Нормы и источники муниципального права

Муниципальное право - комплексная отрасль права, поэтому нормы муниципального права одновременно являются и нормами других отрас­лей. Нормы муниципального права представляют совокупность норм, ис­ходящих от местного сообщества, органов местного самоуправления или их должностных лиц, и норм, принимаемых органами государственной власти или их должностными лицами.

Муниципально-правовые нормы - это правила поведения, исходя­щие от местного сообщества или государства в лице соответствующих органов или должностных лиц и обеспеченные принудительной силой го­сударства.

Немаловажным вопросом является определение источников муни­ципального права. В юридическом смысле источник - это форма выра­жения норм права, наделяющая их обязательной силой. Все источники муниципального права можно разбить на две большие группы: норма­тивно-правовые акты и муниципально-правовые договоры.

Муниципально-правовые договоры - это двусторонние (и более) соглашения, регулирующие отношения, связанные с осуществлением мест­ного самоуправления, наделением органов местного самоуправления отдельными государственно-властными полномочиями. Муниципально-правовые договоры (соглашения) могут заключаться между органа­ми государственной власти и органами местного самоуправления, между органами местного самоуправления, между органами местного самоуправления и другими субъектами права. Нормативно-правовые акты - это односторонние, властные, воле­вые действия непосредственно населения, органа власти или его должност­ного лица, связанные с исполнением закона и направленные на возникнове­ние, изменение или прекращение правовых норм, на возникновение, изме­нение или прекращение правоотношений. Нормативно-правовые акты можно классифицировать следующим образом:

по охвату регулируемых отношений - систематизированные акты (например, законы о местном самоуправлении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации) и отраслевые или тематические ак­ты, посвященные отдельным аспектам организации местного само­управления (например, законы о выборах в органы местного самоуправ­ления, о муниципальной службе и т.д.);

по юридической природе - законодательные акты и подзаконные акты;

по кругу субъектов, принимающих нормативные акты,- акты орга­нов государственной власти, акты органов местного самоуправления, ак­ты, принимаемые непосредственно населением на референдуме, собра­нии или сходе.

Российская Федерация в целом, и субъекты Российской Федерации обладают правом принятия нормативных актов, обладаю­щих высшей юридической силой. в соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправле­ния не входят в систему органов государственной власти и наделяются своей компетенцией. Таким образом, три территориальных уровня (Рос­сийская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образова могут принимать нормативные акты, регулирующие вопросы местного самоуправления. По общему правилу вопросы государственного значения раз­решаются органами государственной власти; вопросы местного значе­ния - органами местного самоуправления


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: