VIII. Управленческая мысль второй половины XX - начала XXI в

__________________

После октябрьского и ноябрьского (1964 г.), мартовскою и сентябрьского (1965 г.) Пленумов ЦК КПСС усилилось внимн ние к вопросу научности руководства, более тщательному учгц объективных экономических законов, использованию эконом и ческих методов в управлении. К этому времени в обществе в m лом и научном сообществе в том числе созрело понимание не< ii > ходимости глубокой экономической реформы, к сожалении!, и рамках прежней политической системы. В этой связи была не< >(i ходима целостная система мер по преобразованию системы ум равления народным хозяйством, всех его звеньев и уровней.

Новая реформа началась с упразднения совнархозов и вое становления центральных промышленных министерств. Ее идеи всецело принадлежала Председателю Совета Министров СС(11' А.Н. Косыгину. Намеченные преобразования в народном хозяИ стве и системе управления опирались на научные исследовании отечественных ученых. И это был сплав науки, политики и пра^ тики, затрагивающий все народное хозяйство, его отрасли, вюшо чая промышленность, строительство, сельское хозяйство. При этом пятилетнему планированию вновь придавалось первоетс пенное значение, что способствовало расширению сферы дейп вия хозрасчета на предприятиях, в отраслях, а также улучшен i ни системы стимулирования. Согласно принципам экономической реформы часть прибыли предприятий должна была оставаться а полном распоряжении самих производителей. Но уже в конце 1967 г. по решению Политбюро почти вся прибыль, даже сверх плановая, в «порядке исключения» изымалась в бюджет. Это па несло непоправимый удар как экономической реформе, так и всей экономике, так как подорвало стимулы и активность проии водителей.

Хотя реформа не была реализована, она вызвала к жизни необходимость ряда нововведений в системе управления нар< л ным хозяйством страны. Так, уже в 1967 г. осуществляется ре формирование оптовых цен. Суть новшества заключалась в сбли жении цен и уровня общественно необходимых затрат, что дол ж но было обеспечить рентабельность нормально работающим предприятиям. В этой связи необоснованно высокие ценны спи жались, а низкие - повышались; вводились фиксированные, рентные платежи, плата за производственные фонды; были уме личены до 15% отраслевые нормативы рентабельности к проии водственным фондам, что позволило учитывать фондоемкогп. продукции. В результате реформирования устранялась неравно


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: