I. Доцивилизационный период

__________________

со временем ставший крылатым выражением: «Человек по при­роде - животное общественное», дает основание полагать, что древний человек в силу стадности, т. е. тенденции желать (стре­миться) своей принадлежности или получать удовольствие от групповой активности, что характерно для многих видов жи­вотных, жить стадами, семействами, не мог быть изолирован от ему подобных. В мире дикой природы он не выжил бы в одиноч­ку. В этой связи, опираясь на периодизацию стадий развития че­ловеческого общества, предложенную американским социологом Л.Г. Морганом (1818-1881), можно полагать, что для периода ди­кости было характерно «первобытное человеческое стадо», для периода варварства - роды, племена, их союзы, для цивилизации - народности, нации, государственность.

Первобытное человеческое стадо по своей социальной ро­ли было аморфным. В нем имелась своя организация и структу­ра, ведущие и ведомые, дети, молодые, зрелые и старые, женщи­ны и мужчины. Все эти члены первобытного человеческого стада находились в определенных отношениях, доминантой которых были власть и подчинение.

Но можно ли в этой связи ставить вопрос об управлении, управленческих процессах и действиях? Если подходить к рас­смотрению данной проблемы с позиций современного представ­ления об управлении, видимо, нельзя. Но если руководствовать­ся кибернетическим подходом, то ответ будет положительным, поскольку суть отношений управления непосредственно связа­на с коммуникациями, адекватными им информационными по­токами прямых и обратных связей, побуждавших к тем или иным действиям.

Вместе с тем есть и другой подход понимания зарождения и развития человечества3. Однако этот вопрос не является пред­метом данного исследования, поэтому и нет необходимости его детального рассмотрения.

Формирование первых общественных отношений, реали­зуемых через механизм инстинктов и обусловленных властью и повиновением, понуканием и исполнением, послушанием и под­чинением, уважением к старшему, сильному, опытному и опасе­нием наказания, несомненно, проявлялось в праобществе. Все это находило свое выражение через какие-то ситуации, в которых оказывался первобытный человек. Отличительной особенностью людей праобщества было то, что они ничего не производили, а лишь потребляли, поддерживая тем самым свои жизненные силы.

__________________

Отсюда и виды деятельности, которыми они занимались: co­in 1|>,и (У1ьство (плоды, ягоды, коренья и т. п.), охота на крупных мм.их животных, значительно позднее рыболовство. Люди ка- м инот века в своем стремлении облегчить поиски пищи, улуч­ши 11. свой быт использовали грубо обработанное дерево, камни, миги и др. Поскольку все, что добывалось - потреблялось, мож­но полагать, что первобытный человек в процессе своей жизнеде- н к'льности пользовался в той или иной мере безотходными тех- | н I./Iогнями. Физическая природа человека требует того, чтобы он in - только трудился, но и отдыхал, восстанавливая силы. В этот т риод своего бытия первобытный человек как бы формировался духовно. Наскальные рисунки (изображения) тому подтвержде- ппг. Не имея возможности противостоять силам природы, перво­бытный человек им поклонялся, обожествлял их, призывал на помощь и просил защиты. В этой связи вырабатывались опреде­ленные обычаи, ритуалы, обряды, формировались традиции, ко- трые как бы облагораживали реальный мир и настраивали лю­дей на успех, вселяли в них надежду. Танцы, песни, мелодии, мо- нггвы и поклонения австралийских аборигенов, американских индейцев, африканских бушменов и других коренных народнос- n-ii тому подтверждение. В то же время первобытное человечес­кое стадо обитало на определенной территории, но в случае со­кращения продовольственных ресурсов могло перемещаться в другие места. Причин тому было много: холодная зима, засушли- ное лето, пожарища, наводнения и т. п.

Вглядываясь в то далекое прошлое с позиций современного знания теории управления, следует отметить, что конгломерат этих отношений включал в себя исходные начала управленческих отношений и собственно управления. Это коллективное добыва­ние продуктов питания, удовлетворение естественных потребнос­тей, проведение определенных ритуалов и т. п. (по А. Маслоу), но I фи этом их доминантой выступали труд, речь, психофизиологиче­ские способности. Однако прошли тысячелетия, прежде чем все эти действия обрели устойчивость, определенность, адаптирова­лись и получили четкую трактовку.

Для исторической науки, истории управления, управленче­ской мысли небезынтересно формирование и развитие управлен­ческих начал в те далекие времена, чтобы проследить их зарожде­ние, становление и трансформацию в условиях различной соци­альной ориентации праобщества. Это первобытное человеческое стадо, родовой и племенной строй, матриархат, формирование се-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: