Нравственные качества можно изменять

Знай, что некоторые люди, полностью поддавшиеся влия­нию собственной праздности, считают, что прилагать все уси­лия, упражнять собственный дух и заниматься очищением ду­ши и исправлением нравственных качеств слишком тяжело и что их души не позволят им сделать это из-за их нерадения, не­достатков и дурных помыслов. Такие люди утверждают, что об изменении нравственных качеств не стоит и мечтать и что че­ловеческая природа изменению не поддаётся, мы же ответим им так: если бы изменять нравственные качества было невоз­можно, то пустыми были бы любые наставления и увещания, а посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не сказал бы: «И да будет прекрасным нрав твой». Малик. Да и как можно от­рицать возможность изменения нравственных качеств челове­ка, когда поддаётся дрессировке даже сокол, который из дико­го становится ручным, как поддаётся дрессировке и норови­стая лошадь, которая превращается в послушную, и всё это указывает на наличие возможности изменения нрава? Объяс­няется же всё, что имеет к этому отношение, следующим обра­зом. Дело в том, что всё сущее подразделяется на два вида.

– На то, к чему человек не имеет доступа и в чём он не обладает свободой выбора ни в целом, ни в частностях. Примером могут служить не только небеса и планеты, но и внешние и внутренние органы человека, а также части тела животных, одним словом всё то, что уже существует, является совершенным и не может быть ни создано, ни усовершенствовано.

– На то, что является несовершенным, но наделено спо­собностью к совершенствованию при наличии определённых условий, которые могут быть связаны с собственным выбором раба Аллаха. Так, например, косточка финика не является ни яблоней, ни пальмой, ибо она создана таким образом, что мо­жет стать пальмой при условии определённого ухода за ней, но ни при каких обстоятельствах не станет яблоней, как бы за ней ни ухаживали. Однако выбор имеет значение не только когда речь идёт о косточках, которым подходят одни условия и не подходят другие, но и в том случае, когда дело касается гнева и страстей. Следовательно, если мы хотим полностью подавить их так, чтобы от них не осталось ничего неподвласт­ного нам, и если мы хотим научиться подчинять себе проявле­ния гнева и страстей с помощью упражнения духа и борьбы, то мы можем сделать это. Более того, это было нам велено и это является причиной нашего успеха и даёт нам возможность прийти к Аллаху Всевышнему.

Вместе с тем необходимо придерживаться умеренности, которая занимает среднее положение между неумеренностью и нерадением. Так, даже если человеком овладевает гнев, его следует удерживать в известных пределах, избегая как безрас­судства, так и малодушия. Короче говоря, необходимо не только обладать внутренней силой, но и уметь подчиняться ра­зуму. С другой стороны, можно ли стремиться к полному по­давлению страстей и гнева, если гнев проявляли и пророки, мир им, а посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я всего лишь человек, допускающий (что-либо) подобно тому, как допускают (это другие) люди, и гневающийся подоб­но тому, как гневаются (другие) люди». Муслим. И не раз бывало так, что, когда в присутствии пророка (мир ему и благословение Аллаха) говорили то, что ему не нравилось, он гневался столь сильно, что щёки его краснели, однако не говорил он ничего, кроме истины, ибо гнев никогда не заставлял его отклоняться от неё, а Аллах Все­вышний сказал: «Спешите же (заслужить) прощение Господа вашего и (спе­шите) к раю (, равному) по ширине небесам и земле и угото­ванному для богобоязненных, которые расходуют в богат­стве и бедности, и сдерживают свой гнев, и прощают лю­дям…» (“Семейство Имрана”, 133 – 134), но он не сказал «которые не испытывают гнев». Таким образом, вполне возможно удерживать гнев и страсти в разум­ных пределах, когда ни то ни другое не берёт верх над разу­мом, а, напротив, разум контролирует и гнев, и страсть и гла­венствует над ними, что и имеется в виду, когда речь идёт об изменении характера. Иногда человек поддаётся влиянию страсти настолько, что разум оказывается не в состоянии вос­препятствовать перерастанию проявления страсти в нечто не­пристойное, однако есть указания на то, что с помощью уп­ражнений удерживать такие проявления в пределах разумного возможно, ибо на это совершенно ясно указывают опыт и наблюдение. Указанием на необходимость придерживаться уме­ренности и не впадать в крайности служит то, что одобряемая шариатом щедрость представляет собой нечто среднее между расточительностью и скупостью, а Аллах Всевышний воздал хвалу щедрости, сказав: «…и те, которые, расходуя, не расточительствуют и не скупятся, а проявляют (умеренность, не впадая в) такие край­ности…» (“Различение”, 67)

Аллах Всевышний также сказал: «И не привязывай руку свою к шее своей [3] , (но) и не протя­гивай её на всю длину…» (“Ночное путешествие”, 29.) То же самое касается и страсти к еде, удовлетворяя которую не следует проявлять ни алчность, ни скупость, а Аллах Всевышний сказал: «…ешьте и пейте, но не излишествуйте…» (“Преграды”, 31).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: