Да будет тебе известно, что ни один человек не ведает о своих недостатках в полной мере, и стоит ему приложить малейшие усилия, в результате которых он прекращает совершать наиболее мерзкие прегрешения, как ему может показаться, что он уже в достаточной мере воспитал и усовершенствовал себя нравственно и больше не нуждается в том, чтобы прилагать какие бы то ни было усилия. Следовательно, необходимо разъяснить, что может служить признаком благонравия. Поистине, признаком благонравия является вера, а злонравие есть лицемерие. В Своей Книге Аллах Всевышний упоминает о качествах верующих и лицемеров, и в целом все эти качества являются порождением либо благонравия, либо злонравия. Приведем несколько примеров, чтобы тебе было ясно, что следует считать признаком благонравия. Аллах Всевышний сказал: «Преуспели те верующие, которые в молитвах своих смиренны, и которые отстраняются от пустословия [5] , и которые вносят закят, и которые хранят своё (целомудрие, не совершая половых сношений ни с кем), кроме своих жён или тех, кем овладели десницы их [6], (ибо), поистине, не будут их порицать (за это), а желающие (чего-либо) сверх этого преступают (пределы дозволенного). (И преуспели те), которые хранят доверенное им и (не нарушают заключённые) ими договоры, и те, которые сохраняют свои молитвы [7], – они-то и есть наследники, которые унаследуют рай [8] и в нём пребудут вечно» (“Верующие”, 1 – 11)
Аллах Всевышний также сказал: «(Верующими являются) кающиеся, поклоняющиеся, восхваляющие (Аллаха), постящиеся [9] , совершающие поясные и земные поклоны, побуждающие к одобряемому (шариатом) и удерживающие от порицаемого (им) и соблюдающие установления Аллаха, (так) порадуй же верующих!» (“Покаяние”, 112)
Аллах Всевышний также сказал: «Верующими являются лишь те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, а когда читают им Его аяты, они увеличивают их веру, и они уповают на своего Господа. (И верующими являются лишь те,) кто совершает молитву и расходует из того, чем Мы их наделили. Они и есть истинно верующие. Для них (уготованы) степени [10] у Господа их, и прощение, и щедрый удел» (“Добыча” 2 – 4).
Аллах Всевышний также сказал: «Рабами Милостивого являются те, кто ходит по земле смиренно, а когда невежественные обращаются к ним, говорят: «Мир! [11] » – и те, которые проводят ночи, склоняясь пред Господом своим до земли и стоя [12] , и те, которые говорят: «Господь наш! Избавь нас от мук Ада (, ибо), поистине, муки его неотступны!» Поистине, плоха (геенна) как местопребывание и жилище! И (рабами Милостивого являются) те, которые, расходуя, не расточительствуют и не скупятся, а проявляют (умеренность и не впадают в) такие крайности, и те, которые наряду с Аллахом не взывают (ни к какому иному) богу, не убивают человека, которого Аллах запретил (убивать) иначе как по праву [13] , и не прелюбодействуют. Поступающий же так понесёт наказание, а в День воскресения мучения его удвоятся, и пребудет (в подобном положении) униженным вечно (каждый), кроме тех, кто покается, уверует и станет совершать праведные дела. Таким Аллах заменит их дурные дела на добрые, (ведь) Аллах - Прощающий, Милосердный, а истинное покаяние Аллаху принесёт тот, кто покается и станет совершать праведные дела. И (рабами Милостивого являются) те, которые не лжесвидетельствуют, а, сталкиваясь с ничтожным, с достоинством проходят мимо, и те, которые, когда их увещевают знамениями их Господа, не падают ниц, (будто) глухие и слепые, и те, которые говорят: «Господь наш, даруй нам усладу очей в наших жёнах и нашем потомстве и сделай нас для богобоязненных предводителями [14] !» Такие получат в награду наивысшее место (в раю) за то, что они терпели, и встретят их там приветствием и миром. Они (останутся) в нём навечно – (сколь) прекрасен (рай) как местопребывание и жилище! Скажи (неверным): «Господь мой не обратит на вас внимания, если вы не станете взывать (к Нему), ведь вы отвергли (Его, и поэтому наказание) станет неизбежным!» (“Различение”, 63 – 77)
Пусть тот, кому судить о собственном состоянии трудно, обратится к этим аятам, ибо присутствие всех этих качеств является признаком благонравия, а отсутствие их есть признак злонравия. Если же одни качества у человека есть, а других нет, значит, в чём-то ему присуще благонравие, а в чём-то он его лишён, так пусть же он займётся обретением того, чего он лишён, и старается сохранить то, что у него уже есть.
Что касается пророка (мир ему и благословение Аллаха) то, характеризуя верующих, он упоминал о многих свойствах, и все они указывают на достойные нравственные качества. Так, например, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не уверует никто из вас (по-настоящему), пока не станет желать брату своему того же, чего желает самому себе». Аль-Бухари и Муслим.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает хороший приём своему гостю». Аль-Бухари и Муслим.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает уважение своему соседу». Аль-Бухари и Муслим.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или хранит молчание». Аль-Бухари и Муслим.
Сообщается, что, когда в присутствии пророка (мир ему и благословение Аллаха) кто-то упомянул о том, что свойства верующих имеют отношение к благонравию, он сказал: «Наиболее совершенной верой среди верующих обладает тот из них, кто отличается наилучшим нравом». Ахмад.
Лучшим способом проверки благонравия является терпеливое перенесение обид и грубости со стороны людей. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды, когда) я шёл (куда-то) вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) на котором был плащ из Наджрана [15] с грубой оторочкой, его догнал какой-то бедуин, с силой потянувший его (за край) плаща. Посмотрев на плечо пророка (мир ему и благословение Аллаха) (я увидел, что после этого) на нём остался след от подкладки, – так сильно он потянул его (, что же касается бедуина, то) он сказал: «О Мухаммад, вели (дать) мне что-нибудь из богатств Аллаха, которые у тебя есть!» Услышав это, пророк (мир ему и благословение Аллаха) повернулся к нему, рассмеялся, а потом велел дать ему что-то». Аль-Бухари и Муслим.
Передают, что, когда количество обид, наносимых посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) курайшитами, умножилось, он воскликнул: «О Аллах, прости народу моему, ибо, поистине, они не ведают!» Ибн Хиббан.
Сообщается, что, когда аль-Ахнафа бин Кайса спросили: «У кого ты научился кротости?» – он сказал: «У Кайса бин Асима». Его спросили: «А какова была его кротость?» Он сказал: «Однажды, когда он находился у себя дома, его рабыня, подавшая ему жареное мясо на вертеле, выронила из рук этот вертел, который упал на его маленького сына, из-за чего тот умер. Рабыня оцепенела от страха, а он сказал ей: «Не бойся, ты свободна ради Аллаха Всевышнего”».
Передают, что как-то раз Али, да будет доволен им Аллах, позвал своего раба, но тот не ответил ему. После этого он позвал его во второй и в третий раз, но снова не получил ответа, и тогда Али, да будет доволен им Аллах, сам подошёл к нему, увидел, что тот лежит, и спросил: «Разве ты не слышишь, о раб?» Раб сказал: «Слышу». (Али) спросил: «Так почему же не отвечаешь мне?» Раб ответил: «Я был уверен, что ты не станешь меня наказывать, а отвечать мне было лень», и тогда Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Ступай, ибо ты свободен ради Аллаха Всевышнего».
Однажды какая-то женщина обратилась к Малику бин Динару, да помилует его Аллах, следующим образом: «О совершающий благое напоказ другим!» – на что он сказал: «Эй, женщина, нашла ты такое моё имя, которое потеряли жители Басры!»
Эти люди покорили собственные души с помощью упражнений, что привело их нравственные качества к соразмерности. Они внутренне очистились от склонности к обману и ненависти, в результате чего стали довольствоваться всем тем, что предопределено Аллахом Всевышним, а это является верхом благонравия. Если же человек не замечал за своей душой признаков подобного довольства, то ему не следует обольщаться и думать, что ей уже присуще благонравие, ибо такой душе необходимо заняться духовными упражнениями и прилагать усилия, чтобы достичь высокой ступени благонравия, которой достигают только приближенные и правдивейшие.