Согласимся с Э. Дюркгеймом: при нынешнем состоянии исследований мы в полной мере не представляем ни того, что есть государство, ни откуда оно. Немногочисленные составляющие предмет наукооборота, впрочем, расхожие идеи поставляют расплывчатые понятия, неясные, смутные впечатления, полные предрассудков и предвзятостей. Неглубоким шаблонам в этатистике правильно предъявить ноту циркулярную. С позиций статики сомнительно отождествление государства с классовым институтом на-сильственности — государство есть орудие эксплуататорского подавления, машина корыстного угнетения на значительном, но все-таки ограниченном интервале истории. С позиций динамики ложно значительна агенетическая платформа привнесенное™ государственной организации — государство кристаллизуется изнутри на собственной основе в питательной среде межиндивидного деятельностного обмена; государство как таковое не экспортируется извне: экспорт выступает катализатором, ингибитором выполнения общесоциальных дел, но не его источником; изначально — исходно государство оформляется естественно — органически.
|
|
Доказательства в виде частных формул «мне кажется» в теории государства не проходят. Хотя двумя словами псевдоморфичности ни классовой, ни экзогенной парадигмы не выразить, конечный итог таков — государство может выполнять классовую функцию, но ею не поглощается; государство может инициироваться внешним вмешательством, но им в своем генезисе не покрывается.
В непредвзятом толковании существо государства лишено привкуса какой бы το ни было социальной частичности; оно гораздо богаче упомянутых
_________ Государств!
неоригинальных трактовок. Государство оформляется там и тогда, где и когда объективируется потребность институциализации проявлений общественного целого. Бродильный фермент государственности — регуляция функционирования самодостаточного социального монолита со специфическими автономными параметрами. Геотектоника групповой жизни (стратифицирование, экзогенное вмешательство) лишь оттеняет это явление, но его не исчерпывает.
Повторяем: главное — объективное налаживание воспроизводства коллективного существования, требующее институциональной дифферен-цировки — обособления, закрепления — ролей социального целого во всех моментах (полномочия, нормы, права, обязанности). Суверенная общеобязательность должностного, властно-организационного, публично-правового в человеческой коммуникации и интеракции, — геркулесоиы столпы вопроса, обсуждение которого предполагает рефлексию объемную, междисциплинарную. Суть в том, что своей предметной масштабностью сюжеты природы, происхождение государства выходят за пределы епархии собственно юридической. Они адекватно осмысливаются лишь в некоем синтетическом юридико-философском знании — философии государства и права, науке, конгениальной таким дисциплинам, как философия истории, философия политики. Концентрические феномены нормосообразованно-сти, властной организованности, легитимной иерархированности — темы не узкоспециальных усилий. Одно дело — мыслить в мире (первопоряд-ковая научная деятельность, отвечающая приложениям разума в юриспруденции, истории, политике), иное дело — мыслить о мире (метауровень философского понимания). Форма истории, политики, государственности — уникальна, тогда как содержание их — универсально. Частные науки, анализирующие форму явлений, ищут «правду текущей жизни». Философски экипированные метаисторические, политические, юридические системы социософского профиля осмысливают содержание явлений, «правду тайного предназначения». Водораздел между двумя «правдами» проходит по основанию единичной или всеобщей субъектности.
|
|
На уровне «логии» (специальных наук) выявляется существо деятельности; на уровне «софии» (металогия) выявляется существо смысла деятельности. В одном случае возникает линия «правды лица», в другом случае — линия «правды народа, государственности». Онтологический срез рассуждений поставляет дихотомию личностного-сверхличностного, сво-бодного-предопределенного в творении жизни. Деяния лиц — эгоистичны, партикулярны, обозримы; совокупный результат деяний лиц — импер-сонален, едва не вынужден. Как правило, получается то, чего никто не желал. Живем, живем, а в конце жизни — одни пустяки, ищем, где всем
235 Раздел V
просторно, — находим же железную клетку наличного порядка; стремимся к бытию, захватывающему дух, — имеем мелкие, редкие крохи доброго бескорыстного, красивого. Горняя тоска по необыкновенному перебивается дольней мудростью кротких...
Четко фиксируемый разрыв цели и результата нашей (исторической, политической, государственной) деятельности питает стратегию «хитрости» мирового разума: некая высшая интеллигенция «хитрит», разбаланси-руя намерения, интенцию и плод тщаний. Врожденным и неустранимым пороком данной, заявленной Д. Вико и развитой Г. Гегелем идейной культуры, выступает, однако, подрыв естественности. Наука кредитует лишь опирающиеся на понятия собственной динамики, исключающие скрытые параметры, каузально фундированные модели. С этих позиций конструкция «хитрости разума», очевидно, неадекватна.
Как строить социософию, проводя глубокую концептуализацию объемных явлений исторического, политического, государственного? В створе вопроса зададимся проблемой причин трагедии лиц у власти. Н. Карамзин, подхватывающий его взгляд А. Толстой усматривают корни коллизий в возмездии за преступления: отчаявшийся народ поворачивается телесным тылом к тиранам — историческим (политическим, государственным) лицедеям. Возникает контрастная оппозиция деспотов властолюбцев (Иван IV, Борис Годунов и т. д.) — просвещенных монархов (Екатерина II, Александр I и т. д.). «Нет зверя свирепее человека, если к страстям его присоединяется власть», — говорит Плутарх, высказывая истину почти абсолютную. Изуверившись в самовластии, несении тягостей правления, Иван IV убеждает Федора «царствовать благочестиво, с любовию и милостию»'. Но как диссонирует наставление с тактическим опытом управления державой! Личное дело не совпадает с делом государственным. Гений и злодейство не единятся в сфере духа, но идут рука об руку в сфере власти. Генрих IV, Ричард III — престолозахватчики-интриганы, Екатерина Медичи — отравительница родственников, Иван IV, Петр I — палачи сыновей, Екатерина II — сообщница убийц мужа, Ленин, Троцкий, Сталин — наро-доненавистники. Примеры, конечно, легко множатся.
|
|
А. Пушкин, сторонники историко-юридической школы (К. Кавелин, С. Соловьев) разводят перипетии персональной судьбы и логики государственного устроения. Характер эпохи — производное черт не лица, а социально-исторических обстояний. Скажем, Смутное время на Руси порождено не особенностями царя Бориса как тронодержателя. Оно — дериват борьбы сил, интересов. Годунов, полагает А. Пушкин, обречен: безотносительно
Государство
Карамзин Η. Μ. История государства Российского. СПб., 1821. Т. 9. С. 434.
к психологической предрасположенности к тирании, восстанавливавшей 'против него народ, он не отвечал назначению. Такой нестандартный ход мысли чреват накатом вопросов: что есть историческое, политическое, государственное назначение? Каковы неявные пружины влияния (силы, интересы), и как они проступают в явной личностной деятельности? Есть ли история (политика, государственность) результирующая взаимодействия лиц или манифестация сверхличностного (провидения)? Если первое, то почему содержание истории (политики, государственности) рассогласовано с ее формой? Если второе, то в чем корень предопределения?
Поставленные вопросы, в конце концов, как к исходному пункту стягиваются к одному: если «назначение» в истории, политике, государственности не вымысел, то в чем высший умысел, промысел, кем он установлен, как он проявим в жизни?
Резонные чувства растерянности, недоуменности ввиду последнего усугубляются многозначительной сентенцией Б. Дизраэли: «Миром управляют совсем не те, кого считают правителями люди, не знающие, что творится за кулисами». Итак... закулисье. Рефлексия его статуса упирается в общем случае в экспозицию баланса личностного-государственного, человеческого-властного, индивидуального-державного, в синкретизме ис- торико-политической деятельности. Метафизика роли лица в истории снимается, следовательно, метафизикой государственности — фундаментальной гуманитарной наукой, полноценное оформление которой принадлежит будущему.
|
|
5.1. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ
Человеческая общность — предельная таксономическая категория, выражающая идею коллективности жизнеобеспечения на основе рационально-оптимизирующего, адаптирующего солидарного разделения и распределения кооперативных ролей в условиях группового взаимодействия. Для человеческой общности важен тип интерактивных связей, материально (технические акты) или идеально (символические акты) определяющих способ организации совместной жизни в некотором органическом или неорганическом целом. Органическая целостность есть ассоциативная форма целостности, получаемая через неформально-однородный порядок членства на базе сущностного единства, тождественности его составляющих, скрепленных вполне захватывающими узами сопричастия, вовлечения. Таковы порождаемые чувсгвом союзничества родовые, этнические, гражданские, полисные, орденские, кастовые социальные единицы, интегрирующие адептов
237 Раздел V
отчетливым осознанием кровной, ценностной, поведенческой близости, братство — сходности, сродственности. Неорганическая целостность представляет конгломеративное скопление индивидов, жизнедействующих как атомарные особи через формальный регламент связи, механически сочетательное присутствие. Каждая обособленная единица, не проявляя солидарности к себе подобным, реализует автономное существование. С привкусом оглядочности повадок, приспособленчества. Для этого случая подходящим предметно-объединительным систематическим понятием выступает «смесь».
Качество органичности-неорганичности вариантно, переходно. Представляется сугубо ошибочной модель Макаревича — Тенниса, вводящая жесткую дихотомию органической общности в виде социальной группы, единенной целью (Iemeinschaft), — неорганической общности в виде социальной группы, образованной договорным началом (Iesellschaft). В качестве первого традиционно называется семья, в качестве второго — коммерческое общество. Наш контраргумент линии Макаревича — Тенниса — самоочевидная эмпирическая констатация обратного. И обычно приводимая в качестве Iemeinschaft семья может быть неорганичной — вполне формальный порядок межсубъективных связей (в особенности в ситуации законодательного запрета на разводы) при браке по расчету. И набившее оскомину Iesellschaft может быть органичным — российские коммерческо-торговые товарищества, артели, оформлявшиеся складыванием не капиталов, а персон.
В качестве системы отсчета обще-общинной естественно-совместной жизни, где сказывается зависимость «всех от всех», примем антропологически, правда, недоуточненный, но социально относительно очерченный институт — первобытное стадо.
Эпоха первобытного стада охватывает по временным меркам колоссальный фрагмент истории, начиная с австралопитеков и кончая неандертальцами. Строгое квалифицирующее суждение о социальной динамике в этот период ввиду отсутствия конкретных данных навряд ли возможно. Главное содержание, основная направленность этого интервала скорее всего, как можно предположить, — «усиление тенденции к половым связям за пределами своего стада и затем ее конституционализация, полное исключение браков между особями, принадлежавшими к разным поколениям, укрепление длительных и постоянных контактов между матерью и всеми ее детьми, а также переход биологических связей между ними в сферу осознания родства»2. Исходя из этого правомерно выделить три этапа эволюции социальности в первобытном стаде.
Алексеев В. II. Становление человечества. М., 1984. С. 285.
Государство
Австралопитеки. Предковая форма человека, представители которой, не владея речью, не имея развитой ментальности, будучи способными к изготовлению примитивных каменных и костяных орудий, практикуют собирательство, элементарные виды охоты, фундируют социальность преимущественным избеганием «половых связей между представителями разных поколений и подвижности мужской части... стада при относительной стабильности женской»3.
Архантропы (питекантропы, синантропы). Древнейшие люди, но физиологической конституции очень близкие антропоидам (понгидам, си-миидам) — владеют диалогической речью, зачатками понятийной памяти, ведут загонную охоту крупных животных, дифференцируют социальные роли по естественным возможностям (престарелые, немощные постоянно поддерживают огонь), обладают представлением о кровном родстве по материнской линии, организующем социальность.
Неандертальцы. Ископаемые люди, приближенные к современным, имеют зачатки родовой организации, выражающейся в конституционали-зации половых связей мужских особей за пределами коллектива, что в конечном итоге обусловливает переход социальных отношений в родовую форму4.
Последняя фаза эволюции первобытного стада, следовательно, интенсифицируя прогрессивное усложнение, упорядочение внутригрупповых связей, дает начало оформлению кровнородственных общностей.
5.2. ДОГОСУДАРСТВЕННОСТЬ
Кровнородственные общности вполне реальных популяционных групп, компактно расселенных, объединенных кровным родством, различаются величиной, теснотой родственных отношений. Богатство фактуры, дефицит идей,связанных с ее концептуализацией, непроясненность многих мест, обеспечивающих добротную периодизацию, не позволяет останавливаться на вопросе, оказывающемся предметом специальных, но не наших изысканий, сколько-нибудь подробно. Зафиксируем лишь кажущееся несомненным.
Структурными единицами послестадной — общинной — формы социальности выступают следующие.
Родовая община. Начнем с лишенных претензий на строгость и полноту констатирующих суждений. Родовая община, род есть первичный способ
1 Там же. С. 286. 4 См.: Там же.
239 Раздел V
связи людей при бессобственнической кровнородственной кооперации жизни на базе сознания родства. Складывается в верхнем палеолите. Пружиной социальных отношений при родовом строе оказываются: а) исключение браков между представителями разных поколений; б) консолидация детей вокруг матери; в) табуация внутригрупгювых браков. Прямыми следствиями (а) и (б) явилась естественная функциональная и ролевая стратификация и иерархизация популяционных групп, локальная ассоциация индивидов, ускорившая дифференциацию межсубъективных связей в деятельностном обмене. Результатом (в) выступила экзогамия, через аут-бридинг способствовавшая взаимоконтакту родов, а значит, сращению их во фратрии (филы) и племена. В своей эволюции общинно-родовая стадия проходит две фазы: фазу ранней и развитой общины. Жизнеобеспечение в первой (верхний палеолит, мезолит) протекает посредством присваивающего хозяйства (собирательство, охота, рыболовство) за счет прямого потребления вещества природы. Во второй (неолит, бронза) складываются зачатки производительного хозяйства в виде земледелия и скотоводства. Род в развитой общине представлен как в матриархальной, так и в патриархальной форме.
Материнский род, фиксировавший отношения между кровниками, в качестве жизнепроизводитсльной ячейки предполагал функционирование рода в целом. Отцовский род с характерной для него патрилинейностью в качестве основной воспроизводственной ячейки жизни предполагал патриархальную семью.
Семья. Естественная общность на базе непосредственного родства, оттеняемого моментом неотьединимости, органической присущности друг другу. Близость, нежность, доверие, послушание, повиновение — первостатейные скрепы семьи. Как сказал бы Г. Гегель, форма сознательного усмотрения здесь отсутствует; присутствует инстинктивная часть натуры, идущая от побуждения и чувства, проявления дополнительности полов в межсубъективных связях (общение, продление рода, забота о потомстве, потребности первичной социализации). В динамике семьи как малой группы прослеживаются стадии: кровнородственная семья (строится на табуа-ции браков между представителями разных поколений), групповая семья (крепится на табуации инцеста, имеет эндогамную и экзогамную вариацию), парная семья (предполагает моногамию, развивается с патриархата). Хотя производственный и кровнородственный процессы в родовом обществе не совпадали (в пользу иного нет данных), окончательно они разделились в относительно позднюю промышленно-капиталистическую эпоху, когда семья из сельско-производящей вступила в стадию индустриально-урбанистической нуклеарной семьи, дрейфующей от «дома» (фамильный
Государство
работный патриархальный дом с чадами и домочадцами) к «очагу» (родители-супруги с детьми).
Под влиянием патрилинейности род постепенно распадается на стратифицированные группы — малые семьи, которые, будучи несамодостаточными в воспроизводственном отношении, под давлением экзогамии объединяются в соседские общины.
Соседская (территориальная) община. Результат консолидации близкорасположенных патриархальных семей (домохозяйств) разных родов, на данной территории ведущих воспроизводственную деятельность. Стадия соседской общины привносит новые модуляции в течение социогенеза. Ввиду экзогамности рода его полноценное существование предполагает необходимость брачных связей, как минимум, между двумя родовыми группами. Последние ассоциируются в племя, подчеркивающее признак единокровности человеческой общности: соплеменники единятся общими предками, территорией проживания, языком, самосознанием, самоназванием. Говоря современным языком, все это имеет этническую окраску: человеческая общность, скрепленная узами кровного родства, автономией коллективных ценностей, судьбы, традиции, в данном географическом ареале, есть этнос.
Соседская община сдвигает акценты с этичности на социальность. Безотносительно к стадиально-типологическим разновидностям общины она передает начало социальной структурированности групповой жизни. Родовая община — универсальный институт коллективности — носитель всей совокупности социальных функций. Соседская община жизнедейст-вует как агрегация семейных (фамильных) хозяйств. В своем институциональном измерении она, во-первых, не синкретична — часть общинных функций приняла на себя семья; во-вторых, объединяя в основном соплеменников, она лишена собственно этнической выраженности родо-племен-ной организации; ее основное воспроизводственное назначение реализуется помимо родоплеменной привязки. Осью группового взаимодействия становится непосредственно производство, логика его налаживания, поддержания. Со стадии соседской (территориальной) общины намечается дивергенция этнической и воспроизводственной определенности родоплеменной социальности.
Родо-племенной строй, как правило, представлял единство кровнородственной и антропогеоценотической составляющей: хозяйственный коллектив в сочетании с осваиваемой им территорией, суммой оказываемых на нее воздействий с позиций этнической составляющей в принципе гомогенен. География, хозяйство, кровь тут нераздельны, взаимополагаемы. Соседская (территориальная) община данное единство разрушает— хозяйственный
16 3ак. 3993
241 Раздел V
коллектив с суммой производительных воздействий на среду обитания свое этническое представительство постепенно утрачивает. Центр тяжести перемещается в сторону оптимальности, эффективности хозяйствования; хозяйствовать означает теперь не поддерживать племенные приемы переработки фрагментов природы (консервация традиционных технологий), а усиливать господство над географической средой. Указанное, катализируя техногенез, дает толчок: а) переходу от примитивных форм природопотреб-ления к развитым; б) смешению племен, замене кровнородственных сцепок территориальными.
Переход к развитому земледелию, стойловому содержанию скота, отгонному скотоводству сопровождался прогрессивным усложнением производства, стабилизацией получения пищи, созданием продовольственных запасов. Этот процесс означал освобождение хозяйственного коллектива от непосредственной повседневной зависимости от эксплуатируемой территории: производители обрели возможность изменять микросреду в нужном направлении, а не подчиняться ей5.
Значение перехода от потребляющего к производящему хозяйству в конце мезолита и в неолите огромно: резко повышая качество жизни, ан-тропогеоценозы второй ступени разрушают заскорузлые рамки родо-пле-менных воспроизводственных контуров, инициируют перемешивание племен, поднимают производство, создают достаточный прибавочный продукт, за счет чего осуществляют имущественное расслоение, усложняют социальную структуру, стратифицируют и иерархируют население, подготавливая и приближая стадию государственности.
Резюмируя, уточним: с позиций социальности догосударственное сель-скообщинное состояние проходит фазы:
1) ранняя община: по характеру жизнеобеспечения — присваивающее хозяйство; по хронологии — верхний палеолит, мезолит;
2) развитая община: по характеру жизнеобеспечения — начало производящего хозяйства; по хронологии — неолит, бронза.
Социальность как атрибуция человека свойственна ему изначально. Однако с фазы (2), рубежа неолита социальность меняется качественно. Что есть социальность в принципе? Говоря односложно, — естественная стихия общения, межсубъективного взаимодействия, деятельностного обмена, где неуклонно как простое производное кооперативное™ кристаллизуется положительное общежительного. Его атмосфера взращивает цивильность — способность коллективного авто- и эктопреображения. Первое предопределяет развитие духовных и практически-духовных, второе — практических
5 См.: Там же. С. 380.
Государство
форм культуры. Сама же культура в виде развернутого органического следствия социальности проявляет себя в качестве четырехтактного механизма порождения, умножения, закрепления и передачи групповых ценностей, понимаемых широко — как непреходящие плоды завоевания человечности. Чем лучше данный механизм выверен, отлажен, тем более высоко состояние общественной цивильности. (Отсюда, между прочим, явствует: идея примата базиса нацеливает на концептуализацию лишь непорядка в цивильной истории.)
Из сказанного удержим во внимании, что существо социальности — коллективный автокаталитический эффект окультуривания: под воздействием практических форм деятельности преображается среда обитания, под воздействием духовных и практически-духовных форм деятельности преображается гуманитарная сфера — идет самовозвышение, прогрессивный ценностный рост. Главное — перманентное возделывание как непременный итог действования в коллективной организации.
С рубежа неолита фазы развитой общины в характере последней намечается глубокий внутренний сдвиг.
Обретение относительной независимости от природы при переходе к производящей экономике резко усилило собственно цивилизаторские потенции человека. Понятие «жить» со времени неолита совпадает с понятием «культивировать, производить». Логика окультуривания производящего хозяйствования (антропогеоценозы второй ступени), уменьшая вмешательство естественного отбора, стихийных сил природы в историческую судьбу человеческих коллективов и увеличивая их вторично-природное — культурное — начало, заметно усложняет социальную компоненту жизни. На месте малочисленных кровнородственных первобытных групп возникают этнически перемешанные (при соседской, территориальной общине) иерархированные крупные социальные общности. Их внутреннее организационное строение более не зависит от средовых факторов.
Автономизация архитектоники социальных коллективов, их численности от давлений природы, переработка племенного, общинно-родового вещества в общинно-производительное объективирует явление социального института как надындивидуального способа кооперации общественных (родовых) индивидов. Этим все сказано.
Значение неолитической революции не сводится к сдвигу от потребляющего к производящему хозяйству. Значение ее гораздо более глубоко, объемно. Оно в зачатии социально институционального.
«Малая» и «большая» социальности в синкретическом первобытно-общежительном обособились, отчленились. «Малая» социальность аккуму-
243 Раздел V
лировала опыт персональной коммуникации в естественном повседневном бывании. «Большая» социальность воплотила опыт нормосообразного (благочинного) поведения индивида-части, обретающего устойчивость через осознание принадлежности к фундаментальному общественному обще-целому «на людях». «Малая» социальность сосредоточила персонально-волевые, центробежные, тогда как «большая» социальность — им-персонально-сознательные, центростремительные импульсы и реакции. «Малая» социальность стала эгоистической индивидоцентричной логикой персонального участия, действия; «большая» социальность — коллективистической логикой вовлечения — со-участия, взаимо-действия.
Цивильное разделение этих двух логик на рубеже неолита на фоне набирающей силу производящей экономики, перемещения племен, имущественного расслоения, усложнения символико-магических модусов духовности, перерастания примитивно-охотничьего колдовства в изощренную земледельческо-скотоводческую культовость, замены локальной групповой табуации универсальной регуляцией общественных связей через обычай, традицию, предание, — составило канву превращения догосударст-венного состояния социальности в предгосударственное.