Встречи в доме

Удаление всего, что может отвлечь поклоняющегося.

Анас (р.а.а) сказал: "У Айши были разукрашенные, разноцветные занавески, которыми она занавешивала внутренние покои дома. Пророк (с.а.с) сказал ей: "Убери их с моих глаз, потому что их украшения отвлекают меня, когда я молюсь". (передал аль-Бухари, Фатх аль-Бари, 10/391)

Рассказал Касим, что у Айши была разукрашенная ткань, которой она покрывала маленькую нишу (используемую для сна или хранения). Пророк (с.а.с) молился перед ней, и он сказал: "Убери ее с моих глаз, потому что ее украшения постоянно отвлекают меня, когда я молюсь". И она убрала ее и сделала из нее подушки". ( передано Муслимом в его Сахихе, 3/1668)

Другим указанием этого, служит то, что когда Пророк (с.а.с) вошел в Ка'бу для молитвы, он увидел два бараньих рога. Когда он помолился, он сказал Усману аль-Хаджаби: "Я забыл сказать тебе покрыть рога, потому что не должно быть ничего, что бы отвлекало поклоняющегося". (передал Абу Дауд, 2030, Сахих аль-Джами, 2504)

Это также включает избежание молитвы в местах, где проходят люди, или где много шума и голосов разговаривающих людей, или где они заняты разговорами, спорами и т.д., или где зрительные отвлечения.

Нужно также избегать по возможности молиться в местах, где сильно жарко или сильно холодно. Пророк (с.а.с) говорил нам откладывать молитву зухр в летнее время пока не проходило самое жаркое время дня. Ибн аль-Кайим сказал: "Молитва во время излишней жары мешает человеку иметь соответствующее кушу' и присутствие разума, и он совершает свою молитву рассеяно, поэтому Пророк мудро приказал откладывать молитву пока жар не уменьшится, для того чтобы они молились с присутствием разума и, таким образом, достигли целей молитвы, т.е. имели кушу' и обращение к Аллаху". (аль-Вабиль ас-Сайб, Дар аль-Байан, стр.22)

Избежание молиться в одежде, на которой украшения, надписи, яркие краски

или картинки, которые могут отвлечь молящегося.

Айша (р.а.а) сказала : "Пророк (с.а.с) встал на молитву, облачившись в пеструю рубаху, и он посмотрел на ее узоры. Когда он завершил молитву, то сказал: "Отнеси эту рубаху Абу Джахаму ибн Хузайфа и принеси мне анбаджани (одежду без украшений и без ярких цветов), потому что она отвлекала меня, когда я молился". Согласно другой передаче: "Эти яркие цвета отвлекли меня". Согласно другой передаче: "У него была пестрая рубаха, которая отвлекала его во время молитвы". (передачи в Сахихе Муслима, 556, часть 3/391)

Лучше не молиться в одежде, на которой рисунки, и нам следует быть особенно осторожными, избегая одежды с изображениями живых существ, как наподобие многих одежд, которые распространены сегодня.

Избежание молитвы, когда приготовлена еда.

Посланник Аллаха (с.а.с) сказал : "Не молитесь, когда приготовлена пища". (передал Муслим, 560)

Если еда приготовлена и подана, или если ее предлагают, человек должен сначала поесть, потому что, если человек оставит еду и встанет на молитву, в то время как он хочет есть, то он не сможет как следует сконцентрироваться и обрести кушу'. Ему не стоит даже торопиться закончить трапезу, потому что Пророк (с.а.с) сказал: "Если подан обед и приходит время молитвы, пообедай перед салатуль-магриб, и не спеши закончить свое блюдо". По другой передаче: "Если обед накрыт и прозвучал икамат на молитву, сначала пообедай и не спеши завершить его". (согласован, аль-Бухари, Китаб аль-Азан, Баб иха хадара ат-таамати ва укимал ас-сала, Муслим, 557-559)

Избежание молитвы во время нужды.

Несомненно, что одним из того, что может помешать должному кушу', это когда человеку нужно сходить в уборную во время молитвы. Пророк (с.а.с) запретил молиться когда человек тяготится желанием помочиться или испражниться. (передал Ибн Маджа в своей Сунан, 617; Сахих аль-Джами, 6832)

Если кто-то в таком положении, он должен во-первых пойти в уборную и удовлетворить нужду, даже если он пропускает что-то из коллективной молитвы, потому что Пророк (с.а.с) сказал: "Если кто-то из вас нуждается сходить в туалет, а молитва началась, ему следует идти сначала в туалет". (передал Абу Дауд 88; Сахих аль- Джами, 299).

Если это случается с человеком в то время, когда он молится, он должен остановить молитву и пойти удовлетворить нужду, отчиститься, затем молиться, потому что Пророк (с.а.с.) сказал: "Нет молитвы, когда еда приготовлена или если человек тяготиться нуждой, избавиться от ненужного вещества". (Сахих Муслим 560).

Несомненно, что попытка подавить нужду уничтожает кушу'. Это правило также применимо к подавлению потребности пустить ветры.

Избежание молитвы при сонном состоянии

Анас ибн Малик (р.а.а) сказал: "Посланник Аллаха (с.а.с) сказал: "Если кто-нибудь из вас чувствует сонливость во время молитвы, ему следует поспать до того, когда он будет знать что говорит", т.е. ему следует вздремнуть, пока он не почувствует себя бодрей. (передал аль-Бухари, 210)

Это может произойти во время кийам ал-лайл, в то время когда молитвы находят ответ, а человек может молиться против себя, не осознавая этого. Этот хадис также относится к молитвам фард, когда человек уверен, что у него еще сеть в запасе достаточно времени, чтобы помолиться после короткого сна. (Фатх аль-Бари, Шарх Китаб аль-Вуду, Баб аль-Вуду миналь-навм)

Не молиться за тем, кто разговаривает (или спит)

Пророк (с.а.с) запретил это, сказав: "Не молитесь позади того, кто спит или разговаривает". (передал Абу Дауд, 694; Сахих аль-Джами, 375, он сказал что хадис - хасан)

Это потому, что тот, кто разговаривает, будет отвлекать молящегося своим разговором, а тот, кто спит, может своим видом отвлечь молящегося.

Аль-Хаттаби (рах) сказал: "Что касается моления за говорящим, то аш-Шафаи и Ахмад ибн Ханбаль считали это макрухом, потому что его разговор может отвлечь молящегося от его молитвы". (Авн аль-Мабуд, 2/388)

Относительно запрета на моление позади спящего, целый ряд ученых считали, что доказательство этому были слабы (включая Абу Дауда в Сунан, Китаб ас-Сала, Тафри Абваб аль-Витр, Баб ад-Дуа, и Ибн Хаджара в Фатх аль-Баои, Шарх Баб ас-Сала халф ан-Наим, Китаб ас-Сала)

Аль-Бухари (рах) привел хадис от Айши с своем Сахихе, Баб ас-Сала халф ан-Наим: "Пророк (с.а.с) молился, в то время когда я лежала перед ним на его постели…". (Сахих аль-Бухари, Китаб ас-Сала)

Муджахид, Тавус и Малик считали макрухом молиться лицом к тому, кто спит, чтобы он не отвлек своим видом молящегося. (Фатх аль-Бари)

Если нет такого риска, то не макрухом является молиться позади того, кто спит. И Аллах знает лучше.

Не занимать себя разглаживанием земли перед собой

Аль-Бухари (рах) передал от Муакиба (р.а.а), что Пророк (с.а.с) сказал, касательно человека, разглаживающего землю во время простирания, " Если вы делаете это, то делайте только раз". (Фатх аль-Бари, 3/79)

Посланник Аллаха (с.а.с) сказал : "Не разметайте (землю), когда вы молитесь, но если вам нужно, то делайте это только раз". (передал Абу Дауд, 946, Сахих аль-Джами, 7452)

Причина этого запрета в том, чтобы поддержать кушу' и чтобы человек не делал много лишних движений в молитве. Если место, куда человек собирается простираться нуждается в разглаживании, то это лучше сделать до начала молитвы.

Это также относится к вытиранию лба или носа во время молитвы. Пророк (с.а.с) простирался в воду и грязь, от чего у него оставались следы на лбу, но он не тревожился тем, что оттирал его каждый раз, когда он поднимал свою голову из суджуда. Это все оставалось, потому что он был настолько поглощен своей молитвой и его кушу' был настолько силен, что он не замечал этого. Пророк (с.а.с) сказал: "Молитва - это само углубление". (передал аль-Бухари, Фатх аль-Бари, 3/72). Ибн Аби Шайбан рассказал со слов Абу Дарды: "Даже если бы мне предложили красных верблюдов, я бы и тогда не стряхивал со своего лба гравий". Айад сказал: "Салафы не любили стряхивать со лба перед тем, как завершить молитву". (аль-Фатх, 3/79)

Также как молящийся должен избегать всего, что отвлечет его от молитвы, таким же образом он должен избегать приносить помехи другим. Это включает:

Не мешать другим своим чтением

Посланник Аллаха (с.а.с) сказал: "Все вы общаетесь со своим Господом, поэтому, не мешайте друг другу, и не повышайте ваши голоса один над другим во время чтения" и он сказал: "в молитве". (передал Абу Дауд, 2/83, Сахих аль-Джами, 752). В другой передаче он сказал: "Не соперничайте друг с другом в повышении голоса, когда читаете Коран". (передал имам Ахмад, 2/36, Сахих аль-Джами, 1951)

Не оборачиваться во время молитвы.

Абу Зарр (р.а.а) сказал: "Посланник Аллаха (с.а.с) сказал: "Аллах продолжает обращаться к Своему рабу во время молитвы, покуда тот не отворотится". (передал Абу Дауд, 909, Сахих Аби Дауд)

Отворачивание во время молитвы бывает двух видов:

Отворачивание сердца к чему-либо, помимо Аллаха.
Отворачивание глаз.

Оба вида не позволены, и являются убыточными по отношению к воздаянию за молитву. Посланник Аллаха (с.а.с) был спрошен об отворачивании во время молитвы, и он сказал: "Это то, что шайтан крадет из молитвы человека". (передал аль-Бухари, Китаб аль-Азан, Баб аль-Илтифат фис-Сала)

Тот, кто отворачивает свое сердце или глаза во время молитвы подобен человеку, которого вызвал правитель и приказал предстать перед собой, и когда правитель начал обращаться к нему, тот стал отворачиваться, глядя то направо, то налево, не слушая, что говорит ему правитель, и не понимая не единого его слова, потому как его сердце и ум где-то в другом месте. Как думает этот человек, что сделает с ним правитель?

Меньшее, что он заслужит, когда покинет правителя, это ненависть и неуважение. Тот, кто так молится не сродни тому, кто молится с присутствием разума, обращаясь к Аллаху в своей молитве так, что он чувствует величие того, перед Кем он предстоит, он наполнен страхом и подчиненностью, ему слишком стыдно перед его Господом, обращаться к кому-нибудь еще или отворачиваться. Разницу между молитвами этих двух описал Хассан ибн Атия: "Двое могут молиться вместе, но разница между ними велика как между небом и землей. Один из них полностью обратил свое сердце к Аллаху, тогда как другой небрежен и забывчив". (Аль-Вабил ас-Сайб Ибн аль-Кайима, Дар аль-Байан, стр. 36)

Что же касается отворачивания по существенному поводу, то это нормально. Абу Дауд передал со слов Сахля ибн аль-Ханзалии: "Мы начали молиться салатуль-субх (фаджр), и Посланник Аллаха (с.а.с) оглядывался на военную добычу". Абу Дауд сказал: "Он послал всадника ночью, для охраны военной добычи". Это подобно тому, как Посланник Аллаха держал в молитве Умаму бинт Абиль-Ас, и когда он открыл дверь Айше, и когда он сошел с минбара во время молитвы, чтобы обучить знанию, и когда он отступил во время салатуль-кусуф (молитвы в зенит), и когда он схватил и придушил шайтана, когда тот хотел расстроить его молитву. Он также приказывал убивать змей и скорпионов даже во время молитвы, и повелевал молящемуся остановить и даже сразиться с тем, кто хочет перейти перед ним во время молитвы. Он повелевал женщинам хлопать во время молитвы (если они заметили ошибку со стороны имама), и давал отмашки или жестикулировал людям, которые приветствовали его, когда он молился. Эти и другие действия могут быть предприняты в случаях необходимости, но если нет необходимости, то они всего лишь делает бессмысленные жесты, которые аннулируют кушу' и поэтому недопустимы во время молитвы. (Маджму аль-Фатава, 22/559)

Не возносить взоров к небу

Пророк (с.а.с) запретил нам делать это и высказал предупреждение против этого. Он сказал: "Когда кто-нибудь из вас молится, не следует ему поднимать свой взор к небу, дабы не испортил он свое зрение". (передал Ахмад, 5/294; Сахих аль-Джами, 762). По другой передаче он сказал: " Что случилось с людьми, которые возносят свои взоры к небу, когда они молятся?". По другой передаче он сказал: "…что они поднимают свой взор, когда они делают дуа во время сала?" (передал Муслим, 429). Он говорил об этом в жестких тонах, до того, что он сказал: "Да остановятся они, или их зрение будет отнято у них" (передал имам Ахмад, 5/258; Сахих аль-Джами, 5574)

< время во собой перед плевать>

Это несовместимо с кушу' и благоприличию перед Аллахом. Пророк (с.а.с) сказал : "Когда кто-нибудь из вас молится, да не будет он плевать перед собой, ведь Аллах перед ним, когда он молится". (передал аль-Бухари в своем Сахихе, 397)

Он также сказал: "Когда кто-нибудь из вас встает на молитву, он не должен плевать перед собой, потому что он разговаривает с Аллахом, свят Он и величен, покуда он на своем месте моления, и не должен он плевать вправо от себя, потому что с правой стороны находится ангел. Не должен он плевать влево от себя или себе под ноги, и не должен закапывать плевок" (передал аль-Бухари, аль-Фатх, 416, 1/512)

Он сказал : "Когда один из вас встает на молитву, он разговаривает со своим Господом, и его Господь - между ним и его киблой, поэтому не должно никому из вас плевать в направлении киблы, но только влево или под ноги" (передал аль-Бухари, аль-Фатх альБари, 417, 1/513)

Если мечеть устлана коврами и тому подобным, что является нормой сегодня, и если человек имеет потребность выплюнуть, он может достать свой носовой платок или что-нибудь еще, выплюнуть в него и положить его обратно.

Стараться не зевать во время молитвы.

Посланник Аллаха (с.а.с) сказал: "Если кто-нибудь из вас имеет сильное желание зевнуть во время молитвы, пусть он подавит его, изо всех сил, дабы не зашел шайтан…" (передал Муслим, 4/2293). Если шайтан войдет, он сможет еще больше расстроить кушу' молящегося, вдобавок к тому, что он будет насмехаться над зевающим.

Не опускать руки себе на бедра во время молитвы.

Абу Хурайра сказал: "Посланник Аллаха (с.а.с) запретил опускать руки на бедра во время молитвы". (передал Абу Дауд, 947, Сахих аль-Бухари, Китаб аль-Амл фис-Сала, Баб аль-Хазр фис-Сала)

Зияд ибн Субайх аль-Ханафи сказал: "Я молился рядом с Умаром и положил свою руку себе на бедро, но он ударил мне по руке. Когда он закончил молитву, он сказал: "Это недопустимо в молитве. Посланник Аллаха (с.а.с) запрещал нам это". (передал имам Ахмад, 2/106 и др. классифицирован как сахих аль-Хафизом аль-Ираки в Такридж аль-Ихья, см. Ирва, 2/94)

Передают, что Пророк (с.а.с) сказал, что такой жест людей Огня, когда они отдыхают, просим защиты Аллаха от этого. (передал аль-Байхаки от Абу Хурайры. Аль-Ираки сказал, его иснад похож на сахих)

Не отпускать одежду чрезмерно (садль) во время молитвы.

Передается, что Посланник Аллаха (с.а.с) запретил отпускать одежду чрезмерно и запретил мужчине покрывать материей свой рот. (передал Абу Дауд, 643;Сахих аль-Джами, 6883. Он сказал, что этот хадис - хасан). В Авн аль-Мабуд (2/347) аль-Хаттаби сказал: "Ас-садль: отпускать одежду к низу чрезмерно". Передается в Маркат аль-Мафатин (2/236): "Ас-Садль полностью под запретом, потому что он имеет под собой выставление напоказ, а в молитве он тем более плох". Автор ан-Нихайи сказал: "Он означает облачение в платье, в котором руки остаются внутри, и поклоны, и простирания в этой одежде". Говорят, что так делали евреи. Также говорят, что ас-Садль означает одевание одежды через голову и плечи, и отпускание ее краев ниже нормы, так, что человек будет озабочен ее опрятностью, что снизит кушу', в отличие от одежды, которая надлежащим образом подпоясана и застегнута, которая не отвлекает молящегося и не наносит вред его кушу'. Такие виды одежд до сих пор встречаются в некоторых странах Африки и кое-где еще, и в некотором смысле, некоторые арабские одежды тоже отвлекают молящегося и занимают его их поправкой, затягиванием, если они ослабевают и т.д. Этого нужно избегать.

Причина, по которой нельзя покрывать рот материей, как объясняют ученые, в том, это мешает человеку читать Коран и правильно совершать суджуд. (Маркат аль-Мафатих, 2/236)

Не подражать животным

Аллах почтил сына Адама и создал его прекрасным творением, поэтому, постыдно для сына Адама подражать и походить на животных. Нам запрещено подражать или повторять целый ряд поз и движений животных во время нашей молитвы, потому как это противоречит кушу' и потому как это безобразно и не достойно поклоняющегося когда он молится. Например, передают, что Посланник Аллаха (с.а.с) запретил три вещи в молитве: клевать как петух, раздвигать локти как скотина, и молится все время на одном и том же месте, как верблюд, который пасется только на своей территории. (передал Ахмад, 3/428) Говорят, что человек, который всегда молится на одном и том же месте в мечети, застолбив его, подобен верблюду, который пасется только на своей территории. (Фатх аль-Раббани, 4/91). По другой передаче: "Он запретил мне клевать как петух, сидеть как собака и вертеться как лиса". (передал имам Ахмад, 2/311, Сахих ат-таргиб, 556)

Это все, что мы смогли затронуть относительно средств обретения кушу' с тем, чтобы мы могли стремиться к ним, и относительно вещей, которые препятствуют кушу' с тем, чтобы мы могли избегать их.

Есть еще один момент, имеющий отношение к кушу', которому ученые придают настолько большое значение, что его стоит упомянуть здесь:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: