Министерство спорта, туризма и молодёжной политики
Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Волгоградская государственная академия физической культуры»
КАФЕДРА СПОРТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА И ЭКОНОМИКИ
МЕНЕДЖМЕНТ И ЭКОНОМИКА В СФЕРЕ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Лекция № 4
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ОТРАСЛЬЮ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИИ
Перфильева И.В.
Волгоград - 2011
План лекции
1. Обшая характеристика организационной структуры управления отраслью физической культуры и спорта в России.
2. Государственные органы управления физической культурой и спортом общей и специальной компетенции.
3. Олимпийский комитет России в системе органов управления спортом
Обшая характеристика организационной структуры управления отраслью физической культуры и спорта в России
Организационная структура - важнейшая характеристика строения системы управления физической культурой и спортом. В теории менеджмента организационную структуру характеризуют как форму системы управления, определяемую совокупностью устойчивых связей между звеньями управления, которые обеспечивают ее целостность.
|
|
Объектом структурирования в нашем исследовании является физическая культура и спорт как отрасль. Известно, что в каждой стране с целью создания эффективного менеджмента все предприятия, учреждения и организации в зависимости от выполняемых ими функций в общественной системе разделения труда подразделяют на отрасли. Отрасль в экономической теории определяется как совокупность предприятий и организаций, обладающих общностью производимой продукции, технологии и удовлетворяемых потребностей.
Вспомним из курса «Экономика ФКи С» определение ФКиС как отрасли народного хозяйства.
Чтобы дать аргументированный ответ на этот вопрос, следует рассмотреть основные признаки-требования, которые предъявляются к отрасли. Физическую культуру и спорт вполне правомерно рассматривать в качестве самостоятельной отрасли, так как фактически она обладает всеми основными признаками, наличие которых позволяет характеризовать определенную совокупность организаций и учреждений физкультурно-спортивной направленности в качестве самостоятельной отрасли народного хозяйства:
1. Наличие первичных трудовых коллективов, обладающих правами юридического лица. Таковыми являются различные организации физкультурно-спортивной направленности: спортивные клубы, спортивные школы, физкультурно-оздоровительные центры, фитнес-клубы, стадионы, плавательные бассейны и т. п. По состоянию на конец 2003 г. в России насчитывалось более 110 тыс. физкультурных организаций.
|
|
2.Единство конечного продукта - физкультурно-спортивные услуги.
3.Единство цели и технологическое единство трудовой деятельности, основу которых составляет научно обоснованная теория и методика физической культуры и спортивной тренировки.
4.Наличие кадров специалистов и системы их подготовки; численность специалистов составляет более 260 тыс. чел.
5.Наличие государственной системы учета и статистической отчетности, а также единый орган управления.
6.Организационное единство, которое обеспечивается наличием Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму, действующего на основе Закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и соответствующего Положения о нем.
Резюмируя изложенное, можно констатировать, что в России сформировалась совокупность организаций физкультурно-спортивной направленности в виде общественных объединений, коммерческих организаций и государственных учреждений, основным продуктом деятельности которых являются физкультурно-спортивные услуги, т. е. организованные формы физкультурно-спортивных занятий, программы и системы занятий и тренировок, методические комплексы, консультации, спортивные зрелища и т. п.
Таким образом, физическую культуру и спорт в качестве отрасли можно определить как совокупность организаций и учреждений, осуществляющих деятельность по производству физкультурно-спортивных услуг, по физическому совершенствованию людей на единой теоретико-методической, программной и нормативной основе. Эта отрасль и является объектом управления спортивного менеджмента.
Ведущую роль в управлении физической культурой и спортом играют государственные органы.
2. Государственные органы управления физической культурой и спортом
общей и специальной компетенции
Социальным развитием физической культуры и спорта в стране занимаются различные государственные организации. С точки зрения объема функций, характера полномочий и места в структуре государства различаются
- органы общей компетенции,
- специальной компетенции,
- ведомственной компетенции,
- местной компетенции.
Компетенция органа - предоставленные ему права, находящие свое юридическое воплощение в принимаемых управленческих решениях.
Государственные органы управления общей компетенции.
В их составе выделяют:
1.Высшие органы государственной власти - Государственная дума и Совет Федерации, которые формируют законодательные основы развития физической культуры, спорта и туризма и утверждают расходы на физическую культуру и спорт в годовом бюджете, а также проводят слушания по актуальным вопросам развития физической культуры и спорта.
К органам общей компетенции следует отнести и органы представительной власти субъектов Федерации.
2. Высшие органы государственного управления общей компетенции – Президент России и Правительство РФ, составляющие исполнительно-распорядительный аппарат государства, которые наряду с другими вопросами непосредственно обеспечивают практическое развитие физической культуры и спорта в стране.
Президент страны издает указы и распоряжения по актуальным вопросам развития физической культуры и спорта, назначает и освобождает по представлению главы Правительства РФ председателя Госкомспорта.
Правительство РФ утверждает положение о Министерстве физической культуры, спорту, туризму и молодёжной политики, направляет Президенту представления на назначение и освобождение от должности министра, принимает постановления по актуальным вопросам развития физической культуры и спорта, организует их выполнение и контроль хода исполнения принятых постановлений.
|
|
Наряду с органами общей компетенции для реализации конституционной функции государства по развитию физической культуры и спорта создается специальный государственный аппарат, или иначе – органы специальной компетенции.
Государственные органы управления специальной компетенции.
К государственным органам специальной компетенции относятся:
- Министерство физической культуры, спорту, туризму и молодежной политики;
- комитеты и департаменты по физической культуре и спорту субъектов Федерации и т. д.
Орган государственного управления физической культурой и спортом представляет собой определенный коллектив людей, который формируется государством с целью практического осуществления в юридически властной форме исполнительно-распорядителъной деятельности по вопросам физического воспитания населения и развития спорта, или иначе государственного управления.
Следует подчеркнуть, что органы специальной компетенции представляют собой главную организационную форму государственного управления физической культурой и спортом в стране.
Министерство физической культуры, спорта, туризма и молодёжной является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование в области физической культуры и спорта, реализацию мер государственного регулирования игорной деятельности и проведения спортивных лотерей. Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, в том числе Олимпийским комитетом России, и иными организациями.
Исходя из федеративного устройства России в Законе «О физической культуре и спорте в РФ» разграничена компетенция федеральных органов государственной исполнительной власти по физической культуре и спорту и соответствующих органов исполнительной власти субъектов Федерации (ст. 6), а также определены формы взаимодействия их с органами местного самоуправления в рассматриваемой области
|
|
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта могут осуществлять:
1) разработку и реализацию программ развития физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации;
2) внедрение физической культуры и спорта в режим учебы, труда и отдыха граждан, в том числе требований всероссийского комплекса «Физкультура и здоровье»;
3) увеличение количества спортивных школ, центров и клубов всех видов и типов и обеспечение подготовки спортивного резерва, спортсменов высокого класса для сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта;
4) разработку и реализацию календарных планов Физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;
6) обеспечение совместно с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, Олимпийским комитетом России и общероссийскими федерациями по различным видам спорта подготовки сборных команд Российской Федерации и сборных команд субъектов Российской Федерации и их выступлений на всероссийских и международных спортивных соревнованиях.