Государственного гражданского служащего

Профессия «государственный гражданский служащий», а также государственная гражданская служба как особый вид деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов должны иметь свою профессиональную этику.

Это необходимо, во-первых, потому, что, как уже анализировалось выше, авторитет власти впрямую зависит от нравственных качеств чиновников: их порядочности, честности, самоотверженности в служении государственным интересам.

Во-вторых, серьезные нарушения моральных норм государственными служащими являются сильнейшим фактором, дестабилизирующим общество, становятся предметом пристального внимания населения.

В-третьих, сама специфика профессии – быть проводником государственной воли, находиться в центре общественного внимания. Работать с населением, в определенной степени ограничивать свои гражданские права и многое другое – диктует необходимость разработки специфических нравственных норм поведения.

Профессиональная этика основывается на правилах, присущих и любой другой профессиональной морали. Прежде всего следует иметь в виду, что она, как и другие профессиональные нравственные системы, не содержит ни одной моральной категории, которой не существует в общечеловеческой морали.

В самом деле, не может быть каких-либо специфических, свойственных только представителям данной конкретной профессии моральных норм, этических качеств, которые не должны характеризовать и людей других профессий. Ответственность, гражданская позиция, коммуникабельность, уважение к человеку любого социального слоя или материального достатка – все это абсолютно необходимо для государственного служащего, входит в число обязательных для него нравственных норм, но они также являются необходимыми положительными нравственными качествами и для других работников.

По каким же критериям определяются профессиональные моральные системы?

Во-первых, профессиональная этика определяется прежде всего «набором» обязательных для данной категории работников нравственных норм, абсолютно необходимых, а не просто желательных для них.

Во-вторых, в профессиональной этике определяется «вес» нравственных качеств по их важности для данной профессии, дается их ранжирование. Именно в рамках профессиональной этики обосновывается степень значимости для конкретного вида деятельности тех или иных нравственных качеств, норм: коммуникабельность, уважение к личности – наиболее важное качество для учителя, сострадание – для врача, принцип служения государству и обществу – для государственного служащего и т. д.

Исходя из этих общих теоретических положений, можно предположить следующую дефиницию профессиональной (служебной) этики: профессиональная этика есть профессиональная мораль государственных и муниципальных служащих, которая включает в себя определенный набор базовых нравственных ценностей, норм, качеств, предписаний, объективно необходимых для успешного выполнения ими своих служебных профессиональных функций.

Следует заметить, что в более строгой научной трактовке понятие «профессиональная этика» включает в себя не только конкретный вид профессиональной этики, но и часть, направление философской науки (этики), рассматривающей проблемы приложения моральных принципов, норм к поведению должностных лиц в организациях, в частности, в аппаратных структурах государственной власти и местного самоуправления. В данном учебном пособии профессиональная этика анализируется в своем первом значении.

Из общего определения профессиональной этики как конкретного вида профессиональной морали логично вытекают и ее основные функции и цели: содействовать формированию должных социально-нравственных качеств государственных гражданских служащих, их правильной моральной ориентации в рамках своей профессии, что в свою очередь должно способствовать укреплению власти и стабильности общества.

Объект профессиональной этики выступает в виде двух взаимосвязанных между собой частей: персонала государственной гражданской службы (собственно государственных гражданских служащих) и государственной гражданской службы как конкретной отдельной сферы профессиональной деятельности в органах государственной власти и местного самоуправления. Таким образом, «носителями» служебной нравственности являются не только отдельные государственные гражданские служащие, но и государственный аппарат власти как определенный социальный институт.

Подобное определение профессиональной этики обусловливает и ее предмет и субъект. Предмет профессиональной этики включает нравственные аспекты сознания и служебного поведения государственных гражданских служащих; внутриаппаратные духовно-нравственные отношения и отношения, складывающиеся между государственными органами, учреждениями и другими социальными институтами, отдельными гражданами.

Субъектом профессиональной этики, т.е. тем, кто ее формулирует, пропагандирует, стремится «внедрить» в среду государственных гражданских служащих, в государственную службу в целом, является господствующая в данном обществе административная, политическая, идеологическая и другая властная элита. Именно она определяет те нравственные принципы, нормы, качества, которыми должны обладать государственные гражданские служащие, и через систему государственных и общественно-политических органов, специальных механизмов стремится реально их сформировать.

Для анализа нравственных основ государственной гражданской службы важно ответить на вопрос: откуда субъект профессиональной этики черпает содержание тех нравственных требований, которые он «предъявляет» как необходимые для государственных гражданских служащих?

Можно выделить следующие основные источники формирования профессиональной этики.

Первый – концептуальная мораль: господствующая теоретическая модель морали(совокупность нравственных ценностей, принципов, норм).

Другой источник – должная мораль. Концептуальная мораль находит свое, если так можно сказать, «материальное» воплощение прежде всего в должной морали – совокупности моральных требований, публично предъявляемых представителями господствующей социальной системы ко всему обществу и ее отдельным слоям, группам через соответствующие политические декларации, нормативные документы, средства массовой информации и т.д.

И, наконец, еще одним ее источником является сущая мораль – реально функционирующие, наиболее распространенные в обществе нравственные принципы, нормы, модели поведения. Они могут в еще большей степени расходиться и с сущей, и тем более с концептуальной моралью. В свою очередь в своеобразной форме они выступают как часть содержания профессиональной этики, ибо никакая властная структура, если она хочет сохранить себя, не может полностью игнорировать общественные, реально существующие нравственные требования.

Итак, основное содержание профессиональной этики – это конкретные моральные принципы, нормы морали, которыми должны руководствоватьсягосударственные гражданские служащие для эффективного выполнения своих функций в данном обществе.

Подробнее о конкретных нравственных принципах, нормах, включаемых в профессиональную этику, речь пойдет ниже. В данном же случае в обобщенном виде выделим их основные блоки.

1. Основные нравственные принципы, которыми должны руководствоваться государственные гражданские служащие в своей работе.

Интересы государства, общества в целом как высшая и конечная цель профессиональной деятельности государственного гражданского служащего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: