Дидье жюлиа. Философский словарь: пер. С франц. – М. : междунар. Отношения, 2000. - 544 С. 3 страница

озной — стала классической. Мысль Кьеркегора оказала глубокое влияние на современную философию (Хайдеггер, Ясперс, Барт, Сартр). Среди его произведений мы нахо­дим: «О понятии страха» (1844), «Этапы на жизненном пу­ти» (1845), «Ненаучный и окончательный постскриптум к "Философским крохам"» (1846). Кьеркегор, предсказавший, что в будущем его будут читать, и много читать, тем не менее скромно определял себя как «поэта религии». В действи­тельности он является ее героем.

Л

JIABATEP (Иоганн Каспар): швейцарский философ, поэт, оратор и протестантский теолог (Цюрих, 1741 — там же, 1801). Его работа об «Искусстве изучения физиономии» (1772), или «физиогномии», предлагает изучать характер и способности человека не по структуре его головы (так пред­лагал Галль, предшественник теории мозговых локализа­ций), но по живой и подвижной игре лица. Он предвосхища­ет скорее современную характерологию.

ЛАКАН (Жак Мари): французский врач и психоаналитик (Париж, 1901 — там же, 1981). В 1932 г. защитил диссер­тацию: «О параноидальном психозе в его отношении к лич­ности». Десять лет преподавал в больнице Св. Анны в Па­риже, был ответственным за конференции в Высшей практической школе (1963), в 1964 г. основал свою собст­венную школу психоанализа. Часть его лекций, как прави­ло устных, была издана в 1966 г. («Записи») и последова­тельно публикуется начиная с 1975 г. (Семинар). Девизом Лакана было: «возврат к Фрейду». Суть его теоретического наследия — в двух взаимосвязанных положениях: «бессоз­нательное — это дискурс другого» и «бессознательное структурировано наподобие языка». Основываясь на них, он развивает, в частности, три темы: желание — это жела­ние другого; внутренне присущий порядок, в котором эво­люционирует каждое человеческое существо (его символи­ка), определен речью, наподобие долга, который мы должны исполнить; желание — двигатель жизни, краеугольный ка­мень бессознательного, и оно может существовать лишь благодаря чувству кастрации.

ЛАКАТОС (Имре): венгерский логик и философ (Будапешт, 1922 — Лондон, 1974). Ввел темы и понятия современной методологии. Его принципиальная проблема: как дать объ ективный отчет роста науки, независимого ни от какого со­отношения с истиной? Его произведения: «Proofs and Refu tations, The Logic of mathematical Discovery» (1976, nepen. в 1979: «Доказательства и опровержения»), «Philosophical Papers» — Т. 1: «The Methodology of Scientific Research Prog rammes»; T. 2: «Mathematics, Science and Epistemology» (1978).

ЛАЛАНД (Андре): французский философ (Дижон, 1867 -Асньеры, 1963), главный редактор большого философского словаря — «Технический и критический философский ело варь» (1902-1923). Считал основным признаком прогресса — будь то интеллектуальный, моральный или общественный прогресс — рост общности между людьми. Автор различения, довольно долго считавшегося классическим, между «консти­туированным разумом» (повсеместно принятые принципы мысли и действия, различающиеся в зависимости от эпохи) и «конституирующим разумом» (неизменное ценностное суждение, определяющее моральное качество, позитивный результат эволюции эпохи). Им написаны: «Психология цен­ностных суждений» (1928), «Теории индукции и экспери­мента» (1929), «Эволюционистские иллюзии» (1930), «Ра зум и нормы» (1948).

ЛАМАРК (Жан-Батист де Моне, шевалье де): французски й натуралист (Базантен-Ле-Пти, Сомма, 1744 — Париж, 1829). Отец трансформизма, предложивший теорию, объясняю щую эволюцию. Трудности, которые он встретил, пытаясь классифицировать коллекции низших животных из Музея естественной истории в Париже (где он возглавлял кафедру беспозвоночных животных) и выделить виды, навели его на мысль, что виды не создавались один за другим, но одни происходили из других: трансформировались вместе с изме­нением окружающей среды, вызывавшим у животных новые привычки; это изменение влекло за собой новые действия, которые, в свою очередь, вызывали изменения в развитии органов. Ламарк поясняет свою теорию примером с жира фом: когда земля иссохла, жирафу приходилось общипывать

листву деревьев; чтобы облегчить эту привычку, ноги его вы­тянулись, а заодно и шея, так что жираф теперь может общи­пывать листву даже на высоте 6 метров. «Первый закон» Ламарка, изложенный в «Зоологической философии» (1809), гласит: «У каждого животного, не перешагнувшего предел своего развития, частое и последовательное использование какого-либо органа постепенно укрепляет этот орган, разви­вает его, увеличивает в размерах и придает ему силу, пропор­циональную длительности этого использования; тогда как постоянное пренебрегание использованием этого органа не­заметно ослабляет его, разрушает и последовательно умень­шает его способности, так что в результате он совсем ис­чезает». Теория Ламарка строится на двух сомнительных постулатах: 1) использование и неиспользование, в соот­ветствии с которыми потребность создает орган; 2) наследо­вание приобретенных качеств под влиянием условий окру­жающей среды. См. Дарвинизм.

ЛАМЕННЕ (Фелисите Робер де): французский писатель и мыслитель (Сен-Мало, 1782 — Париж, 1854). Сын судо­владельца из Сен-Мало. Ламенне воспитывал его дядя, обла­давший обширнейшими познаниями. На него также оказа­ла значительное влияние религиозность его старшего брата Жана-Мари. Долгие годы уединенной жизни во владениях Ля Шесней окончательно определили его призвание и зака­лили твердость его убеждений. Его первое произведение — «Размышления о положении Церкви во Франции в XVIII в. и о современном положении вещей» (1808), выявило его геологические убеждения, симпатизирующие Риму, — то, что обычно называют «ультрамонтанизмом». Спасаясь от преследований имперской полиции в период Ста дней, он эмигрирует в Гернесей. Но внезапно знаменитым его сделало «Эссе о безразличии в сфере религии» (1817-1823). Затем он написал эссе «О религии, рассматриваемой в ее отношениях с политическим и общественным порядком», в котором он требует предоставить католицизму полную сво­боду действий и впервые требует отделения церкви от госу­дарства. В 1832 и 1834 гг. его идеи были осуждены папой. Тогда он написал «Речи верующего» (1834) и «Книгу наро­да» (1838), где нашла отражение католическая сентимен-

тальность, которая должна была тронуть либеральные круги. Его гражданские похороны показали всю значительность то­го уважения, которое он вызывал к себе со стороны народа.

ЛАМЕТРИ (Жюльен Оффрой де): французский медик и фи лософ-материалист (Сен-Мало, 1709 — Берлин, 1751), дру< Фридриха II, короля Пруссии. Приложил к людям карте зианскую теорию животных-машин: «Человек-машина» (1748), «Человек-растение, скорее животные, чем машины» (1750), «Искусство наслаждения» (1751), «Метафизическая Венера» (1752).

ЛАМИ (Бернар): французский философ (Ле-Ман, 1640 -Руан, 1715). Оратор, профессор философии в Анжере, позд­нее генеральный викарий в Гренобле, преподаватель се­минарии Сен-Маглуар в Париже (1686). Его произведения: «Новые размышления о поэтическом искусстве» (1668), «Трактат о величии вообще» (1680), «Беседы о науке» (1683), «Евангельская гармония» (1689), враждебно встре­ченная архиепископом Парижа.

ЛАМИ (Франсуа): французский теологи философ (Монтиро, Эр и Луар, 1636 — Сен-Дени, 1711). Бенедиктинец из Сен-Мора, преподавал в своем ордене, пропагандируя там фило­софию Декарта. Им написаны: «Неверующий, приведенный к религии с помощью Разума» (1710), «.О познании и божест­венной любви» (1712).

ЛАНГЕ (Фридрих Альберт): немецкий философ (Вальд, близ г. Золинген, 1828 — Марбург, 1875), автор «Истории мате­риализма» (1866).

ЛАНЬО (Жюль): французский философ (Метц, 1851 — Париж, 1894). Ратовал за метод рефлективного анализа, который на основе психологических фактов индивиду­ального сознания раскрывает их универсальный смысл. Его произведения, изданные посмертно, собраны в книгу «Зна­менитые уроки». Здесь мы находим, в частности: «Лекцию об очевидности и уверенности», «Лекцию о суждении». Кульминация книги — «Лекция о Боге», пытающаяся при

мирить пантеизм и рационализм Спинозы с живым чув­ством человеческой свободы — наследием Декарта. Ален в 1925 г. написал «Воспоминания о Ж. Ланьо».

ЛАО-ЦЗЫ: китайский философ (VI-или V в. до Р.Х.). Леген­дарная личность. Архивариус при чжоусском дворе. Остро чувствуя упадок своей эпохи, он отправляется на Запад. Пересекая границу королевства, перед тем как навсегда по­кинуть страну, он диктует стражнику на заставе свое главное произведение — «Дао дэ цзин». Даосизм утверждает, что Лао-Цзы отправился в Индию, где его доктрина породила буддизм. «Дао дэ цзин» представляет собой трактат об осно­ве всех вещей и «пути» или назначении человека.

ЛАРОШФУКО (Франсуа VI, герцог де): французский мора­лист (Париж, 1613 — там же, 1680). До смерти своего отца, Франсуа V (1650), носил титул «принца де Марсийака». Довольно типичный представитель французской аристокра­тии XVII в., деливший жизнь между интригой эпохи Фронды и посещением литературных салонов. Хотя первое его про­изведение было написано в 1662 г. («Мемуары о дворцовых интригах при Людовике XIII»), знаменитым его сделали «Раз­мышления, или Моральные изречения и максимы» (1664), переиздававшиеся в 1665, 1666, 1671, 1675 и 1678 гг. В них нашли отражение мизантропия автора и его личный опыт человеческой неблагодарности. За всеми человеческими действиями автор пытается усмотреть их движущую силу, имя которой — личный интерес. Влияние мадам де Лафайет, пришедшей на смену мадам де Сабле, заставило его смягчить чрезмерно безапелляционный характер некоторых его мак­сим. Янсенистский мыслитель, Ларошфуко был также мас­тером слова: лаконичность максим — один из секретов его искусства.

ЛАСК (Эмиль): немецкий философ (Вадовице, Австрия, 1875 — Карпаты, на границе с Россией, 1915). Был профес­сором во Фрейбурге, позднее — в Гейдельберге (1910). Его философия представляет собой попытку преодолеть неокан­тианство и обосновать метафизику познания. В конеч­ном счете, творчество приводит его к синтезу между кри-

209

тицизмом Канта и интуиционизмом феноменологии Гус­серля* Он был учителем Хайдеггера. Его полное собрание сочинений («Gesammelt Schriften», 1923) включает в себя, в частности, такие работы: «Идеализм Фихте и история» (1902), «Философия права» (1905), «Логика философии и теория категорий» (1911) и «Теория суждения» (1912).

ЛАШЕЛЬЕ (Жюль): французский философ (Фонтенбло, 1832 — там же, 1918). Агреже по литературе (1854) и фи­лософии (1863), доктор филологических наук (1854), про­фессор Высшей нормальной школы (1864-1875), на смену школьного и догматического преподавания Кузена он при­внес личную и критическую рефлексию. Его размышление направлено, прежде всего, на основания нашего научного познания («Об основании индукции», 1871); он обнаружил, что для объяснения ценности индукции, с помощью которой наш ум переходит от случайности фактов к необходимости законов, необходимо предположить исходное соответствие между законами нашей мысли и структурой мира: тогда за­коны будут одновременно и законами нашего ума и закона­ми природы; тогда можно провести параллель между наши­ми умозаключениями и природой вещей. Его знаменитая статья «Психология и метафизика» (1885) представляет со­бой глубокое размышление об основаниях человеческой мысли. Лашелье оказал значительное влияние на Ланьо, Алена, Александра, на рефлексивную философию и разви­тие кантианских исследований во Франции.

ЛЕ СЕНН (Рене): французский философ-спиритуалист (Эль-бёф, 1882 — Париж, 1954). Автор характерологии, основан­ной на интроспективном анализе. Его сочинения: «Введение в философию» (1925), «Долг» (1930); «Ложь и характер» (1930), «Препятствие и ценность» (1934), «Трактат по об­щей морали» (1943), «Трактат о характерологии» (1949).

ЛЕВИ-БРЮЛЬ (Люсьен): французский социолог (Париж, 1857 — там же, 1939). Известен своими работами «Прими­тивный менталитет» (1922) об африканских и австралий­ских неэволюционировавших обществах. В действительнос­ти понятие «примитивный менталитет» сегодня совершенно

исчезло из реестров социологии, изучающей более понят­ным и непредвзятым образом разнообразие человеческих культур (Леви-Строс будет говорить уже о спонтанной или «дикой» мысли, а не о форме примитивной мысли). Кроме того, им написаны: «Германия после Лейбница: очерк о раз­витии национального сознания в Германии» (1890), «Фило­софия Якоби» (1894), «Философия Огюста Конта» (1900), «Мораль и наука о нравах» (1903).

ЛЕВИН (Курт): американский психолог немецкого происхож­дения (Могильно, Пруссия, 1890 — Ньютон, Массачусетс, 1947). Профессор Берлинского университета (1926), после возникновения нацистской угрозы эмигрировал в Соединен­ные Штаты (1932). Оставил классические темы психологии (воля, ассоциация, восприятие) ради изучения человеческо­го поведения в динамике. Разработал теорию «поля воспри­ятия» и мотивации (представляющей собой комплекс напря­жений, созданных взаимодействием индивидуальных и социальных сил). Позднее обратился к экспериментальному исследованию динамики группы. Представитель необихе­виоризма. Его сочинения: «Динамическая теория личнос­ти» (1935), «Концептуальное представление и измеримость психологических сил» (1938), «Как разрешить обществен­ные конфликты» (1948).

ЛКВИНАС (Эммануэль): французский философ (р. Каунас, Литва, 1905). Начиная с первых своих работ по феномено­логии Гуссерля («Теория интуиции в феноменологии Гус­серля», 1930), Левинас остается верен принципам фено­менологического «метода», таким как: 1) «описание» актов ума, его интенционалъности и аффектов (его «чувстви­тельности»); 2) рефлексия, исходящая из субъекта. Левинас открыл Франции философию Хайдеггера («Открывая эк­зистенцию. С Гуссерлем и Хайдеггером», 1949). Его собст­венная философия существования, представляющая собой размышления о полноте мира («От существования к суще­ствующему», 1947; «Время и другой», 1948), берет за основу этику, фундаментальный опыт которой выражен во взгляде и лице другого («Тотальность и бесконечность»; «Очерки об экстериоризации», 1961). Кроме того, ему принадлежит се-

рия очерков об иудаизме, изложенных в работах «Трудная свобода» (1963), «Четыре чтения Талмуда» (1968), «Гуманизм и другой человек» (1972), «Не просто быть» (1974), «От сак­рального к святому — пять новых чтений Талмуда» (1977).

ЛЕВИ-СТРОС (Клод): французский социолог и антрополог (р. Брюссель, Бельгия, 1908). Много раз бывал в Южной Америке, из чего сделал выводы, скорее общечеловеческие, чем социальные, изложенные в работах «Элементарные структуры родства» (1949) и «Грустные тропики» (1955). Сторонник социологического метода, основанного на пони­мании другого, получившего теперь название «социальной антропологии». Здесь социология перекликается с психоло­гией, тем более что Леви-Строс предлагает провести психо­анализ культур на основе легенд и религиозных мифов, сос­тавляющих их истинную базу, и таким образом определить тип личности, характерный для того или иного коллектива. Применил понятие структуры к этнологии, чтобы обобщен­но понять социальное поведение. «Социальная структура» отличается от «социальных отношений»: это образец, физи­ческое влияние, на основе которых обобщенно понимают себя социальные отношения. Им написаны:- «Структурная антропология» (1958), дополненная «Структурной антропо­логией Два» (1973). «Тотемизм сегодня и мысль дикаря» (1962) отмечает поворот в его творчестве и предвосхищает серию «Мифологий». Он тщательно исследует мифическую литературу американских индейцев в работах «Сырое и ва­реное» (1964), «От меда к пеплу» (1967), «Происхождение застольных манер» (1967), «Голый человек» (1971). Скрупу­лезно обосновывая единство человека самим разнообра­зием его культурных продуктов, Леви-Строс придал струк­турализму гуманистическое измерение, не признающее общественной эволюции и даже пессимистически оцени­вающее прогресс и будущее человека [«Раса и культура» (1971), «Тождество» (1977), «Путь масок» (1979)]. С 1959 г. занимал первую кафедру социальной антропологии в Кол­леж де Франс (Фр. акад., 1973).

ЛЕВКИПП: греческий философ (ок. 460-370 до Р.Х.). Ученик Зенона Элепского, основоположник атомизма и механис-

тическогр материализма — теории, развитой его ученика­ми: Демокритом, Эпикуром, позднее Лукрецием.

ЛЕГАЛЬНОСТЬ: свойство всего, что согласуется с поло­жениями закона. Легальность сразу предполагает общест­венный закон, который может противоречить моральному закону (как в трагедии Софокла, где Антигона считает закон­ным право похоронить своего брата, хотя это и противоре­чит государственному закону). Следовательно, «законность» может противоречить «легальности»: это происходит, когда правительство предает интересы нации.

ЛЕЙБНЩ1 (Готтфрид Вильгельм): немецкий философ и ма­тематик (Лейпциг, 1646 — Ганновер, 1716). Гений его раз­вился довольно рано: в 15 лет он уже занимался схоластичес­кой философией и читал греческую и римскую литературу. Затем в Йене он изучает математику и открывает законы дифференциального исчисления. Оттуда переезжает в Альт-дорф, где изучает юриспруденцию. Его жизнь знаменательна не только философскими произведениями, но и математи­ческими открытиями и активной политической деятельнос­тью: в 1672 г. он отправляется в Париж, где пытается склонить Людовика XIV к идее завоевания Египта; в 1678 г. поддержи­вает права немецких принцев в Империи. Излагает Петру I план распространения среди его народов западной культуры, наконец, имеет касательство ко всем дипломатическим пе­реговорам. Его математические открытия предопределили форму его философской мысли. «Новый метод определения максимумов и минимумов» (1684) излагает принципы ис­числения бесконечно малых величин, что положило начало науке о движении, или «динамике». Лейбниц считал, что воспринимаемое нами движение выражает силу духовной природы и что только размышление о движении может при­открыть нам метафизическую реальность, присутствие Бога в универсуме. Лейбниц также автор работ: «Размышления о познании, истине и идеях» (1684), где он отмежевывается от философии Декарта; «Новые опыты о человеческом разуме» (1701-1709), опубликованные в 1765 г., где изложена его тео­рия познания; «Теодицея» (1710), в которой он излагает свою общую концепцию универсума. См. Монада.

ЛЕКЬЕ (Жюль): французский философ (Кентен, 1814 — Плерен, близ Сен-Бриё, 1862). Знаменитый выпускник Политехнической школы, он написал свою биографию. Его посмертное произведение — «Поиск первой истины» — было опубликовано в 1865 г. Согласованность науки и свободы, невозможность «подавить свободную волю, не по­давив при этом науку, поскольку свободная воля — ис­точник достоверности», все эти положения сделали Лекье одним из предшественников французского неокритициз­ма.

ЛЕНИНИЗМ: теоретическое наследие Ленина (1870-1924). Ленин дополнил теорию Маркса, согласно которой пролетарская революция должна иметь место прежде всего в высоко развитых капиталистических странах. Он привел доказательства того, почему рождение социализма должно произойти, наоборот, в слаборазвитых и преимущественно аграрных странах (таких как Россия, Китай и т.д.). Ленин расширил тезисы марксизма: он подчеркнул приоритет­ность развития средств производства, а также те внутренние противоречия, которые должны повлечь за собой падение капитализма, неизбежность при капиталистическом ре­жиме периодических кризисов перепроизводства. «Детская болезнь левизны в коммунизме» (1920) излагает тактику революции, необходимость самокритики для партий проле­тариата, которые всегда должны согласовывать свою теоре­тическую позицию с движением истории и последними со­бытиями. По Ленину, марксизм всегда должен оставаться реалистической доктриной. Большевистская Октябрьская революция 1917 г. привела Ленина к власти, что вызвало расхождение его теорий с реальностью. В 1924 г. марксизм-ленинизм стал темой одного сочинения Сталина и в даль­нейшем исследований Мао Цзэдуна.

ЛЕРУА (Эдуард): французский философ и математик (Париж, 1870 — там же, 1954). Последователь философии Бергсона. Его произведения: «Новая философия: Анри Бергсон» (1912), «Человеческие истоки и эволюция разума» (1928), «Проб­лема Бога» (1929), «Введение в исследование религиозной проблемы» (1944) (Фр. акад., 1945).

ЛЕССИНГ (Готхольд Эфраим): немецкий писатель и фило­соф (Каменц, Саксония, 1729 — Брауншвейг, 1781). Прими­рил романтизм с немецким рационализмом. Его этическая теория истории, основанная на вере в моральный прогресс человечества, нашла отражение в произведении «Воспита­ние человеческого рода» (1780) и оказала глубокое влияние на философию Фихте.

ЛЕФЕВР (Анри): французский философ и социолог (Ажетмо, 1905 — там же, 1991). Сначала примыкал к французскому сюрреализму, затем занялся преподаванием (1930). В 1942 г. участвует в движении Сопротивления. Доктор филологии, глава исследований в C.N.R.S. (1949), преподавал социо­логию в Страсбурге и в Нантерё. Марксист и коммунист с 1928 г., исключен из партии в 1958 г. Его мысль в русле диа­лектического материализма («Формальная логика и диалек­тическая логика», 1947), размышления над основными воп­росами современного марксизма («Критика повседневной жизни», Т. 1, 1947; Т.2, 1962) ведут к углублению актуальных отношений «повседневной жизни» и сопровождающих ее уровней «отчуждения». Лефевр развивает социологию по­требностей и желаний. При этом он исходит из оценки «воз­можностей» и реконструирует историю, с тем чтобы напра­вить свою научную разработку или волю к действительным переменам. Его произведения: «Социология Маркса» (1966), «Набег Нантера на вершину» (1968), «От деревенского к го­родскому» (1970), «О государстве» (4 тома, 1976-1978).

ЛЕФОР (Клод): французский философ (р. Париж, 1924). Один из основателей (1949) журнала «Социализм или варварство», где напечатаны его статьи, анализирующие тоталитаризм, позднее собранные в «Элементах критики бюрократии» (1871). Одна из задач его работы «Макиавелли» (1972) — определение взаимоотношения политики и идеологии. Им изданы посмертные произведения Мерло-Понти, а также: «Слишком человек» (1976), «Об отсутствующей колонне. Очерки о Мерло-Понти» (1978), «Формы истории» (1978), «Демократическое изобретение» (1981).

ЛИБИДО (лат. слово, обознач. желание): жизненная энергия, обеспечивающая вкус к жизни вообще, а также все по-

зитивные проявления жизни: сексуальную жизнь, про­изведения искусства, все формы творчества. Для Фрей­да либидо связано почти исключительно с проявлениями сексуальной жизни, «вытеснение» которой может вызвать «девиацию» и «сублимацию», т.е. личностные отклонения; это фундаментальное положение, на основе которого он объясняет сны и все формы выражения бессознательного. Для современных психиатров либидо означает силу жизни в ее целостности, принцип всякого объяснения наших поступ­ков как нормальных, так и патологических. В конечном счете, либидо — это жизненный инстинкт, объясняющий все активные формы поведения (творчество, предпринима­тельский дух, инстинкт самосохранения). Он противостоит «инстинкту смерти» — деструктивным наклонностям на­шего существа.

ЛИОТАР (Жан-Франсуа): французский философ (р. Версаль, 1924). Сотрудничал в журнале «Социализм или варварство». Предмет его исследований — теория искусства, различные формы дискурса («Дискурс, фигура», 1971) и фрейдо-марк-сизм («Безотчетно-побудительные механизмы», 1973). Ста­рается показать, что в основе политической экономии лежат желания и их изменения («Либидальная экономика», 191 А).

ЛИЧНОСТЬ: сознательная и свободная индивидуаль­ность. Это определение охватывает сразу три элемента личности: уникальность (или индивидуальность), внутрен­ний мир (или сознание) и автономность (или свобода). По­нятие личности отличается от анонимного понятия персоны инумерического понятия индивида; вместе со всеми своими характеристиками личность — это, помимо всего прочего, объект морального уважения. С сугубо психологической точки зрения, анализ личности не сводится ни к наслед­ственной физической конституции (Кречмер, Шелдон), ни к социальному влиянию. Она представляет собой структури­рованный комплекс врожденных (наследственность, консти­туция) и приобретенных (среда, образование и реакция на их влияние) положений, определяющих своеобразную адапта­цию индивида к его окружению. Эта организация устанавли­вается и изменяется под влиянием биологического созрева-

ния (возраст, половое созревание, менопауза и т.д.) и лично­го опыта (социокультурные и аффективные условия). В дей­ствительности, понятие личности выходит за пределы вся­кого анализа: оно предстает как «сила влияния», как «центр излучения или сбора», который невозможно анализировать или судить объективно. Личность несводима ни к интеллек­ту, ни к типу характера. Во время второй мировой войны австралийская армия попыталась выявить тех, у кого были задатки «лидера», т.е. тех, кто способен проявить свою лич­ность на фоне других людей. Для этого психологическая служба разработала целый ряд тестов («психометрические» или аналитические тесты); однако было замечено, что те, кто действительно брал на себя командование на поле боя, те, кто собирали вокруг себя людей, крайне редко относи­лись к числу людей, выделенных с помощью тестов. Наобо­рот, из 100 директоров американских предприятий, подверг­нутых тестам на выявление личности, 90 были признаны (по результатам тестов) «непригодными для руководства». Именно поэтому современные личностные тесты дополняют аналитические, или «психометрические», тесты, измеряю­щие ту или иную способность индивида (тесты на составле­ние фигур, пазлы и т.д.) так называемыми «проекционными» тестами, пытающимися охватить личность в ее целостности; они приближаются к тестам на определение характера. Од­ним словом, личность остается практическим понятием; мы можем ее представить лишь как смутную силу, несводимую ни к интеллектуальным качествам, ни к таким типам харак­тера индивида, как холерик, флегматик и т.д. Личность не анализируется, она познается и проявляет себя практически, с помощью тех или иных жизненных достижений (художест­венных, культурных, политических и т.д.) индивида. См. Характер.

ЛОГИКА: в классическом смысленаука о законах мыс­ ли; в современном смысленаука о формах дискурса.

Логика была представлена как искусство «правильным обра­зом направлять разум при познании вещей, в целях как само­обучения, так и обучения других» («Логика Пор-Рояля»). Логика — это преимущественно формальная наука о фор­мах понятий, суждений и умозаключений. Подобная интер-

претация логики восходит к Аристотелю (384-322 до Р.Х.). В аристотелевском «Органоне» даны принципы и неизмен­ные элементы формальной логики (теория силлогизма, де­дукции, индукции): простейший элемент логики — идея,. или понятие; он определяется в параметрах объема и содер­жания. Содержание — совокупность характеристик, опре­деляющих объект понятия; объем — совокупность существ, наделенных одними и теми же характеристиками. Например, понятие «собака» — это понятие животного, которое можно довольно точно описать; оно обладает множеством опреде­ленных характеристик (большим «содержанием»). Понятие «позвоночного» гораздо шире (обладает большим «объе­мом»), но оказывается гораздо менее определенным; следо­вательно, содержание обратно пропорционально объему. Суждение определяется как отношение между двумя поня­тиями; умозаключение — как отношение между двумя или несколькими суждениями. Таковы три основных элемента формальной логики. Кант (1724-1804) является основопо-- ложником трансцендентальной, или материальной, логики, представляющей собой исследование мысли в ее приложе­нии к реальности, что нашло отражение в «методах» матема­тических или физических наук. Сегодня формальная логика как часть математики называется логистикой. Если фор­мальная логика исходит из языка, то логистика устанавли­вает систему знаков или символов, переведенных в формы мысли, и комбинирует их по правилам, образующим соб­ственную аксиоматику, при этом дополнительно абстраги­руясь от их смысла. На эту тему можно прочитать «Введение в современную логику» (1968) Р. Бланше. См. Математика. Философия. Умозаключение.

ЛОГИСТИКА: математическая логика в форме алгорит­ма. Этот термин, выработанный в 1904 г. на Конгрессе ло­гиков в Женеве, пришел на смену таким выражениям, как «математическая логика», или «алгоритмика», «алгебра ло­гики» и т.д. Логистика — современная логика, форма мате­матических комбинаций. Разрабатывалась Венским круж­ком (Карнап, Тарский, Витгенштейн) и неопозитивизмом или англосаксонским логическим позитивизмом (школа Бертрана Рассела).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow