озной — стала классической. Мысль Кьеркегора оказала глубокое влияние на современную философию (Хайдеггер, Ясперс, Барт, Сартр). Среди его произведений мы находим: «О понятии страха» (1844), «Этапы на жизненном пути» (1845), «Ненаучный и окончательный постскриптум к "Философским крохам"» (1846). Кьеркегор, предсказавший, что в будущем его будут читать, и много читать, тем не менее скромно определял себя как «поэта религии». В действительности он является ее героем.
Л
JIABATEP (Иоганн Каспар): швейцарский философ, поэт, оратор и протестантский теолог (Цюрих, 1741 — там же, 1801). Его работа об «Искусстве изучения физиономии» (1772), или «физиогномии», предлагает изучать характер и способности человека не по структуре его головы (так предлагал Галль, предшественник теории мозговых локализаций), но по живой и подвижной игре лица. Он предвосхищает скорее современную характерологию.
ЛАКАН (Жак Мари): французский врач и психоаналитик (Париж, 1901 — там же, 1981). В 1932 г. защитил диссертацию: «О параноидальном психозе в его отношении к личности». Десять лет преподавал в больнице Св. Анны в Париже, был ответственным за конференции в Высшей практической школе (1963), в 1964 г. основал свою собственную школу психоанализа. Часть его лекций, как правило устных, была издана в 1966 г. («Записи») и последовательно публикуется начиная с 1975 г. (Семинар). Девизом Лакана было: «возврат к Фрейду». Суть его теоретического наследия — в двух взаимосвязанных положениях: «бессознательное — это дискурс другого» и «бессознательное структурировано наподобие языка». Основываясь на них, он развивает, в частности, три темы: желание — это желание другого; внутренне присущий порядок, в котором эволюционирует каждое человеческое существо (его символика), определен речью, наподобие долга, который мы должны исполнить; желание — двигатель жизни, краеугольный камень бессознательного, и оно может существовать лишь благодаря чувству кастрации.
|
|
ЛАКАТОС (Имре): венгерский логик и философ (Будапешт, 1922 — Лондон, 1974). Ввел темы и понятия современной методологии. Его принципиальная проблема: как дать объ ективный отчет роста науки, независимого ни от какого соотношения с истиной? Его произведения: «Proofs and Refu tations, The Logic of mathematical Discovery» (1976, nepen. в 1979: «Доказательства и опровержения»), «Philosophical Papers» — Т. 1: «The Methodology of Scientific Research Prog rammes»; T. 2: «Mathematics, Science and Epistemology» (1978).
ЛАЛАНД (Андре): французский философ (Дижон, 1867 -Асньеры, 1963), главный редактор большого философского словаря — «Технический и критический философский ело варь» (1902-1923). Считал основным признаком прогресса — будь то интеллектуальный, моральный или общественный прогресс — рост общности между людьми. Автор различения, довольно долго считавшегося классическим, между «конституированным разумом» (повсеместно принятые принципы мысли и действия, различающиеся в зависимости от эпохи) и «конституирующим разумом» (неизменное ценностное суждение, определяющее моральное качество, позитивный результат эволюции эпохи). Им написаны: «Психология ценностных суждений» (1928), «Теории индукции и эксперимента» (1929), «Эволюционистские иллюзии» (1930), «Ра зум и нормы» (1948).
|
|
ЛАМАРК (Жан-Батист де Моне, шевалье де): французски й натуралист (Базантен-Ле-Пти, Сомма, 1744 — Париж, 1829). Отец трансформизма, предложивший теорию, объясняю щую эволюцию. Трудности, которые он встретил, пытаясь классифицировать коллекции низших животных из Музея естественной истории в Париже (где он возглавлял кафедру беспозвоночных животных) и выделить виды, навели его на мысль, что виды не создавались один за другим, но одни происходили из других: трансформировались вместе с изменением окружающей среды, вызывавшим у животных новые привычки; это изменение влекло за собой новые действия, которые, в свою очередь, вызывали изменения в развитии органов. Ламарк поясняет свою теорию примером с жира фом: когда земля иссохла, жирафу приходилось общипывать
листву деревьев; чтобы облегчить эту привычку, ноги его вытянулись, а заодно и шея, так что жираф теперь может общипывать листву даже на высоте 6 метров. «Первый закон» Ламарка, изложенный в «Зоологической философии» (1809), гласит: «У каждого животного, не перешагнувшего предел своего развития, частое и последовательное использование какого-либо органа постепенно укрепляет этот орган, развивает его, увеличивает в размерах и придает ему силу, пропорциональную длительности этого использования; тогда как постоянное пренебрегание использованием этого органа незаметно ослабляет его, разрушает и последовательно уменьшает его способности, так что в результате он совсем исчезает». Теория Ламарка строится на двух сомнительных постулатах: 1) использование и неиспользование, в соответствии с которыми потребность создает орган; 2) наследование приобретенных качеств под влиянием условий окружающей среды. См. Дарвинизм.
ЛАМЕННЕ (Фелисите Робер де): французский писатель и мыслитель (Сен-Мало, 1782 — Париж, 1854). Сын судовладельца из Сен-Мало. Ламенне воспитывал его дядя, обладавший обширнейшими познаниями. На него также оказала значительное влияние религиозность его старшего брата Жана-Мари. Долгие годы уединенной жизни во владениях Ля Шесней окончательно определили его призвание и закалили твердость его убеждений. Его первое произведение — «Размышления о положении Церкви во Франции в XVIII в. и о современном положении вещей» (1808), выявило его геологические убеждения, симпатизирующие Риму, — то, что обычно называют «ультрамонтанизмом». Спасаясь от преследований имперской полиции в период Ста дней, он эмигрирует в Гернесей. Но внезапно знаменитым его сделало «Эссе о безразличии в сфере религии» (1817-1823). Затем он написал эссе «О религии, рассматриваемой в ее отношениях с политическим и общественным порядком», в котором он требует предоставить католицизму полную свободу действий и впервые требует отделения церкви от государства. В 1832 и 1834 гг. его идеи были осуждены папой. Тогда он написал «Речи верующего» (1834) и «Книгу народа» (1838), где нашла отражение католическая сентимен-
тальность, которая должна была тронуть либеральные круги. Его гражданские похороны показали всю значительность того уважения, которое он вызывал к себе со стороны народа.
ЛАМЕТРИ (Жюльен Оффрой де): французский медик и фи лософ-материалист (Сен-Мало, 1709 — Берлин, 1751), дру< Фридриха II, короля Пруссии. Приложил к людям карте зианскую теорию животных-машин: «Человек-машина» (1748), «Человек-растение, скорее животные, чем машины» (1750), «Искусство наслаждения» (1751), «Метафизическая Венера» (1752).
|
|
ЛАМИ (Бернар): французский философ (Ле-Ман, 1640 -Руан, 1715). Оратор, профессор философии в Анжере, позднее генеральный викарий в Гренобле, преподаватель семинарии Сен-Маглуар в Париже (1686). Его произведения: «Новые размышления о поэтическом искусстве» (1668), «Трактат о величии вообще» (1680), «Беседы о науке» (1683), «Евангельская гармония» (1689), враждебно встреченная архиепископом Парижа.
ЛАМИ (Франсуа): французский теологи философ (Монтиро, Эр и Луар, 1636 — Сен-Дени, 1711). Бенедиктинец из Сен-Мора, преподавал в своем ордене, пропагандируя там философию Декарта. Им написаны: «Неверующий, приведенный к религии с помощью Разума» (1710), «.О познании и божественной любви» (1712).
ЛАНГЕ (Фридрих Альберт): немецкий философ (Вальд, близ г. Золинген, 1828 — Марбург, 1875), автор «Истории материализма» (1866).
ЛАНЬО (Жюль): французский философ (Метц, 1851 — Париж, 1894). Ратовал за метод рефлективного анализа, который на основе психологических фактов индивидуального сознания раскрывает их универсальный смысл. Его произведения, изданные посмертно, собраны в книгу «Знаменитые уроки». Здесь мы находим, в частности: «Лекцию об очевидности и уверенности», «Лекцию о суждении». Кульминация книги — «Лекция о Боге», пытающаяся при
мирить пантеизм и рационализм Спинозы с живым чувством человеческой свободы — наследием Декарта. Ален в 1925 г. написал «Воспоминания о Ж. Ланьо».
ЛАО-ЦЗЫ: китайский философ (VI-или V в. до Р.Х.). Легендарная личность. Архивариус при чжоусском дворе. Остро чувствуя упадок своей эпохи, он отправляется на Запад. Пересекая границу королевства, перед тем как навсегда покинуть страну, он диктует стражнику на заставе свое главное произведение — «Дао дэ цзин». Даосизм утверждает, что Лао-Цзы отправился в Индию, где его доктрина породила буддизм. «Дао дэ цзин» представляет собой трактат об основе всех вещей и «пути» или назначении человека.
|
|
ЛАРОШФУКО (Франсуа VI, герцог де): французский моралист (Париж, 1613 — там же, 1680). До смерти своего отца, Франсуа V (1650), носил титул «принца де Марсийака». Довольно типичный представитель французской аристократии XVII в., деливший жизнь между интригой эпохи Фронды и посещением литературных салонов. Хотя первое его произведение было написано в 1662 г. («Мемуары о дворцовых интригах при Людовике XIII»), знаменитым его сделали «Размышления, или Моральные изречения и максимы» (1664), переиздававшиеся в 1665, 1666, 1671, 1675 и 1678 гг. В них нашли отражение мизантропия автора и его личный опыт человеческой неблагодарности. За всеми человеческими действиями автор пытается усмотреть их движущую силу, имя которой — личный интерес. Влияние мадам де Лафайет, пришедшей на смену мадам де Сабле, заставило его смягчить чрезмерно безапелляционный характер некоторых его максим. Янсенистский мыслитель, Ларошфуко был также мастером слова: лаконичность максим — один из секретов его искусства.
ЛАСК (Эмиль): немецкий философ (Вадовице, Австрия, 1875 — Карпаты, на границе с Россией, 1915). Был профессором во Фрейбурге, позднее — в Гейдельберге (1910). Его философия представляет собой попытку преодолеть неокантианство и обосновать метафизику познания. В конечном счете, творчество приводит его к синтезу между кри-
209
тицизмом Канта и интуиционизмом феноменологии Гуссерля* Он был учителем Хайдеггера. Его полное собрание сочинений («Gesammelt Schriften», 1923) включает в себя, в частности, такие работы: «Идеализм Фихте и история» (1902), «Философия права» (1905), «Логика философии и теория категорий» (1911) и «Теория суждения» (1912).
ЛАШЕЛЬЕ (Жюль): французский философ (Фонтенбло, 1832 — там же, 1918). Агреже по литературе (1854) и философии (1863), доктор филологических наук (1854), профессор Высшей нормальной школы (1864-1875), на смену школьного и догматического преподавания Кузена он привнес личную и критическую рефлексию. Его размышление направлено, прежде всего, на основания нашего научного познания («Об основании индукции», 1871); он обнаружил, что для объяснения ценности индукции, с помощью которой наш ум переходит от случайности фактов к необходимости законов, необходимо предположить исходное соответствие между законами нашей мысли и структурой мира: тогда законы будут одновременно и законами нашего ума и законами природы; тогда можно провести параллель между нашими умозаключениями и природой вещей. Его знаменитая статья «Психология и метафизика» (1885) представляет собой глубокое размышление об основаниях человеческой мысли. Лашелье оказал значительное влияние на Ланьо, Алена, Александра, на рефлексивную философию и развитие кантианских исследований во Франции.
ЛЕ СЕНН (Рене): французский философ-спиритуалист (Эль-бёф, 1882 — Париж, 1954). Автор характерологии, основанной на интроспективном анализе. Его сочинения: «Введение в философию» (1925), «Долг» (1930); «Ложь и характер» (1930), «Препятствие и ценность» (1934), «Трактат по общей морали» (1943), «Трактат о характерологии» (1949).
ЛЕВИ-БРЮЛЬ (Люсьен): французский социолог (Париж, 1857 — там же, 1939). Известен своими работами «Примитивный менталитет» (1922) об африканских и австралийских неэволюционировавших обществах. В действительности понятие «примитивный менталитет» сегодня совершенно
исчезло из реестров социологии, изучающей более понятным и непредвзятым образом разнообразие человеческих культур (Леви-Строс будет говорить уже о спонтанной или «дикой» мысли, а не о форме примитивной мысли). Кроме того, им написаны: «Германия после Лейбница: очерк о развитии национального сознания в Германии» (1890), «Философия Якоби» (1894), «Философия Огюста Конта» (1900), «Мораль и наука о нравах» (1903).
ЛЕВИН (Курт): американский психолог немецкого происхождения (Могильно, Пруссия, 1890 — Ньютон, Массачусетс, 1947). Профессор Берлинского университета (1926), после возникновения нацистской угрозы эмигрировал в Соединенные Штаты (1932). Оставил классические темы психологии (воля, ассоциация, восприятие) ради изучения человеческого поведения в динамике. Разработал теорию «поля восприятия» и мотивации (представляющей собой комплекс напряжений, созданных взаимодействием индивидуальных и социальных сил). Позднее обратился к экспериментальному исследованию динамики группы. Представитель необихевиоризма. Его сочинения: «Динамическая теория личности» (1935), «Концептуальное представление и измеримость психологических сил» (1938), «Как разрешить общественные конфликты» (1948).
ЛКВИНАС (Эммануэль): французский философ (р. Каунас, Литва, 1905). Начиная с первых своих работ по феноменологии Гуссерля («Теория интуиции в феноменологии Гуссерля», 1930), Левинас остается верен принципам феноменологического «метода», таким как: 1) «описание» актов ума, его интенционалъности и аффектов (его «чувствительности»); 2) рефлексия, исходящая из субъекта. Левинас открыл Франции философию Хайдеггера («Открывая экзистенцию. С Гуссерлем и Хайдеггером», 1949). Его собственная философия существования, представляющая собой размышления о полноте мира («От существования к существующему», 1947; «Время и другой», 1948), берет за основу этику, фундаментальный опыт которой выражен во взгляде и лице другого («Тотальность и бесконечность»; «Очерки об экстериоризации», 1961). Кроме того, ему принадлежит се-
рия очерков об иудаизме, изложенных в работах «Трудная свобода» (1963), «Четыре чтения Талмуда» (1968), «Гуманизм и другой человек» (1972), «Не просто быть» (1974), «От сакрального к святому — пять новых чтений Талмуда» (1977).
ЛЕВИ-СТРОС (Клод): французский социолог и антрополог (р. Брюссель, Бельгия, 1908). Много раз бывал в Южной Америке, из чего сделал выводы, скорее общечеловеческие, чем социальные, изложенные в работах «Элементарные структуры родства» (1949) и «Грустные тропики» (1955). Сторонник социологического метода, основанного на понимании другого, получившего теперь название «социальной антропологии». Здесь социология перекликается с психологией, тем более что Леви-Строс предлагает провести психоанализ культур на основе легенд и религиозных мифов, составляющих их истинную базу, и таким образом определить тип личности, характерный для того или иного коллектива. Применил понятие структуры к этнологии, чтобы обобщенно понять социальное поведение. «Социальная структура» отличается от «социальных отношений»: это образец, физическое влияние, на основе которых обобщенно понимают себя социальные отношения. Им написаны:- «Структурная антропология» (1958), дополненная «Структурной антропологией Два» (1973). «Тотемизм сегодня и мысль дикаря» (1962) отмечает поворот в его творчестве и предвосхищает серию «Мифологий». Он тщательно исследует мифическую литературу американских индейцев в работах «Сырое и вареное» (1964), «От меда к пеплу» (1967), «Происхождение застольных манер» (1967), «Голый человек» (1971). Скрупулезно обосновывая единство человека самим разнообразием его культурных продуктов, Леви-Строс придал структурализму гуманистическое измерение, не признающее общественной эволюции и даже пессимистически оценивающее прогресс и будущее человека [«Раса и культура» (1971), «Тождество» (1977), «Путь масок» (1979)]. С 1959 г. занимал первую кафедру социальной антропологии в Коллеж де Франс (Фр. акад., 1973).
ЛЕВКИПП: греческий философ (ок. 460-370 до Р.Х.). Ученик Зенона Элепского, основоположник атомизма и механис-
тическогр материализма — теории, развитой его учениками: Демокритом, Эпикуром, позднее Лукрецием.
ЛЕГАЛЬНОСТЬ: свойство всего, что согласуется с положениями закона. Легальность сразу предполагает общественный закон, который может противоречить моральному закону (как в трагедии Софокла, где Антигона считает законным право похоронить своего брата, хотя это и противоречит государственному закону). Следовательно, «законность» может противоречить «легальности»: это происходит, когда правительство предает интересы нации.
ЛЕЙБНЩ1 (Готтфрид Вильгельм): немецкий философ и математик (Лейпциг, 1646 — Ганновер, 1716). Гений его развился довольно рано: в 15 лет он уже занимался схоластической философией и читал греческую и римскую литературу. Затем в Йене он изучает математику и открывает законы дифференциального исчисления. Оттуда переезжает в Альт-дорф, где изучает юриспруденцию. Его жизнь знаменательна не только философскими произведениями, но и математическими открытиями и активной политической деятельностью: в 1672 г. он отправляется в Париж, где пытается склонить Людовика XIV к идее завоевания Египта; в 1678 г. поддерживает права немецких принцев в Империи. Излагает Петру I план распространения среди его народов западной культуры, наконец, имеет касательство ко всем дипломатическим переговорам. Его математические открытия предопределили форму его философской мысли. «Новый метод определения максимумов и минимумов» (1684) излагает принципы исчисления бесконечно малых величин, что положило начало науке о движении, или «динамике». Лейбниц считал, что воспринимаемое нами движение выражает силу духовной природы и что только размышление о движении может приоткрыть нам метафизическую реальность, присутствие Бога в универсуме. Лейбниц также автор работ: «Размышления о познании, истине и идеях» (1684), где он отмежевывается от философии Декарта; «Новые опыты о человеческом разуме» (1701-1709), опубликованные в 1765 г., где изложена его теория познания; «Теодицея» (1710), в которой он излагает свою общую концепцию универсума. См. Монада.
ЛЕКЬЕ (Жюль): французский философ (Кентен, 1814 — Плерен, близ Сен-Бриё, 1862). Знаменитый выпускник Политехнической школы, он написал свою биографию. Его посмертное произведение — «Поиск первой истины» — было опубликовано в 1865 г. Согласованность науки и свободы, невозможность «подавить свободную волю, не подавив при этом науку, поскольку свободная воля — источник достоверности», все эти положения сделали Лекье одним из предшественников французского неокритицизма.
ЛЕНИНИЗМ: теоретическое наследие Ленина (1870-1924). Ленин дополнил теорию Маркса, согласно которой пролетарская революция должна иметь место прежде всего в высоко развитых капиталистических странах. Он привел доказательства того, почему рождение социализма должно произойти, наоборот, в слаборазвитых и преимущественно аграрных странах (таких как Россия, Китай и т.д.). Ленин расширил тезисы марксизма: он подчеркнул приоритетность развития средств производства, а также те внутренние противоречия, которые должны повлечь за собой падение капитализма, неизбежность при капиталистическом режиме периодических кризисов перепроизводства. «Детская болезнь левизны в коммунизме» (1920) излагает тактику революции, необходимость самокритики для партий пролетариата, которые всегда должны согласовывать свою теоретическую позицию с движением истории и последними событиями. По Ленину, марксизм всегда должен оставаться реалистической доктриной. Большевистская Октябрьская революция 1917 г. привела Ленина к власти, что вызвало расхождение его теорий с реальностью. В 1924 г. марксизм-ленинизм стал темой одного сочинения Сталина и в дальнейшем исследований Мао Цзэдуна.
ЛЕРУА (Эдуард): французский философ и математик (Париж, 1870 — там же, 1954). Последователь философии Бергсона. Его произведения: «Новая философия: Анри Бергсон» (1912), «Человеческие истоки и эволюция разума» (1928), «Проблема Бога» (1929), «Введение в исследование религиозной проблемы» (1944) (Фр. акад., 1945).
ЛЕССИНГ (Готхольд Эфраим): немецкий писатель и философ (Каменц, Саксония, 1729 — Брауншвейг, 1781). Примирил романтизм с немецким рационализмом. Его этическая теория истории, основанная на вере в моральный прогресс человечества, нашла отражение в произведении «Воспитание человеческого рода» (1780) и оказала глубокое влияние на философию Фихте.
ЛЕФЕВР (Анри): французский философ и социолог (Ажетмо, 1905 — там же, 1991). Сначала примыкал к французскому сюрреализму, затем занялся преподаванием (1930). В 1942 г. участвует в движении Сопротивления. Доктор филологии, глава исследований в C.N.R.S. (1949), преподавал социологию в Страсбурге и в Нантерё. Марксист и коммунист с 1928 г., исключен из партии в 1958 г. Его мысль в русле диалектического материализма («Формальная логика и диалектическая логика», 1947), размышления над основными вопросами современного марксизма («Критика повседневной жизни», Т. 1, 1947; Т.2, 1962) ведут к углублению актуальных отношений «повседневной жизни» и сопровождающих ее уровней «отчуждения». Лефевр развивает социологию потребностей и желаний. При этом он исходит из оценки «возможностей» и реконструирует историю, с тем чтобы направить свою научную разработку или волю к действительным переменам. Его произведения: «Социология Маркса» (1966), «Набег Нантера на вершину» (1968), «От деревенского к городскому» (1970), «О государстве» (4 тома, 1976-1978).
ЛЕФОР (Клод): французский философ (р. Париж, 1924). Один из основателей (1949) журнала «Социализм или варварство», где напечатаны его статьи, анализирующие тоталитаризм, позднее собранные в «Элементах критики бюрократии» (1871). Одна из задач его работы «Макиавелли» (1972) — определение взаимоотношения политики и идеологии. Им изданы посмертные произведения Мерло-Понти, а также: «Слишком человек» (1976), «Об отсутствующей колонне. Очерки о Мерло-Понти» (1978), «Формы истории» (1978), «Демократическое изобретение» (1981).
ЛИБИДО (лат. слово, обознач. желание): жизненная энергия, обеспечивающая вкус к жизни вообще, а также все по-
зитивные проявления жизни: сексуальную жизнь, произведения искусства, все формы творчества. Для Фрейда либидо связано почти исключительно с проявлениями сексуальной жизни, «вытеснение» которой может вызвать «девиацию» и «сублимацию», т.е. личностные отклонения; это фундаментальное положение, на основе которого он объясняет сны и все формы выражения бессознательного. Для современных психиатров либидо означает силу жизни в ее целостности, принцип всякого объяснения наших поступков как нормальных, так и патологических. В конечном счете, либидо — это жизненный инстинкт, объясняющий все активные формы поведения (творчество, предпринимательский дух, инстинкт самосохранения). Он противостоит «инстинкту смерти» — деструктивным наклонностям нашего существа.
ЛИОТАР (Жан-Франсуа): французский философ (р. Версаль, 1924). Сотрудничал в журнале «Социализм или варварство». Предмет его исследований — теория искусства, различные формы дискурса («Дискурс, фигура», 1971) и фрейдо-марк-сизм («Безотчетно-побудительные механизмы», 1973). Старается показать, что в основе политической экономии лежат желания и их изменения («Либидальная экономика», 191 А).
ЛИЧНОСТЬ: сознательная и свободная индивидуальность. Это определение охватывает сразу три элемента личности: уникальность (или индивидуальность), внутренний мир (или сознание) и автономность (или свобода). Понятие личности отличается от анонимного понятия персоны инумерического понятия индивида; вместе со всеми своими характеристиками личность — это, помимо всего прочего, объект морального уважения. С сугубо психологической точки зрения, анализ личности не сводится ни к наследственной физической конституции (Кречмер, Шелдон), ни к социальному влиянию. Она представляет собой структурированный комплекс врожденных (наследственность, конституция) и приобретенных (среда, образование и реакция на их влияние) положений, определяющих своеобразную адаптацию индивида к его окружению. Эта организация устанавливается и изменяется под влиянием биологического созрева-
ния (возраст, половое созревание, менопауза и т.д.) и личного опыта (социокультурные и аффективные условия). В действительности, понятие личности выходит за пределы всякого анализа: оно предстает как «сила влияния», как «центр излучения или сбора», который невозможно анализировать или судить объективно. Личность несводима ни к интеллекту, ни к типу характера. Во время второй мировой войны австралийская армия попыталась выявить тех, у кого были задатки «лидера», т.е. тех, кто способен проявить свою личность на фоне других людей. Для этого психологическая служба разработала целый ряд тестов («психометрические» или аналитические тесты); однако было замечено, что те, кто действительно брал на себя командование на поле боя, те, кто собирали вокруг себя людей, крайне редко относились к числу людей, выделенных с помощью тестов. Наоборот, из 100 директоров американских предприятий, подвергнутых тестам на выявление личности, 90 были признаны (по результатам тестов) «непригодными для руководства». Именно поэтому современные личностные тесты дополняют аналитические, или «психометрические», тесты, измеряющие ту или иную способность индивида (тесты на составление фигур, пазлы и т.д.) так называемыми «проекционными» тестами, пытающимися охватить личность в ее целостности; они приближаются к тестам на определение характера. Одним словом, личность остается практическим понятием; мы можем ее представить лишь как смутную силу, несводимую ни к интеллектуальным качествам, ни к таким типам характера индивида, как холерик, флегматик и т.д. Личность не анализируется, она познается и проявляет себя практически, с помощью тех или иных жизненных достижений (художественных, культурных, политических и т.д.) индивида. См. Характер.
ЛОГИКА: в классическом смысле — наука о законах мыс ли; в современном смысле — наука о формах дискурса.
Логика была представлена как искусство «правильным образом направлять разум при познании вещей, в целях как самообучения, так и обучения других» («Логика Пор-Рояля»). Логика — это преимущественно формальная наука о формах понятий, суждений и умозаключений. Подобная интер-
претация логики восходит к Аристотелю (384-322 до Р.Х.). В аристотелевском «Органоне» даны принципы и неизменные элементы формальной логики (теория силлогизма, дедукции, индукции): простейший элемент логики — идея,. или понятие; он определяется в параметрах объема и содержания. Содержание — совокупность характеристик, определяющих объект понятия; объем — совокупность существ, наделенных одними и теми же характеристиками. Например, понятие «собака» — это понятие животного, которое можно довольно точно описать; оно обладает множеством определенных характеристик (большим «содержанием»). Понятие «позвоночного» гораздо шире (обладает большим «объемом»), но оказывается гораздо менее определенным; следовательно, содержание обратно пропорционально объему. Суждение определяется как отношение между двумя понятиями; умозаключение — как отношение между двумя или несколькими суждениями. Таковы три основных элемента формальной логики. Кант (1724-1804) является основопо-- ложником трансцендентальной, или материальной, логики, представляющей собой исследование мысли в ее приложении к реальности, что нашло отражение в «методах» математических или физических наук. Сегодня формальная логика как часть математики называется логистикой. Если формальная логика исходит из языка, то логистика устанавливает систему знаков или символов, переведенных в формы мысли, и комбинирует их по правилам, образующим собственную аксиоматику, при этом дополнительно абстрагируясь от их смысла. На эту тему можно прочитать «Введение в современную логику» (1968) Р. Бланше. См. Математика. Философия. Умозаключение.
ЛОГИСТИКА: математическая логика в форме алгоритма. Этот термин, выработанный в 1904 г. на Конгрессе логиков в Женеве, пришел на смену таким выражениям, как «математическая логика», или «алгоритмика», «алгебра логики» и т.д. Логистика — современная логика, форма математических комбинаций. Разрабатывалась Венским кружком (Карнап, Тарский, Витгенштейн) и неопозитивизмом или англосаксонским логическим позитивизмом (школа Бертрана Рассела).