Мы уже знаем о том, что в основе благонравия лежит гармоничное сочетание силы разума и совершенства мудрости, а также умеренность в проявлении гнева и следовании собственным страстям и подчинении их разуму и требованиям шариата. Подобная умеренность может быть следствием одной из двух причин.
а) Одной из них является проявление щедрости Аллаха и природное совершенство, когда человек от рождения наделяется совершенным разумом и хорошим нравом, в результате чего он оказывается защищённым от власти гнева и страстей, которые изначально отличаются умеренностью и подчиняются требованиям разума и шариата.
б) Воспитание в себе вышеупомянутых нравственных качеств путём приложения усилий и упражнений, под чем я подразумеваю побуждение души к таким действиям, совершения которых требует то или иное качество. Так, например, если человек хочет воспитать в себе щедрость, ему следует заниматься тем, что сообразуется с этим качеством, иначе говоря, не жалеть своего достояния. И он должен добиваться этого от своей души, постоянно прилагая соответствующие усилия и борясь с ней, пока щедрость не станет одной из особенностей его характера и ему не будет легко проявлять её, благодаря чему человек и становится щедрым. То же самое можно сказать и о том человеке, которому свойственно высокомерие, если он желает выработать в себе смирение. Ему следует в течение долгого времени постоянно делать то, что свойственно делать смиренным людям, борясь с собственной душой и испытывая затруднения до тех пор, пока смирение не станет частью его характера и ему будет легко проявлять его.
|
|
Используя такие методы, можно воспитать в себе и все прочие одобряемые шариатом нравственные качества, стараясь добиться того, чтобы совершаемое действие доставляло человеку удовольствие. Так, например, щедрым является тот, кому доставляет удовольствие щедрое расходование его средств, но не тот, кто много тратит, чувствуя к этому отвращение, и точно так же смиренным следует считать того, кто испытывает удовольствие, проявляя смирение. Нравственные качества, к обретению которых побуждает людей религия, никогда не утвердятся в душе, если она не привыкнет к следованию всем хорошим обычаям, не откажется от совершения всех дурных дел и не будет придерживаться этого постоянно подобно тому, кто стремится к совершению добрых дел и наслаждается ими, испытывая отвращение к делам дурным и чувствуя боль в случае их совершения.
Об этом посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал так: «…а усладой очей моих была сделана молитва». Ан-Насаи. Следовательно, какими бы видами поклонения ни занимался человек, не совершающий ничего запретного, но вместе с тем не любящий того, что он делает, и тяготящийся этим, этого будет недостаточно и так ему полного счастья не обрести. Вот почему Аллах Всевышний сказал: «Поистине, она [4] тяжела (для всех), кроме смиренных…» (“Корова”, 45)
|
|
Далее, для обретения счастья, которое обещано благонравным, недостаточно наслаждаться проявлениями покорности Аллаху и ненавидеть ослушание лишь время от времени, ибо делать это необходимо постоянно и на протяжении всей жизни. И человеку не следует считать, что молитва никогда не сможет стать для него усладой глаз, а поклонение не станет приносить ему наслаждение, поскольку часто случается и нечто более удивительное. Так, мы видим, что человека, предающегося азартной игре и уже оставшегося без гроша, радость и наслаждение от этой игры и всего того, что с ней связано, могут захватывать настолько, что ему становится уже трудно радоваться тому, в чём находят радость другие люди, если это не связано с игрой, хотя может быть и так, что эта игра уже лишила его имущества, разрушила его дом и оставила без средств. Однако, несмотря на это, он любит игру и испытывает от неё наслаждение, поскольку, уже издавна предаваясь игре, он привык к ней. То же самое можно сказать и о человеке, любящем гонять голубей. Он может целый день стоять на солнцепёке, не чувствуя боли в ногах, ибо испытывает радость при виде того, как эти птицы летают и кружат в воздухе. Всё это становится результатом долгого и постоянного увлечения каким-либо делом, наглядными примерами чего могут служить поступки друзей и знакомых. Но если в силу привычки душа может наслаждаться ложным и склоняться к ложному, то почему же истинное не может начать приносить ей наслаждение, если в течение определённого времени человек будет склонять свою душу к этому и она станет неуклонно придерживаться истинного? Можно даже сказать, что склонность души к вышеупомянутым отвратительным вещам является противоестественной, что подобно склонности к употреблению в пищу глины, однако привычка заставляет некоторых людей делать и это.
Что же касается стремления человека к мудрости, любви к Аллаху Всевышнему, познанию Аллаха и поклонению Ему, то оно подобно стремлению к пище и питью, поскольку такое стремление сообразуется с естественным состоянием сердца и соответствует велению Господа. Пищей для сердца могут служить только мудрость, познание и любовь к Всемогущему и Великому Аллаху, однако оно может отказаться удовлетворять свою естественную потребность в пище из-за поразившей его болезни подобно тому, как больной желудок может утратить желание принимать еду и питьё, поддерживающие его жизнь. Любое сердце, склоняющееся к любви к чему бы то ни было, кроме Аллаха Всевышнего, поражено болезнью, тяжесть которой определяется силой подобной склонности. Исключение составляет такой случай, когда любовь к чему-либо вызвана тем, что помогает человеку любить Аллаха и Его религию, ибо в подобных обстоятельствах любовь признаком болезни не является.
Таким образом, сейчас тебе точно известно, что воспитать в себе достойные нравственные качества можно с помощью упражнений. Суть их состоит в том, что начинать следует с совершения дел, сообразующихся с подобными качествами, и постепенно это станет естественным состоянием человека. Причиной этого является удивительная связь между сердцем и прочими частями тела, иначе говоря между душой и телом, ибо, когда сердце обретает какое-нибудь новое качество, это оказывает своё влияние и на другие части тела, которые начинают действовать только в соответствии с этим качеством. Если же что-либо совершается той или иной частью тела человека, то это может оказывать своё воздействие и на сердце.
|
|
Итак, ясно, что иногда достойные нравственные качества присущи человеку от рождения, иногда они вырабатываются благодаря привычке совершать достойные дела, а иногда – благодаря тому, что человек общается с людьми, которые совершают достойные дела и являются хорошими и праведными товарищами, ведь люди по природе своей склонны перенимать как дурное, так и хорошее. Наиболее достойным является человек, объединяющий в себе всё это, а именно тот, кому достойные качества присущи от рождения и кто наряду с этим вырабатывает их с помощью привычки и подражания. Если же человек не только порочен от рождения, но ещё и водит дружбу с плохими товарищами, в результате чего совершение дурного становится для него лёгким и привычным, то он находится в наибольшем удалении от Всемогущего и Великого Аллаха. Между наиболее достойным и наиболее удалённым от Аллаха находятся те люди, которым вышеупомянутые качества присущи в разной степени, и каждая из ступеней близости или удалённости соответствует определённому качеству и состоянию, а Аллах Всевышний сказал: «и совершивший добро весом с пылинку увидит его, как и совершивший зло весом с пылинку увидит его» (“Землетрясение”, 7 – 8)
Аллах Всевышний также сказал: «Аллах не проявил несправедливости по отношению к ним, но сами они были несправедливы к себе» (“Пчёлы”, 33)