Современный миф оккультного нацизма

В этой книге мы рассмотрели идеи и историю ариософии в связи с еепредполагаемым влиянием на нацистское движение Германии. Впрочем, существуетидея, настойчиво муссируемая в литературе, склонной к сенсациям, что нацизмбыл спровоцирован и непосредственно руководился оккультными силами с 1920 по1945 годы. Происхождение этого мифа никак не связано с ариософией, но скореес послевоенным ажиотажем вокруг нацизма. Такой ажиотаж, конечно, во многомобъясняется иррациональностью и мрачной яростью политики нацистов, недолгимконтинентальным господством Третьего Рейха. Маленькая фанатическая партиясумела захватить власть в европейской стране и распространить свое влияниена огромной территории от Атлантического побережья до Кавказских гор,рассматривая при этом уничтожение евреев в качестве своей основной задачи.Масштабность этих событий выделяет националсоциализм среди других сюжетовсовременной истории. Неизменное внимание к нацизму подтверждается ежегоднымитомами новых книг, посвященных Гитлеру, высшим нацистским лидерам, ВторойМировой войне, СС, концентрационным лагерям и системам тотальногоуничтожения. Поражение Третьего Рейха, самоубийства и казнь крупнейших фигурдвижения еще больше мистифицировали нацизм. Молодым наблюдателямнационал-социализма часто кажется сверхъестественным эпизодом современнойистории. Таинственный образ движения поддерживается различными популярнымироманами, изображающими преступления военных преступников, тайныепослевоенные нацистские организации, появление Гитлера спустя много летпосле его недоказанной смерти. Пафос этой сенсационной литературы -- впредположении тайного ордена, одновременно зловещего и запрещенного,стоящего за хорошо знакомым миром либеральных институтов. Воображениемрачных аспектов нацизма здесь не знает границ. Вследствие чего психопаты исадисты коллекционируют знаки отличия и сувениры Третьего Рейха, а крайнеправые группы и причудливые секты заимствуют форму нацистов и их церемониал.Литература о тайных обществах, посвящениях, влиянии злых сил ограничиваетсобой сферу спекулятивной истории, основывающейся на скудных доказательствахи произвольных ассоциациях; именно в этих пределах и существует утверждениео том, что национал-социализм был прямо связан с оккультизмом. Начиная с 1960 года популярные книги представляют нацистский феноменкак результат сверхъестественных и демонических влияний. Прежде всегоистория возникновения нацизма рассматривается с этой точки зрения. Всоответствии с этой мифологемой, нацизм не мог быть порожден толькосоциально-экономическими факторами. Ни эмпирические, ни чистосоциологические условия не могли дать объяснения этим злобным проектам инепрерывному успеху. Оккультная историография объяснила нацистский феноменпри помощи идеи тайных сил, которые поддерживали и контролировали Гитлера иего окружение. Эти тайные силы могли характеризоваться как дурные воплощения("черные силы", "невидимые иерархии", "неизвестные владыки"), или какмагическая элита, удаленная во времени или пространстве, нацисты как будтобы находились с ними в контакте. Вновь появились идеи, связывающие нацизм стайными мастерами Востока; Общество Туле и другие оккультные ложирассматривались как каналы черного посвящения. Все представители такогожанра создавали фантастическую историю, поскольку конечным пунктом ихобъяснений всегда был агент невидимый и недоступный для другихисследователей национал-социализма. Миф о связи нацистов с Востоком имеет сложную родословную теософскогопроисхождения. О тайных священных центрах Востока впервые сообщилаБлаватская в "Тайной доктрине", ссылаясь при этом на "Стансы Дзэн" -- текст,который она будто бы прочитала у лам в Гималаях. Блаватская утверждала, чтосуществует множество подобных центров эзотерического обучения и посвящения;великолепные библиотеки и сказочные монастыри скрываются в горных пещерах иподземных лабиринтах в отдаленных областях Центральной Азии. Средивыдающихся примеров таких центров был назван подземный город Агади,расположенный на месте Вавилонии, и светлый оазис Шамбала в пустыне Гоби,где божественные наставники арийской расы сохраняли свое священное знание.Эта система мифов была развернута французским автором Иосифом Сент-Ивомд'Альвейдра (1842-1909), описавшим тайный город Агарта как теократию,руководящую ходом мировой истории. Телепатические сообщения, которые онполучал от далай-ламы из Тибета, указывали на то, что город находился где-топод Гималаями. Фердинанд Оссендовски, путешествовавший по Сибири и Монголии,обеспечил известными кредитами эти фантазии, рассказывая о местныхбуддийских верованиях, также отсылавших к подземному королевству Агарта, вкотором правил король мира. Утопическое королевство обладалосверхъестественным могуществом и могло в любой момент уничтожитьчеловечество и преобразить поверхность земного шара. Идеи о тайной теократии Востока сопровождались сообщением о силах Vril.В своем романе "Грядущая раса" (1871) Сэр Эдвард Булвер-Литтон приписал этуспособность подземной расе людей, Vril-ya, далеко продвинувшейся психическипо сравнению с человеческими видами. Способности Vril состояли в телепатии ителекинезе. Это вымышленное понятие впоследствии использовалось ЛуисомЖаколио, французским консулом в Калькутте во времена Второй Империи, в егоисследованиях о восточных верованиях и сектах; сама Блаватская пользоваласьего трудами, когда работала над "Изидой без покрывал" (1877). Vril был поняткак значительный резервуар (источник) энергии в человеческом организме,недоступный непосвященным. Считалось, что овладевший силами Vril, подобнорасе Vril-ya у Булвер-Литона, приобретает власть над всем миром. Вилли Лей,эмигрировавший в Соединенные Штаты в 1935, после краткой карьеры инженера поракетной технике в Германии, написал краткое изложение своих псевдонаучныхидей, которое встретило известное одобрение в Третьем Рейхе. Помимо ТеорииМирового Льда и Доктрины Полой Земли, уже известных нацистским патронам, Лейсообщил о берлинской секте, занимавшейся медитативными практиками,направленными на освоение секретов Vril. Луис Пауэллс и Жак Бергьер цитировали эту статью в своем "Утре магов"(1960), вторая часть которого посвящена Третьему Рейху и имеет впечатляющийзаголовок "Несколько лет абсолютно иного". Они преувеличили значениеберлинской секты для того, чтобы доказать, что нацистские лидеры быливынуждены установить контакт с всемогущей подземной теократией и потомупытались больше узнать о их власти. Предполагалось, что эта власть моглапозволить Германии завоевать весь мир и устроить человеческую жизнь всоответствии с собственным милленаристским видением. Мы должны заключить союз с Мастером Мира или Королем Ужаса, которыйправит тайным городом где-то на Востоке. Те, кто подпишут этот пакт, смогутпреобразить Землю, человеческая жизнь приобретет новый смысл на тысячилет... Мир изменится: Боги встанут из центра Земли. Если мы не войдем в союзс ними и сами не станем Богами, мы найдем себя среди рабов, в навозной куче,которая будет питать корни повсюду возникающих новых городов. Пауэллс и Бергьер утверждают, что Гитлер и его окружение верили в такиеидеи. В их обзоре берлинская секта известна как Общество Vril или LuminousЛожа (может быть, искаженное Lumenclub в Вене) и обладает статусом важнойнацистской организации. Они цитируют некоего французского психиатра о том,что "реальной целью Гитлера было осуществление акта творения, божественнойоперации... биологическая мутация, которая в результате могла бы бесконечновозвысить человеческую расу и породить "призрак новой расы героев --полубогов, полулюдей". Таким образом, предполагалось, что расизм был связанс оккультной мифологией Восточных теократий и силами Vril, что определилтысячелетний образ нацистского будущего. Мифологический образ воображаемых намерений нацистов подтверждаетсякрасочными рассказами об Обществе Туле и некоторых его членах. Пауэлл иБергьер особенно выделяли двух персонажей, ссылаясь на них как на оккультныхнаставников Гитлера в Мюнхене в начале 1920-х. Дитрих Эккарт (1868-1923) --vцlkisch сценарист и журналист крайне антисемитических взглядов, былвыдающейся фигурой в националистических кругах Мюнхена. Известно также, чтоон посещал собрания Общества Туле. Исследователи соглашаются в том, чтоЭккарт не только придал силу и направление возникающему антисемитизмуГитлера после войны, но также ввел молодого партийного лидера в финансовые идругие влиятельные социальные круги. Вторым персонажем был Карл Хаузхофер(1869-1946), который служил военным атташе в Японии и всю жизнь восхищалсявосточной культурой. После Первой Мировой войны Хаузхофер начал своюакадемическую карьеру в сфере политической географии, занял кафедругеополитики в Университете Мюнхена, где Рудольф Гесс был его ассистентом. НаГитлера произвели глубокое впечатление идеи Хаузхофера, переданные ему сэромХальфордом Маккиндером; смысл их состоял в том, что земли Восточной Европы иРоссии должны распространить свое влияние на весь мир. В соответствии с Пауэллом и Бергьером влияние двух этих людей наГитлера связывалось, главным образом, в передаче тайного знания, полученногоими от неизвестных сил через контакт с Обществом Туле и другими группами.Роль Эккарта как оккультного советника прямо отсылает к "невидимымиерархиям". Туле мыслилась как магический центр исчезнувшей цивилизации. Эккарт иего друзья были уверены, что не все тайны Туле погибли. Существовалопромежуточное звено между человеком и разумными трансцендентными существами,к нему имели доступ посвященные (т. е. члены Общества Туле), онопредставляло собой источник сил, которые могли позволить Германии овладетьмиром... лидеры Туле должны были быть людьми, знающими все, черпающими изосновного источника энергии и ведомыми Великими Древнего Мира. Таковы былимифы, на которые опирались доктрины Эккарта и Розенберга и при помощикоторых эти пророки разогревали медиумический ум Гитлера. Общество Тулевскоре стало инструментом изменения самой природы реальности... под влияниемКарла Хаузхофера группа приобрела свой подлинный характер как сообществопосвященных, сотрудничающих с Невидимым и стала магическим центромнацистского движения. В этом изобретательном отчете утверждалось также, что Хаузхофер былчленом Светящейся Ложи, тайного буддистского общества в Японии и ОбществаТуле. Отнюдь не как геополитик, но как ученик Восточных мистерий Хаузхоферпровозглашал необходимость "возвращения к истокам" человеческой расы вЦентральной Азии. Он отстаивал нацистскую колонизацию этой области для того,чтобы Германия могла достигнуть тайных центров власти на Востоке. Следствиемэтой связи с "неизвестными владыками" выступало утверждение, что ОбществоТуле являлось тайным агентом, воздействующим на Третий Рейх. Это утверждениеи все сопровождающие его детали абсолютно ложны. Общество Туле распалосьоколо 1925 года, когда его перестали поддерживать. Тогда как Эккарт иРозенберг никогда не были чем-то большим, чем просто гостями Туле в еелучшие дни и нет никаких доказательств связи Хаузхофера с этой группой. Образ Общества Туле в дальнейшем был искажен Дитрихом Брондером в егокниге Bevor Hitler Kam (1964). Брондер сообщает, что Хаузхофер встречался сГеоргием Ивановичем Гурджиевым, кавказским магом и волшебником, по меньшеймере три раза между 1903 и 1908 гг. на Тибете. Общество Туле, якобы,возобновило контакты с тайными монастырскими орденами Тибета через маленькуюколонию тибетских буддистов, возникшую в Берлине в 1928; Экспедиция ССдолжна была отправиться на Тибет для того, чтобы проложить прямую радиосвязьмежду Третьим Рейхом и ламами в 1939. "Стансы Дзэн" должны были использоваться ими в качестве кода дляпередачи сообщений между Берлином и Лхаса во время войны. Брондер завершилсвое описание в той же мере неподлинным списком членов Туле, куда входили:Зеботтендорф, Гвидо фон Лист, Ланц фон Либенфельс, Муссолини, Гитлер, Гесс,Геринг, Гиммлер, Франк и Хаузхофер. В целом история Брондера настаивала насуществовании сверхъестественной диаволической связи между нацистскойпартией и теософами Тибета. Следует отметить, что эта работа была первойшифрованной историей, обратившейся к ариософам. Подобные описаниянацистского сатанизма, чудес Общества Vril, злоупотреблений Хаузхоферавскоре повторились у Вернера Герсона, Le nazisrne, societe seerfete (1969),Элизабет Антеби, Ave Lucifer (1970), Жан-Клода Фрер, Nazisrne etsocietesecrfete (1974), Бреннана, Oceult Reich (1974). Изложенные мистификации могут быть связаны с теософскими идеями, носуществовали и другие мифологические источники для этой псевдо-истории.Тревор Равенскрофт, например, связывает нацизм с антропософией. Нескольколет спустя после Второй Мировой войны Равенскрофт встретил ВальтераЙоханнеса Штайна (1891-1957), австрийского еврея, в 1933 годуэмигрировавшего из Германии в Британию. Незадолго до установления ТретьегоРейха Штайн учился в вальдорфской школе в Штутгарте, организованной всоответствии с антропософскими принципами Рудольфа Штайнера. Во время своегопребывания там Штайн написал любопытную и грамотную книгу, Weltgeschichte imLichte des Heiigen Gral (1928), которая опиралась на антропософскуюинтерпретацию средневековой литературы и истории. Штайн доказывал, что романо Чаше Вольфрама фон Эшенбаха "Парсифаль" (1200) написан по реальнымисторическим событиям девятого века и что вымышленные характерысоответствуют реальным людям, жившим в империи Каролингов. Например, корольГрааля Анфортас был известен как король Карл Лысый, внук Шарлеманя; Кундри,колдунья и посланница Грааля носила имя Рисильды Злой; самим Парсифалем былLuitward of Vercelli канцлер при дворе франков; Клингзор, злой волшебник ивладелец Замка Чудес был тем же лицом, что и Ландульф II из Капуи, человекдурной репутации, которую он заслужил своими связями с темными исламскимисилами на оккупированной арабами Сицилии. Бой между христианскими рыцарями иих противниками должен был быть понят как аллегория продолжающейся борьбы заобладание Священным Копьем, предположительно протыкавшим Христа на распятии. Равенскрофт свою оккультную версию нацизма основывал на работе Штайна.В "Копье судьбы" (1972) он рассказывает о том, как молодой студент Штайнразыскал в оккультной книжной лавке старого квартала Вены экземпляр"Парсифаля" (1912). Эта книга содержала в себе многочисленные пометки икомментарии к тексту, интерпретирующие эпическую поэму как испытаниепосвященных, открывающее им путь к достижению трансцендентных вершинсознания. Интерпретация сопровождалась множеством цитат из восточныхрелигий, алхимию, астрологию и мистицизм. Штайн также отметил, что черезвесь комментарий проходит тема расовой ненависти и пангерманского фанатизма.Имя, написанное на внутренней стороне книжной обложки, указывало на то, чтоее прежним владельцем был Адольф Гитлер. Любопытство Штайна было сильновозбуждено и он вернулся в лавку для того, чтобы расспросить ее хозяина очеловеке по имени Гитлер. Эрнст Прецше сообщил Штайну, что Гитлер прилежнозанимается изучением оккультных наук и дал ему его адрес. Штайн разыскалГитлера. В ходе их частых встреч в конце 1912 и начале 1913 Штайн понял, чтоГитлер верит в то, что Священное Копье наделяет его обладателянеограниченной властью, способной и к хорошему, и к дурному. Егопредшествующими владельцами были Константин Великий, Карл Смелый, ГенриПтицелов, Отто Великий, император Гогенштауфен. Как собственностьгабсбургской династии Копье хранится в Хофбурге, в Вене. Гитлер такжестремился к обладанию Копьем для того, чтобы поддержать свои претензии намировое господство. Равенскрофт также включил в свою сенсационную историюсообщение о том, что Гитлер ускорял свое оккультное развитие употреблениемгаллюциногенной пейоты, с которой его познакомил Прецше, работавший до 1892помощником аптекаря в немецкой колонии в Мехико. Равенскрофт воссоздает в той же мере фантастическую социальную сетьлюдей, занимавшихся оккультными науками в Мюнхене. Дитрих Эккарт описан имкак оккультист, отправившийся в Сицилию в поисках Замка Ландульфа II вКальтабеллотее, где предполагаемый прообраз Клингзора исполнял сатаническиеритуалы арабской астрологической магии, -- они должны были изгнать христианиз Южной Европы. Ландульф вызывал духов тьмы, посредством пыток и принесенияв жертву людей; Равенскрофт предполагал, что Общество Туле под руководствомЭккарта исполняло аналогичные ритуалы над евреями и коммунистами, которыенеобъяснимо исчезали в Мюнхене в первые годы Республики. Равенскрофтпополнил перечень персонажей нацизма такой фигурой как Алистер Кроули(1875-1947), английский волшебник, учредивший свое странное аббатство Телемав Целафу в 1921. Кроули также якобы охотился за ключами Кальтабеллотты, аЭккарт в это время изучал гностическую секс-магию Кроули и ее символическиевзаимосвязи с сатаническими опытами Ландульфа. Эта путаница связей междуоккультизмом XX века и Сицилией IX увенчалась утверждением, что Гитлерсчитал себя воплощением Клингзора-Ландульфа (реинкарнацией). Равенскрофтприходит к выводу, что Эккарт и Хаузхофер посвятили Гитлера в черные ритуалыдля того, чтобы войти в контакт со злыми силами: Дитрих Эккарт решил развить в астральном теле Гитлера центры,ответственные за выход в макрокосм и контакт с силами тьмы... используя еговоспоминания о прошлом воплощении в качестве Ландульфа из Капуи в IX веке...посредством "Тайной доктрины" Хаузхофер намеревался расширить временноесознание Гитлера и заставить его осознать законы Царства Люцифера,действующие в нем потому, что он принадлежал его власти и должен был статьмашиной осуществления злых намерений в двадцатом веке. Центры астрального тела, выход в макрокосм, Царство Люцифера и егопроявления в антихристе, -- все это концепты, пришедшие из антропософии.Здесь ясно видно как Равенскрофт при помощи доктрин Рудольфа Штайнера иВальтера Иоханнеса Штайна пытается создать мифологию оккультного нацизма. Онтакже прибегал к спиритизму в своих неправдоподобных отчетах о деятельностиОбщества Туле. Он рассказывает о непристойных сеансах с обнаженнымимедиумами, на которых присутствовали Эккарт, Розенберг и Зеботтендорф и припомощи которых они пытались войти в контакт с душами убитых заложников Туле.Принц фон Терн-и-Таксис и Хейла фон Вестарп сообщали из могилы, чтоследующим претендентом на обладание Священным Копьем должен быть Гитлер, ондолжен возглавить Германию в решительной борьбе за мировое господство. Не так давно криптоисторики открыли для себя ариософию. Ее тайнаяиерархия и оккультный гнозис удовлетворили всем необходимым критерияммагической модели национал-социализма. После того как Брондер включил Листав Общество Туле, Равенскрофт начал эксплуатировать его как оккультногонаставника Гитлера. Штайн рассказывает о том, что в полутемном помещениикнижной лавки Прецше он видел групповую фотографию, на которой рядом сПрецше стоял Гвидо фон Лист. В соответствии со Штайном, Гвидо фон Лист былнеизвестным основателем тайной ложи, изобличенной венской прессой как"кровавое братство" за их ритуалы, включающие в себя сексуальные извращенияи процедуры средневековой черной магии. Будучи изобличен в 1909, Листвынужден был бежать из Вены, поскольку опасался суда разъяренных католиков.Равенскрофт предполагал, что и Прецше, и Адольф Гитлер были связаны с ложейЛиста "Если верить Гитлеру, Прецше присутствовал при попытках Листаматериализовать Инкуба в ритуальных процедурах создания "ребенка Луны"". Но не существует ни малейших доказательств действительного проведенияэтих ритуалов. Лист не стоял перед необходимостью бежать из Вены, а,напротив, пользовался покровительством известных в Вене людей. Ритуалы,описанные Равенскрофтом, особенно порождение "ребенка Луны", спровоцированывоображением Алистера Кроули. Следует также добавить, что человек по имениПрецше нигде не числится как живший в Вене между 1890 и 1920, это имя такжене присутствует в списке членов Общества Листа. Вымышленная природа всегоэпизода вокруг аннотированной копии "Парсифаля" подтверждается такжеподозрительным сходством книжной лавки Прецше с аналогичной лавкой,описанной в романе сэра Эдварда Булвер-Литтона "Занони" (1842), которыйвозможно и послужил Равенскрофту литературной моделью. Дебют Ланца фон Либенфельса в этой мифологической истории состоялсяблагодаря работе Мишель-Жан Анжеберт, Les mystiques du soleil (1971). В нейпредполагается, что в 1898 молодой Гитлер подвергся влиянию послушника изХейлигенкрейц. Происхождение этой идеи связано с хоровой школой примонастыре Ламбаха, куда Гитлер ходил учиться пению с июля 1897 по январь1899. В 1898 в монастырь Ламбаха прибыл Ланц и провел несколько недель вчастной библиотеке Теодериха Хагна, бывшего аббата. Причина его интереса кэтим книгам -- в характере увлечений аббата; он глубоко изучал астрологию иоккультные науки. Между 1856 и 1868 ездил на Средний Восток и Кавказ впоисках тайного знания. Анжеберт также приписывает Хагну выбор свастики вкачестве символа, указывающего на восточные источники вдохновения.Геральдическая свастика, действительно, была выбита над воротами монастыря.Фрер повторил эту историю, настаивая на том, что Ланц долгие месяцыоставался в библиотеке, "лишь изредка выходя для скудной пищи, ни с кем неразговаривал и выглядел крайне возбужденным, производя впечатление человека,находящегося во власти поразительного открытия". Возможная встреча междуЛанцем и Гитлером осталась недоказанной. Этот эпизод также принадлежит воображению автора. Во-первых, Хагн несовершал путешествий, а его герб традиционно использовался его семьей ипроисходил от имени: Haken означает "крюк" и эмблема свастики в данномслучае была просто искривленным крестом. Тем не менее миф о свастике Ламбахаходил уже в Третьем Рейхе. Расхожие художники изображали безвкусные пастишина известную картину о Св. Франциске, принимающем мучения; на этих картинкахюный Адольф изображался стоящим на коленях перед воротами аббатства ипростирающим руки к геральдической свастике над ними, от свастики исходилилучи. Эта картинка широко ходила, распечатанная по типу маленьких икон.Идеи, касающиеся ранней встречи между Ланцем и Гитлером и полагаемого егодетского преклонения перед свастикой служат доказательством особого рвения,с которым криптоисторики пытаются установить связи с оккультным миром дляранней жизни будущего фюрера. Книги, написанные об оккультном нацизме между 1960 и 1975 по большейчасти сенсационны и необоснованны. Большинство авторов совершенноневежественны относительно первичных источников неточности и дикие заявленияповторяются каждым новым неофитом этого жанра; появляются все новые "факты"и подробности деятельности могущественного Общества Туле, связей нацизма сВостоком и оккультного посвящения Гитлера. Но иногда, несмотря наприблизительность и абсурд, современная мифология нацистского оккультизмавыходит за пределы только развлечения. Серьезные авторы проникают в этувозбуждающую сферу интеллектуальной истории: Эллик Хау, Дети Урании (1967,переизданная как Астрология и Третий Рейх, 1984) рассказывает историюличного астролога Гитлера; Джеймс Вебб посвящает главу "Магам Севера" всвоих "Основаниях оккультизма" (1976). Сосредотачиваясь на практической ролиоккультизма в политическом иррационализме, Вебб поднимает изучениенацистского оккультизма на высоту истории идей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: