__________________
труда и какой-то бытовой утвари. Праобщина владела в том числе и добываемой пищей, распределение которой осуществлялось в равных долях. Но это могло быть лишь в условиях ее недостаточности. Как только начинает появляться излишний продукт и его накопление, то в отношениях людей происходят изменения - дифференциация по обеспеченности, владению излишками продукта, его обменом и соответственно расслоение праобщины.
В первобытном человеческом стаде, несомненно, выделялись своего рода лидеры и вожаки. Это сильные, смелые, напористые, умудренные опытом особи, которые были первыми в схватках с дикими животными, добывании пищи, преодолении препятствий и т. п. К ним прислушивались, присматривались, примерялись, им уступали, не перечили, на них ориентировались и в какой-то мере их побаивались. Вокруг них формировались группы им подобных, как правило, это были взрослые мужчины. Такие особи постепенно брали на себя все большие и большие обязанности по отношению к общине, что постепенно оформлялось в отношения власти и подчинения, власти и влияния, власти и исполнения. С проявлением этих элементов управленческих отношений, а также под влиянием половозрастной организации начинает складываться собственно первобытное общество (primitive society), определенная структурная форма жизнедеятельности праобщины. К примеру, Дуальная организация. Это предполагаемая структура родового общества: связь двух экзогамных родов в постоянное взаимобрачное объединение. С развитием и дроблением первоначальных родов она переросла в систему двух фратрий. Однако необходимо заметить, что первой организационной формой в первобытном человеческом стаде была праобщина, насчитывающая 20-30 человек (взрослых ее членов). Иногда такие праобщины объединялись в более крупные формирования, но об этом мало что известно. На смену праобщине пришла форма ранне-первобытной общины6.
|
|
Вообще община, как организация, - это некое сообщество людей, которые владеют общими средствами производства, пищей, орудиями, предметами, продуктами труда, с полным или частичным самоуправлением. Известны родовая, семейная (или домовая), сельская (или соседская) общины. Род как организационная форма являет собой коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка либо по материнской, либо по отцовской линии. Несколько родов составляли фратрию. Имея некоторое представление об организационных формирова-
__________________
инич ii первобытном обществе, можно схематично изобразить их примерные организационные построения. Прежде всего важно ' 11 метить такие организационные формы, как матриархат и пат- риарчат. В первом случае - это «власть матери», во втором - I.и гI, отца». В условиях матриархата главой рода, семьи высту- |м и женщина и, будучи носителем власти, единолично подчиня- I и еебе все и вся. С изменением условий жизни и переходом к про- и шпдптельному труду в земледелии, скотоводстве, охоте, рыбо- |ц щетке, изготовлении орудий труда, бытовой утвари и пр., шфференциации трудовых процессов власть и влияние перехо- 1н I к' мужчине - патриарху, а в руках женщины остаются функции управления домашним хозяйством. Вместе с тем эти при- мритеты не оказывали сильного влияния на организационные формы управления в праобществе и праобщине, поскольку разминались и преобразовывались постепенно, как и само общество. I l.i рис. 1, 2, 3 представлены возможные организационные структуры первых систем управления в обществе.
|
|
Как видно из предлагаемых схем, в первобытной общине не ' пило детального распределения прав, обязанностей и ответственности. Суд, наказание за провинность, военные действия часто осуществляли сами общинники, их лидеры и старейшины. Руко- нодители общины скорее всего не имели привилегий. Они участ- ж жали во всех работах, делах общины на правах простых общинников. Особое место в управлении общиной занимали колдуны, i) Iо были не только волшебники, они выступали и как лекари, соме гники, предсказатели, эзотерики и экзотерики. В то же время управление общиной основывалось не только на власти и влиянии. Оно зиждилось на простейших нормах поведения, складывающихся тенденциях проведения обрядов, утверждавшихся обычаях и т. д.
Рис. 1. Примерная простейшая структура управления