Муниципальное право - комплексная отрасль права, поэтому нормы муниципального права одновременно являются и нормами других отраслей. Нормы муниципального права представляют совокупность норм, исходящих от местного сообщества, органов местного самоуправления или их должностных лиц, и норм, принимаемых органами государственной власти или их должностными лицами.
Муниципально-правовые нормы - это правила поведения, исходящие от местного сообщества или государства в лице соответствующих органов или должностных лиц и обеспеченные принудительной силой государства.
Немаловажным вопросом является определение источников муниципального права. В юридическом смысле источник - это форма выражения норм права, наделяющая их обязательной силой. Все источники муниципального права можно разбить на две большие группы: нормативно-правовые акты и муниципально-правовые договоры.
Муниципально-правовые договоры - это двусторонние (и более) соглашения, регулирующие отношения, связанные с осуществлением местного самоуправления, наделением органов местного самоуправления отдельными государственно-властными полномочиями. Муниципально-правовые договоры (соглашения) могут заключаться между органами государственной власти и органами местного самоуправления, между органами местного самоуправления, между органами местного самоуправления и другими субъектами права. Нормативно-правовые акты - это односторонние, властные, волевые действия непосредственно населения, органа власти или его должностного лица, связанные с исполнением закона и направленные на возникновение, изменение или прекращение правовых норм, на возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Нормативно-правовые акты можно классифицировать следующим образом:
|
|
по охвату регулируемых отношений - систематизированные акты (например, законы о местном самоуправлении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации) и отраслевые или тематические акты, посвященные отдельным аспектам организации местного самоуправления (например, законы о выборах в органы местного самоуправления, о муниципальной службе и т.д.);
по юридической природе - законодательные акты и подзаконные акты;
по кругу субъектов, принимающих нормативные акты,- акты органов государственной власти, акты органов местного самоуправления, акты, принимаемые непосредственно населением на референдуме, собрании или сходе.
Российская Федерация в целом, и субъекты Российской Федерации обладают правом принятия нормативных актов, обладающих высшей юридической силой. в соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и наделяются своей компетенцией. Таким образом, три территориальных уровня (Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образова могут принимать нормативные акты, регулирующие вопросы местного самоуправления. По общему правилу вопросы государственного значения разрешаются органами государственной власти; вопросы местного значения - органами местного самоуправления
|
|