Диагностическая функция и ее реализация

Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его случайностями и во всем его величии, со всеми его будничными и мелкими нуждами и со всеми его великими и духовными требованиями.

К.Д. Ушинский

Диагноз - (греч. «распознавание, определение») - термин медицинский, им обозначают определение характера и сущности болезни.

«Диагноз» и «диагностика» входят в современную речь в своем широком значении, далеко выйдя за границы медицинской сферы. Сначала психология, а позже и педагогика ввели в профессиональный терминологический аппарат данное понятие.

Педагогическая диагностика - это выявление характеристик развивающейся личности с помощью специально подобранных методик, позволяющих получить показатели характеристик одновременно.

Смысл и назначение деятельности современного классного руководителя - помочь воспитаннику в его личностном развитии, тогда сущность диагностической функции педагога, классного руководителя сосредоточена в слове понять. Чтобы понять ребенка, его особенности, интересы, стремления, потребности, мотивы поступков, необходимо изучать его индивидуально-психологические особенности, социальную ситуацию развития и т.д. Диагностическая функция - изначальная и особенно важная в деятельности воспитателя: каждому классному руководителю необходимо

Изучать воспитанника —> чтобы знать, знать —> чтобы понять, понять —> чтобы помочь!

Классный руководитель периодически отслеживает динамику личностного развития каждого школьника и воспитательного коллектива.

Работая совместно с психологом, социальным педагогом, медицинскими работниками, классный руководитель изучает, выявляет, определяет:

- индивидуально-психологические особенности учащихся (в том числе половозрастные, физиологические), направленность личности, самооценку, тип темперамента, форму личности, восприятие образа «Я», интересы, мотивы, потребности, идеалы, ценности, стремления, намерения ребенка, особенности характера;

- социальный статус в семье, среде неформального общения, классе, отношение воспитаннику к статусу; достоинства личности, референтных (авторитетных) лиц;

- состояние здоровья (физического, психического и социального), особенности памяти, внимания, мышления;

- особенности и ситуацию семейного воспитания и микросоциума;

- одаренность детей;

- детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками развития и др.;

- проблемное поле учащегося и причины его появления.

С коллективом группы, класса классный руководитель:

- изучает межличностные отношения в классе, группе, особенности взаимодействия детей;

- выявляет явных и скрытых лидеров, «изолированных» и «отверженных» учащихся, определяет возможные причины благоприятного или неблагоприятного социального статуса каждого ребенка, его со­циальные роли;

- определяет уровень развития коллектива, его направленность, интересы, уровень нравственного развития учащихся в коллективе, ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) и ценностно-эмоциональное единство (ЦЭЕ).

Реализация диагностической функции предполагает использование разнообразных психологических и педагогических методик.

Педагогические методики отличаются от психологических тем, что последние констатируют характеристики исследуемых, в то время как первые «определяют тенденции формирующихся характеристик» (76).

Педагогические методики «вплетены» в воспитательный процесс. Их проявление само по себе является воспитательным актом и состав­ляет одно из слагаемых воспитательной работы. С точки зрения вос­питательных целей эти методики могут служить средством формирования ценностных ориентации, моментом самосознания и способом воспитания самооценки, а также исходным моментом для планирования скорректированной жизнедеятельности или выдвижения новых жизненных целей.

Педагогические методики просты, необъемны, технически необременительны для воспитателя и экономны. Они интересны и увлекательны для детей, как по форме, так и по содержанию. Это достоинство имеет свою отрицательную сторону: получаемые результаты не всегда недостаточно глубоки и требуют уточнения.

Центральная идея педагогических методик - создание ситуации «свободного выбора», в которой выявляются отношения.

Исследовательские методики - конкретная форма реализации того или иного исследовательского метода для диагностики, определения особенностей жизни учащихся, причин разнообразных педагогичес­ких явлений. С их помощью классный руководитель может найти от­вет на конкретный более узкий, или более широкий вопрос, который ставит перед ним его личная практика работы с детьми.

В каждой методике следует точно определить ведущие исследова­тельские задачи и критерии, по которым данная методика будет обра­батываться.

Подходы к классификации психодиагностических методов и мето­дик существуют самые разные, так А.А. Бодалев и В.В. Столин говорят об объективных и диалогических методах исследования личности. К объективным они относят тесты, опросники, шкальные техники. К диалогическим - беседы, интервью, диагностические игры, проективные методики.

Н.Е. Щуркова (79), определяя «педагогические диагностики» как способы тонкого исследования социально-психологических характеристик ребенка, скрытых в глубинах его личностной структуры заме­чает, что «любая диагностика фиксирует положение на данный миг жизни и, значит, не может служить основанием для создания личностной характеристики как чего-то статичного и устойчивого» (76). Она выделяет в качестве педагогических методик наблюдения, ситуации поведенческого выбора, опросники, игры, сочинения, тесты.

К.Д. Радина сгруппировала методики по другому основанию - отношению.

- методики, выявляющие отношения к отдельным делам (степень участия, активности, самостоятельности, отношения к товарищам, эмо­циональное состояние);

- методики оценки дела (огонек-анализ дела, экспериментальная беседа, методика ранжирования, сочинение заметок);

- методики изучения коллектива (определение стадий развития коллектива, цветопись, рисовально-символическая методика, игровые тесты, шкалирование, социометрия, методика определения обществен­ного статуса);

- методики изучения индивидуального подхода к трудному подростку (где используются незаконченные предложения и вопросники).

Л.И. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович в своей книге для учителя «Изучение личности учащихся и ученических коллективов» предлагают следующую классификацию:

- пассивные (наблюдение, анализ продуктов) и активные (анкетирование, тестирование, проектирование и др.);

- одномоментные и длительные;

- школьные и лабораторные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: