Во второй половине XIX в. физическое воспитание в России получает дальнейшее распространение. В 70-х годах XIX в. были введены обязательные занятия по гимнастике в учебных заведениях России.
После революции 1905 г. создаются кружки гимнастики и спорта в школах, в высших учебных заведениях с целью отвлечения учащихся и студентов от политической борьбы.
В 1908 г. создаются «потешные» отряды детей школьного возраста с целью идеологического воспитания и военной подготовки подрастающего поколения. Средствами физической подготовки в «потешных» отрядах были гимнастика, строевая подготовка, военно-прикладные упражнения. Однако быстрый рост их количества по всей России вызвал беспокойство
правительства по поводу их благонадежности, поэтому оно создает «наблюдательные комитеты» на местах для полицейского контроля за деятельностью «потешных» отрядов.
В 1910 г. создаются детские отряды бойскаутов также с целью идеологического воспитания и военной подготовки молодежи. В отличие от «потешных» организации бойскаутов комплектовались из детей буржуазии и создавались в городах на средства родителей этих детей. Главным средством физического воспитания были военные игры.
|
|
Во второй половине XIX в. в России начинает развиваться буржуазный спорт. В 60-70-х годах возникает значительное количество спортивных клубов и кружков, частично организованных на коммерческих началах. Подавляющее большинство их носило кастовый характер. Для вступления в члены клубов и кружков необходимо было уплачивать большие вступительные взносы и иметь солидные рекомендации. Клубы и кружки финансировались за счет членских взносов. Все это сужало возможности развития массовости спорта, роста спортивного мастерства и не давало возможности широким слоям трудящихся вступать в эти кружки и клубы.
Во всей России к 1913 г. насчитывалось только около 50 тысяч организованных физкультурников, подавляющее большинство которых были представителями обеспеченных слоев населения.
Основными видами спорта, которые культивировались в клубах и кружках, были: парусный, гребной спорт, спортивные игры, коньки, гимнастика, велосипедный и лыжный спорт. Почти все эти виды требовали дорогого оборудования и инвентаря и не были доступны широким народным массам.
Несмотря на кастовость этих клубов и кружков, в них вырастает ряд талантливых русских спортсменов, чемпионов мира и Европы (Паншин, 11атшн, Серов, Струников и др.), но это были одиночки, и их достижения ни в какой степени не характеризуют развитие спорта среди широких народных масс России. Так, например, на первенстве России по гимнастике в 1903 г. выступало только 13 человек.
|
|
С 1897 г. в России начинают проводиться официальные состязания по футболу. В 1901 г. создается футбольная лига. В 1910 г. русские футбо-
листы успешно выступают против футболистов Чехии и выигрывают у них ряд игр. В 1905 г. русские хоккеисты (хоккей с мячом) в международных встречах побеждают хоккеистов Польши, Германии, Швеции.
В этот период талантливые русские спортсмены показали ряд выдающихся достижений в различных видах спорта. Так, например, на первенстве России по лыжам в 1910 г. русский лыжник Бычков прошел дистанцию в 30 км за 2 часа 26 мин. 47 сек. Русский пловец Романченко в 1912 г, совершил дальний заплыв и установил новый европейский рекорд по дальности и скорости заплыва (48 км за 24 часа 10 мин). В 1911 г. русский велогонщик, сибиряк Панкратов совершил кругосветное путешествие на велосипеде по маршруту: Дальний Восток - Петербург ~ Берлин -Швейцария - Италия - Австрия - Болгария - Турция - Испания - Франция - Англия - Америка (Нью-Йорк - Сан-Франциско) - Гавайские острова -Япония - Дальний Восток. Общая длина маршрута - 48000 км. Панкратов был разносторонним спортсменом: борцом, пловцом, наездником, велосипедистом, что помогло ему совершить такой грандиозный велопробег. Кругосветное путешествие было санкционировано Международным спортивным комитетом.
В 1895 г. состоялась велогонка Петербург - Москва, в которой участвовали и зарубежные спортсмены. В этой гонке победил русский спортсмен Дзевочко, который прошел 700 км за 36 часов 30 мин. 35 сек. (средняя скорость - около 19 км в час). Победитель международных гонок в Париже Гергер пришел вторым, проиграв Дзевочко 45 мин.
Спортсмены в царской России, не получая никакой поддержки со стороны правительства, не смогли принять участие в первых трех Олимпийских играх 1896, 1900 и 1904 годов. Лишь на Олимпийские игры 1908 г. в Лондон смогла приехать небольшая группа русских спортсменов. Несмотря на свой малочисленный состав (всего 5 человек), русские спортсмены добились неплохих результатов. Золотую медаль по фигурному катанию завоевал Н.А. Панин-Коломенкин. Русские борцы Н. Орлов (легкий вес) и А. Петров (тяжелый вес) были удостоены серебряных медалей.
На Олимпийские игры 1912 г. Россия направила в Стокгольм большую делегацию - 169 человек. Русские спортсмены участвовали в сорев-
нованиях по всем видам спорта, включенным в программу. Однако команда России была подготовлена слабо, тренировкой спортсменов никто фактически не руководил. В результате русские спортсмены в Стокгольме не завоевали ни одной золотой медали. Вторые места заняли борец М. Клейн (средний вес) и команда по стрельбе из пистолета, третьи места - в парусном спорте (10-метровый класс судов) и в стендовой стрельбе. По количеству завоеванных медалей команда России поделила 15-16-е места с командой Австрии (всего в олимпиаде участвовали спортсмены 28 стран).
В порядке подготовки к следующим олимпийским играм царское правительство приняло решение о проведении русской олимпиады. Первая русская олимпиада была проведена в 1913 г. в Киеве. Несмотря на слабую подготовку, она прошла с большим успехом и привлекла широкое внимание общественности. В 1914 г. в Риге проводится вторая русская олимпиада, на которой были показаны хорошие для того времени результаты (100 м - 10,8 сек., прыжок в высоту - 180 см.). Эта олимпиада не была закончена в связи с началом империалистической войны.
Первые русские олимпиады показали большие возможности роста спортивного движения в России. Но царская Россия не создавала условия для развития спорта высших достижений.
Однако развивалась русская наука и культура и ее органический вид - физическая культура, подчеркивалась ее духовность. Религиозный философ В. И. Несмелое (1863-1920) утверждал, что «телесность дана человеку, но телесный организм создается духом» (цит. по книге Л.К. Кругловой. С.47).
|
|
Развитие естественнонаучных основ теории физического воспитания
в России
Во второй половине XIX в. создаются условия для возникновения передовой, научно-обоснованной системы физического воспитания. Научная теория физического воспитания в этот период в России достигает такого уровня, как нигде в мире. Решающее значение в этом отношении имела материалистическая философия русских революционеров-демократов Н.Г. Чернышевского (1818-1889) и Н.А. Добролюбова (1836-1861). Их идеи бы-
ли самыми прогрессивными до начала распространения в России теории всестороннего воспитания человека. В частности, большое значение для развития теории и практики физического воспитания имели материалистическое учение Чернышевского и Добролюбова о единстве человеческого организма и гармоничном воспитании человека, учение о воспитании борцов за свободу и счастье народа.
Важнейшим условием гармоничного развития человека революционеры-демократы считали здоровье человека, а в сохранении здоровья большое значение придавали активной деятельности всех органов человеческого тела. Отсюда и вытекает их высокая оценка физического труда и физических упражнений, Чернышевский и Добролюбов философски определили взаимозависимость проявлений физических и умственных качеств человека в труде. Они подвергли резкой и обоснованной критике зарубежные системы гимнастики и, в частности, систему немецкой гимнастики за ее формализм и односторонность.
Философские взгляды Чернышевского и Добролюбова оказывали огромное влияние на деятельность передовых русских ученых И. М. Сеченова, Н.И. Пирогова, И. П. Павлова, П. Ф. Лесгафта.
Открытия И. М. Сеченова (1829-1905) имели огромное значение для понимания закономерностей функционирования и развития организма. Они имели значение для формирования естественнонаучных основ физического воспитания и спортивной тренировки. Он доказал единство функционирования организма с окружающей средой, что физические упражнения оказывают существенное влияние не только на мышечную систему, но и на внутренние органы и их функции, психические процессы, а, следовательно, и на интеллектуальные способности. И. М. Сеченов показал необходимость строго учитывать индивидуальные особенности людей (возраст, пол, уровень физического развития и т. п.).
|
|
По его мнению, вместе с совершенствованием двигательной деятельности, экономизацией сил улучшаются все механизмы функционирования внутренних органов и систем (сердечно-сосудистой, выделительной, дыхательной, теплотворной), происходит восстановление организма после
Работы. Его исследования лежат в основе современных теорий активного отдыха, физической рекреации.
Во второй половине XIX в. в России были созданы предпосылки для создания и развития научной системы физического воспитания. Такую систему разработал в конце XIX в. профессор П. Ф. Лесгафт (1837-1909) – крупный ученый-анатом и педагог, мировоззрение которого складывалось под влиянием прогрессивных взглядов революционеров-демократов и ученых-естествоиспытателей.
Лесгафт подробно изучил, а затем подверг критике зарубежные системы гимнастики, показав их научную несостоятельность, и в противовес односторонности этих систем выдвинул идею о гармоничном развитии человека, в котором физкультурное образование играло значительную роль. Лесгафт подчеркивал, что правильное физкультурное образование не только повышает и совершенствует физические качества и способности человека, но также содействует формированию умственных способностей людей.
На основе учения о гармоническом развитии личности Лесгафт соз-дал оригинальную систему физического образования, целью которой была подготовка к труду. Процесс физического образования по Лесгафту складывается из трех ступеней. Первая ступень - знакомство с движениями, их Восприятие, осознание. Вторая ступень - проверка на практике. Третья ступень - умение применять приобретенные знания и навыки в практической деятельности человека. Главным средством физического воспитания П.Ф. Лесгафт считал физические упражнения, т.е. частое повторение какого-либо действия человеческим телом, производимое ради его усвоения.
Исходя из педагогических задач, все физические упражнения Лесгафт разделил на группы.
1. Простые движения, целью которых является научить ребенка
владеть своим телом (элементарные суставные, сложные упражнения, уп-
ражнения с передвижением, упражнения в метании).
2. Упражнения с повышенным напряжением (бег в гору, преодо-
ление сопротивлений), целью которых является более интенсивное разви-
тие физических сил ребенка.
3. Ориентирование во времени и в пространстве (ходьба в задан
ном темпе, ходьба на определенное расстояние, упражнения, различные по
силе, направлению, быстроте).
4. Проверка на практике (игры простые и сложные, прогулки,
плавание, фехтование).
Такое разделение упражнений на группы принципиально отличает систему физического образования Лесгафта от всех предшествующих, современных ему систем гимнастики.
Лесгафт критически относился к спорту. Он критиковал спорт за отсутствие принципа постепенности и опасность проявления отрицательных моральных качеств. Критика этих недостатков спорта Лесгафтом была не лишена основания. Идеи П. Ф. Лесгафта и его трудов имеют большое значение в настоящее время для решения проблем неспециального (непрофессионального) физкультурного образования лиц различного возраста, начиная с детства.
Лесгафт в своей системе придерживался основных дидактических принципов: сознательности, наглядности, постепенности. Он рекомендовал начинать изучение физических упражнений не с показа, а с объяснения, подчеркивая, тем самым, огромное значения принципа сознательности.
Развитие теоретических основ физической подготовки в русской армии
Вторая половина XIX в. и начало XX в. были периодом развития не только практики, но и теоретических основ физической подготовки в русской армии. Большие заслуги в развитии физической подготовки принадлежат генералам М.И. Драгомирову и А.Д. Бутовскому, а также профессору П.Ф. Лесгафту.
Генерал М.И. Драгомиров (1830-1905), будучи поклонником и последователем А.В. Суворова, большое внимание уделял военно-физической подготовке войск. Ошибочным у Драгомирова было то, что он пытался почти без изменений возродить суворовскую военно-педагогическую систему, сложившуюся в XVIII веке, в новых исторических условиях. Поэтому он большое значение придавал вопросам физиче-
ской подготовки в армии, целью которой он считал выработку военно-
прикладных навыков, развитие выносливости, ловкости и подвижности солдат и офицеров.
Драгомиров высоко ценил военно-полевую гимнастику, считая, что «…гимнастика развивает силу, ловкость и до некоторой степени даже бесстрашие...». Содержанием гимнастики он считал такие упражнения, как ходьбу, бег, прыжки, лазанье, преодоление препятствий, упражнения в равновесии, штыковой бой. Обобщая предыдущий опыт обучения и физической подготовки войск, он создал совершенную штурмовую полосу «гимнастический городок»), которая включала в себя такие препятствия, как ров, бревно, палисадник, волчьи ямы, засеки.
Правильными были указания Драгомирова по методике обучения и тренировки солдат на штурмовой полосе. Он рекомендовал сначала каждого солдата обучить преодолению отдельных препятствий налегке, а затем – в полном вооружении и, наконец, в составе подразделений. В обучении штыковому бою Драгомиров требовал обязательного использования подвижных и неподвижных чучел.
Одним из выдающихся деятелей в области истории, теории и методики физического воспитания был генерал А.Д. Бутовский (1858-1917). Автор более 70 работ по этим проблемам, один из организаторов отечественной системы физкультурного образования, он знал немецкий, французский, английский языки, изучал постановку работы по физическому воспитанию во многих странах Европы, среди его публикаций работы по истории физической культуры, по теории и методике физического воспитания. Он считал, что у всех людей есть скрытые возможности (природная «заданность»), о которых люди не догадываются, а физические упражнения усиливают не только физические, но и духовные качества человека; он считал необходимым проведение учебных занятий по подготовке специалистов по физическому воспитанию, он был лично знаком с Пьером де Кубертеном, переписывался с ним и был первым россиянином в МОКе, присутствовал на первых Олимпийских играх в Афинах (1896).
В 1888 г. генерал А.Д. Бутовский, член комиссии, созданной для организации физического воспитания в кадетских корпусах, написал работу
«Наставление для внеклассных занятий», в ней большое внимание он уделил организации досуга воспитанников, рекомендуя проведение различных игр и физических упражнений. Бутовский видел, что для серьезной постановки дела физического воспитания в кадетских корпусах нужны люди, которые бы знали научные основы физического воспитания. В 1890 г. он организует курсы для подготовки офицеров-воспитателей кадетских корпусов по физическому воспитанию и в течение 16-и лет лично руководит ими, читая в то же время для них лекции по истории и методике физических упражнений. Он внес очень много нового и ценного в методику физической подготовки.
Общие методические взгляды Бутовского сводятся к следующему:
• В процессе физического воспитания решающее значение имеют
не средства, а методы их применения.
• Влияние каждого упражнения на организм зависит, прежде всего,
от формы и характера этого упражнения.
• Воздействие физических упражнений на организм наиболее по
лезно, если не доводить человека до полного утомления.
• Важнейшими средствами физического воспитания являются фи
зические упражнения, игры и ручной труд.
Особенно большое внимание Бутовский уделял гимнастике, которой посвятил ряд своих работ. Вместе с тем, он ценил соревновательный метод в проведении занятий по физической подготовке. В 1908 г. по его инициативе и при личном участии разработаны правила «Об устройстве состязаний по телесным упражнениям» в военно-учебных заведениях. Большое место в трудах Бутовского занимают вопросы школьной гигиены, вопросы борьбы с заболеваниями в войсках, вопросы развития прикладных видов (плавания и др.).
С 1909 г. он читает лекции по истории и методике физических упражнений в Главной военной фехтовально-гимнастической школе. А.Д. Бутовский был одним из виднейших теоретиков, методистов и историков физической подготовки не только в русской армии, но и в России дооктябрьского периода. Он принимал активное участие в разработке программ и наставлений по физической подготовке в русской армии и кадетских
корпусах. Его перу принадлежит свыше 60 работ по вопросам истории, теории и методики физического воспитания.
Большое значение в области работы по физическому воспитанию в военных гимназиях имела деятельность профессора 17. Ф. Лесгафта.
Онполучил от военного ведомства командировку за границу и в те-чение l875 - I876 г.г. изучал там постановку физического воспитания и «приготовления» учителей гимнастики. В итоге этой поездки он сделал вывод, что там «...при преподавании гимнастики руководствуются только кажущимися основаниями и сознательными действиями, на самом же деле нет другого, кроме подражания и повторения случайно собранных упражнений».
По предложению военного ведомства П.Ф. Лесгафт разработал типовую программу по физическому воспитанию в военных гимназиях (1877). Ему было поручено общее руководство практической реализацией этой программы. Он был тесно связан с 112 военными гимназиями, обоб-щал материалы и давал методические указания.
В целях подготовки преподавателей для военных гимназий в 1877 г. были открыты учебно-гимнастические курсы офицеров русской армии. Лесгафт был непосредственным организатором и руководителем этих курсов. В 1884 г. по его инициативе был создан «Фехтовально-гимнастический кадр» (курсы усовершенствования преподавателей фехтования и гимнастики), где Лесгафт читал теоретическую часть программы.
В оценке физических упражнений П.Ф. Лесгафт исходил из совершенно правильной предпосылки о том, что физические упражнения готовят «к более целесообразному и быстрому усвоению военных приемов и эвоолюций», и что они обеспечат простоту, энергичность и ловкость новобранцев.
В содержание физической подготовки П.Ф. Лесгафт включал сле-
дующие упражнения: элементарные упражнения (сгибания и разгибания), метания и бег с препятствиями, упражнения с тяжестями, плавание, прыжки, борьбу, игры, упражнения на снарядах. Из этого перечня видно, что 11.Ф. Лесгафт подбирал упражнения по их общеразвивающему и военно-прикладному значению. Содержание физической подготовки полностью
соответствовало ее цели и обеспечивало разностороннее развитие физических и волевых способностей занимающихся.
В 1888 г. вышел в свет первый том «Руководства по физическому образованию детей школьного возраста» П.Ф. Лесгафта, написанного им по заказу ГУВУЗА. В этой работе Лесгафт показал историю развития физической культуры и обобщил свой практический опыт и теоретические взгляды на вопросы физического воспитания. Благодаря деятельности Лес-гафта физическое воспитание в военных гимназиях было значительно улучшено не только в процессе плановых учебных занятий, но и во внеклассной работе.
В 1890 г. было издано «Наставление для внеклассных занятий в кадетских корпусах» и, вместе с тем, организованы временные курсы физического воспитания для офицеров - воспитателей кадетских корпусов.
Физическая подготовка русских военных моряков
Физическая подготовка на флоте осуществлялась главным образом в процессе боевой подготовки и имела своими задачами совершенствование двигательных навыков, физических и волевых качеств моряков, необходимых им для службы на кораблях. В содержание физической подготовки матросов парусного флота входили: физическая тренировка в процессе работ по управлению парусами, гребля на шлюпках, обучение абордажному бою и высадке десанта, народные игры, плавание.
После Крымской войны срок службы матросов сокращен до 7-и лет.
Требования к боевой и физической подготовке повышаются в связи с сокращением срока службы и формированием парового флота. Для улучшения физической подготовки рекрутов в 1856 г. в Петербурге открывается офицерская учебно-гимнастическая команда, которая готовила специалистов по физической подготовке для флота.
Состав команды в количестве 100 человек комплектовался из офицеров и нижних чинов. Курс обучения был рассчитан на 2 года. В программу обучения входили теоретические и практические дисциплины по специальности, а для нижних чинов, кроме того, еще и общеобразовательные дисциплины.
На кораблях парового флота физическая подготовка не выделилась в самостоятельный учебный предмет и осуществлялась в основном в процессе боевой подготовки и в ходе состязаний. Так, в 1858 г. в г. Николаеве были проведены состязания в гонках на шлюпках. Состязания оставались популярными не только в период парусного, но и в период парового флота. В программу состязаний входили гонки на веслах и под парусом, маневры, шлюпок у борта корабля, сочетание гонок со стрельбой кораблей по щитам
и другие виды.
Большое внимание вопросам физической подготовки моряков уделяли
В передовые русские флотоводцы - адмиралы Г.И. Бутаков и СО. Макаров.
Из всех средств военно-физической подготовки они особое предпочтение отдавали гребным и парусным гонкам на шлюпках и гимнастике. Они подчеркивали, что и в эпоху парового флота упражнения в хождении под парусом, как средство физической подготовки военных моряков, не потеряли своего значения.
Вторая половина XIX в. и начало XX в. в России были периодом возникновения и развития буржуазного спорта, дальнейшего развития тео-ретических основ физического воспитания и создания системы физического воспитания. Организация русской армии после реформы 1874 г. по бур- жуазному принципу обусловила повышение требований к физической под- готовке войск и вызвала необходимость организации физического воспи-тания допризывных контингентов. Однако эта задача не была полностью ' решена в царской России.