I. Онтология культуры
(тексты лекций, культурология через тексты (сост. Н.Г.Багдасарьян, И.Е.Чучайкина, А.В. Чернышева), контрольные вопросы и вопросы для самопроверки, рекомендуемая литература)
Тема 1. Культурология как научная дисциплина
(Н.Г. Багдасарьян, И.Г. Тихая-Тищенко, И.Е. Чучайкина)................
Тема 2. Сущность и смыслы культуры
(Н.Г. Багдасарьян).......................................
Тема 3. Типология культуры
(А.В. Литвинцева).............
Тема 4. Социокультурная динамика
(Н.Г. Багдасарьян, Г.В. Иванченко)................................
Тема 5. Язык культуры
(Н.Г. Багдасарьян)............................................................
Тема 6. Мир человека как культура
(Н.Г. Багдасарьян, А.В. Литвинцева)..............................
II. Феноменология культуры
(тексты лекций, культурология через тексты (сост. Н.Г.Багдасарьян, И.Е.Чучайкина, А.В. Чернышева), контрольные вопросы и вопросы для самопроверки, рекомендуемая литература)
Тема 7. Хозяйственная культура
(Н.Г. Багдасарьян) ………………………………………
Тема 8. Мораль и право
(Н.Г. Багдасарьян) ……………………………………….
|
|
Тема 9. Искусство как феномен культуры
(И.Е. Чучайкина)...............................................................
Тема 10. Религия и наука в контексте культуры
(Н.Г. Багдасарьян, Ю.П. Полуэктов,
И.Г. Тихая-Тищенко)........................................................
Тема 11. Техника как социокультурное явление
(А.В. Литвинцева).............................................................
Тема 12. Культура и цивилизация
(Н.Г. Багдасарьян, А.В. Литвинцева)..............................
III.Краткий терминологический словарь (сост. И.А. Акимова, И.Е.Чучайкина)
IV. Темы рефератов...........................................................
Введение
Культурология относительно недавно вошла в перечень учебных дисциплин Государственного образовательного стандарта, и сегодня она изучается практически во всех технических вузах России. Подавляющее большинство из этих вузов за последние годы стали называться университетами. Всегда ли этот статус оказывается подтвержден уровнем и содержанием того образования, которое дается в тех или иных стенах?
Что означает университет для европейской культуры? Если согласиться с тем, что:
университет — это символ науки и культуры, где главная ценность — человеческая личность, а цель — свободное и многогранное развитие человека, ибо того требует растущая взаимозависимость в науке и мире в целом;
университет — не конвейер для "подготовки специалистов", а поприще для развития интеллектуальных способностей каждого;
университет — это храм, где каждый дышит воздухом свободы и прогресса;
то становится понятным, что данные цели и задачи в рамках университетского образования — каким бы оно ни было: "классическим" или техническим — невозможно решать без такой дисциплины как культурология.
|
|
Культурология постепенно занимает основательное место в социально-гуманитарном блоке. В своем институциональном становлении она прошла, на наш взгляд, два этапа.
Первый, 1987 — 1990 гг., период формирования новой дисциплины, характеризовавшейся, во-первых, неясностью целей (она формулировалась чаще всего как общекультурная), во-вторых, размытостью и большим разбросом учебных форм (в одних случаях это были только лекции, в других — только практические занятия, в третьих — посещение музеев и концертов, в четвертых — чтение авторских спецкурсов), в-третьих — отсутствием единой организационной структуры (в ряде вузов были сразу созданы специальные кафедры и первой среди них — кафедра в МГТУ им. Н.Э. Баумана, во многих вузах были выделены секции на кафедрах истории или философии).
В этот период чаще всего новые курсы рассматривались в качестве противовеса идеологизированным общественным наукам, что, впрочем, таковым и было. И потому не придавалось существенного значения структуре и специфике предметного поля культурологии. Как правило, это были курсы по истории и теории мировой культуры, ограниченные, в основном, культурой художественной. Да и сам термин "культурология" появился не сразу. Этот период вполне описывается одним из "опытов" Мишеля де Монтеня: "Я знаю, от чего я бегу, но не знаю, чего ищу". Для преподавания новой дисциплины были характерны эклектизм, непрофессионализм и текучесть педагогического состава: привлечение специалистов, ранее в вузах не работавших, в частности, академических ученых, искусствоведов, музейных работников и т.п., что не всегда давало положительный эффект.
К 1991 г. был уже накоплен значительный опыт, предмет занял стабильное место в учебном процессе. Тогда и возникла проблема структуры, содержания и форм учебного курса. Курс должен был найти свой облик в системе университетского технического образования. Ясно, что наряду с фундаментальными проблемами культурологии, составляющими основу ее как научной и учебной дисциплины, необходима акцентировка таких аспектов, которые играют существенную роль не только в общекультурном развитии студентов, но и в формировании представлений о профессиональной инженерной культуре.
Исходя из этого, цели социальнонаучного и гуманитарного образования в техническом университете могут быть сформулированы следующим образом:
— формирование способности к предвидению социально-экономических, экологических и нравственных последствий профессиональной деятельности;
— развитие способности и интереса к творческой деятельности, потребности в непрерывном самообразовании;
— привитие нравственных, этических и социальных понятий, необходимых для деятельности в интересах общества, формирования личной философии и достижения личного успеха.
Какой характер не носило бы университетское образование (классическое или техническое), может быть, самыми важными его результатами являются социализация и инкультурация, социокультурная самоидентификация личности, то есть, самоопределение человека в социокультурном пространстве, установление им своей социальной (в том числе профессиональной), этнической, политической, и конфессиональной идентичности. Эти процессы, безусловно, не ограничены рамками университетских аудиторий, но базовые знания об окружающем человека социальном мире, механизмах культуры, системе норм и ценностей, которые регулируют жизнь общества, иерархии этих ценностей и т.п. - являются предметом дисциплин социогуманитарного блока. Место культурологии в достижении университетской образованности особенно значимо: именно в культуре обнаруживаются универсальные смыслы бытия - как на уровне личности, так и на уровне бытия социального организма. Культурология, продолжая антропологическую традицию, подводит человека к основной ценности - пониманию других культур, а сравнительный анализ в рамках понимающей установки, ориентированной на межкультурное общение, помогает лучше осознать и собственные культурные ценности.
|
|
Речь идет, однако, не только об общей образованности. Будущая специальность - значимая часть курса.
Социальнонаучное и гуманитарное знание в целом способствует снятию противоречия между человеком и техникой, человеком и природой, так как оно дает такой уровень профессиональной культуры, который позволяет еще на этапе проектирования минимизировать негативные социальные и нравственные последствия инженерной деятельности, формирует способность к адекватной оценке и принятию правильного решения в критической ситуации, актуализирует человеческий, а не только технический смысл инженерной профессии. Социально-гуманитарная компонента в инженерном мышлении и деятельности играет своего рода охранительную роль. С одной стороны, физическая безопасность для общества гарантируется социальной, нравственной, профессиональной компетентностью специалистов. С другой - знание механизмов функционирования общества, человеческой психологии, умение общаться, интеллектуальная гибкость - все то, что дает личности социальнонаучное и гуманитарное знание - облегчает вхождение человека в социум, поиск оптимальных решений в трудных профессиональных и житейских обстоятельствах.
Культурология "не для культурологов" ставит задачу определения основых критериев профессиональной культуры, выделения социокультурных и этических норм деятельности, а овладение культурологическим методом облегчит понимание технологий служебного взаимодействия, создаст базу для профессиональной коммуникации. Но, может быть, самое существенное в изучении культурологии - это постижение культурного смысла того вида профессиональной деятельности, к которой готовит студента вуз.
|
|
Курс культурологии закладывает у студентов базовые, ключевые понятия, составляющие теоретическую основу для понимания проблематики культуры. Он состоит из двух блоков: "Морфология культуры" и "Феноменология культуры".
Морфология культуры рассматривает закономерности строения культуры и процессы ее формообразования в онто- и филогенезе, это (если обратиться к естественнонаучной аналогии) как бы анатомия культуры. Мофрология культуры, не ограничиваясь описанием культурных форм, занимается объяснением того, почему эти формы возникли. В программе курса она представлена темами, раскрывающими проблемы происхождения культуры, ее структуры, динамики, языка. В основу отбора тем для изучения феноменологии культуры, то есть, самих явлений, самой жизни, было положено "культурное значение" тех или иных феноменов для университетского образования и воспитания определенных отношений к миру человека и природы.
В работе над курсом, который был апробирован на кафедре социологии и культурологии МГТУ им. Н.Э. Баумана, авторы исходили из следующих соображений. Во-первых, не считая возможным в рамках учебного курса проявлять приверженность к какой-либо одной версии или даже школе (сохраняя при этом индивидуальные научные предпочтения), и осознавая невозможность "окончательного" определения культуры, авторы рассматривают культуру в самом широком смысле этого понятия — как содержание общественной жизни и деятельности людей, создающих разного рода артефакты. Авторы полагают, что знакомство студентов с максимально широким кругом концепций и представлений о культуре, сложившихся в мировой науке, позволяет полнее реализовать цели гуманитарного образования.
Во-вторых, авторы исходят из принципов сравнительной культурологии, в основании которой — идея диалога культур, отличающая отечественную научную школу.
В-третьих, авторы опираются на междисциплинарные подходы, вовлекая данные из смежных наук: истории, психологии, социологии, философии, антропологии, этнографии, лингвистики и др.
В настоящем издании представлены тексты лекций курса в форме вопросов и ответов, списки рекомендуемой к изучению литературы и тематика рефератов. Приложения предоставляют студентам возможность самим познакомиться с наиболее яркими работами культурологической классики.
Учебники и учебные пособия по культурологии:
Арнольдов А.И. Введение в культурологию: Учебное пособие. М., 1993.
Введение в культурологию: Учебное пособие для вузов /Руков. авт. колл. и отв. ред. Е.В.Попов. М., 1995.
Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие. М.,1996.
Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. В 2-х ч. М., 1994.
Мамонтов С.П. Основы культурологии. М., 1999.
Розин В.М. Введение в культурологию: Учебное пособие. М., 1994.
Соколов Э.В. Культурология. Очерки теории культуры: Пособие для учащихся. М., 1994.
Список литературы ко всем темам:
Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.
Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997.
Культурология XX век. Энциклопедия. Т. 1, 2. М., 1998.
Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985.
Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.
Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.
Шпенглер О. Закат Европы. М., 1994.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.