Хорошие манеры в доме

Распространение доброжелательности в доме

Айша (р.а.а) сказала: " Посланник Аллаха (с.а.с) сказал: "Когда Аллах, Славен Он, желает добра людям дома, Он поселяет доброжелательность между ними". (передал имам Ахмад в аль-Муснаде, 6/71; Сахих аль-Джами, 303). В другой передаче: "Когда Аллах любит людей дома, Он поселяет доброжелательность между ними". (передал Ибн Аби Дунья и др., Сахих аль-Джами, 1704). Другими словами, они становятся дружелюбными друг к другу. Это одно из средств достижения счастья в доме, ведь доброжелательность очень благотворна между супругами, и с детьми, и приносит плоды, которые невозможно добиться через суровость, так как Пророк (с.а.с) сказал: "Аллах любит доброжелательность и вознаграждает за нее таким образом, как Он не вознаграждает за суровость или что-то другое". (передал Муслим, Китаб аль-Бирр валь-Силла валь-Адаб, 2592)

Помощь жене в хозяйстве

Многие мужчины думают, что домашнее хозяйство это что-то ниже их, и некоторые из них думают, что, если они будут помогать своим женам в этой работе, это подорвет их статус и положение.

Посланник Аллаха (с.а.с), однако, "было дело что сам зашивал свою одежду, чинил свою обувь и делал любую работу, которую другие мужчины делали у себя дома". (передал имам Ахмад в аль Муснад, 6/121, Сахих аль-Джами, 4927)

Когда Айшу (р.а.а) спросили о том, что делал Посланник Аллаха (с.а.с) в своем доме, ее ответ описал только то, что она сама видела. В другой передаче она сказала: "Он был как любой другой человек: он чистил свою одежду, доил свою овцу и ухаживал сам за собой" (передал имам Ахмад в аль-Муснаде, 6/256; Ас-Сильсила ас-Сахиха, 671).

Она (р.а.а) также была спрошена от том, что делал у себя Посланник Аллаха (с.а.с), и она сказала: "Он заботился о своей семье, затем, когда приходило время молитвы, он выходил на молитву". (передал аль-Бухари, аль-Фатх, 2/162)

Если бы мы поступали также в наши дни, мы бы достигли трех вещей:

Мы бы последовали примеру Посланника Аллаха (с.а.с)
Мы бы помогли своим женам
Мы бы почувствовали себя более скромными, а не надменными.

Некоторые мужья требуют немедленно подать еду от своих жен, когда еда готовится, а ребенок плачет, прося еду; они не могут взять ребенка на руки или подождать немного еду. Пусть эти хадисы будут напоминанием и уроком для них.

Быть любящим и шутливым с членами семьи.

Проявление любви к жене и детям это одно из того, что ведет к созданию атмосферы радости и дружелюбия в доме. Так, Посланник Аллаха (с.а.с) посоветовал Джабиру жениться на девственнице, сказав: "Почему бы тебе нежениться на девственнице, так, чтобы ты смог играться с ней, и она смогла играться с тобой, и чтобы ты смог рассмешить ее, и она смогла рассмешить тебя?". (хадис приводится во многих местах Сахихайна, как у аль-Бухари, аль-Фатх, 9/121). Пророк (с.а.с) также сказал: "Все, в чем не упоминается имя Аллаха - бесполезность и игра, кроме четырех вещей: когда мужчина играется со своей женой…". (передал ан-Насаи в Ушрат ан-Ниса, 87; также в Сахих аль-Джами).

Пророк (с.а.с) обращался со своей женой Айшой с любовью, когда принимал гусль вместе с ней, так как она (р.а.а) сказала: "Посланник Аллаха и я принимали гусль вместе из одной посудины, и он притворялся, что забирает всю воду себе, так, что я говорили: "Оставь немножко мне, оставь немножко мне", - и оба они были в состоянии джанаба (осквернения). (Муслим бм шарх ан-Навави, 4/6)

Пути, которыми Пророк (с.а.с) выказывал любовь к детям слишком известны, чтобы упоминать о них. Он часто выказывал свою любовь к Хасану и Хусайну, как упоминалось выше. Возможно, это была одной из причин, почему дети радовались, когда он возвращался из путешествия; они устремлялись к нему поприветствовать, как передают в хадисе-сахихе: "Когда он возвращался из странствия, дети его дома выводились, чтобы встретить его". Он (с.а.с) крепко обнимал их, со слов Абдуллаха ибн Джафара: "Когда Пророк (с.а.с) он возвращался из странствия, нас выводили для встречи с ним. В один из дней, когда мы: Хасан, Хусейн и я, встретили его. Он посадил одного из нас перед собой, второго - позади себя, пока мы не вошли в Медину". (Сахих Муслим, 4/1885-2772; см. комментарий в Тухфат аль-Ахвази, 8/56)

Сравните это с ситуацией, складывающейся в некоторых несчастных домах, где нет правдивых шуток (т.е. шуток, не включающих ложь), нет любви и нет милосердия. Кто думает, что целование детей идет вразрез с достоинством главы семьи, пусть почитает следующий хадис от Абу Хурайры, который сказал: "Посланник Аллаха (с.а.с) поцеловал Хасана ибн Али, а аль-Акра ибн Хабис ат-Тамим сидел рядом с ним. Аль-Акра сказал: "У меня десять детей, но никогда никого из них не поцеловал". Посланник Аллаха (с.а.с) посмотрел на него и сказал: "Тот, кто не оказывает милосердия, не будет ему оказано милосердия".

Сопротивление плохим манерам в доме.

Каждый член семьи, так или иначе, обладает некоторыми плохими качествами, такими как лживость, сплетни, наговоры и т.д. Этим плохим качествам нужно сопротивляться и противодействовать.

Некоторые думают, что единственным путем для борьбы с такими вещами является суровое наказание. Следующий хадис - очень поучителен по данной теме: Айша (р.а.а) сказала: "Если до Посланника Аллаха (с.а.с) доходило, что кто-то из членов его семьи сказал ложь, он старался не общаться с ним, пока тот не каялся". (см. Муснад Имама Ахмада, 6/152. Текст хадиса также в Сахих аль-Джами, 4657)

Из хадиса видно, что отчуждение и оставление человека посредством не общения более эффективно в таких обстоятельствах, чем прибегание к наказанию, и может быть гораздо эффективнее, чем физическое наказание. Поэтому, пусть родители и воспитатели подумают об этом.

"Повесьте кнут там, где члены семьи смогут увидеть его". (передал Абу Наим в ан-Нилья, 7/332; ас-Сильсила ас-Сахиха, 1446)

Намек на наказание - это эффективное средство дисциплины, поэтому, причина вешания кнута или палки в доме была разъяснена в другом повествовании, где Пророк (с.а.с) сказал: "Повесьте кнут там, где члены семьи смогут увидеть его, ведь это более действенно в приучении их к дисциплине" (передал ат-Табарани, 10/344-345, ас-Сильсила ас-Сахиха, 1447)

Лицезрение орудия наказания, висящего на стене, заставит тех, у кого плохие намерения, удержаться от плохого поведения, чтобы не вкусить наказание. Это послужит стимулом для них вести себя прилично. Ибн аль-Анбари сказал: "Никоим образом не предполагалось использование этого для битья, потому что Пророк (с.а.с) не приказывал никому делать это. Что здесь имелось в виду: это постоянно приучать их к дисциплине". (см. Файд аль-Кадир аль-Манави, 4/325)

Битье- это не способ приучать к дисциплине, к нему не надо прибегать кроме того, когда все другие средства исчерпали себя или когда нужно принудить кого-либо исполнять обязательные акты поклонения, так как Аллах говорит: "А тех, непокорности вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложе, и ударяйте их…" (ан-Ниса 4:34)- в таком порядке.

Есть также хадис: "Приказывайте вашим детям молиться, когда им исполнится семь лет, и побивайте их, если они не делают этого, когда им исполнится десять лет". (Сунан Абу Дауд, 1/334; смотрите также Ирва аль-Галиль, 1/266).

Что касается битья без надобности, это насилие. Посланник Аллаха (с.а.с.) посоветовал одной женщине не выходить замуж за одного мужчину, потому что он всегда носил палку на своем плече, то есть, он бил своих жен. С другой стороны, есть такие, которые думают, что они вообще никогда не должны использовать этот метод воспитания, следуя некоторым кафирским образовательным теориям; это также ошибочное мнение, которое противоречит шариату.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: