Ситуация, связанная с необходимостью использования понятие модуля, возникает и при решении иррациональных уравнений.
Пример. Решим уравнение:
Решение. Введем новую переменную. Пусть , где y 0,
тогда
Данное уравнение примет вид: .
Последнее уравнение, равносильно решая которое, методом интервалов, получим:
Таким образом, , то есть . Последнему неравенству удовлетворяют значения x, принадлежащие отрезку
Ответ.
Напомним, что простейшие уравнения с модулем имеют вид: и . Решим уравнения на основании определения модуля сведением к совокупности систем.
Пример. Решим уравнение: .
Решение. Чтобы выделить интервалы знакопостоянства, найдем точки, в которых выражения, записанные под модулем, обращаются в нуль:
Уравнение равносильно совокупности двух систем:
Решим каждую из систем.
Решение первой системы:
Полученная система не имеет корней, так как дискриминант уравнения меньше нуля.
Решим вторую систему:
Ответ. .
Пример. Решим уравнение:
Решение. Чтобы выделить интервалы знакопостоянства, найдем точки, в которых выражения под модулем, обращаются в нуль:
|
|
Уравнение равносильно совокупности двух систем:
Решим первую систему:
Пересечение множеств и пусто. Следовательно, первая система совокупности корней не имеет.
Решим вторую систему:
Ответ. .