Для характеристики рыночной власти используется также показатель,
определяющий степень концентрации рынка – индекс Герфиндаля-Хиршмана,
который рассчитывается как сумма квадратов долей фирм.
Н = S12 + S22 + S32 +…+ Sn2, где S1, S2, S3, … Sn – доли каждой фирмы в общем объеме продаж, выраженные в процентах. При чистой монополии индекс достигает своего максимального значения, равного 10000.
В США высокомонополизированной считается отрасль, в которой индекс Герфиндаля-Хиршмана превышает 1800. Этот индекс широко используется при антимонопольном регулировании.
Антимонопольное регулирование
Негативные последствия монополизации экономики проявляются в торможении использования результатов НТП, сужении номенклатуры и низком качестве выпускаемой продукции, росте цен, сокращении производства, нанесении ущерба окружающей среде. Рыночная власть снижает экономическую эффективность.
Чтобы избежать отрицательных последствий монополизма, государство вмешивается в рыночные процессы, используя антимонопольное регулирование сущность которого составляет прямая поддержка предпринимательства и развития рыночной конкуренции в экономике. Соответствующая деятельность государства опирается на антимонопольное законодательство – нормативные акты, определяющие организационно-правовые основы развития конкуренции, меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
|
|
Антимонопольное законодательство впервые появилось в США, где его называют антитрестовским законодательством (законы Шермана (1890 г.), Клейтона (1914), Селлера-Кефовера (1950 г.)).
В Республике Беларусь действуют Закон РБ «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (1992 год), Порядок регулирования цен (тарифов) на продукцию (товары и услуги) предприятий-монополистов, Положение о порядке рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства.