Совершенной конкуренции

Рассматривая средние издержки, мы видели, что в ситуации, когда они складываются ниже Р и MR, в данную сферу стремятся другие фирмы, в результате чего цена снижается и может упасть ниже АТС, т. е. MC = MR = Р<АТС. В этом случае задача фирмы изменяется: она вынуждена не максимизировать прибыль, а минимизировать убытки. Графически это представлено на рисунке 9.2б.

Многие фирмы, оказавшись в таком положении, уходят с рынка, что приводит к уменьшению предложения, и при прочих равных условиях цены начинают возрастать до тех пор, пока фирма не окажется в положении «предельной» и не станет получать нормальную прибыль, т.е. MC = MR = Р =АТС. В этом случае линия цены и предельного дохода лишь касается кривой средних издержек в ее минимальном значении. Для предпринимателя это означает, что экономическая прибыль равна нулю.

В условиях несовершенной конкуренции критерий максимизации прибыли фирмой отличается от рассмотренного, и лишь в крайнем случае монополистической конкуренции может приблизиться к правилу МС = MR = Р. Фирма - несовершенный конкурент может влиять на рыночную конъюнктуру, причем иногда очень значительно, поскольку цена находится под его воздействием. Для того чтобы продать дополнительную единицу продукции, фирма снижает цену. Это дает ей некоторый эффект - увеличение продаж. Однако одновременно несовершенный конкурент несет и определенные потери из-за того, что все покупатели платят более низкую цену (даже те из них, кто раньше покупал по более высокой цене). Этот потенциальный убыток понижает на свою величину предельный доход, поэтому MR не равно Р: предельные издержки меньше рыночного спроса, представленного ценой MR < Р. В то же время установление цены несовершенным конкурентом ориентировано на рыночный спрос, следовательно, кривая спроса на продукцию несовершенного конкурента представлена на рисунке 9.3. не горизонтальной, а нисходящей линией.

Вместе с тем условия максимизации прибыли при совершенной и несовершенной конкуренции имеют и общее между собой MR = МС: фирма в обоих случаях производит дополнительную единицу продукции только при условии получения дополнительного дохода, превышающего Дополнительные издержки. Следовательно, уравнение максимизации прибыли MC=MR = Р при несовершенной конкуренции модифицируется в MC=MR < Р.

По этому общему правилу происходит максимизация прибыли как фирмой-монополистом, так и монополистическим конкурентом, олигополистом. В каждой из форм несовершенной конкуренции имеются свои особенности максимизации прибыли.

Для монопольной фирмы, имеющей полный контроль над ценой и действующей на рынке, закрытом высокими барьерами от проникновения на него других фирм, ситуация «нулевой» прибыли (МС = MR = Р = АТС) неприемлема. Монополист, в отличие от совершенного конкурента, контролирует сразу два параметра - цену и объем выпускаемой продукции. Рациональное поведение фирмы-монополиста диктует необходимость установления таких объемов производства и цены, при которых разность между валовым доходом и валовыми издержками будет максимизировать прибыль. С этой целью она будет отслеживать состояние предельного дохода и предельных издержек.

Момент, при котором МС сравняется с MR (точка Е0) явится для фирмы сигналом к прекращению изменения объема производства. Определившись с количеством, фирма-монополист начинает искать цену, которая бы максимизировала прибыль. Безусловно, она стремится установить наивысшую цену, но, во-первых, беспредельных цен не бывает и, во-вторых, цен как-то должна быть связана с количеством, т.е. с равенством MC=MR. С этой целью фирма-монополист использует кривую спроса. На рисунке монопольная цена находится в точке Е1.

Величина продукции QE0 показывает оптимальный размер производства, определяемый равенством МС = MR в точке Е0. От нее проведем вертикаль вверх до пересечения с кривой спроса D и определим цену Р1 (точка Е1), максимизирующую прибыль монополии.

Выбирая комбинацию «цена - количество», фирма-монополист всегда учитывает эластичность спроса, так как эластичный спрос (Е> 1) на уменьшение цены реагирует увеличением валового дохода, а неэластичный (Е < 1) - сокращением. Монополист, стремящийся максимизировать прибыль, комбинацию «цена - количество» ищет только на эластичном участке кривой спроса, в противном случае он недополучит прибыль. Разграничение эластичного и неэластичного участков на кривой спроса показывает вертикальная линия, проведенная из точки пересечения MR и горизонтальной оси (MR = 0), вверх до пересечения с кривой спроса D.

Совершенный конкурент установил бы цену в точке Е2, соответственно увеличив объем производства. Однако монополист так не поступает - для него такие действия хотя и неразорительны, но неэффективны. Он на рынке благотворительностью не занимается и не хочет «испортить» свой рынок. Поэтому фирма-монополист искусственно ограничивает предложения товара по сравнению с условиями совершенной конкуренции: QE0 < QE2.

Максимальная величина прибыли на весь объем производимой монопольной продукции, как известно, будет определяться разностью общего дохода ОР1Е1QE0 на графике и валовых общих издержек OP3E3QE0, т.е. Р3Р1Е1Е3.

Рисунок наглядно иллюстрирует тот факт, что фирма-монополист ведет себя на рынке менее эффективно, чем совершенный конкурент. Ее недостатки связаны с отсутствием конкуренции. В итоге:

• монополист недоперераспределяет до оптимального уровня ресурсы (Р > МС);

• при максимизации прибыли монополист не минимизирует издержки (Р3 > Р2);

• монопольная цена выше конкурентной цены (Р1 > Р2).

Фирма-монополист не только менее эффективна, чем фирма - совершенный конкурент, но и наносит ущерб потребителям, приводя к безвозвратным потерям в обществе. Из-за того, что фирма-монополист устанавливает цену выше МС, потребители, оценивающие товар на отрезке спроса Е1E2, вынуждены отказаться от покупки.

В результате монополия предлагает обществу количество продукции ниже эффективного уровня. Безвозвратные потери (Е0Е1Е2) не достаются ни фирме-монополисту, ни потребителям ее продукции. Следует учесть, что безвозвратные потери могут возникать не только в случае с монополией, но и в других экономических ситуациях, например, при чрезмерном налогообложении правительством своих граждан и фирм или установлении предельно низкой заработной платы, что, в частности, присуще и современной России.

В заключение анализа максимизации прибыли монопольной фирмой отметим, что среди неэкономистов распространен ряд заблуждений в отношении монопольного ценообразования:

• считается, раз фирма-монополист сама назначает цену на свою продукцию, то она стремится установить максимально высокую цену. Это неверно. Существует много значений более высокой цены, которые монополия игнорирует из-за того, что они влекут за собой прибыль меньшую, чем максимальная;

• большинство покупателей сталкиваются на рынке с фирмой-монополистом при покупке штучного товара. Поэтому многим кажется, что монополист стремится максимизировать прибыль от каждой проданной единицы продукции. На самом деле он заинтересован в росте совокупной, общей прибыли;

• существует устойчивое общественное мнение о непотопляемости монополий. Это также является мифом. Монополия не гарантирует получения экономической прибыли, а лишь повышает ее вероятность по сравнению с условиями совершенной конкуренции. Поэтому в экономической теории рассматриваются и ситуации, когда фирма-монополист несет убытки.

Монополистическая конкуренция - широко распространенная форма несовершенной конкуренции. Она в определенной мере похожа на совершенную конкуренцию:

• ей присуще большое количество производителей и потребителей продукции;

• рыночные барьеры при монополистической конкуренции незначительны и легко преодолимы;

• каждая фирма воспринимает цены конкурентов как данность рынка и формирует только свою цену.

Одновременно монополистическая конкуренция похожа и на монополию. Товар, выпускаемый фирмой - монополистическим конкурентом, несколько отличается от товаров других фирм, выпускающих подобную продукцию, качеством, упаковкой, товарным знаком, сервисным обслуживанием и т.д. Каждая фирма - единственный производитель своего товара, и в этом смысле она - монополист.

Монополия и монополистическая конкуренция идентичны в краткосрочном периоде. Но если посмотреть на рынок монополистической конкуренции в долгосрочном периоде, то ситуация меняется. В отличие от монополии она позволяет фирмам войти в рынок, когда есть сверхприбыль, и покинуть его в случае убытков. Такие действия фирм в конечном счете приводят к установлению на рынке положения «предельной» фирмы, допускающей «отсутствие» прибыли в условиях совершенной конкуренции. Различие можно свести к двум основным моментам: наличию при монополистической конкуренции избыточных мощностей у фирмы и несовпадению цены с предельными издержками.

Чтобы определить избыточную мощность (недозагрузку производства), необходимо знать эффективный масштаб производства фирмы, под которым понимается объем выпуска продукции при минимальном значении средних общих издержек. На рисунке избыточные мощности равны QE2 - QE0, при этом QE2 - эффективный масштаб производства, a QE0 - фактический, максимизирующий прибыль монополистического конкурента.

Несовпадение цены и предельных издержек фирмы означает надбавку к предельным издержкам: фирма в условиях монополистической конкуренции обладает некоторой, хотя и небольшой, властью над рынком. На рисунке она показана в виде разницы Е0 и Е1, спроецированной на вертикальную ось в виде Р1 - С. Таким образом, фирма - монополистический конкурент соблюдает общее правило максимизации прибыли в условиях несовершенной конкуренции: МС = MR < Р.

Однако при этом Р изменяется на кривой D в диапазоне Е1Е2 потому, что фирма постоянно стремится заполучить дополнительных покупателей. По этой же причине фирмы - монополистические конкуренты чрезвычайно чувствительны к маркетингу и используют его повсеместно.

Олигополия подобно монополистической конкуренции более распространена в экономике, чем монополия и совершенная конкуренция. В рыночном диапазоне олигополия размещается между монополией, с одной стороны, и монополистической конкуренцией, с другой.

Вместе с тем ее рыночное поведение очень трудно поддается экономическому анализу, и к ней почти неприменим стандартный графический анализ.

Максимизация прибыли олигополией происходит на фоне специфических особенностей, отличающих ее от всех остальных форм конкуренции: немногочисленности действующих на рынке фирм и их всеобщей взаимозависимости. Ни одна фирма - олигополист не осмелится изменить свою ценовую политику, предварительно не попытавшись рассчитать наиболее вероятные ответные действия своих конкурентов. А сделать это чрезвычайно трудно. В результате определение спроса и издержек для фирмы становится крайне затруднительным, а без них нельзя даже теоретически определить цену и объем производства, максимизирующие прибыль.

Решению этой задачи помогают два свойства, присущие олигополическому рынку:

- олигополические цены изменяются реже, чем в остальных формах конкуренции и имеют тенденцию быть жесткими, негибкими;

- рыночное поведение фирм-олигополистов при изменении цен имеет тенденцию к согласованным действиям.

Для того чтобы понять, в каком случае олигополисты ведут себя как совершенный конкурент или монополия, а в каком абсолютно не похожи ни на первых, ни на вторых, в экономической теории используется четыре модели олигополического ценообразования: ломаная кривая спроса на продукцию олигополиста; тайный сговор фирм-олигополистов; лидерство в ценах ведущей фирмы-олигополиста; ценообразование по принципу «издержки плюс» или накидка к цене.

График ломаной кривой спроса позволяет определить поведение олигополистов в условиях, когда между ними нет сговора, и каждый выступает сам за себя. Тогда при изменении (как увеличении, так и снижении) цены одним из олигополистов остальные могут последовать за ним и тоже изменить цену или игнорировать изменение цены, оставив свои цены на прежнем уровне.

Если фирма-олигополист с целью максимизации своей прибыли понизит цену, а ее конкуренты этого не сделают, то она увеличит свой объем производства и продаж за счет конкурентов, так как ее товар будет стоить на рынке дешевле. Если же фирма-олигополист поднимет цену с целью максимизации своей прибыли, а ее конкуренты не сделают этого, то вместо максимизации прибыли она потеряет рынок из-за того, что ее конкуренты будут продавать товары дешевле.

Здравый смысл и хозяйственная практика подсказывают, что в случае снижения цен фирмой-олигополистом ее конкуренты поступают аналогично, а в случае повышения - не следуют за ней. Таким образом, олигополист сталкивается с ломаной кривой спроса на свою продукцию, а кривая предельного дохода имеет вертикальный разрыв, в пределах которого изменяющиеся предельные издержки не оказывают влияния ни на цену, ни на объем производства.

Таким образом, олигополист максимизирует прибыль с соблюдением условия МС = MR < Р, но с особенностями в MR.

Недостатки и серьезные неопределенности модели ломаной кривой спроса приводят к большому риску фирму-олигополиста, максимизирующую свою прибыль. Поэтому она имеет серьезные мотивы к сговору с остальными олигополистами. К этому ее подталкивает и опасность ценовых войн, когда участники олигополии, попеременно снижая цены в конкурентной борьбе, доходят до состояния «предельной» фирмы и «нулевой» прибыли.

Сговор - это тайное или явное соглашение между фирмами-олигополистами с целью установления фиксированных цен и объемов производства, разделения рынка на части с целью ограничения конкурентной борьбы.

Сговор помогает фирмам также не допускать на рынок новые фирмы. Такое соглашение между олигополистами может принимать различные формы. Из-за политики сговора, которая может проводиться негласно, олигополия многими экономистами считается даже более опасной для свободной рыночной экономики, чем монополия. Тайные соглашения, в отличие от монополий, правительство не может ни регулировать законом, ни контролировать.

Сговор олигополистов между собой приводит к рыночной ситуации, аналогичной монополии, правда, с одной особенностью: олигополисты в любой момент готовы нарушить подписанное ими же самими соглашение.

Лидерство в ценах позволяет фирмам-олигополистам максимизировать прибыль, не вступая в сговор. Суть лидерства заключается в том, что наиболее крупная или наиболее эффективная фирма меняет цены, а все остальные олигополисты подстраиваются под нее.

У ценового лидера-олигополиста проявляется стандартная политика на рынке:

• он редко изменяет цену и не реагирует на текущие небольшие изменения в издержках и спросе. Тем самым он снижает риск противопоставления себя остальным олигополистам;

• об изменении цен лидер, как правило, оповещает остальных олигополистов, проводя в прессе кампанию по обоснованию необходимости повышения цен;

• лидер-олигополист не всегда выбирает цену, максимизирующую прибыль, так как стремится ограничить доступ другим фирмам на олигополистический рынок.

Принцип «издержки плюс» или накидка к цене широко применяется олигополистами, так как легко совмещается как с моделью сговора, так и лидерства в ценах. Этот принцип наиболее приемлем для фирм, производящих не монопродукт, а большое количество различных товаров. При ценообразовании по данному принципу олигополисты вычисляют свои издержки на единицу продукции при некотором желательном («планируемом») объеме производства и добавляют накидку в размере определенного процента. В результате определяется рыночная цена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: