I. Доцивилизационный период

__________________

труда и какой-то бытовой утвари. Праобщина владела в том чис­ле и добываемой пищей, распределение которой осуществлялось в равных долях. Но это могло быть лишь в условиях ее недоста­точности. Как только начинает появляться излишний продукт и его накопление, то в отношениях людей происходят изменения - дифференциация по обеспеченности, владению излишками про­дукта, его обменом и соответственно расслоение праобщины.

В первобытном человеческом стаде, несомненно, выделя­лись своего рода лидеры и вожаки. Это сильные, смелые, напори­стые, умудренные опытом особи, которые были первыми в схват­ках с дикими животными, добывании пищи, преодолении пре­пятствий и т. п. К ним прислушивались, присматривались, примерялись, им уступали, не перечили, на них ориентировались и в какой-то мере их побаивались. Вокруг них формировались группы им подобных, как правило, это были взрослые мужчины. Такие особи постепенно брали на себя все большие и большие обязанности по отношению к общине, что постепенно оформля­лось в отношения власти и подчинения, власти и влияния, влас­ти и исполнения. С проявлением этих элементов управленческих отношений, а также под влиянием половозрастной организации начинает складываться собственно первобытное общество (prim­itive society), определенная структурная форма жизнедеятельно­сти праобщины. К примеру, Дуальная организация. Это предпо­лагаемая структура родового общества: связь двух экзогамных родов в постоянное взаимобрачное объединение. С развитием и дроблением первоначальных родов она переросла в систему двух фратрий. Однако необходимо заметить, что первой организаци­онной формой в первобытном человеческом стаде была праобщи­на, насчитывающая 20-30 человек (взрослых ее членов). Иногда такие праобщины объединялись в более крупные формирования, но об этом мало что известно. На смену праобщине пришла фор­ма ранне-первобытной общины6.

Вообще община, как организация, - это некое сообщество людей, которые владеют общими средствами производства, пи­щей, орудиями, предметами, продуктами труда, с полным или ча­стичным самоуправлением. Известны родовая, семейная (или до­мовая), сельская (или соседская) общины. Род как организацион­ная форма являет собой коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка либо по материнской, либо по отцовской линии. Несколько родов составляли фратрию. Имея некоторое представление об организационных формирова-

__________________

инич ii первобытном обществе, можно схематично изобразить их примерные организационные построения. Прежде всего важно ' 11 метить такие организационные формы, как матриархат и пат- риарчат. В первом случае - это «власть матери», во втором - I.и гI, отца». В условиях матриархата главой рода, семьи высту- |м и женщина и, будучи носителем власти, единолично подчиня- I и еебе все и вся. С изменением условий жизни и переходом к про- и шпдптельному труду в земледелии, скотоводстве, охоте, рыбо- |ц щетке, изготовлении орудий труда, бытовой утвари и пр., шфференциации трудовых процессов власть и влияние перехо- 1н I к' мужчине - патриарху, а в руках женщины остаются функ­ции управления домашним хозяйством. Вместе с тем эти при- мритеты не оказывали сильного влияния на организационные формы управления в праобществе и праобщине, поскольку раз­минались и преобразовывались постепенно, как и само общество. I l.i рис. 1, 2, 3 представлены возможные организационные струк­туры первых систем управления в обществе.

Как видно из предлагаемых схем, в первобытной общине не ' пило детального распределения прав, обязанностей и ответствен­ности. Суд, наказание за провинность, военные действия часто осуществляли сами общинники, их лидеры и старейшины. Руко- нодители общины скорее всего не имели привилегий. Они участ- ж жали во всех работах, делах общины на правах простых общин­ников. Особое место в управлении общиной занимали колдуны, i) Iо были не только волшебники, они выступали и как лекари, со­ме гники, предсказатели, эзотерики и экзотерики. В то же время управление общиной основывалось не только на власти и влия­нии. Оно зиждилось на простейших нормах поведения, склады­вающихся тенденциях проведения обрядов, утверждавшихся обычаях и т. д.


Рис. 1. Примерная простейшая структура управления


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: