Психологическое консультирование как процесс.
Психологическое консультирование — это процесс взаимодействия двух людей — клиента и консультанта, целеполагающим фактором которого является желание клиента изменить что-то в своей жизни
Процесс психологического консультирования условно можно разделить на три этапа:
1) построение отношений;
2) основная часть, или работа с проблемой;
3) завершение.
Различные подходы к выделению этапов психологического консультирования
Особенности этапов интервью у Г.С. Абрамовой:
1.Структурирование - длится до 10 минут.
Особенностью этого этапа является то, что психолог определяет тему взаимодействия с клиентом, получает информацию о своих возможностях (как он может помочь). При этом решаются проблемы установления контакта. Этот этап, по мнению Г.С. Абрамовой, заканчивается, когда:
Психолог: "Я его понимаю, чувствую"
Клиент: "Меня слушают, я доверяю этому человеку"
2. Сбор информации в контексте темы.
На данном этапе психологического консультирования идет выделение проблемы, решается вопрос идентификации потенциальных возможностей клиента.
3.Желаемый результат - "Чего Вы хотите добиться?"
Здесь психолог помогает клиенту определить свой идеал, решить вопрос о том, каким он хочет быть. Если консультанту уже ясны цели клиента, то Абрамова советует тут же дать рекомендации.
4. Выработка альтернативных решений - "Что еще Вы можете сделать?"
Идет работа над различными вариантами решения проблемы с целью избежание ригидности.
5. Обобщение предыдущих этапов - "Вы будете делать это?"
Осуществляется переход от обсуждения к действию.
|
|
Этапы консультативной беседы по Алешиной Ю.Е.
1. Начало беседы. Знакомство клиента и консультанта. Создание атмосферы комфорта.
2. Распрос клиента. Формулирование и проверка консультативных гипотез. Гипотеза в консультировании – это предположение консультанта о причине проблем, способов ее разрешения и изменение клиентом своей жизненной позиции. Важно иметь много гипотез.
3. Коррекционное воздействие. Оказание психокоррекционного воздействия, интерпретация, ролевые игры.
4. Завершение беседы. Подводятся итоги сотрудничества. Предоставить клиенту возможность осмыслить, что с ним происходило за время терапии. Эмоциональное ободрение, прощание.