Физическая культура в России в период 1861 -1917 г.г

Во второй половине XIX в. физическое воспитание в России получа­ет дальнейшее распространение. В 70-х годах XIX в. были введены обяза­тельные занятия по гимнастике в учебных заведениях России.

После революции 1905 г. создаются кружки гимнастики и спорта в школах, в высших учебных заведениях с целью отвлечения учащихся и студентов от политической борьбы.

В 1908 г. создаются «потешные» отряды детей школьного возраста с целью идеологического воспитания и военной подготовки подрастающего поколения. Средствами физической подготовки в «потешных» отрядах бы­ли гимнастика, строевая подготовка, военно-прикладные упражнения. Од­нако быстрый рост их количества по всей России вызвал беспокойство


правительства по поводу их благонадежности, поэтому оно создает «на­блюдательные комитеты» на местах для полицейского контроля за дея­тельностью «потешных» отрядов.

В 1910 г. создаются детские отряды бойскаутов также с целью идео­логического воспитания и военной подготовки молодежи. В отличие от «потешных» организации бойскаутов комплектовались из детей буржуазии и создавались в городах на средства родителей этих детей. Главным сред­ством физического воспитания были военные игры.

Во второй половине XIX в. в России начинает развиваться буржуаз­ный спорт. В 60-70-х годах возникает значительное количество спортив­ных клубов и кружков, частично организованных на коммерческих нача­лах. Подавляющее большинство их носило кастовый характер. Для вступ­ления в члены клубов и кружков необходимо было уплачивать большие вступительные взносы и иметь солидные рекомендации. Клубы и кружки финансировались за счет членских взносов. Все это сужало возможности развития массовости спорта, роста спортивного мастерства и не давало возможности широким слоям трудящихся вступать в эти кружки и клубы.

Во всей России к 1913 г. насчитывалось только около 50 тысяч орга­низованных физкультурников, подавляющее большинство которых были представителями обеспеченных слоев населения.

Основными видами спорта, которые культивировались в клубах и кружках, были: парусный, гребной спорт, спортивные игры, коньки, гим­настика, велосипедный и лыжный спорт. Почти все эти виды требовали дорогого оборудования и инвентаря и не были доступны широким народ­ным массам.

Несмотря на кастовость этих клубов и кружков, в них вырастает ряд талантливых русских спортсменов, чемпионов мира и Европы (Паншин, 11атшн, Серов, Струников и др.), но это были одиночки, и их достижения ни в какой степени не характеризуют развитие спорта среди широких на­родных масс России. Так, например, на первенстве России по гимнастике в 1903 г. выступало только 13 человек.

С 1897 г. в России начинают проводиться официальные состязания по футболу. В 1901 г. создается футбольная лига. В 1910 г. русские футбо-


листы успешно выступают против футболистов Чехии и выигрывают у них ряд игр. В 1905 г. русские хоккеисты (хоккей с мячом) в международных встречах побеждают хоккеистов Польши, Германии, Швеции.

В этот период талантливые русские спортсмены показали ряд вы­дающихся достижений в различных видах спорта. Так, например, на пер­венстве России по лыжам в 1910 г. русский лыжник Бычков прошел дис­танцию в 30 км за 2 часа 26 мин. 47 сек. Русский пловец Романченко в 1912 г, совершил дальний заплыв и установил новый европейский рекорд по дальности и скорости заплыва (48 км за 24 часа 10 мин). В 1911 г. рус­ский велогонщик, сибиряк Панкратов совершил кругосветное путешествие на велосипеде по маршруту: Дальний Восток - Петербург ~ Берлин -Швейцария - Италия - Австрия - Болгария - Турция - Испания - Франция - Англия - Америка (Нью-Йорк - Сан-Франциско) - Гавайские острова -Япония - Дальний Восток. Общая длина маршрута - 48000 км. Панкратов был разносторонним спортсменом: борцом, пловцом, наездником, велоси­педистом, что помогло ему совершить такой грандиозный велопробег. Кругосветное путешествие было санкционировано Международным спор­тивным комитетом.

В 1895 г. состоялась велогонка Петербург - Москва, в которой уча­ствовали и зарубежные спортсмены. В этой гонке победил русский спорт­смен Дзевочко, который прошел 700 км за 36 часов 30 мин. 35 сек. (сред­няя скорость - около 19 км в час). Победитель международных гонок в Па­риже Гергер пришел вторым, проиграв Дзевочко 45 мин.

Спортсмены в царской России, не получая никакой поддержки со стороны правительства, не смогли принять участие в первых трех Олим­пийских играх 1896, 1900 и 1904 годов. Лишь на Олимпийские игры 1908 г. в Лондон смогла приехать небольшая группа русских спортсменов. Не­смотря на свой малочисленный состав (всего 5 человек), русские спорт­смены добились неплохих результатов. Золотую медаль по фигурному ка­танию завоевал Н.А. Панин-Коломенкин. Русские борцы Н. Орлов (легкий вес) и А. Петров (тяжелый вес) были удостоены серебряных медалей.

На Олимпийские игры 1912 г. Россия направила в Стокгольм боль­шую делегацию - 169 человек. Русские спортсмены участвовали в сорев-


нованиях по всем видам спорта, включенным в программу. Однако коман­да России была подготовлена слабо, тренировкой спортсменов никто фак­тически не руководил. В результате русские спортсмены в Стокгольме не завоевали ни одной золотой медали. Вторые места заняли борец М. Клейн (средний вес) и команда по стрельбе из пистолета, третьи места - в парус­ном спорте (10-метровый класс судов) и в стендовой стрельбе. По количе­ству завоеванных медалей команда России поделила 15-16-е места с ко­мандой Австрии (всего в олимпиаде участвовали спортсмены 28 стран).

В порядке подготовки к следующим олимпийским играм царское правительство приняло решение о проведении русской олимпиады. Первая русская олимпиада была проведена в 1913 г. в Киеве. Несмотря на слабую подготовку, она прошла с большим успехом и привлекла широкое внима­ние общественности. В 1914 г. в Риге проводится вторая русская олимпиа­да, на которой были показаны хорошие для того времени результаты (100 м - 10,8 сек., прыжок в высоту - 180 см.). Эта олимпиада не была законче­на в связи с началом империалистической войны.

Первые русские олимпиады показали большие возможности роста спортивного движения в России. Но царская Россия не создавала условия для развития спорта высших достижений.

Однако развивалась русская наука и культура и ее органический вид - физическая культура, подчеркивалась ее духовность. Религиозный фило­соф В. И. Несмелое (1863-1920) утверждал, что «телесность дана человеку, но телесный организм создается духом» (цит. по книге Л.К. Кругловой. С.47).

Развитие естественнонаучных основ теории физического воспитания

в России

Во второй половине XIX в. создаются условия для возникновения передовой, научно-обоснованной системы физического воспитания. Науч­ная теория физического воспитания в этот период в России достигает тако­го уровня, как нигде в мире. Решающее значение в этом отношении имела материалистическая философия русских революционеров-демократов Н.Г. Чернышевского (1818-1889) и Н.А. Добролюбова (1836-1861). Их идеи бы-


ли самыми прогрессивными до начала распространения в России теории всестороннего воспитания человека. В частности, большое значение для развития теории и практики физического воспитания имели материалисти­ческое учение Чернышевского и Добролюбова о единстве человеческого организма и гармоничном воспитании человека, учение о воспитании бор­цов за свободу и счастье народа.

Важнейшим условием гармоничного развития человека революцио­неры-демократы считали здоровье человека, а в сохранении здоровья большое значение придавали активной деятельности всех органов челове­ческого тела. Отсюда и вытекает их высокая оценка физического труда и физических упражнений, Чернышевский и Добролюбов философски опре­делили взаимозависимость проявлений физических и умственных качеств человека в труде. Они подвергли резкой и обоснованной критике зарубеж­ные системы гимнастики и, в частности, систему немецкой гимнастики за ее формализм и односторонность.

Философские взгляды Чернышевского и Добролюбова оказывали ог­ромное влияние на деятельность передовых русских ученых И. М. Сечено­ва, Н.И. Пирогова, И. П. Павлова, П. Ф. Лесгафта.

Открытия И. М. Сеченова (1829-1905) имели огромное значение для понимания закономерностей функционирования и развития организма. Они имели значение для формирования естественнонаучных основ физи­ческого воспитания и спортивной тренировки. Он доказал единство функ­ционирования организма с окружающей средой, что физические упражне­ния оказывают существенное влияние не только на мышечную систему, но и на внутренние органы и их функции, психические процессы, а, следова­тельно, и на интеллектуальные способности. И. М. Сеченов показал необ­ходимость строго учитывать индивидуальные особенности людей (возраст, пол, уровень физического развития и т. п.).

По его мнению, вместе с совершенствованием двигательной дея­тельности, экономизацией сил улучшаются все механизмы функциониро­вания внутренних органов и систем (сердечно-сосудистой, выделительной, дыхательной, теплотворной), происходит восстановление организма после


Работы. Его исследования лежат в основе современных теорий активного отдыха, физической рекреации.

Во второй половине XIX в. в России были созданы предпосылки для создания и развития научной системы физического воспитания. Такую систему разработал в конце XIX в. профессор П. Ф. Лесгафт (1837-1909) – крупный ученый-анатом и педагог, мировоззрение которого складывалось под влиянием прогрессивных взглядов революционеров-демократов и ученых-естествоиспытателей.

Лесгафт подробно изучил, а затем подверг критике зарубежные системы гимнастики, показав их научную несостоятельность, и в противовес односторонности этих систем выдвинул идею о гармоничном развитии человека, в котором физкультурное образование играло значительную роль. Лесгафт подчеркивал, что правильное физкультурное образование не только повышает и совершенствует физические качества и способности человека, но также содействует формированию умственных способностей людей.

На основе учения о гармоническом развитии личности Лесгафт соз-дал оригинальную систему физического образования, целью которой была подготовка к труду. Процесс физического образования по Лесгафту скла­дывается из трех ступеней. Первая ступень - знакомство с движениями, их Восприятие, осознание. Вторая ступень - проверка на практике. Третья ступень - умение применять приобретенные знания и навыки в практиче­ской деятельности человека. Главным средством физического воспитания П.Ф. Лесгафт считал физические упражнения, т.е. частое повторение како­го-либо действия человеческим телом, производимое ради его усвоения.

Исходя из педагогических задач, все физические упражнения Лес­гафт разделил на группы.

1. Простые движения, целью которых является научить ребенка
владеть своим телом (элементарные суставные, сложные упражнения, уп­-
ражнения с передвижением, упражнения в метании).

2. Упражнения с повышенным напряжением (бег в гору, преодо-­
ление сопротивлений), целью которых является более интенсивное разви-­
тие физических сил ребенка.


3. Ориентирование во времени и в пространстве (ходьба в задан­
ном темпе, ходьба на определенное расстояние, упражнения, различные по
силе, направлению, быстроте).

4. Проверка на практике (игры простые и сложные, прогулки,
плавание, фехтование).

Такое разделение упражнений на группы принципиально отличает систему физического образования Лесгафта от всех предшествующих, со­временных ему систем гимнастики.

Лесгафт критически относился к спорту. Он критиковал спорт за от­сутствие принципа постепенности и опасность проявления отрицательных моральных качеств. Критика этих недостатков спорта Лесгафтом была не лишена основания. Идеи П. Ф. Лесгафта и его трудов имеют большое зна­чение в настоящее время для решения проблем неспециального (непрофес­сионального) физкультурного образования лиц различного возраста, начи­ная с детства.

Лесгафт в своей системе придерживался основных дидактических принципов: сознательности, наглядности, постепенности. Он рекомендовал начинать изучение физических упражнений не с показа, а с объяснения, под­черкивая, тем самым, огромное значения принципа сознательности.

Развитие теоретических основ физической подготовки в русской армии

Вторая половина XIX в. и начало XX в. были периодом развития не только практики, но и теоретических основ физической подготовки в рус­ской армии. Большие заслуги в развитии физической подготовки принад­лежат генералам М.И. Драгомирову и А.Д. Бутовскому, а также профессо­ру П.Ф. Лесгафту.

Генерал М.И. Драгомиров (1830-1905), будучи поклонником и по­следователем А.В. Суворова, большое внимание уделял военно-физической подготовке войск. Ошибочным у Драгомирова было то, что он пытался почти без изменений возродить суворовскую военно-педагогическую систему, сложившуюся в XVIII веке, в новых историче­ских условиях. Поэтому он большое значение придавал вопросам физиче-


ской подготовки в армии, целью которой он считал выработку военно-

прикладных навыков, развитие выносливости, ловкости и подвижности солдат и офицеров.

Драгомиров высоко ценил военно-полевую гимнастику, считая, что «…гимнастика развивает силу, ловкость и до некоторой степени даже бесстрашие...». Содержанием гимнастики он считал такие упражнения, как ходьбу, бег, прыжки, лазанье, преодоление препятствий, упражнения в равновесии, штыковой бой. Обобщая предыдущий опыт обучения и физической подготовки войск, он создал совершенную штурмовую полосу «гимнастический городок»), которая включала в себя такие препятствия, как ров, бревно, палисадник, волчьи ямы, засеки.

Правильными были указания Драгомирова по методике обучения и тренировки солдат на штурмовой полосе. Он рекомендовал сначала каждого солдата обучить преодолению отдельных препятствий налегке, а затем – в полном вооружении и, наконец, в составе подразделений. В обучении штыковому бою Драгомиров требовал обязательного использования подвижных и неподвижных чучел.

Одним из выдающихся деятелей в области истории, теории и методики физического воспитания был генерал А.Д. Бутовский (1858-1917). Автор более 70 работ по этим проблемам, один из организаторов отечественной системы физкультурного образования, он знал немецкий, французский, английский языки, изучал постановку работы по физическому воспитанию во многих странах Европы, среди его публикаций работы по истории физической культуры, по теории и методике физического воспитания. Он считал, что у всех людей есть скрытые возможности (природная «заданность»), о которых люди не догадываются, а физические упражнения усиливают не только физические, но и духовные качества человека; он считал необходимым проведение учебных занятий по подготовке специа­листов по физическому воспитанию, он был лично знаком с Пьером де Кубертеном, переписывался с ним и был первым россиянином в МОКе, при­сутствовал на первых Олимпийских играх в Афинах (1896).

В 1888 г. генерал А.Д. Бутовский, член комиссии, созданной для ор­ганизации физического воспитания в кадетских корпусах, написал работу


«Наставление для внеклассных занятий», в ней большое внимание он уде­лил организации досуга воспитанников, рекомендуя проведение различ­ных игр и физических упражнений. Бутовский видел, что для серьезной постановки дела физического воспитания в кадетских корпусах нужны люди, которые бы знали научные основы физического воспитания. В 1890 г. он организует курсы для подготовки офицеров-воспитателей кадетских корпусов по физическому воспитанию и в течение 16-и лет лично руково­дит ими, читая в то же время для них лекции по истории и методике физи­ческих упражнений. Он внес очень много нового и ценного в методику фи­зической подготовки.

Общие методические взгляды Бутовского сводятся к следующему:

• В процессе физического воспитания решающее значение имеют
не средства, а методы их применения.

• Влияние каждого упражнения на организм зависит, прежде всего,
от формы и характера этого упражнения.

• Воздействие физических упражнений на организм наиболее по­
лезно, если не доводить человека до полного утомления.

• Важнейшими средствами физического воспитания являются фи­
зические упражнения, игры и ручной труд.

Особенно большое внимание Бутовский уделял гимнастике, которой посвятил ряд своих работ. Вместе с тем, он ценил соревновательный метод в проведении занятий по физической подготовке. В 1908 г. по его инициа­тиве и при личном участии разработаны правила «Об устройстве состяза­ний по телесным упражнениям» в военно-учебных заведениях. Большое место в трудах Бутовского занимают вопросы школьной гигиены, вопросы борьбы с заболеваниями в войсках, вопросы развития прикладных видов (плавания и др.).

С 1909 г. он читает лекции по истории и методике физических уп­ражнений в Главной военной фехтовально-гимнастической школе. А.Д. Бутовский был одним из виднейших теоретиков, методистов и историков физической подготовки не только в русской армии, но и в России доок­тябрьского периода. Он принимал активное участие в разработке программ и наставлений по физической подготовке в русской армии и кадетских


корпусах. Его перу принадлежит свыше 60 работ по вопросам истории, теории и методики физического воспитания.

Большое значение в области работы по физическому воспитанию в военных гимназиях имела деятельность профессора 17. Ф. Лесгафта.

Онполучил от военного ведомства командировку за границу и в те-чение l875 - I876 г.г. изучал там постановку физического воспитания и «приготовления» учителей гимнастики. В итоге этой поездки он сделал вывод, что там «...при преподавании гимнастики руководствуются только кажущимися основаниями и сознательными действиями, на самом же деле нет другого, кроме подражания и повторения случайно собранных упражнений».

По предложению военного ведомства П.Ф. Лесгафт разработал типовую программу по физическому воспитанию в военных гимназиях (1877). Ему было поручено общее руководство практической реализацией этой программы. Он был тесно связан с 112 военными гимназиями, обоб-щал материалы и давал методические указания.

В целях подготовки преподавателей для военных гимназий в 1877 г. были открыты учебно-гимнастические курсы офицеров русской армии. Лесгафт был непосредственным организатором и руководителем этих курсов. В 1884 г. по его инициативе был создан «Фехтовально-гимнастический кадр» (курсы усовершенствования преподавателей фехтования и гимнастики), где Лесгафт читал теоретическую часть программы.

В оценке физических упражнений П.Ф. Лесгафт исходил из совершенно правильной предпосылки о том, что физические упражнения готовят «к более целесообразному и быстрому усвоению военных приемов и эвоолюций», и что они обеспечат простоту, энергичность и ловкость новобранцев.

В содержание физической подготовки П.Ф. Лесгафт включал сле-

дующие упражнения: элементарные упражнения (сгибания и разгибания), метания и бег с препятствиями, упражнения с тяжестями, плавание, прыж­ки, борьбу, игры, упражнения на снарядах. Из этого перечня видно, что 11.Ф. Лесгафт подбирал упражнения по их общеразвивающему и военно-прикладному значению. Содержание физической подготовки полностью


соответствовало ее цели и обеспечивало разностороннее развитие физиче­ских и волевых способностей занимающихся.

В 1888 г. вышел в свет первый том «Руководства по физическому образованию детей школьного возраста» П.Ф. Лесгафта, написанного им по заказу ГУВУЗА. В этой работе Лесгафт показал историю развития фи­зической культуры и обобщил свой практический опыт и теоретические взгляды на вопросы физического воспитания. Благодаря деятельности Лес-гафта физическое воспитание в военных гимназиях было значительно улучшено не только в процессе плановых учебных занятий, но и во вне­классной работе.

В 1890 г. было издано «Наставление для внеклассных занятий в ка­детских корпусах» и, вместе с тем, организованы временные курсы физи­ческого воспитания для офицеров - воспитателей кадетских корпусов.

Физическая подготовка русских военных моряков

Физическая подготовка на флоте осуществлялась главным образом в процессе боевой подготовки и имела своими задачами совершенствование двигательных навыков, физических и волевых качеств моряков, необходи­мых им для службы на кораблях. В содержание физической подготовки матросов парусного флота входили: физическая тренировка в процессе ра­бот по управлению парусами, гребля на шлюпках, обучение абордажному бою и высадке десанта, народные игры, плавание.

После Крымской войны срок службы матросов сокращен до 7-и лет.

Требования к боевой и физической подготовке повышаются в связи с сокращением срока службы и формированием парового флота. Для улуч­шения физической подготовки рекрутов в 1856 г. в Петербурге открывает­ся офицерская учебно-гимнастическая команда, которая готовила специа­листов по физической подготовке для флота.

Состав команды в количестве 100 человек комплектовался из офице­ров и нижних чинов. Курс обучения был рассчитан на 2 года. В программу обучения входили теоретические и практические дисциплины по специ­альности, а для нижних чинов, кроме того, еще и общеобразовательные дисциплины.


На кораблях парового флота физическая подготовка не выделилась в самостоятельный учебный предмет и осуществлялась в основном в про­цессе боевой подготовки и в ходе состязаний. Так, в 1858 г. в г. Николаеве были проведены состязания в гонках на шлюпках. Состязания оставались популярными не только в период парусного, но и в период парового флота. В программу состязаний входили гонки на веслах и под парусом, маневры, шлюпок у борта корабля, сочетание гонок со стрельбой кораблей по щитам

и другие виды.

Большое внимание вопросам физической подготовки моряков уделяли

В передовые русские флотоводцы - адмиралы Г.И. Бутаков и СО. Макаров.

Из всех средств военно-физической подготовки они особое предпочтение отдавали гребным и парусным гонкам на шлюпках и гимнастике. Они подчеркивали, что и в эпоху парового флота упражнения в хождении под парусом, как средство физической подготовки военных моряков, не потеряли своего значения.

Вторая половина XIX в. и начало XX в. в России были периодом возникновения и развития буржуазного спорта, дальнейшего развития тео-ретических основ физического воспитания и создания системы физического воспитания. Организация русской армии после реформы 1874 г. по бур- жуазному принципу обусловила повышение требований к физической под- готовке войск и вызвала необходимость организации физического воспи-тания допризывных контингентов. Однако эта задача не была полностью ' решена в царской России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: