Карл Мария Вилигут личный маг Генриха Гиммлера

Арманисты, ариософисты и рунические оккультисты, с которыми мывстретились до сих пор, обладали в той иной степени стереотипныммировоззрением. В их доктринах шла речь о возвышенных и сверхчеловеческихпредках, чей древний гностический закон нес арийцам мудрость, власть иблагополучие, пока не был вытеснен чуждыми и враждебными культурами.Предполагалось, что эти предшественники скрывали свое венценосное знание втаинственных формах (рунах, мифах, традиций) и оно могло быть расшифрованотолько их духовными наследниками, которыми и являлись современные ариософы.Лист, Ланц фон Либенфельс, Горслебен и другие выдающиеся ученикигностической сокровищницы одушевляли собой жизнь секты, некоторые из их идейили символов могли проникнуть в более широкое социальное окружение. Такимобразом, эти люди, конечно, влияли на общее мифотворческое настроениенацистской эры, но нельзя сказать, что они прямо определяли поступки тех,кто занимал ответственные посты и был наделен реальной политической властьюи ответственностью. Карл Мария Вилигут (1866-1946), так называемый Распутин Гиммлера,достиг именно такого влияния. Благодаря своей родовой памяти и порождаемымею образам древней немецкой традиции, он стал любимым наставникомРейхсфюрера СС Генриха Гиммлера и ему было дано официальное разрешение наисследования доисторического прошлого в СС между 1933 и 1939 годами. Запериод своей службы он прошел путь от гауптштурмфюрера СС (капитан) доБригаденфюрера СС (бригадный генерал) -- по личной рекомендации Гиммлера.Поскольку Гиммлер консультировался со своим наставником по самому широкомукругу вопросов, Вилигут принимал участие в разработке эмблемы Totenkopfring(кольца мертвой головы), которую носили члены СС и в концепции Вевельсбургакак ордена-замка СС и разработке других церемоний, ответственных затрадиционную ауру идеологии СС: символы элитаризма, расовой чистоты итерриториального господства. Но кто был Карл Мария Вилигут и как ему удалосьдостичь столь мощного влияния? Ответ на этот вопрос во многом касается и характера самого Гиммлера.Среди высших лидеров Третьего Рейха, Гиммлер выглядит наиболеепротиворечивой личностью; его поступки одновременно мотивированы и стратью крациональному планированию и склонностью к фантазиям, никак не связанным среальностью. Его преданность порядку, пунктуальность, административнаяточность и педантический "ум учителя начальных классов" с очевидностьюпротиворечили его же утопическому энтузиазму, романтизму и даже оккультнымсклонностям. Это идеалистическое воображение Гиммлера привело к визионерскойконцепции СС и определило ее будущую роль: одетые в черное войска должныбыли передать свою кровь будущей арийской расе господ и стать идеологическойэлитой Великого Немецкого Рейха. Сам Гиммлер, начиная с 1930 года былозабочен разработкой различных проектов, выражающих моральную цель иидеологическую миссию СС. Правила о браке от 1931 года, его планы колледжадля офицеров СС в Вевельсбурге в 1933, тесное сотрудничество с РихардомВальтером Дарре, главным нацистским теоретиком "крови и почвы" говорят обэтих проектах. В 1935 вместе с Дарре он основывает Ahnenerbe, первоначальнонезависимый институт, с правом проводить исследования в области древнейнемецкой истории и археологии. Ahnenerbe первоначально входила в состав СС,ее академический штат принадлежал иерархии СС и носил униформу СС. Только вконтексте этого поиска Гиммлером немецких корней и попытки обосновать имиидеологию СС, можно понять его патронаж над 66-летним Vцlkisch оккультистомКарлом Мария Вилигут. Вилигут родился 10 декабря 1866 в Вене. Его отец и дедушка служилиофицерами в Австрийской армии и старший сын последовал семейной традиции. Ввозрасте четырнадцати лет он начал посещать имперскую кадетскую школу вВене-Брейтензее, а в декабре 1884 поступил в 99 пехотный полк в Мостаре, вГерцеговине. В ноябре 1888 он был произведен в младшие лейтенанты, в 1892стал лейтенантом, в 1903 -- капитаном. В первый период своей военной карьерыон служил в 99, 88 и 47 пехотных полках в различных областях империиГабсбургов. На рубеже веков Вилигут обнаружил некоторые литературныеамбиции, публикуя стихи, посвященные красоте природы, мифологическим сюжетами полковой истории. В 1903 году написал крайне националистический трактат помифологии, Seyfrreds Runen, а затем сборник стихов, посвященных легендам оRabenstein at Zeiaim на австро-моравской границе. Предисловие Вилигута,ссылающееся на "германские корни" местных названий отражало настроениясовременной фольклористики Франца Кисслинга и Гвидо фон Листа. Книга былаопубликована Фридрихом Шалком, который издавал также и некоторые из раннихработ Листа. Время, проведенное в военных шеренгах, описано Вилигутом каквремя устойчивых социальных связей, дружбы и крепкого сообщества, котороеможно сравнить только с его пребыванием в Шлараффии, квазимасонской ложе, вкоторую он вступил в Граце в 1889 и достиг там статуса Рыцаря и постапервого Канцлера; эту должность он исполнял вплоть до своей отставки в 1909году. Его имя в ложе было Lobesam и оно также появилось на титульном листеего книги. Впрочем, не существует никаких свидетельств о связи этой ложи спангерманским движением, равно как и указаний на то, что Вилигут был связанеще с какойнибудь националистической организацией в имперской Австрии. В мае 1912 Вилигут был произведен в майоры и к началу войны все ещеслужил в 47 пехотном полку. В октябре 1914 он как офицер штаба 30 пехотногополка принимал участие в боевых действиях против русской армии в Карпатах,по всему северо-восточному флангу империи. После этой изнурительнойкампании, во время которой он и участвовал в боях и совершал длительныеночные марши, Вилигут был произведен в лейтенантполковники и переведен вГрац для того, чтобы организовать подкрепление для 14-го и 19-го пехотныхполков. Затем он был отправлен на итальянский фронт, где сменил ряд постовмежду июнем 1915 и следующей весной. В июне 1916 был назначен командующимофицером в резервный округ Зальцбурга и в августе 1917 получил званиеполковника. В ходе войны он был награжден за храбрость и отмечен старшимиофицерами. Фельдмаршал Даниель характеризовал его как "безукоризненныйхарактер... крайне опытный, добросовестный офицер... способный ккомандованию полком", эту оценку разделяли и другие высшие офицеры. В мае1918 Вилигут был отозван с фронта в Южный Тироль и назначен командоватьлагерями для демобилизованных солдат в Zolkiew, севернее Львова, на Украине.После почти сорока лет военной службы, он был уволен 1 января 1919и вернулсяв Зальцбург. Последующее влияние Вилигута на vцlkisch группы и на СС, основываетсяна его репутации последнего наследника древней линии германских святых,Вилиготис из Asa-Uana-Sippe, ведущих свой род из бесконечных глубин истории.Вилигут утверждал, что владеет родовой памятью, которая позволяет емупомнить события из жизни его племени более чем тысячелетней давности. Трудноустановить, когда впервые Вилигут связал себя с этой традицией, предвоенныедокументы, свидетельствующие об этом, крайне скудны. Он сообщал, чтополучает советы и наставления в рунической форме от своего дедушки КарлаВилигута (1794-1883), а что посвящением в семейные тайны он обязан своемуотцу; примерно в 1890 это произошло. Серии из девяти языческих заповедейбыли написаны им примерно в июле 1908 года. Единственным источникомязыческой традиции перед войной для Вилигута был Теодор Цепль из ОрденаНовых Тамплиеров, который очевидно знал Вилигута в 1908 году по оккультнымкругам Вены; их общими знакомыми были Вилли Талер, кузен Вилигута, его женаМари Талер, известная актриса и несколько братьев ONT. Опираясь на этодавнее знакомство, Ланц фон Либенфельс после войны поручил Цеплювосстановить контакт с Вилигутом, поскольку слух о его принадлежности к"тайным германским королям" уже проник в vцlkisch среду. В соответствии сэтим поручением Цепль трижды посещал Вилигута, а в зиму 1920-21 гостил в егодоме в Зальцбурге целых семь недель. О своем общении с Вилигутом он подробнодоложил в развернутой записке, подготовленной для ONT. Вилигут рассказывал Цеплю о том, что является наследником древней линиинемецких королей, показывал ему гема по геральдике, свой герб и фамильнуюпечать в доказательство своих слов. Он уклончиво сообщал, что "его коронахранится в императорском дворце в Гоцларе, а меч -- под могильным камнем вСтейнамангер". Опираясь на видения своей родовой памяти, он описывалрелигиозные практики, военную организацию и законы древних германцев втерминах, подозрительно близких ранним откровениям Гвидо фон Листа. Помимоэтого Вилигут утверждал, что Библия в действительности первоначально быланаписана в Германии; он связывал ее с ирминистской религией, отличающейся откульта Вотана и во многом противоположной ему; в ней молились германскомубогу Krist, впоследствии заимствованному христианской религией ипревращенного в Спасителя. Вилигут также одобрительно высказывался онамерении Ланца выпустить вторую серию Ostara, поскольку это могло быпролить свет на действительные арийские корни христианства. Когда Цепльуезжал, Вилигут подарил ему поэму, озаглавленную "Немецкая вера",мистический пиетизм в ней соединялся с надеждой на национальное искупление.На основании этой встречи с Цеплем, можно заключить, что доктрина Вилигутапредставляла собой смесь тевтонского архаизма Листа и арио-христианстваЛанца, выполненную в романической форме. Вполне вероятно, что его идеи оKrist'e повлияли на Горслебена в 1920-х гг. Эти элементы доктрины Вилигута могут быть датированы 1920-м годом. Ихболее поздняя разработка лучше всего обнаруживает себя в многочисленныхработах его австрийского ученика Эрнста Рюдигера (18851952), с которым онвпервые встретился во время войны и с которым сотрудничал все следующеедесятилетие. По Рюдигеру, Вилигут приписывал древним германцам историю,культуру и религию такого возраста, который намного превышал общепринятыемнения академических исследователей древней истории. Его хронологияначиналась где-то около 228 000 до н.э., в те времена на небе было трисолнца, а земля была населена гигантами, карликами и другими, по-видимому,мифологическими существами. Собственно история начиналась для Вилигута в тотмомент, когда его предки, Адлер-Вилиготен, помогли установить мир последолгого периода войны, чем и ознаменовали наступление "второй Бозокультуры", символом которой стало основание города Arual-Jцnivallas (Гоцлар)в 78 000 до н. э. Последующее тысячелетие содержит подробное описаниеплеменных конфликтов и массовых переселений на сказочные континентытеософской традиции. Около 12 500 до н. э. была провозглашена ирминистскаярелигия Криста и она стала универсальной верой для германцев до тех пока ееавторитет не был подорван отколовшимися вотанистами. В 9600 до н. э.наступил апогей в непрерывной борьбе двух религий. Балдур-Крестос, священныйпророк ирминизма был распят вотанистами в Гоцларе. Впрочем, пророкускользнул в Азию и религиозные конфликты продолжались все последующеетысячелетие. Вотанисты разрушили священный ирминистский центр в Гоцларе в1200 до н. э., но ирминисты построили новый храм в Экстернштайне околоДетмольда. Но и он был захвачен вотанистами в 460, перед тем какокончательно разграбленным попасть в руки Шарлеманя во время его кампаниипротив языческих саксонцев в девятом веке. В этом повествовании о прошлом большую роль Вилигут приписывает своимпредкам. Вилиготис были Ueis Kuinigs (мудрыми королями), ведущими свой родот союза Дsen (богов воздуха) с Wanen (богами воды), в те времена, когдаземля еще была населена мифическими существами. Позже его род управлялкоролевством в Бургенланде, вот почему такое важное значение в своихвоспоминаниях Вилигут связывает со Штейнамангером и Веной, сравнимой длянего с Гоцларом. Когда Шарлемань преследовал язычников по всей Германии,роду Вилигут удалось избежать плена франков и бежать на острова Рагое, аоттуда -- в центральную Россию. Там Вилигут основали город Вильну, ставшуюцентром весьма протяженной готской империи, чье мирное существование,впрочем, постоянно нарушалось враждебными вторжениями христиан и русских. Витоге, семья переехала в Венгрию в 1242, где смогла укрыться от бдительностикатолической церкви и ненависти вотанистов. На протяжении всей истории семьяВилигут сохраняла неколебимую веру в ирминистскую веру. Среди другихвыдающихся членов его рода, Вилигут вспоминает об Армине Черускере иВиггукинде, оба -- героические фигуры ранней немецкой истории. Совершеннопонятно, что эпические изложения предполагаемой генеалогии и семейнойистории служили Вилигуту в качестве сцены, на которой он мог бы удачнеепредставить непреходящую значимость его собственных предков. В начале 1920-х годов Вилигут начал убеждаться, что стал жертвоймноговекового преследования его рода и ирминистской религии. Топреследование совпало для него с настоящим заговором против негокатолической церкви, евреев и франкмасонов; он обвинил их также впроигранной войне и развале империи. Для того, чтобы обнародовать свои идеисреди других возмущенных патриотов новой социалистической австрийскойреспублики, он основал антисемитскую лигу в Зальцбурге и начал выпускатьгазету под названием "Железная метла", в которой яростно нападал на евреев ифранкмасонов. В то же время брак Вилигута находился под большой угрозой. В1907 он женился на Мальвине Леутс фон Трейнринген из Бозена, которая родилаему двух дочерей, Гертруду (род. в 1907) и Лотту (род. в 1910). Сын, близнецодной из дочерей, умер в младенчестве, тем самым сделав невозможнымнаследование тайного родового знания, поскольку оно передается толькостаршему сыну. Вилигут решил отомстить своей жене за такую утрату и,поскольку по случаю отставки все больше находился дома, был крайне угрюм.Что касается его жены, то она немного знала о его проблемах с традицией ибыла больше обеспокоена отсутствием гарантий на кредит, который Вилигутвыдал своему бывшему сослуживцу. Позже Вилигут утверждал, что этот человектакже был агентом всемирного заговора против него. Все эти проблемы внезапнообострились в ноябре 1924, когда Вилигут против собственной воли былотправлен в клинику душевных болезней Зальцбурга; здесь его квалифицироваликак психически больного и он оставался на излечении до начала 1927 года. Вполный отчет о его состоянии входили сообщения о его жестокости дома,угрозах убить жену, грандиозных проектах, эксцентричном поведении иувлечении оккультизмом; на основании всех симптомов ему поставили диагнозшизофрении с мегаломанией и параноидальными расстройствами. Суд Зальцбургапризнал его неспособным к ведению собственных дел на основании медицинскогозаключения. Во время своей изоляции Вилигут продолжал переписываться с теми вернымидрузьями, чья вера в его наследственность и родовую память осталасьнепоколебленной. Среди этих друзей были его австрийские ученики ЭрнстРюдигер и Фридрих Тельтшер из Инсбрука, в Германии -- Фридрих Шиллер (ONT),несколько членов Общества Эдды, включая Вернера фон Бюлов, Рихарда Андерса(ONT) и жену казначея Кати Шэфер-Гердау. Благодаря их помощи и поддержке,Вилигут смог возобновить свою деятельность в качестве немецкого святогосразу же после выхода из сумасшедшего дома. В 1932 Вилигут оставил своюсемью и австрийское государство. Он эмигрировал в Германию и поселился водном из пригородов Мюнхена. Вновь предавшись своим родовым разысканиям, онвскоре стал знаменитостью среди рунических оккультистов Германии. Долгоевремя он был желанным гостем в доме Кати Шэфер-Гердау в Мюльхаузене икружок, известный под названием "Свободные сыны Севера и Балтийского моря"собирался послушать его семейный эпос и оракульские изречения. В начале 1933Общество Эдды напечатало длинное описание и интерпретацию печати семьиВилигута как выдающегося примера "арманистского рунологического наследства".Летом 1934 Общество начало издавать страницы рунических рифм,нумерологические изречения и мифологические стихи Ярла Видара (новыйпсевдоним Вилигута) в своем журнале Hagal. Предисловие издательства киюльскому номеру сообщало о том, что журнал вступает в новую эпоху и с этогомомента черпает из нового источника мудрости. Высказывалось такжепредположение, что и Лист, и Горслебен могли бы позавидовать такой семейнойтрадиции. Вилигут ясно понимал сходство между своей мифологией иапокалиптическими надеждами, обрушившимися на Германию в связи с нацистскойреволюцией в январе 1933. Так поступали другие. Его старый друг, РихардАндерс, теперь офицер СС, представил старого мистика своему шефу ГенрихуГиммлеру. Последний был потрясен родовыми видениями Вилигута и решилиспользовать насколько возможно уникальный источник информации о древнейнемецкой религии и традиции. В сентябре 1933 Вилигут вступил в СС подпсевдонимом Карл Мария Вейстхор и был назначен главой отделения древней иранней истории в Главной Службе Расы и Населения СС в Мюнхене. Егообязанности здесь состояли в том, чтобы перелагать на бумагу свои родовыевоспоминания, обсуждать семейную традицию с Гиммлером и быть в состояниикомментировать различные сюжеты древней истории. В 1934, в первый год полнойслужбы в СС, Вейстхор встретил благоволение со стороны своего новогомастера. Переписка между ними в этот и последующие годы свидетельствует очрезвычайно сердечных взаимоотношениях между Гиммлером и Вейстхором, вплотьдо обмена поздравительными телеграммами на день рождения и подарками. Болееважно то, что письма Вейстхора содержали множество замечаний относительносемейной традиции Вилигута, рифмованные выражения рунической мудрости,мифологические стихи, размышления о космологии и эпохах древней истории,копии девяти языческих заповедей от 1908 с их рунической транслитерацией,ирминистские молитвы на готском языке. Многие из таких фрагментов Гиммлертщательно сохранял и содержал их среди личных бумаг. В апреле 1934 Вейстхорбыл произведен в штандартенфюреры СС (полковник), что напоминало о егопрежнем звании в армии Австрийской империи; в октябре 1934 он назначенглавой VIII Отдела (Архивы) Главной Службы Рас и Населения и уже в следующеммесяце он получает звание Оберфюрера СС. В августе 1934 Вейстхор заводит знакомство с Гюнтером Кирхгофом,страстным исследователем немецкой древней истории, с которым начиная с весныон состоял в переписке, под наблюдением Гиммлера. Гюнтер Кирхгоф (1892-1975)жил в Гаггенау, около Баден-Бадена в Черном Лесу. Член послевоенногоОбщества Листа в Берлине и товарищ Тарнхари, Кирхгоф, занимался генеалогиейи интерпретировал различные легенды как отражения действительныхисторических событий. Он также высказывал предположения о существованиигеодезических линий энергии, проходящих через весь континент. Потрясенныйписьмами Кирхгоффа, Вейстхор переправил их Гиммлеру, снабдив восторженнымкомментарием о том, что "слава богу, кроме меня, есть другие посвященные,которые умеют правильно читать времена". Он также со значением отметил тообстоятельство, что Кирхгофф использует фамильную печать. Спустя две неделиВейстхор направил другое эссе Кирхгоффа под названием "Rotbart vonKyfftiauser" Гиммлеру и Рейхминистру Вальтеру Дарре со словами "содержаниеприлагаемого текста крайне важно как в отношении нашего прошлого, так и всвязи с настоящим" и просил двух лидеров внимательно изучить работу до ДняПартии для того, чтобы они могли вместе подробно обсудить ее. В эссесодержалось описание структур управления древней Германии с явными отсыламик Armanensehaft Листа. Кирхгофф писал, что древняя Европа управлялась ТремяВеликими, а именно Вискунигом из Гоцлара, Королем Артуром из Стоунхенга иЭрманрихом из Винеты или Вильны. Им подчинялся Великий Король Тюрингии,Гюнтер Красная Борода, племя которого ушло в Шотландию в 800 до н. э., гдестало известно как клан Киркпатрика. На основании этимологии Листа Кирхгоффвывел свое кровное родство с родом Гюнтера и кланом Киркпатрика и выбралсебе герб, похожий на герб Эрфурта в Тюрингии, чтобы продемонстрировать этуфамильную связь. Этот труд, в библиографии которого значилось пятьдесят илиболее манускриптов самого различного рода, от Нибелунгов до Розенкрейцеров,Кирхгофф представил на рассмотрение в Личную Комиссию Рейхсфюрера СС и вAhnenerte между 1936 и 1944 гг. Когда Кирхгофф начал писать о религиозном значении холма Мург околоБаден-Бадена, весной 1936, Вейстхор не стал больше терять времени иотправился с визитом в Гаггенау с целью личного знакомства. В июне 1936Кирхгофф и Вейстхор совершили восьмидневную прогулку в районе Черного Леса.Формальный отчет о ней, представленный в СС, занял 87 печатных страниц ивключал в себя 168 фотографий старых бревенчатых домов, архитектурногоорнамента (включая скульптуры, гербы, руны и другие символы), кресты,надписи, естественные и человеческие сооружения в лесу. На основании этогосписка реликвий Вейстхор заключил, что область вокруг Шлосс Эберштайнобразует грандиозный ирминистский религиозный комплекс, изображающий "глазБога в треугольнике"; местные названия и топографические особенностиподтверждают это. Этот религиозный символ однажды обсуждался в журналеHagal: "вращающийся глаз" (Draugh) состоял из равнобедренного треугольника,чьи углы символизировали точку духа, точку энергии и точку материи;окружность, проведенная через них означала карму, сознание двигалось поэтому пути, увеличивая меру своей трансцедентальной продвинутости. ХотяВейстхор и формулирует свою идею как нечто оригинальное, ссылки наоккультный архитектурный символизм и vehmgericht в его отчете явно указываютна влияние Листа и Горслебена, возможно сообщившееся Вейстхору чдэезКирхгоффа. Вейстхор совершил еще, по меньшей мере, пять таких поездок поГермании, пытаясь подтвердить существование ирминистского комплекса всвященной земле Гоцлара. Уверенный в опеке Вейстхора, Кирхгофф между тем испытывал терпениеAhnenerbe; Гиммлер приказал институту рассмотреть работы Кирхгоффа. Один изакадемиков СС, которому пришлось квалифицировать ритуальный камень околоБаден-Бадена и другие открытия Кирхгоффа сообщил, что Кирхгофф ничего непонимает в доказательствах, что его данные абсурдны, что его библиотекасодержит множество оккультной литературы (Лист, Кернер, Горслебен), ноничего из того, что имеет отношение к научному исследованию древней истории.Когда в начале 1938 Ahnenerbe отвергла его труд о церкви, Кирхгофф гневнообвинил институт в пособничестве католическому заговору. Но Ahnenerbe,обладающая к этому времени множеством проектов Кирхгоффа, заняла твердуюпозицию; в отчетах его называли "фантазером худшего толка", а его работы"вздором". Тем не менее Гиммлер не понимал, почему Ahnenerbe такпренебрегает Кирхгоффом и выказал огромный интерес к его описаниюгексагонального религиозного комплекса в окрестностях Райденштайна околоГаггенау. Камень, найденный здесь, Кирхгофф связал с семейными традициямиТарнхари, чей предок XVI века носил имя Лотрер фон Доферинг Райденштайн.Гиммлер настаивал на том, чтобы упорствующая Ahnenerbe разобралась сКирхгоффом, но начало войны отложило на неопределенное время предполагаемыераскопки. Настоящее значение этого спора -- в обнаружившейся позицииГиммлера, готового поддерживать оккультистов даже перед лицом академическойоппозиции из его Личной Комиссии в Ahnenerbe. Тот факт, что Вейстхор иКирхгофф продолжали пользоваться вниманием и расположением Рейхсфюрера СС,несмотря на выданную им оценку, должен был чрезвычайно бесить членовинститута. Что касается самого Кирхгоффа, он продолжал писать в Ahnenerbe иво время войны. Последней работой, которую он предложил нацистским ученым,был тридцати-страничный оккультный трактат о причинах отступления немецкихвойск, отправленный в конце 1944 и адресованный Адольфу Гитлеру черезГиммлера. Наибольший вклад Вейстхора в дело Третьего Рейха связан с формированиемВевельсбурга как орденского замка СС и его церемониального центра. Во времянацистской выборной кампании в январе 1933 года Гиммлер путешествовал поВестфалии и тогда впервые познакомился с "землей Германа и Видукинда".Таинственная атмосфера Тевтоноского леса, подъем в тумане наHermannsdenkmal, романтический замок Гревенбург, где партия Фюрераостановилась для ночлега, произвели глубокое впечатление на Гиммлера, онзадумался о приобретении такого замка для целей СС. Осмотрев в том же годуеще два замка, 3 ноября 1933 Гиммлер вместе с членами Личной Комиссии,посетил Вевельсбург и остановил свой выбор на этом замке. Он еще посещал егов апреле, а в августе 1934 замок был официально передан СС. Вевельсбургначал свой путь как музей и колледж идеологического образования для офицеровСС, в рамках Главной Службы Расы и Населения, но уже в феврале 1935 перешелпод непосредственный контроль Личной Комиссии Рейхсфюрера СС. Этот переходсвидетельствовал.о растущей значимости замка для Гиммлера, а также о егозреющих планах орденского замка для СС, сравнимого с Мариенбургомсредневековых Тевтонских Рыцарей. Подтолкнул к радикализации концепции Вевельсбурга конечно же Вейстхор,сопровождавший Гиммлера во время его визитов в замок. Вейстхор предсказывал,что замку суждено стать магическим местом в будущей борьбе между Европой иАзией. Его идея опиралась на старую вестфальскую легенду, нашедшуюромантическое выражение в поэме XIX века. В ней описывается видение старогопастуха о "битве у березы", в которой огромная армия с Востока будетокончательно разбита Западом. Вейстхор сообщил эту легенду Гиммлеру,утверждая, что Вевельсбург станет бастионом, о который разобьется "нашествиеновых Гуннов", исполнив тем самым старое пророчество. Карл Вольф, ГлавныйАдъютант Личной Комиссии вспоминал о том, что Гиммлер был весьма тронутидеей Вейстхора, она удовлетворяла его собственным представлениям о будущейроли СС в деле защиты Европы в грядущей конфронтации Запада и Востока,которую он планировал на одно-два столетия вперед. Невозможно точнодоказать, что в конце 1933 влияние Вейстхора определило выбор Вевельсбурга,но совершенно точно, что начиная с 1935 его интерпретация вестфальскойлегенды и другие разговоры с Гиммлером обозначили новую концепциюВевельсбурга. Вейстхор также сыграл важную роль в формировании ритуалов СС. В ходесвоих визитов в Вевельсбург, он установил теплые отношения с комендантомзамка, Манфредом фон Кнобельсдорфом. Воодушевленный их беседами нарелигиозные темы, Кнобельсдорф постарался воскресить ирминистскую веру вразличных ритуалах, исполняемых в замке. Сюда входили языческие свадебныецеремонии для офицеров СС и их невест, на которых Вейстхор появлялся спалкой из слоновой кости, увенчанной голубой лентой, с изображенными на нейрунами; ежегодные встречи весны, праздники урожая, летнего солнцестояния --праздники устраивались как для офицеров СС так и для жителей окрестныхдеревень. Кнобельсдорф писал Вейстхору письма с уверениями в "ирминистскойпреданности", постоянно свидетельствуя тем самым о своем интересе к старойрелигии. Наряду с этим, Гиммлер поручил Вейстхору разработку эмблемы ССTotenkopfring, весомого символа участия в ордене, требующего полногоповиновения и преданности. Кольцо вручалось Гиммлером лично и сопровождалосьдокументом, описывающим его орнамент и смысл. Орнамент включал в себямертвую голову (череп), двойную sig -- руну, свастику, hagal -- руну игруппу рун, которые указывали на традиции Вейстхора. Кроме того,кольцо имело ритуальную связь с Вевельсбургом: в 1938 Гиммлер объявил, чтокольца всех погибших членов и офицеров СС должны быть возвращены на хранениев замок как символ их неизменного присутствия в ордене. Здесь сновасимволика и ритуал обнаруживают влияние Вейстхора на церемониал ипсевдорелигию СС. Окончательный план Вевельсбурга отражает гиммлеровский культ СС.Главным залом замка была огромная круглая комната под сводом в севернойбашне, украшенной гербом Группенфюрера СС; в подвале или просто ниже в залеОбергруппенфюрера СС проводились повседневные церемонии. Во флигелях замкарасполагались учебные комнаты, названные и оформленные при помощи героев"нордической мифологии": Видукинда, короля Генриха, Генри Льва, короляАртура и Грааля. Планы местности, датируемые 1940-1942 годами предполагаетперемещение окружающих деревень на значительное расстояние и строительствограндиозного архитектурного комплекса, состоящего из залов, галерей, башен ибашенок, крепостных стен, выполненных в форме полукруга на склоне холма какосновная защита первоначального средневекового замка. Фотографииархитектурных моделей замка демонстрируют проект, который должен был бытьзакончен к 1960-м годам; по-видимому, Гиммлер мечтал о создании Ватикана СС,центра тысячелетнего Великого Немецкого Рейха. Этот визионерский город,наверное, должен был служить также центром возрождения древней религии итрадиций, первоначально открытых Вейстхором в 1930-х. Весной 1935 Вейстхор переехал из Мюнхена в Берлин, где продолжил своюработу с Главным Адъютантом Личной Комиссии Рейхсфюрера СС. Переход в высшееокружение указывает на то, как высоко Гиммлер ценил Вейстхора и свои беседыс ним. Свидетели сообщают, что теперь он был занят более чем когда-либо, вокружении адъютантов и связных, во всеобщей атмосфере спешки иправительственной суеты столицы Рейха. Служебная машина ежедневно забиралаВейстхора с его частной виллы в Грюневальде, часто -- прежде чем он успевалзакончить свой завтрак, старший офицер знакомил его с необходимым спискомвстреч, поездок и корреспонденцией. Гостями на вилле Каспар Тейсс Штрассе 33были Генрих Гиммлер, Иоахим фон Лиирс, Эдмунд Кисе, Отто Ран, Рихард Андерс,и Фридрих Шиллер. Помимо своих занятий Вевельсбургом и экскурсий по ЧерномуЛесу, Вейстхор продолжал время от времени производить воспоминания,касающиеся семейной традиции, составил изречения Halgarita, германскиемантры, предназначенные для стимуляции родовой памяти, готский календарь на1937 год со стихами и кроме того работал над проектом Totenkopfring.Любопытным политическим примером его деятельности была разработка проекта повосстановлению ирминистской религии в Германии; проект предусматривал вовсех деталях ограничения, накладываемые на служителей культа, национализациювсякой духовной собственности, восстановление и сохранение древнихпамятников. В сентябре 1936 он был произведен в Бригаденфюреры СС (бригадныйгенерал) Личной Комиссии Рейхсфюрера СС. Отто Ран (1904-1939), одаренный молодой писатель и историк, такжесотрудничал с Вейстхором в берлинский период. Он родился 18 февраля 1904 вМихельштадте, Одснвальд. В 1928 закончил университет по специальности"литература и филология". Испытывая глубокий интерес к средневековым катарами легендам о Граале, он занимался исследованиями и много путешествовал вПровансе, Каталонии, Италии и Швейцарии следующие пять лет послеуниверситета. Затем окончательно проникнувшись традициями трубадуров иминнезингеров, ересью катаров и легендами о Граале, он выразил своипредставления о гностической религии готского происхождения, жестокопреследуемой католической церковью в своем историческом романе "Крестоносцыпротив Грааля" (1933), который завоевал широкую читательскую аудиторию.После 1933 Ран жил в Берлине и продолжал заниматься исследованиями в том жероде. Ереси и легенды, с которыми он связывал немецкую религиозную традициюинтересовали также и Гиммлера, поэтому он предложил Рану сотрудничество ифинансирование его исследований СС. В мае 1935 Ран поступил в ОтделВейстхора в качестве штатского лица. Формально он вступил в СС в марте 1936и в следующем месяце получил звание Унтершарфюрера СС (NCO). В том же годуон предпринял экспедицию в Исландию под наблюдениям СС и систематическипубликовал свой путевой журнал и сообщения о поиске следов катар-готскойтрадиции, прошедшей через Европу как "Слуги Люцифера" (1937). Следующиечетыре месяца он провел на военной службе в СС дивизии "Мертвая Голова"(Oberbayern) в концентрационном лагере Дахау, затем покинул службу,мотивируя необходимостью вновь заняться исследованиями. В феврале 1939внезапно и без всяких объяснений он уволился из СС. Вскоре после этого, 13марта 1939 года он погиб во время рискованной прогулки по горам околоКуфштайна. Портрет Отто Рана -- вполне типичный портрет европейскогоромантического писателя, путешественника и историка. Среди его напыщенных ипасторальных текстов есть вполне живые описания летней деревни в Гессене,холмов Южного Тироля, скалистых твердынь Монтсепора, маленькой деревни, гдеон провел снежную зиму, уединения и монотонности Исландии. Хотясосредоточенность Рана и научный склад ума отличали его от эксцентричныхоккультистов, существовало и известное сходство интересов и мотивов междуними. Их общей почвой был поиск утраченной немецкой традиции,предположительно уничтоженной католической церковью и другими враждебнымисилами. В сентябре 1935 Ран восторженно писал Вейстхору о местах, где онпобывал, разыскивая следы традиций Грааля в Германии. Попытка прояснить этутрадицию указывает на общую страсть, одновременно разделяемую Раном,Вейстхором и Гиммлером. Все трое верили, что существует тайный ключ к старойкультуре, который может быть найден в настоящем. Вскоре перед СС встал вопрос об оценке идеологического значенияитальянского идеалистического философа Эволы и к Вейстхору вновь обратилисьза консультацией. Барон Юлиус Эвола (1898-1974) проповедовал идеи элитаризмаи антимодернизма, опирающиеся на арионордическую традицию; он ссылался насолярную мифологию и на то, что мужской аристократический принциппротивостоит женскому принципу демократии. Он написал несколько книг порасизму, мистике Грааля и древним традициям. Официальная фашистская партияИталии не испытывала к нему симпатии и Эвола начал искать признания зарубежом: среди его немецких изданий "Языческий империализм" (1933) и"Революция против современного мира" (1935). В начале 1938 СС началазаниматься его идеями и Вейстхора попросили прокомментировать лекцию,прочтенную Эволой в Берлине в декабре 1937. Три других лекции он прочитал виюне 1938 и Гиммлер снова обратился к Вейстхору с дополнительной просьбойпроанализировать книгу Эволы о языческом империализме с точки зрения егособственных корней. Вейстхор отметил, что Эвола исходит из основной арийскойконцепции, но при этом абсолютно невежествен в древних германскихинститутах, ничего не знает об их смысле. Он также отметил, что указанныйнедостаток весьма характеризует и сами идеологические различия междуфашистской Италией и Нацистской Германией и в итоге, может отрицательносказаться на их союзе. Отчет Вилигута был принят к сведению. В дальнейшемслужбы СС признали деятельность Эволы в Третьем Рейхе неудовлетворительной. Точные обстоятельства, при которых произошла отставка Вейстхора,остаются невыясненными. Говорят, что здоровье старого пророка медленноугасало, несмотря на мощные препараты, используемые им, чтобы поддержатьсвою жизненную силу и умственные способности; говорят также, что сами этимедикаменты вызвали необратимые изменения в его личности и сказались напривычках: у него развилась тяжелая форма никотиновой зависимости иалкоголизм. Поскольку Вейстхор был окружен подозрительной ревностью, любаяего некомпетентность могла быть мгновенно отмечена. Однако, психиатрическаяистория Вейстхора все еще оставалась неизвестной, поскольку его curriculumvitae содержался под строгим присмотром. В ноябре 1938 Карл Вольф разыскал вЗальцбурге Мальвину Вилигут и получил от нее документы, ставшие известными ивесьма смутившие Гиммлера. В феврале 1939 Вольф информировал кабинетВейстхора о том, что Бригаденфюрер СС уволен на основании собственногопрошения и по причине возраста и слабого здоровья -- его служба распущена.Гиммлер попросил Вейстхора вернуть Totenkopfring, кинжал и шпагу, которыетот сентиментально хранил под личным замком, а ключ носил с собой. 28августа 1939 года Вейстхор был официально уволен из СС. СС продолжала наблюдать за Вилигутом и в отставке, хотя последние годыего жизни прошли в безвестности и скитаниях по военной Германии. ЭльзаБалтруш, член Личной Комиссии Рейхсфюрера СС была назначена попечительницейВилигута и они вместе поселились в Ауфкирхене. Это оказалось слишком далекодля Вилигута, привыкшего к берлинской жизни в гуще событий -- в мае 1940 ониотправились в возлюбленный им Гоцлар. Едва они обосновались в Вердерхофекак- в городе было объявлено о всеобщем медицинском освидетельствовании,пара перебралась в маленькую гостиницу СС на Вортерзее в Каринции и провелаостаток войны в Австрии. Затем английские войска выселили его и направили влагерь Св. Иоанна под Вельденом; в это время старик страдал от удара,результатом которого стал частичный паралич и потеря речи. Ему и егокомпаньонке было позволено вернуться в Зальцбург, в его фамильный дом, нонесчастное прошлое делало очевидным для каждого невозможность такого шага.Вилигут хотел вернуться на избранную им родину -- в Германию, так что паранаправилась к семье Балтруш в Аролзен в декабре 1945. Путешествие оказалосьслишком тяжелым для старого человека и по прибытии он слег в больницу. 3января 1946 Карл Мария Вилигут, умер, последний в своем таинственном роду.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: