Местный референдум

Местный референдум – это форма осуществляемого посредством голосования прямого волеизъявления граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования, в целях непосредственного решения вопросов местного значения.

Местный референдум регулируется на трех уровнях.

Во-первых, федеральный уровень. Институт референдума закреплен в Конституции Российской Федерации. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает основные нормы, касающиеся подготовки и проведения региональных и местных референдумов (вопросы подготовки и проведения референдума Российской Федерации регулируются федеральным конституционным законом).

Во-вторых, региональный уровень. Законы о местных референдумах принимаются на уровне субъектов Российской Федерации. Это может быть специальный закон о местном референдуме 26 или кодифицированный акт 27.

В-третьих, отдельные вопросы, касающиеся подготовки и проведения выборов, регулируются уставами муниципальных образований.

На местный референдум может быть вынесен широкий круг вопросов. По существу, проведение референдума допускается в рамках решения любого вопроса местного значения за исключением случаев, прямо предусмотренных в законе.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не допускает вынесения на местный референдум следующих вопросов:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о персональном составе органов местного самоуправления;

в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Данный перечень является достаточно логичным. Продление срока полномочий действующих органов и должностных лиц не допускается пунктом 2 статьи 8 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Для досрочного прекращения полномочий существует институт отзыва, а для избрания депутатов и должностных лиц – институт муниципальных выборов.

Что касается бюджета и финансовых обязательств, граждане не обладают необходимой квалификацией, позволяющей в полной мере оценить последствия принимаемых решений. Кроме того, бюджет – слишком сложный документ, чтобы его можно было принимать однократным волеизъявлением без доработки.

Финансовые обязательства, как правило, затрагивают интересы не только муниципального образования, ни и других субъектов, поэтому их одностороннее изменение недопустимо. Представим ситуацию, когда на местный референдум выносится вопрос об отсрочке выплат по кредиту, предоставленному коммерческим банком. Ответ очевиден, но волеизъявление населения не должно являться поводом к неисполнению взятых на себя гражданско-правовых обязательств.

Представляется, что рассматриваемая норма должна в равной мере распространяться на установление и отмену местных налогов и сборов, а также налоговых льгот. Налоги являются финансовыми обязательствами и влияют на бюджет. Кроме того, ответ на вопрос о новых налогах нетрудно предсказать. Если речь идет о налогах с физических лиц, ответ будет отрицательный, если о налогах с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – положительный.

Что касается принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения, такие меры должны приниматься незамедлительно, а процедура референдума занимает несколько месяцев. Вопросы по обеспечению здоровья и безопасности населения, если они не носят чрезвычайного характера, могут быть решены на референдуме.

Вопрос местного референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории муниципального образования или на части территории муниципального образования, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Уставом муниципального образования может быть установлен срок, в течение которого местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится, но не более чем два года со дня официального опубликования результатов референдума.

С инициативой по проведению местного референдума могут выступать:

граждане Российской Федерации, имеющие право на участие в местном референдуме;

избирательные объединения, иные общественные объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;

представительный орган муниципального образования и глава местной администрации совместно.

Граждане, избирательные объединения, иные общественные объединения обязаны собрать в поддержку данной инициативы подписи, количество которых должно составлять не менее 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с федеральным законом.

Инициатива проведения местного референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации, оформляется правовыми актами представительного органа муниципального образования и главы местной администрации.

Представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов о выдвижении инициативы проведения местного референдума. Представительный орган муниципального образования вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение местного референдума.

В случае, если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта Российской Федерации или прокурора. В случае, если местный референдум назначен судом, местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение проведения местного референдума осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Подготовку и проведение местных референдумов осуществляют избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные избирательные комиссии, которые действуют в качестве комиссий референдума, а также участковые комиссии референдума.

Итоги голосования и принятое на местном референдум решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления. Решение, принятое на местном референдуме, подлежит регистрации в органе местного самоуправления в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов соответствующего уровня.

Решение, принятое на местном референдуме, действует на территории соответствующего муниципального образования.

Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования. Если для реализации решения, принятого на местном референдуме, дополнительно требуется издание закона, иного нормативного правового акта, соответствующий орган местного самоуправления обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки и (или) принятия данного закона, нормативного правового акта. Указанный срок не может превышать один год.

Решение, принятое на местном референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на местном референдуме, но не ранее чем через два года после его принятия либо признано недействительным (недействующим) в судебном порядке. В случае принятия на местном референдуме нормативного правового акта он может быть изменен в порядке, установленном указанным нормативным правовым актом. Если данный порядок не установлен, изменения могут быть также внесены в порядке, предусмотренном для внесения изменений в соответствующий нормативный акт, но не ранее чем через пять лет со дня принятия соответствующего решения на референдуме.

Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.

Отмена судом решения, принятого на местном референдуме, может быть произведена по следующим основаниям:

нарушение порядка проведения местного референдума, повлекшее невозможность выявить действительную волю участников референдума;

несоответствие закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, на основании которых проводился местный референдум, Конституции Российской Федерации, федеральному закону, закону субъекта Российской Федерации, действовавшим на момент проведения данного референдума, повлекшие невозможность выявить действительную волю участников референдума;

несоответствие решения, принятого на местном референдуме, Конституции Российской Федерации, федеральному закону субъекта Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: