Анализ учебников и учебных программ по литературе

Цели занятия: научить студентов анализировать действующие программы и учебники, сравнить их с предыдущими программами и учебниками.

Вопросы для анализа программы:

  1. Каковы цель, задачи, концепция программы?
  2. Каковы принципы структурирования программы (хронологический, историко-литературный, линейный, концентрический, тематический, жанровый, линейно-ступенчатый)?
  3. Каковы принципы отбора литературных произведений (изучение образцовых авторов, включение литературы второго и третьего рядов, художественные показатели и др.), теоретического и критического материала?
  4. Каковы принципы изучения литературных произведений?
  5. Монографические и обзорные темы в программе.
  6. Каковы функции разделов программы (теория литературы, внеклассное чтение и др.)?
  7. Насколько программа способствует формированию знаний, умений, навыков учащихся, читательских и литературно-творческих способностей, осуществлению внутрипредметных и межпредметных связей, выбору способов освоения текста, изучению вопросов теории литературы, развитию речи и т.д.
  8. Аппарат программы: пояснительная записка к программе, пояснительные записки к каждому классу, аннотации к темам, списки для внеклассного чтения, тематическое планирование, анкеты для педагогического диагностирования, контрольные работы, списки для заучивания наизусть, списки учебников и пособий, перечень основных видов устных и письменных работ, перечень общих требований к учащихся того или иного возраста и др.).
  9. Системность программы.
  10. Соответствие программы требованиям стандарта.

Вопросы для анализа учебника:

1. Кто авторы учебника?

2. В какой мере учебник реализует концепцию программы?

3. Каковы принципы построения и структура учебника? Аппарат учебника.

4. Разделы учебника. Содержание разделов.

5. Каков характер вопросов и заданий к текстам? Какие способы освоения текста рекомендует учебник?

6. Каковы принципы введения сведений по теории литературы?

7. Насколько учебник способствует формированию знаний, умений, навыков, аналитических, читательских и литературно-творческих способностей, развитию речи учащихся, осуществлению внутрипредметных и межпредметных связей и т.д.?

8. Чем отличаются учебники для 5 - 9 классов от учебников для 10 - 11 классов?

9. Какова роль иллюстративного материала?

Практические задания:

    1. Познакомиться с новой школьной программой по литературе; выполнить ее анализ сравнить современную программу с предыдущими программами,
    2. Выполнить анализ одного из учебников (см. список учебников) (письменно).
    3. Ответить на вопрос: "Каковы формы работы с учебником на уроке литературы?" (устно).

Литература:

1. Державний стандарт базової і повної середньої освіти. Характеристика освітніх галузей // Всесвітня література в середніх навчальних закладах України. – 2004. – № 2. – С. 60-62.

2. Программы средней общеобразовательной школы. Русская литература. 5-11 классы./ Сост. Л. Симакова, В. Гречинская, Н. Дорофеева. – Киев: Освіта, 1992. – 136 с.

3. Симакова Л.А., Снегирева В.В. Литература (русская и зарубежная). Интегрированный курс: Программа для 5-12 классов общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения. – Черновцы: Издательский дом «Букрек», 2005. – 192 с

4. Школьные учебники по литературе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: