Требования к педагогическим методикам (Н.Е. Щуркова)

1. Соблюдение скрытой педагогической позиции по отношению к испытуемым, сохранение тайны педагогической цели;

2. Исключение педагогического давления на производимый выбор, как предварительного, так и последующего оценочного;

3. Создание условий, максимально приближенных к изолированности каждого испытуемого от влияний группы;

4. Сохранение анонимности полученных показателей и соблюдение тайны индивидуальных ответов перед учителями, родителями и самими учениками;

5. Разнообразие методик и некоторая занимательность формы, переключающая внимание испытуемого с назначения теста на его форму;

6. Единая математическая обработка результатов (в процентах), производимая для каждой возрастной группы детей;

7. Предварительное планирование проведения методик на определенный период времени - от фиксирования отправного исходного начала до выявления результатов на момент завершения работы с детьми.

Разумеется, опытный и чуткий педагог многое видит умным взором, разгадывает добрым сердцем. В совместной деятельности ребенок раскрывается, естественно проявляя свои отношения, отсюда важный метод исследования - наблюдение педагога.

При проведении диагностических процедур педагог должен помнить:

- результаты обследования ни при каких условиях не должны использоваться во вред ребенку;

- диагностика должна проводиться с согласия детей и родителей;

- родители могут знать результаты и выводы обследования детей;

- результаты диагностики без учета других факторов не могут служить основанием для определения судьбы ребенка;

- диагностическая работа проводится педагогом в тесном сотрудничестве с другими учителями, обеспечивая их необходимой информацией о детях, с которыми они работают.

Ответы воспитанников позволят педагогу более точно уяснить, в каких условиях, в каком психологическом состоянии пребывают его подопечные, чтобы понять их проблемы и выстроить более эффективную программу взаимодействия. Но при этом воспитатель должен стро­го соблюдать правила обращения с данным инструментом, так как он достаточно острый. Любое нарушение может больно поранить психику детей, а отношения между классом и воспитателем непоправимо испортить.

Вот эти правила:

Классному руководителю, прежде чем анкетировать детей, необходимо подготовить их к этому, создать искреннюю, доверительную атмосферу. Постороннему - психологу, заместителю директора - необходимо согласовать процедуру опроса с классным руководителем, предварительно ознакомив его с характером вопросов. Считать некорректным вопросы типа: «какую оценку ты бы поставил своему классному руководителю?».

Необходимо убедить учащихся честно и искренне ответить на вопросы.

Анкеты чаще всего следует делать анонимными (хотя надо оставлять детям право поставить свою подпись, ведь это тоже тест на смелость и мужество для самого ребенка).

Подсчет мнений должен быть честным, объективным, учитывать типичные ответы и крайние суждения.

Не следует разглашать полученную из анкет информацию, которая может ухудшить психологическое состояние учащегося или его положение в классе, в семье. (В особенности это касается тестов по социометрии).

Беседуя по результатам анкетирования с учеником индивидуально, следует подчеркивать и опираться на его сильные стороны, мобилизуя усилия воспитанника на борьбу с его слабыми сторонами. При этом необходимо давать конкретные рекомендации, предлагать способы и приемы работы над собой.

Выводы, почерпнутые из анкет, необходимо проверять и пополнять в процессе жизнедеятельности путем педагогических наблюдений за поведением ребенка, а также учитывать мнение других педагогов, родителей.

Обнаруженные индивидуальные особенности воспитанника следует учитывать при организации мероприятий, создавая условия ребенку для проявления своих способностей, одновременно давая ему возможность победить свои слабости.

Таким образом, любое «прикосновение» к детям при помощи тестов, анкет, опросников должно делать их сильнее, обеспечивать новыми знаниями о себе и мире, более эффективными способами поведе­ния, снимать внутренние препятствия, комплексы и защиты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: