И как они объясняли его природу

Знай, что прекрасные слова о благонравии были сказаны нашими предшественниками. Примером может служить то, что сказал аль-Хасан, да помилует его Аллах: «Благонравие – это приветливость, проявление щедрости и отказ от нанесения обид (людям)».

Аль-Уасити сказал: «(Благонравный) не прере­кается (с людьми) из-за силы своего знания об Аллахе Всевыш­нем».

Он также сказал: «Благонравие есть способность ублаго­творять людей в радости и в горе».

И известны другие их сло­ва относительно того, что относится к числу плодов благонра­вия.

В основе благонравия лежат четыре свойства: мудрость, смелость, воздержание и справедливость. Под мудростью мы имеем в виду такое качество души, которое позволяет отде­лять правильное от ошибочного в любых предложенных об­стоятельствах. Под справедливостью мы имеем в виду силу души и такое её качество, которое позволяет управлять про­явлениями гнева и страстями, побуждать душу к тому, чего требует мудрость, и осуществлять над нею контроль сообразно требованиям мудрости и независимо от того, даёт она себе волю или пребывает в подавленном состоянии. Под смелостью мы имеем в виду состояние подчинённости силы гнева разуму независимо от того, осмеливается душа на что-либо или отка­зывается от этого. И, наконец, под воздержанностью мы име­ем в виду способность подчинения силы страсти требованиям разума и шариата. Гармоничное сочетание этих четырех основ и порождает все достойные нравственные качества, на кото­рые в Коране указывается в том аяте, где говорится о качест­вах верующих.

Аллах Всевышний сказал: «Верующими являются те, кто уверовал в Аллаха и Его посланника, а потом не испытывал сомнений, не жалея своего имущества и самой жизни на пути Аллаха. Они-то и яв­ляются искренними» (“Комнаты”, 15). Таким образом, вера в Аллаха и Его по­сланника (мир ему и благословение Аллаха) без примеси сомнения является проявле­нием силы убеждённости, плодом разума и пределом мудро­сти; способность не жалеть своё имущество есть щедрость, в основе которой лежит управление силой страсти, а способ­ность не жалеть собственной жизни есть смелость, в основе которой лежит использование силы гнева в соответствии с требованиями разума и справедливости. Характеризуя спод­вижников пророка (мир ему и благословение Аллаха) Аллах Всевышний сказал: «…суровы по отношению к неверным и милосердны (в от­ношениях) между собой». (“Победа”, 29) Эти слова указывают на то, что для проявления суровости есть своё время, а для проявления ми­лосердия – своё, тогда как неизменное проявление суровости или милосердия независимо от обстоятельств не имеет ничего общего с совершенством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: