЕРИЯ: субстанция, для которой характерны протяженность, делимость, вес и восприимчивость к формам любого вида. Именно в этом смысле Аристотель определял материю как «потенциальную»реальность.Проблема природы материи — это проблема науки (в частности, физики), а фундаментальной проблемой философии будет проблема природы духа {Бергсон «Мысль и движение: метафизика и наука»): сферы философии и науки остаются совершенно различными и вполне определенными, так что спутать их невозможно.
«МАТЕРИЯ И ПАМЯТЬ»: произведение-Бергсона (1896), где изложены его психологические теории, в частности знаменитая теория памяти и «конуса» воспоминаний. Последняя
238 различает механическую память телесной природы и чистую память, локализованную не в мозге, но в бессознательном, откуда воспоминания возникают по мере потребностей настоящего действия. Это произведение утверждает одновременно и реальность духа, и реальность материи и определяет отношение одного к другому на конкретном примере памяти. Бергсон намечает здесь общую теорию мировой эволюции, изложенную им в «Творческой эволюции».
МАХ (Эрнст): австрийский физик и философ (Ширлиц — Турас, Молдавия, 1838 — Хар, близ Мюнхена, 1916). Преподавал математику, физику (в Грасе в 1864 г. и в Праге в 1867 г.), затем философию (в Вене, 1895 г.). В физике разработал новое определение понятия массы (два тела имеют одну и ту же массу, если они взаимодействуют таким образом, что их действия равны и прямо противоположны). Его философия науки — эмпириокритицизм («Познание и заблуждение», 1905) отводит позитивизму более инструментальную роль в сфере механики. Развивает мысль, что наука не может достичь реальности и даже не ставит перед собой такую цель и что прогрессирует она лишь посредством поисков экономии мысли. Его философия оказала глубокое влияние на ранние работы Эйнштейна, содержащие первые подступы к теории относительности, и на неопозитивизм Венской школы.
МЕГАЛОМАНИЯ: мания величия; форма мифомании, при которой индивид считает себя сказочно богатым, императором или Богом. Как правило, при этом наблюдается склонность индивида к преувеличению как своих физических параметров (размеры тела, физические силы, сексуальная потенция), так и умственных способностей и своей общественной значимости (поиск почетных наград и т.д.). Мегаломания может протекать в легкой форме, выражающейся в простых преувеличениях индивида, но она может также становиться систематической и развиваться вплоть до бреда, при котором индивид извращает или придумывает факты, которые должны оправдать его высокое самомнение. Как правило, мегаломания — это реакция на поражение: человек описывает личность, кото-
рой он мечтал стать, но не стал. Она может также соответствовать ослаблению критического чувства, вызванного теми или иными отклонениями в организме (общий паралич, старческое слабоумие) или характерным психическим заболеванием (паранойя, обостренная мания).
МЕГАРСКАЯ (школа): греческая философская школа, основанная Евклидом из Мегары (ок. 400 до Р.Х.). Знаменита как школа диалектики, отсюда её второе название — «эристи-ческая» (спорящая). Ее учение сочетает мысли Сократа об идентичности Блага с идеями Парменида о единстве бытия. Платон в «Софисте» подверг эту доктрину критической рефлексии.
МЕЙЕРСОН (Эмиль): французский философ польского происхождения (Люблин, 1859 — Париж, 1933). Изучал химию сначала в Германии, затем во Франции, где и жил с 1882 г. Долгое время был заведующим отделом внешней политики в агентстве Havas, в 1890 г. заинтересовался философией науки. Написал: «Тождество и реальность» (1908), «О научном объяснении» (1921), «Релятивистская дедукция» (1925), «Движение мысли» (1931). Его основная мысль заключается в том, что научное объяснение прогрессирует путем сведения к тождеству всех данных реального мира. Его философия — разновидность критического рационализма, сконцентрированного на напряженности между разумом и реальностью.
МЕЙНОНГ (Алексиус фон): австрийский философ (Лемберг, ныне Львов, 1853 — Грац, 1920). Профессор экспериментальной психологии в Граце (1889), последователь Брента-но и феноменологии Гуссерля, развивал философию объекта, противопоставляющую познанный объект процессу его познания (Gegenstandstheorie). Его сочинения: «О философской науке и ее пропедевтике» (1885), «О возможности и правдоподобии» (1915), «О теории объекта» (1904).
МЕЛАНХОЛИЯ: беспричинная грусть. В философии немецких романтиков {Шеллинг, Шлегель) меланхолия со всеми заложенными в ней устремлениями означала аутентичное
чувство человеческого существования как жажды бесконечного (Sehnsucht). В психологии меланхолия обозначает болезненное состояние грусти и депрессии, свойственное цик-лотимическим характерам; ей подвержен примерно один процент населения, что говорит о ее довольно широком распространении; она настигает индивида где-то между 30 и 40 годами и оказывается связанной с незначительным повреждением в области головного мозга, чаще всего наследственного происхождения. Больной при этом чувствует себя недостойным, виновным во всех ошибках и требует себе строгого наказания. Эволюция болезни продолжается от 4 до 8 месяцев; повышенный риск самоубийства требует срочного лечения — от психоанализа до психохирургии (заключающейся в рассечении нервных волокон, объединяющих таламус с лобной долей коры головного мозга) или использования химических лекарственных препаратов.
МЕЛЬЕ (Жан), или кюре Мелье: французский философ-материалист (Мазерни, близ Ретеля, 1664 — Энтрепиньи, близ Мезьера, 1729). Его рукопись, известная как «Завещание», тайно распространялась начиная с 1735 г., частично изданная сначала Вольтером (1762, 1768), затем Гольбахом (1772) и полностью опубликованная лишь в 1864 г. в Амстердаме (во Франции лишь в 1969 г.). Автор обличает несправедливый общественный строй, основой несправедливости которого является собственность. Новый общественный строй должен строиться на общности благ.
МЕН ДЕ БИРАН (Мари Франсуа Пьер, настоящее имя — Гонтье де Биран): французский философ (Бержерак, 1766 — Париж, 1824). Администратор департамента Дордонь, депутат, государственный советник. Основа его спиритуализма — метод психологического анализа субъекта, осуществляемый с помощью непосредственной внутренней апперцепции, которая в свою очередь позволяет нам уловить наше «Я» как некую тенденцию, свободную спонтанность, единую и неразложимую. Его анализ силы воли внес существенный вклад в философскую разработку проблемы воли. Его сочинения: «О влиянии привычки на способность мыслить» (1802), «О разложении мысли» (1805), «О непосред-
ственной апперцепции» (1807), «О соотношении физики и морали в человеке» (1814).
МЕНДЕЛЬСОН (Моисей): немецкий философ (Дессау, 1729—-Берлин, 1786). Система его мысли строится в традиции классического рационализма Просвещения, основанного на истинах разума вкупе с истинами факта, полученными из чувственного опыта. Знаменита его полемика с Лавате-ром, в которой он требовал признания специфики еврейских верований и практик в христианском государстве. Пытался реформировать иудаизм, модернизируя его. Его сочинения: «Философские беседы» (1755), «Письма об ощущениях» (1756), «Федон, или Бессмертие души» (1767), «Jerusalem oder Uber die religiose Macht und Judentum» («Иерусалим, или О религиозной силе и иудаизме») [1783], «An die Freunde Lessings» («Моему другу Лессингу») [1786].
МЕНТАЛИТЕТ: способность духа, совокупность основополагающих верований индивида или коллектива. У
каждого общества — свой тип менталитета, но все они приемлемы и логичны; понятие «примитивного менталитета», невосприимчивого к принципам разума, — всего лишь фикция, предрассудок одного общества в отношении к другому, выражающий в действительности лишь этнологическое недопонимание (Леви-Строс, «Мысль дикаря», 1962).
МЕРЛО-ПОНТИ (Морис): французский философ (Рошфор-сюр-Мер, Шаранта-Маритим, 1908 — Париж, 1961), один из представителей экзистенциализма. Преподавал в Лионском университете (1945-1949), Сорбонне (1949-1952) и Коллеж де Франс с 1952 г. Применил «теорию формы» сначала к изучению поведения («Структура поведения», 1942), показав взаимосвязанность физического и психического в человеческом поведении, затем к исследованию восприятия, управляемого законами фона и формы («Феноменология восприятия», 1945). Влияние Гуссерля, в частности поздних его работ, глубоко отразилось на его мысли. Начиная с 1945 г. вместе с Сартром активно сотрудничает в журнале «Temps modernes». Его осмысление политических проблем, в частности марксизма, приводит его к довольно левым полити-
ческим убеждениям, но при этом он все-таки отмежевывается от марксизма; тогда же он порывает с Сартром (1953). Его концепция человека, «ангажированного» в мире и истории и размышляющего над природой этой «ангажированности» [«Гуманизм и террор»; «Очерк коммунистических проблем» (1947), «Приключения диалектики» (1955), «Знаки» (I960)], его идея «хромой философии», удобно устроившейся между действием и мыслью, «бессмыслицей» и «абсолютом», позволяют охарактеризовать его доктрину как размышление над человеком в его конкретной экзистенции, т. е. одновременно духом и телом, разумом и плотью, как «философию амбивалентности». Он стремился не к разрешению проблем, но к их углублению, и, если взять его учение в целом, углубил также и границы, отделяющие и объединяющие сознание и бессознательное. Перед смертью он задумал направить свою философию в новое русло, размышляя над тем, как объединить жизненный опыт с продуманной истиной (в произведении, которое должно было называться «Источник истины»), затем над языком, позволяющим нам абстрагироваться от мира и его представлять (в «Прозе мира», 1969), а кульминацией его философии должна была стать метафизика познания (в «Трансцендентальном человеке»).
МЕСТР (граф Жозеф де): французский политический деятель, писатель и философ (Шамбри, 1753 — Турин, 1821). Получил юридическое образование в Турине, был членом сената в Савойе (1774). Позднее —посол Сардинии в Санкт-Петербурге при Александре I. Здесь написаны его основные работы, в частности: «Эссе об основополагающем принципе политических конституций» (1810), «Анализ философии Бекона» (1836). Вместе с Боналъдом был одним из самых ярых противников Французской революции XVIII в. Разуму, которым столь озабочены философы и идеологи, он противопоставил здравый смысл, веру и интуицию интеллектуального сознания. Его философия истории, в основе которой лежит божественный замысел, Провидение, близка теории Боссюе. Стоит также отметить его блестящую и остроумную «Переписку», опубликованную между 1856 и 1886 гг
МЕТАФИЗИКА (от гр. meta ta phusika — после физики) — [под таким заголовком были объединены трактаты Аристотеля, помещенные издателем после его «Физики»]: познание переопричин и принципов вещей. Вот
уже почти 20 веков — от Платона до Декарта — фундаментальной проблемой метафизики остается проблема существования и природы Бога, а метафизика средневековой схоластики даже прямо заявляет о себе как о «служанке теологии». Начиная с эпохи Возрождения, когда возникли и стали развиваться современные науки, в частности физика и математика, проблемой метафизики становится существование внешнего мира; метафизика пытается выяснить, как плоды творчества нашего ума (в частности, математики), могут реально прилагаться к миру; этот период длится от Декарта до Канта. Наконец, современная метафизика, начало которой положил Фихте и главный представитель которой на сегодняшний день — Хайдеггер, познает фундаментальную проблему человека, его природы и его существования; она рассматривает человека не только как дух и познание, но как субъекта действия, как занимающего j.определенную жизненную позицию в мире и человеческой истории. Проблема человека — это одновременно и проблема его глубинной природы (метафизика существования или свободы), и проблема его отношений с другим (этика, философия «интерсубъективности», социология), и проблема смысла истории, в которой он должен участвовать (метафизика истории).
«МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ»: произведение Декарта, полное заглавие которого — «Размышления о первой философии, где доказывается существование Бога и различие между душой и телом человека». Философия начинается с глубокого сомнения во всем, для того чтобы считать истинным только то, что в процессе познания ясно и четко предстает как таковое. Его первая уверенность связана с самим актом сомнения, который уже является актом мысли. Таким образом, мысль — первый объект истинного знания. В результате: «Я мыслю, следовательно я существую». Затем Декарт проверяет идеи, наполняющие разум; он раскрывает, в частности, идею бесконечного, автором которой никак не
может быть человеческий субъект; эта идея, в сущности, превосходящая нас самих, —- ощутимый знак такой реальности, которая и сама нас превышает, т.е. существования Бога. Очевидность Бога, таким образом, — второе наше истинное знание. Из самой этой идеи Бога, из его всемогущества и доброты философ выводит достоверность всех наших природных знаний: чувственных (восприятие мира) и даже сенсорных (восприятие своего тела). «Размышления» заключают в себе, таким образом, основы физики и медицины, опирающиеся на познание истины.
МЕТАФОРА: (от гр. metaphora — перенос): символическое выражение, выражающее смысл вещи посредством образа. Бергсонутверждал, что, поскольку всякое понимание духовных и жизненных реалий — интуитивно по природе, выражающий их язык может быть лишь метафорическим. Так он оправдывал и форму собственной философии.
МЕТОД (от гр. meta — к и odos — путь) [вопрос о методе — это вопрос о пути, о направлении исследования]: комплекс процессов, приводящих ум к определенному результату. «Методы» ума составили первичный предмет логики; среди естественных умственных ходов она выделила два очень общих процесса мысли: дедукцию (представляющую собой заключение от общего к частному) и индукцию (с помощью которой ум переходит от частного к общему). Среди предельно общих движений мысли можно также выделить синтез и анализ. Изучение методов исследования и научного познания — это предмет эпистемологии. Впервые она была систематически разработана Дж. Ст. Мил-лем (создавшим общую теорию познания в физике и выделившим в ней три момента: «наблюдение фактов», «индукция гипотезы» и «экспериментальная проверка»). Метод философского познания, или рефлексивный метод, определяется как диалектика, т.е. как такой ход мысли, который ведет нас от одной идеи к прямо противоположной и так вплоть до познания истины. См. Диалектика, Рассуждение о методе, Эпистемология.
МЕТОДОЛОГИЯ: часть логики, изучающая методы различных сфер познания. Цель этого изучения — не
изобретение нового метода, но описание уже существующих и используемых на практике. См. Эпистемология.
МЕХАНИЗМ: комбинация органов или функций для достижения определенного результата. Механистическая теория сводит жизнь к совокупности органов, функционирующих как винтики в машине. Так, Декарт в своей теории животных-машин рассматривал животных как комплекс простых механических реакций. В физике механика объясняет изменения, имеющие место при взаимодействии тел (Декарт), и противостоит «динамике», объясняющей их внутренними силами тел {Лейбниц).
МЕХАНИЦИЗМ: повсеместное применение машин. Механицизм, заменивший ручной труд машинным, вызвавший разделение труда и стандартизацию всего, вплоть до жестов рабочего, значительно повысил производительность труда. Но все это ставит прежде всего социальную и педагогическую проблему: проблему постоянной переквалификации рабочих для новых обязанностей и новых машин, что необходимо при каждом новом витке технического прогресса. Проблема может быть решена только при условии надлежащего и достаточно общего образования, ведь только такое образование может позволить постоянно «переквалифицироваться». Кроме того, механицизм ставит психологическую проблему адаптации к заводской среде, рассмотренную Фридманом в его работах «Куда ведет человеческий труд?» и «Человеческие проблемы индустриального механицизма». Анонимный и нередко подавляющий характер механического труда, шумовой фон, скорость выполнения операций образуют вокруг человека универсум, выйти из которого можно только с помощью досуга, который становится насущно необходимым: так, развитие механицизма делает сегодня досуг (спорт, театр, кино, телевидение и Т.д.) все более и более необходимым и коренным образом меняет психологическое равновесие современного человека, которое сегодня восстанавливается не столько трудом, сколько вне работы, в свободное время. См. Автоматизация, Досуг, Разделение труда.
МИД (Джордж Герберт): американский философ и психолог (Хадли, Массачусетс, 1863 —Чикаго, 1931). Профессор в Чикаго (1894), немаловажная фигура в направлении прагматизма, один из пионеров социальной психологии. Его задачей было показать генезис и социальную природу концепции себя (self) и мысли (mind). Его лекции опубликованы после смерти учениками: «Дух, Я и общество» (1934), «Социальная психология» (1964), «Философия поступка» (1972).
МИЛИТАРИЗМ: чувство или учение, по которому вооруженная сила должна быть главной поддержкой правительства. Милитаризм (то, что Платон называл ти-мократией [от rp. time — страх], т.е. способ правления, основанный на стремлении к военным почестям, наподобие античного правления в Спарте, что сегодня именуется «военной хунтой» и что вызывает в памяти диктатуры в Центральной и Южной Америке и вообще любой режим, в основе которого лежит террор) противостоит демократии, легитимность которой основана не на силе, но на свободном согласии граждан. Первая основана на «государственном перевороте», вторая — на всеобщем избирательном праве и народной воле.