__________________
со временем ставший крылатым выражением: «Человек по природе - животное общественное», дает основание полагать, что древний человек в силу стадности, т. е. тенденции желать (стремиться) своей принадлежности или получать удовольствие от групповой активности, что характерно для многих видов животных, жить стадами, семействами, не мог быть изолирован от ему подобных. В мире дикой природы он не выжил бы в одиночку. В этой связи, опираясь на периодизацию стадий развития человеческого общества, предложенную американским социологом Л.Г. Морганом (1818-1881), можно полагать, что для периода дикости было характерно «первобытное человеческое стадо», для периода варварства - роды, племена, их союзы, для цивилизации - народности, нации, государственность.
Первобытное человеческое стадо по своей социальной роли было аморфным. В нем имелась своя организация и структура, ведущие и ведомые, дети, молодые, зрелые и старые, женщины и мужчины. Все эти члены первобытного человеческого стада находились в определенных отношениях, доминантой которых были власть и подчинение.
|
|
Но можно ли в этой связи ставить вопрос об управлении, управленческих процессах и действиях? Если подходить к рассмотрению данной проблемы с позиций современного представления об управлении, видимо, нельзя. Но если руководствоваться кибернетическим подходом, то ответ будет положительным, поскольку суть отношений управления непосредственно связана с коммуникациями, адекватными им информационными потоками прямых и обратных связей, побуждавших к тем или иным действиям.
Вместе с тем есть и другой подход понимания зарождения и развития человечества3. Однако этот вопрос не является предметом данного исследования, поэтому и нет необходимости его детального рассмотрения.
Формирование первых общественных отношений, реализуемых через механизм инстинктов и обусловленных властью и повиновением, понуканием и исполнением, послушанием и подчинением, уважением к старшему, сильному, опытному и опасением наказания, несомненно, проявлялось в праобществе. Все это находило свое выражение через какие-то ситуации, в которых оказывался первобытный человек. Отличительной особенностью людей праобщества было то, что они ничего не производили, а лишь потребляли, поддерживая тем самым свои жизненные силы.
__________________
Отсюда и виды деятельности, которыми они занимались: coin 1|>,и (У1ьство (плоды, ягоды, коренья и т. п.), охота на крупных мм.их животных, значительно позднее рыболовство. Люди ка- м инот века в своем стремлении облегчить поиски пищи, улучши 11. свой быт использовали грубо обработанное дерево, камни, миги и др. Поскольку все, что добывалось - потреблялось, можно полагать, что первобытный человек в процессе своей жизнеде- н к'льности пользовался в той или иной мере безотходными тех- | н I./Iогнями. Физическая природа человека требует того, чтобы он in - только трудился, но и отдыхал, восстанавливая силы. В этот т риод своего бытия первобытный человек как бы формировался духовно. Наскальные рисунки (изображения) тому подтвержде- ппг. Не имея возможности противостоять силам природы, первобытный человек им поклонялся, обожествлял их, призывал на помощь и просил защиты. В этой связи вырабатывались определенные обычаи, ритуалы, обряды, формировались традиции, ко- трые как бы облагораживали реальный мир и настраивали людей на успех, вселяли в них надежду. Танцы, песни, мелодии, мо- нггвы и поклонения австралийских аборигенов, американских индейцев, африканских бушменов и других коренных народнос- n-ii тому подтверждение. В то же время первобытное человеческое стадо обитало на определенной территории, но в случае сокращения продовольственных ресурсов могло перемещаться в другие места. Причин тому было много: холодная зима, засушли- ное лето, пожарища, наводнения и т. п.
|
|
Вглядываясь в то далекое прошлое с позиций современного знания теории управления, следует отметить, что конгломерат этих отношений включал в себя исходные начала управленческих отношений и собственно управления. Это коллективное добывание продуктов питания, удовлетворение естественных потребностей, проведение определенных ритуалов и т. п. (по А. Маслоу), но I фи этом их доминантой выступали труд, речь, психофизиологические способности. Однако прошли тысячелетия, прежде чем все эти действия обрели устойчивость, определенность, адаптировались и получили четкую трактовку.
Для исторической науки, истории управления, управленческой мысли небезынтересно формирование и развитие управленческих начал в те далекие времена, чтобы проследить их зарождение, становление и трансформацию в условиях различной социальной ориентации праобщества. Это первобытное человеческое стадо, родовой и племенной строй, матриархат, формирование се-