Признание и защита прав, законных интересов свобод и достоинства каждого человека и гражданина

Законность – строгое соблюдение в ходе своей деятельности буквы и духа законов, требований должностных инструкций.

Лояльность ко всем ветвям власти, к государственным органам и учреждениям, к воле избирателей, к оппозиции и оппонентам власти.

Ответственность за все свои служебные действия (или бездействие) перед государством, обществом, гражданами.

Политическая нейтральность, социальная справедливость – исключение любых преимуществ для кого бы то ни было, основанных на идеологических, политических, национальных, религиозных симпатиях, на имущественном или социальном положении.

2. Основные нравственные качества, нормы поведения государственного гражданского служащего. Условно их можно разделить на несколько групп.

Качества и нормы поведения, обусловленные в первую очередь спецификой работыгосударственного гражданского служащего. Такими нормами являются: корректность, коммуникабельность; уважение к любому гражданину, пришедшему за получением определенной услуги в государственный орган, учреждение; необходимость хранить служебную тайну, добровольное и сознательное ограничение некоторых своих гражданских прав (например, права на публичную критику государственной политики, органов власти, государственных деятелей; на обещание помочь в решении того или иного вопроса, данное от своего имени, без необходимых служебных процедур, а также не отвечать на публичные обвинения и др.).

Специфические нравственные нормы поведения, связанные с особенностями работы в структуре определенного аппарата – коллектива государственного учреждения:дисциплинированность; борьба с такими негативными проявлениями, как угодничество, панибратство, аппаратные интриги и т.д. Сюда же можно отнести и специфические нормы разрешения служебных конфликтов, такие как принципиальность,приоритет государственных интересов, умение находить компромиссы, стремление избегать публичных скандалов.

Общечеловеческие нравственные нормы (межличностные качества): честность, правдивость, доброжелательность, скромность, уравновешенность и др.

Анализ, выявление и изучение этих и других конкретных нравственных принципов, норм профессиональной этики жизненно необходимы для практической работы в системе государственной гражданской службы.

Во-первых, эти общечеловеческие нравственные нормы являются содержательной основой во всей деятельности, направленной на воспитание необходимых духовно-нравственных качеств государственных гражданских служащих. Во-вторых, они выступают в качестве критерия в оценке профессиональной пригодности человека к работе в государственных органах, учреждениях, в служебном росте чиновника. В-третьих, для самого служащего они выступают как своеобразный «справочник», ориентир в решении часто возникающих нравственных коллизий.

В ряду морально-этических принципов и норм, составляющих нравственные основы государственной гражданской службы современной России, особо, на наш взгляд, выделяется принцип служения государству и обществу. Его актуальность и практическая значимость определяются тем обстоятельством, что он имеет для нас не только теоретическое, но и практическое значение. Будучи близким по своему содержанию и сущности принципу политической нейтральности, принципу лояльности, он имеет свою специфику, обусловленную историческими традициями, политическими, культурными особенностями.

Термин «служение», согласно «Толковому словарю живого великорусского языка» Владимира Даля, отождествляется с понятиями «служить», «служба». «служить», по Далю, – состоять на государственной или общественной службе, при должности, занимать место с известными обязанностями, быть при месте[12].

Правовые и организационные основы «государевой службы» регламентировал и законодательно утвердил Петр Великий, введя своим указом знаменитую «Табель о рангах». Это содействовало закреплению в России новой профессиональной категории, нового социального слоя людей – чиновников, всецело обязанных своим положением и существованием государственной службе, но более всего – государю. Однако осознание роли российского чиновничества в системе власти и управления, вопрос о долге, ответственности, правах и обязанностях государственных служащих, об их служении государству и обществу были поставлены в повестку дня в России с большим опозданием по сравнению с Западной Европой.

В целом можно констатировать, что становление и развитие отечественной бюрократии на всем протяжении нашей истории связано с идеей служения власти, верховному правителю государства, государственным органам, а не самому государству, не населяющему его народу, не гражданскому обществу.

Государственная гражданская служба в современной России в своей принципиальной основе нацелена на служение государству и обществу. Это вытекает из конституционного положения о том, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ст. 3 Конституции РФ). Данное положение требует определенного разъяснения.

Государственная гражданская служба по своему определению предназначена прежде всего для обеспечения выполнения задач и функций государства и его органов. Сегодня, особенно в либеральных кругах, напротив, проповедуется идея о том, что чиновник должен служить только обществу. Этот подход направлен на «быстрый уход» государства и его институтов из тех сфер деятельности и социальных отношений, где их могут заменить частная инициатива и рыночные механизмы. В этом нет ничего плохого, но необходимо учитывать наши исторические условия и традиции, а также экономические и социально-политические реалии. К тому же, как уже подчеркивалось, государственный чиновник в любом государстве служит сначала государству, а уже через него – обществу. Данный вывод вытекает из самого его названия – «государственный», т.е. служащий государству.

Бесспорно, для современной государственной службы принципиально важны ее цели и приоритеты. Причем это актуально не только в правовом, но и в нравственном отношении. Для человека, находящегося на государственной гражданской службе, чрезвычайно важна нравственная установка – «кому я служу?». Главная цель, конечно, служение государству (человек нанимается на службу государству), но чиновник должен также понимать, что через государство он служит обществу, поскольку служение гражданскому обществу – это стратегический приоритет государственной гражданской службы любого демократического государства, каким является современная Россия.

Именно целевое предназначение государственной службы придает законную силу и нравственный статус человеку во властных структурах, поднимает престиж государственной службы в целом. Законодатель определяет ее как вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации[13].

Первый момент в предназначении государственной гражданской службы – обеспечение исполнения полномочий государственно-властных органов – бесспорен. Но не менее важен и второй – служение обществу. В российской традиции государство всегда доминировало над обществом и чиновничество свысока и несколько пренебрежительно смотрело на общество, на людей.

В настоящее время подход к смыслу государственной гражданской службы кардинально меняется, по крайней мере, в своей конституционной основе. Сегодня служба в органах власти становится осмысленной деятельностью во имя государства и во имя человека, а ее главный принцип – власть для людей. Поступая на службу государству, государственный гражданский служащий одновременно служит обществу. И в данном случае не должно быть каких-либо противоречий или барьеров, поскольку это конституционная норма.

Государственная гражданская служба – особая подсистема власти, важнейший элемент инфраструктуры государственного управления, а во многом – это и сама государственная власть. В любом случае государственная гражданская служба – важнейший инструмент и технология власти, направленные на обеспечение в общегосударственном масштабе единообразия правотворчества, правоприменения, поддержания законности и правопорядка, демократичности и социальности государства. В государственной гражданской службе объединяются политическая, административная и социальная составляющие системы государственного управления. Значительная роль отводится здесь и нравственному аспекту – кому служить и как служить государственному работнику. Это нравственная установка, которая свойственна каждому человеку, в том числе, конечно же, и человеку, состоящему на службе у государства.

Исходя из вышеизложенного следует отметить то, что основными условиями эффективного служения работников государственного аппарата государству и обществу являются следующие:

Строгое проведение в жизнь принципа разделения ветвей государственной власти. Данное условие, являясь признаком демократизма любого государства и общества, требует не только разделения властных полномочий, но и ответственности между политико-административными структурами.

Демократизация кадровой политики в сфере государственной гражданской службы. Этот принцип предполагает ее реализацию на основе усиления роли коллегиальности при принятии кадровых решений. Опыт показывает, что этому будут способствовать конкурсный отбор на государственную гражданскую службу, аттестационная практика, выдвижение на должность по критериям деловых и нравственных качеств, профессионализма и компетентности.

Добросовестное служение чиновника государству и обществу, прежде всего предполагает точное и осознанное исполнение требований к служебному поведению гражданского служащего, изложенных в Федеральном законе от 27 июня 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[14]:

– честное, порядочное и на высоком профессиональном уровне исполнение должностных обязанностей;

– признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;

– осуществление своей служебной деятельности в рамках законов и других нормативно-правовых актов;

– соблюдение политической нейтральности, исключающее возможность влияния на служебную деятельность решений политических партий;

– независимость от влияния каких-либо профессиональных, корпоративных или социальных групп; личных, финансовых, имущественных интересов, препятствующих добросовестному исполнению служебных обязанностей;

– соблюдение установленных законом правоограничений;

– соблюдение норм служебной, профессиональной этики и правил делового поведения;

– проявление корректности и внимательности в обращении с гражданами и представителями организаций; терпимости и уважения к обычаям и традициям народов России, содействие налаживанию межнационального и межконфессионального согласия;

– избежание конфликтных ситуаций и конфликтов интересов, способных нанести ущерб авторитету государственной службы;

– отказ от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении государственных органов и их руководителей, если это не входит в служебные обязанности.

Таким образом, этический принцип служения государству и обществу требует от государственных гражданских служащих добросовестной, честной, высокопрофессиональной и эффективной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государства и его органов на благо российского общества. Служение государству и обществу – это не только правовая норма, но и моральная ценность.

Принцип законности. Высокая правовая культура – основа эффективной профессиональной деятельности государственного гражданского служащего. Правовая культура – достаточно сложное явление, которое представляет собой совокупность взглядов, ценностных ориентации, убеждений, поступков и действий, основанных на праве, профессионально-правовых знаниях, взглядах и умениях их практического применения.

Уровень правовой культуры государственного гражданского служащего зависит от множества социально-правовых, организационно-управленческих и нравственных факторов. Правовая культура управленца – это высокий профессионализм, глубокое и всестороннее знание своих должностных обязанностей, умение правильно его использовать в повседневной практической деятельности. Для любого же государственного гражданского служащего – это правовая грамотность, законность принимаемых решений, уважение и защита прав и свобод человека, активная борьба с правонарушениями. Другими словами, это осознанное исполнение служащим юридических установлений, его умение грамотно пользоваться нормативными правовыми актами, руководствоваться законом и высокими нравственными критериями в служебной деятельности и повседневной жизни. Это ориентированность не только и не столько на свои собственные оценки и интересы, но и на правовые и нравственные нормы во всех жизненных, а тем более служебно значимых ситуациях.

Правовая культура государственного гражданского служащего формируется не столько в процессе познания законов, сколько в процессе формирования человека как личности, в среде повседневной управленческой деятельности, при непосредственном соприкосновении служащего с правовыми понятиями. Для государственных гражданских служащих должен быть характерным высокий уровень знания Конституции Российской Федерации и Республики Башкортостан и их законодательств, более глубокое понимание правовых проблем, чем у рядовых граждан. Это в целом соответствует и официальной позиции российского государства в том, что касается квалификационных требований, предъявляемых к государственному служащему. В.В. Путин отмечает, что на государственной гражданской службе нужны профессионалы, для которых единственным критерием является закон, каждый служащий должен отличаться высоким уровнем «знания Конституции Российской Федерации, федеральных законов, уставов и законов субъектов Российской Федерации, применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей»[15]. Данное его высказывание ещё раз было закреплено словами: «Мы с вами должны с полной отдачей сил до последней минуты наших конституционных полномочий и эффективно использовать то время, которое нам подарила судьба, чтобы послужить России»[16].

Правовая культура государственных гражданских служащих, основной частью которой, как подчеркивалось выше, является нравственная составляющая, выполняет ряд важнейших социально-управленческих функций.

Познавательная функция реализуется путем участия государственных гражданских служащих в формировании и непосредственном применении принципов правового демократического государства и гражданского общества. Данная функция выражается в приобретении служащим определенных правовых знаний в процессе его повышения квалификации и управленческой деятельности. Реализуя ее, государственные служащие интегрируют в единое целое общественные, групповые и индивидуальные интересы людей, ставят человека в центр общественного развития в рамках принципов законности, социальной справедливости и правопорядка, приоритетности социально-экономических и политических прав и свобод человека, честности и порядочности. Качество реализации этой функции определяется правовой подготовкой государственного служащего, уровнем его правовых знаний, как того требуют квалификационные требования по должности государственной службы.

Оценочная функция реализуется на основе определения государственным служащим значимости имеющихся у него правоввых знаний, его умением анализировать и адекватно оценивать каждую конкретную служебную ситуацию с правовых позиций. Оценочная функция позволяет государственному служащему иметь четкое представление о государственном строе и характере политического режима, полноте и обоснованности законодательства, о качестве правоприменительной практики, о своем собственном служебно-правовом положении. Эти оценки в зависимости от уровня правовой культуры бывают разными: обоснованными и необоснованными, грамотными и неграмотными, соответствующими объективной реальности и надуманными.

Праворегулятивная функция обеспечивает устойчивое и эффективное функционирование аппарата и каждого государственного гражданского служащего на основе действующего законодательства, утвержденных программ, положений и должностных инструкций. Осуществляется эта функция посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций государственного служащего, вызывая в свою очередь ту или иную его юридическую активность. Результат – правомерное или противоправное поведение.

Правовоспитательная функция реализуется путем личного участия государственных гражданских служащих в пропаганде правовых знаний, оказании правовой помощи гражданам.

Коммуникативная функция обеспечивает грамотное в правовом отношении и уважительное в человеческом плане общение граждан и чиновников между собой.

Правовая культура определяет степень правовой развитости государственного гражданского служащего, его способность воспринимать прогрессивные идеи и законы, умение грамотно и ответственно руководствоваться законодательством в повседневной практике. Это не формальное, бюрократическое знание правовых норм. Высокий уровень правовой культуры и правосознания государственных служащих обеспечивают и высокий уровень, и соответствующее качество воплощения права в реальную действительность. В органической совокупности индивидуальное правосознание отдельных государственных служащих в конечном итоге определяет уровень и состояние правовой культуры государственной гражданской службы в целом.

В управленческой деятельности иногда встречаются правовая безграмотность государственных служащих. Нам известны такие факты, когда государственные гражданские служащие руководствуются законами и нормами, которые давно отменены. Профессионал не может не понимать, что право – не просто совокупность правил поведения (норм), выражающих волю и интересы народа, обеспеченных государственным принуждением. Это санкционированная государством система ценностей, ориентиров, принципов, с одной стороны, объективно обусловленных сложившимися общественными отношениями, а с другой – регулирующих эти отношения в целях развития и установления должного общественного правопорядка.

Остановимся на коррупции и бюрократизме как ведущих факторах, характеризующих полное пренебрежение правом российского государственного гражданского служащего.

Большинство ученых рассматривают коррупцию как системное явление, требующее не только уголовно – и административно-правовых средств борьбы, но и целенаправленной кадровой работы, серьезной воспитательно-профилактической деятельности во всех слоях российского общества. Можно выделить основные признаки коррумпированности государственного служащего:

– незаконность, противоправность получаемых служащим материальных и нематериальных выгод;

– злоупотребление властью, использование служебного положения вопреки интересам государственной службы;

– умышленное использование служебного положения и авторитета занимаемой должности для личного обогащения или в групповых интересах, объективно причиняющих ущерб государству и государственной службе;

– наличие личной корысти и личной заинтересованности.

Преодолению коррупционных проявлений в системе государственной гражданской службы могут способствовать административная реформа, реализация целевых мероприятий:

а) инвентаризация и упразднение избыточных функций государственных органов в тесной связи с комплексным решением проблем разграничения полномочий между различными уровнями власти и обеспечения их финансовой самостоятельности;

б) внедрение во всех властных структурах, прежде всего в министерствах и ведомствах, администрациях муниципальных районов и городских округов системы антикоррупционной экспертизы принимаемых нормативных актов и управленческих решений;

в) дебюрократизация государственного аппарата, минимизация административного вмешательства чиновничества в дела предприятий, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, сужение перечня обязательной сертификации и подконтрольности, упрощение и оптимизация процедур, придание им большей гласности и доступности;

Принцип лояльности. Одним из фундаментальных принципов профессиональной морали государственных гражданских служащих является «принцип лояльности». Практически во всех этических кодексах, специальных нормативных и других документах, предписаниях, касающихся норм поведения государственных служащих, принятых во многих странах мира, есть специальные разделы, статьи, пункты, посвященные данному принципу.

Так, в Модельном кодексе поведения для государственных служащих, утвержденном в 2000 г. Комитетом министров Совета Европы, в ст. 5, в разделе «Общие принципы», сказано: «Государственный служащий обязан быть лояльным в отношении национального, местного или регионального органа власти, учрежденного в соответствии с законодательством».

Что же означает само понятие «лояльность»?

Дословный перевод с французского, как и с английского, языка слова «loyal» – «верный». В то же время в русском языке понятия «верный» и «лояльный» значительно расходятся между собой, особенно в социально-этическом контексте. Эти различия наглядно видны из разных толкований этих понятий в российских словарях и энциклопедиях. В статье «Верность» в Новой философской энциклопедии подчеркивается иррациональная сторона сущности этой категории, она «утверждает себя прежде всего там, где отсутствует возможность логического или эмпирического доступа к предмету интереса… ее отличает значительное влияние субъективного фактора»[17]. Источником верности является вера, а вера, по И. Канту, это позиция человека, принимающего то, что логически недоказуемо, но необходимо ему для обоснования своего морального выбора.

Характерное и более развернутое определение этому понятию дает авторитетный Социологический энциклопедический словарь под редакцией академика Г. Осипова: «…установка, поведение, заключающееся в соблюдении существующих правил, норм, предписаний, а также в выполнении своих обязанностей по отношению к другим даже при несогласии с ними»[18].

Из приведенных определений вытекает по меньшей мере два принципиальных различия в сущности понятий «верность» и «лояльность», тесно связанных между собой. Во-первых, верность – явление, прежде всего чувственное, эмоциональное, оно меньше всего основано на каких-либо рациональных позициях, знаниях. Отношения личной верности, приверженности, преданности носят, таким образом, ярко выраженный личностно-психологический характер и обусловлены системой индивидуальных ценностей, отношений, мотивов.

В качестве этического принципа понятие лояльности измеряется рядом конкретных нравственных критериев. Принцип лояльности предполагает обязательное соблюдение установленных правил, предписаний, личную ответственность, уважение, корректность и др. Нравственным фундаментом принципа лояльности служат понятия уважение и терпимость.

По своей сущности принцип лояльности государственного гражданского служащего означает осознанное, добровольное соблюдение установленных государством, отдельными его институтами, структурами, учреждениями правил, норм, предписаний своего поведения, уважение и корректность по отношению к ним.

Государственный гражданский служащий не должен наносить вред имиджу властных структур, он обязан всячески содействовать укреплению их авторитета. По самой своей сути госслужащий призван реализовывать полномочия и волю государства, поэтому он не может демонстрировать несогласие с ним, с государственной политикой.

1. Лояльность по отношению к государственному строю, государству в целом. Государственная гражданская служба направлена на обеспечение полномочий тех государственных органов, в рамках которых она функционирует. Она осуществляет государственную власть, проводит в жизнь законы, нормы и предписания государственной власти, устанавливает ее связь с обществом. Поэтому государственный гражданский служащий не может становиться в ряды критиков и тем более противников государства, от которого он получает свои полномочия и от имени которого действует.

Государственный гражданский служащий не должен выступать в средствах массовой информации, давать интервью и выражать любым другим способом мнение, принципиально отличное от политики государства в целом и от политики государственного органа, где он служит. Государственный гражданский служащий должен избегать контактов с лицами, вступившими в конфликт с государственной властью, не демонстрировать, например, свои дружеские отношения с оппонентами власти.

2. Лояльность к политическому большинству, находящемуся у власти, ко всем политическим силам. После победы на выборах лидеры и члены пришедшей к власти партии стремятся закрепить на ключевых постах в государственном аппарате своих сторонников. Но государственные гражданские служащие должны быть вне политики при выполнении ими своих обязанностей, в их компетенцию не входит выработка политической и идеологической доктрины.

3. Лояльность по отношению ко всем ветвям власти. С организационной точки зрения государственная гражданская служба выступает как административно-управленческая система, объединяющая аппараты трех ветвей государственной власти. В качестве особенности системы федеральной государственной гражданской службы исследователи отмечают ее координационный характер, при котором имеет место согласование деятельности при решении совместных служебных задач. Таким образом, государственный гражданский служащий должен соблюдать лояльность по отношению ко всем ветвям власти – к парламенту, правительству, судам.

4. Лояльность к государственным институтам. Невозможно отрицать наличие серьезных проблем в ряде сфер государственного управления, необходимость проведения реформ в системе образования, армии, в налоговой службе и т.д., существует много проблем и в работе отдельных ведомств. Однако должностные лица, в чью компетенцию не входят данные проблемы, не имеют права в своих официальных публичных выступлениях допускать высказывания, подрывающие авторитет различных государственных институтов.

5. Лояльность по отношению к обществу, населению. Государственная гражданская служба на уровне общества носит социальный характер. Она призвана реализовывать социальные функции государства, направленные на обеспечение стабильности, целостности социальной системы, снижение социальной напряженности, повышение качества жизни людей. При этом соблюдение государственным гражданским служащим принципа лояльности предполагает не просто защиту законных интересов граждан, народа как первосубъекта государственной власти, но и уважение к сложившимся институтам гражданского общества, к образу жизни людей, к их ментальности.

В Указе Президента РФ «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» (с изменениями от 20 марта 2007 г.)[19] указано, что государственный служащий призван проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.

Актуальность требования от государственных гражданских служащих лояльности по отношению к обществу обусловлена прежде всего теми обстоятельствами, что они постоянно сталкиваются в своей деятельности с представителями различных социальных групп, имеющими собственную систему ценностей и потребностей, которые необходимо учитывать; своими действиями участвуют в формировании социальных ценностей и установок населения; их собственная позиция служит основанием взаимного уважения населения и власти.

6. Лояльность по отношению к другим государственным служащим. Лояльность должна проявляться и в отношении ко всем служащим государственного аппарата. В частности, принцип лояльности не позволяет государственному гражданскому служащему публично критиковать кого-либо из своих коллег.

Принцип лояльности введен в рамки административных и общественных санкций в системе государственной службы Российской Федерации. Так, впервые в Указе Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» (с изменениями от 20 марта 2007 г.) говорится, что государственный служащий, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, «призван воздерживаться от публичных высказываний, суждений, оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные (служебные) обязанности». В п.10 ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ФЗ № 79 от 27 июля 2004 г. эта норма формулируется как прямой запрет, в соответствии с которым гражданскому служащему запрещается «допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности»[20].

В проекте Модельного этического кодекса государственного служащего РФ (приложение 3) дается развернутое содержание требования лояльного поведения. Независимо от того, утвержден ли формально подобный кодекс или нет, следует иметь в виду, что соблюдение принципа лояльности госслужащего – важнейшее и непременное условие его профессионализма. В любом случае должностное лицо обязано избегать ситуаций, способных нанести ущерб авторитету государственного органа, обязано соблюдать установленные в нем правила, с уважением относиться ко всем ветвям власти и т.д. Только в этом случае его поведение будет отвечать высоким требованиям профессиональной морали государственного гражданского служащего.

Политизация государственной гражданской службы – это организованный процесс вовлечения государственной гражданской службы и государственных гражданских служащих в сферу публичных политических отношений.

Можно выделить следующие основные проблемы политизации аппарата государственных органов: а) роль и масштабы присутствия политического компонента в административно-служебных отношениях; б) значимость идеологических, мировоззренческих аспектов при отборе на службу и при оценке исполнения должностных обязанностей; в) создание (или запрещение) партийно-политических структур в органах государственной власти; г) ротация и смена персонала по политическим мотивам.

Главным критерием уровня политизации государственной гражданской службы выступает качество реализации на практике следующих принципов: социального равенства и равного доступа граждан к государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой; внепартийности государственной службы; стабильности кадров аппарата государственных органов.

Государственный гражданский служащий работает «внутри организации», он функционер, а не публичный общественно-политический деятель. В основе его деятельности – разработка проектов законов и указов, постановлений, распоряжений, правил и инструкций, т.е. безусловное и добросовестное исполнение служебных обязанностей по профессиональному обеспечению деятельности государственных органов, причем независимо от политической ситуации, уровня социальной напряженности или даже кризисной ситуации в обществе. Государственная гражданская служба для того и существует, чтобы профессионально и качественно обеспечивать решение как организационно-управленческих, так и политических задач во всех сферах жизнедеятельности общества.

Политический нейтралитет государственного гражданского служащего – это сознательная нейтральная позиция в отношении политических партий и движений, это позиция в отношении политических партий и движений, это позиция осознанной лояльности и добросовестного служения государству и его главному суверену – народу. При этом следует напомнить, что сегодня практически во многих странах государственному гражданскому служащему запрещено участвовать в забастовках или защищать право на забастовку; выдвигаться кандидатом на выборную должность в парламент или в органы местного самоуправления; выставлять на выборы свою кандидатуру, не покидая должности в аппарате; использовать свое служебное положение для оказания влияния на результаты выборов; высказываться в пользу выдвижения того или иного кандидата в качестве представителя той или иной партии; совмещать работу в представительных и исполнительных органах власти; искать пути политического сотрудничества с кем-либо или откликаться на предложения для такого сотрудничества; оказывать услуги в политических целях; участвовать в сборе средств для политических партий. Кроме того, государственным гражданским служащим запрещается вести какую-либо политическую деятельность при исполнении служебных обязанностей, участвовать в антиправительственных митингах, высказываться по спорным политическим вопросам в прессе, книгах, листовках, проводить политические мероприятия в помещениях, принадлежащих государству, использовать государственный транспорт при исполнении неслужебных функций. Государственная гражданская служба никогда не станет по-настоящему профессиональной, эффективной и социально ориентированной, если будет служить эгоистическим политическим замыслам. Политическая нейтральность государственного гражданского служащего – это способность проявлять государственную мудрость и дальновидность, делать все от него зависящее, чтобы ограничить негатив популизма и непродуманных обещаний политиков, не говоря уже о безнравственных или безграмотных действиях иных руководителей.

Понятие ответственности. Ответственность – сложное общесоциальное явление, включающее в себя экономические, нравственные, культурные, психологические и другие аспекты. Это дает основание рассматривать его на междисциплинарном уровне на основе социологического, философско-этического, психологического, исторического подходов.

Проблема ответственности волновала многих ученых. Так, М. Вебер в числе трех основных качеств, необходимых политику, – страсть (самоотдача), чувство ответственности и глазомер (осознание реальности) – второму качеству отводил ведущую роль как «главной путеводной звезде» успешной деятельности[21].

В России понятие ответственности закреплено еще с петровских времен во многих нормативных документах, регулирующих государственную службу, где подробно перечислялись все возможные виды нарушений чиновниками служебного долга и указывались дисциплинарные, административные и другие санкции за ненадлежащее управленческое действие или бездействие государственного служащего.

Проблема ответственности активно разрабатывалась и в советское время, обращаются к ней ученые и сегодня. Понятие ответственности включено в нормативно-правовые акты, регламентирующие современную российскую государственную службу.

Понятие «ответственность», как уже подчеркивалось, можно рассматривать с различных позиций. Философы определяют его как категорию этики и моральное понятие, характеризующее личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, т.е. соответствия моральной деятельности личности ее долгу. Психологи рассматривают ответственность как осуществляемый в различных формах контроль за деятельностью субъекта с точки зрения выполнения им принятых норм и правил. В качестве формы социального контроля за поведением личности ответственность выступает тем механизмом регуляции и саморегуляции, который побуждает человека следовать социальным нормам, ограничениям, правилам жизни во имя создания условий для обеспечения устойчивости социальной системы, защиты ее от отклонений, приносящих вред обществу, и сохранения социальной стабильности.

С точки зрения права «в самом общем виде ответственность представляет собой отношение,обеспечивающее интересы и свободу взаимосвязанных сторон и гарантированное обществом и государством.

В социологии управления ответственность раскрывается во взаимосвязи одной личности с другими личностями, личности с организацией и обществом как способ упорядочения взаимодействия между государством, государственными служащими и обществом, включая все многообразие прямых и опосредованных связей различных уровней, и исследуется в качестве подсистемы социальных отношений как системы более высокого порядка.

Суммируя различные подходы, можно определить ответственность как этико-социологическое понятие, отражающее объективный, конкретно-исторический характер взаимоотношений между личностью, коллективом, государством, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Наиболее отработанным и действенным механизмом является юридическая ответственность,которая делится на подвиды: уголовную, гражданско-правовую, административную, дисциплинарную, материально-правовую, финансовую и др. виды ответственности.

Уголовная ответственность за деяния, совершенные должностными лицами, регламентируется исключительно Уголовным кодексом Российской Федерации.

Административная ответственность включает комплекс административных взысканий, наступающих в случаях самоуправства, злоупотребления властью, использования служебного положения в корыстных целях, необоснованного задержания граждан и доставления их в правоохранительные органы, нарушения учетно-регистрационной и лицензионной дисциплины, а также в случаях нарушений, совершенных подчиненными (за дачу подчиненным указаний, не соответствующих общеобязательным правилам, за непринятие мер по обеспечению соблюдения этих правил подчиненными). Большая часть нарушений, за которые предусмотрена административная ответственность, перечислена в ст. 41–193 Кодекса об административных правонарушениях РФ, устанавливающих также характер и размер санкций.

Гражданско-правовая ответственность наступает за ущерб, причиненный имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей (должностной проступок). Этот вид носит в основном не санкционный, а восстановительный характер: обеспечить восстановление нарушенного права гражданина или юридического лица.

Дисциплинарная ответственность предусматривает применение к работникам мер дисциплинарного воздействия в порядке служебного подчинения за нарушения служебных правил, не преследуемые в уголовном порядке.

Моральная ответственность человека выражается в соответствии моральной деятельности личности ее долгу, рассматриваемому с точки зрения возможностей личности, в осознанном или подсознательном принятии обязательств перед собой и перед обществом, способности и готовности отвечать перед собой, перед другими людьми, коллективом, обществом за свои поступки, за последствия своих действий в случае отклонения от установленных норм. Действующим началом моральной ответственности выступают собственная совесть, чувство долга или неформальный суд людей в форме выражения общественного мнения, осуждения и даже обструкции и остракизма. Моральная ответственность может обеспечиваться и кодифицированными требованиями различного рода нормативных документов: этических кодексов, кодексов чести, правил поведения, уставов, судов офицерской чести, а также разработанными в соответствии с ними механизмами контроля за неукоснительным соблюдением этих требований.

Таким образом, все виды ответственности в цепочке «социальная политика – кадры – ответственность – контроль» представляют собой формы контроля за деятельностью субъекта и характеризуют эту ответственность либо с позиции общества как средство внешнего контроля, предполагая подотчетность в реализации требований общества или его институтов и соответствующие санкции; либо с позиции личности как осуществление должного.

Социальная, в том числе моральная, ответственность государства включает: ответственность органов государственной власти перед обществом за качество, выполнение и социальные последствия принимаемых решений, направленных на повышение качества жизни населения и удовлетворение его социальных ожиданий; за сохранение среды обитания, здоровье и безопасность граждан, защищенность гражданских прав и интересов потребителей и т.д.; ответственность органов государственной власти перед каждым гражданином за полноту реализации его конституционных прав и свобод, обеспечение достойной жизни и социального порядка; ответственность органов государственной власти перед государственными гражданскими служащими, которая реализуется в обязанности разработки правовых основ их деятельности и механизмов, обеспечивающих их правовую и социальную защиту; гарантии, обеспечивающие стабильность рабочего места и продвижения по службе, достойный уровень жизни и т.д.

Реализация принципа ответственности в государственной гражданской службе может быть достигнута лишь при условиях:

Уравновешивание взаимной ответственности государства, общества и государственных служащих;

наличие политической воли, реализуемой в направленности всей своей политики и в пакете правовых документов, которые бы обеспечивали неотвратимость наказания за нарушение законов и отступления от требований служебной морали;

возрождение института профессиональной чести и профессиональных ценностей государственной гражданской службы;

осознание государственными гражданскими служащими смысла своей профессиональной деятельности, который состоит в служении обществу, гражданам, оплачивающим своими налогами их профессиональный труд;

действенный государственный, социальный и внутрислужебный контроль, обеспечивающий возрождение и приумножение лучших традиций отечественной государственной гражданской службы как службы общественного доверия;

включение принципа ответственности в законодательно закрепленный Этический кодекс государственного гражданского служащего и оснащение его соответствующими механизмами, обеспечивающими реализацию;

профессиональное образование государственных гражданских служащих, формирующее сознание предназначения своей профессиональной деятельности, ее социальной значимости.

Литература:

1. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ФЗ-79 от 27 июля 2004 г. – Ст. 2, 3, 17, 18, 19.

2. О системе государственной службы Российской Федерации: ФЗ от 27 мая 2003 г. – М., 2003. Ст. I.

3. Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. № УП 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» (с изменениями от 20 марта 2007г.).

4. Вебер М.Избранные произведения. – М., 1990. – С. 690.

5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.; СПб., 1882. Т. 4. – С. 224–225.

6. Какую Россию мы строим: Выступление В.В. Путина при представлении ежегодного Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ 8 июля 2000 г. // Российская газета. 2000. 11 июля.

7. Новая философская энциклопедия. – М., 2000. – С. 381.

8. Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Документы и материалы. – М., 2007, 26 апреля.

9. Словарь иностранных слов. – М., 1955. – С. 411.

10. Социологический энциклопедический словарь / Ред. Г.В. Осипов. – М., 1996. – С. 162–163.

3. Соблюдение общих норм поведения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: