__________________
При третьем царе династии Маурьев Ашоке (268-232 гг, до н. э.) сложившаяся в Индии система управления, традиционная для государств Древнего Востока, обрела весьма существен ную морально-этическую окраску (это принципиальное отличие от восточных деспотий). Это выразилось в целом ряде управленческих решений монарха, нацеленных на создание в империи обстановки доброжелательности и всеобщего уважения, иначе, формирования в государстве нормального морально-этическот климата. Приняв в качестве государственной религии буддизм, Ашока требовал, чтобы каждый человек в государстве подчинялся установкам дхармы и выполнял их. «Дхарма включает в себя свод правил правильного образа жизни и поведения, которым должны были следовать все без исключения жители империи, Правила эти были очень просты: послушание родителям, ува жение учителей и старших, почитание брахманов, хорошее отношение к рабам и слугам, друзьям, родственникам, щедрость в подаяниях, воздержание от мотовства и скупости, неубиение живых существ».
Как видно из данного положения, это философская основа1 не только мировоззрения монарха, государственной идеологии, но и концепция управления в империи. Укрепляя религиозные устои в государстве, Ашока принял ряд кардинальных решений (созыв третьего собора буддистов, утверждение (канонизация) священного писания, отмена устаревших церемоний и праздников и введение новых, поощрение паломничества, изготовление и размещение по стране специальных каменных ступ для хранения реликвий Будды и положений дхармы, требование терпимого и лояльного отношения к другим религиям).
В области хозяйствования Ашока проводит мероприятия по улучшению быта людей: строятся дороги, оросительные сооружения, роются новые колодцы, производится посадка насаждений и деревьев, организуются заповедники, запрещаются выжигание лесов под пашни и охота на диких животных.
Ашока реорганизует судебную систему и упраздняет наиболее жестокие законы. Он создает специальный орган контроля | за исполнением действующего законодательства и царских указов. Кроме того, на территории всей страны были воздвигнуты особые колонны, на которых размещались царские указы («Большие наскальные эдикты», «Особые наскальные эдикты», «Малые наскальные эдикты», «Колонные эдикты» и др.). В «Истории Древнего Востока. Тексты и документы» (Под ред. В.И. Кузищи-
Глава 5. Управление в Древней Индии и Древнем Китае
__________________
И ' | приведены различные материалы, определяющие характер и 'ипости управления страной царя Ашоки: общение с нароем, беседы о дхарме, ее пользе и принятии людьми; встречи со
II и 11 щ • 11 послужителями и пожилыми людьми и их материальное in'награждение; провозглашение в царских указах принципа
* |пб|)ое дело», который распространялся на все направления
* н чн'деятельности населения империи. Эта этическая норма mi ипчала и лояльность к различным вероучениям, и уважитель-






