Расходы местныхбюджетов, понимаемые как денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления (статья 6 БК РФ) подпадают под одновременное регулирование Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О бюджетной классификации», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и нормативных актов представительных органов местного самоуправления.
Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает основополагающие правила, которые должны соблюдать все органы публичной власти при формировании расходов бюджетов и их финансировании. Так, в статье 65 БК РФ предусмотрено основание формирования расходов бюджетов – минимальные государственные социальные стандарты. Расходы любого бюджета должны подразделяться на текущие и капитальные (статья 66 БК РФ). Финансирование расходов допустимо исключительно в формах, перечисленных в статье 69 БК РФ. Группировка расходов должна соответствовать бюджетной классификации в разрезе функциональной, экономической и ведомственной классификации расходов (статьи 18 – 24 БК РФ). Резервные фонды, которые образуются в местном бюджете, должны соответствовать требованиям статьи 81 БК РФ. Финансирование расходов, не предусмотренных местным бюджетом, подчинено требованиям статьи 83 БК РФ 18.
|
|
Существенно значимым для понимания расходов местных бюджетов является их неразрывная связь с полномочиями органов местного самоуправления. Только такой расход имеет право на существование, в местном бюджете, который обеспечивает решение вопроса, отнесенного к предметам ведения местного самоуправления действующим законодательством. Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит специальную статью 87, в которой содержится перечень расходов, финансируемых исключительно из местных бюджетов. Приведенный в ней перечень соответствует вопросам местного значения, названным в статье 6 Федерального закона 1995 года. Учитывая, что предметы ведения местного самоуправления сформулированы достаточно нечетко и некоторые из них пересекаются с государственными полномочиями (например, социальная защита населения, охрана окружающей среды и др.), в Бюджетном кодексе Российской Федерации, предусмотрена возможность осуществления ряда расходов из всех бюджетов, так называемые совместные расходы (статья 85 БК РФ).
В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предлагается иная схема разграничения расходных полномочий муниципальных образований. Исчерпывающий перечень расходов, подлежащих финансированию из соответствующих местных бюджетов, установлен отдельно для муниципальных районов и городских округов и, отдельно, для поселений (статьи 14 – 16). В статье 17 содержится дополнительный перечень полномочий, свойственных любому муниципальному образованию, в него включены полномочия по конституированию муниципальных публичных органов (принятие устава, установление официальных символов и др.). Инициативная реализация иных полномочий за пределами установленных перечней возможна при наличии у муниципального образования собственных материальных ресурсов и финансовых средств.
|
|
Как показал предшествующий опыт, в местных бюджетах достаточно часто присутствуют совместные расходы и их размеры зависят исключительно от возможностей самого местного бюджета. Такой, например, расход как социальная защита населения содержится практически в каждом местном бюджете в различных формах.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создает иную законодательную основу для совместных расходов – они могут осуществляться на основе субсидий, предоставляемых муниципальным бюджетам в рамках фонда муниципального развития либо фонда софинансирования социальных расходов, сформированных и используемых в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (статья 62).
Особый порядок предусмотрен для осуществления расходов по финансированию переданных государственных полномочий. Статья 19 указанного Закона содержит исключительно важное, с нашей точки зрения, положение согласно, которому, переданными государственными полномочиями признаются полномочия, «установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным к вопросам местного значения». Такая формулировка устраняет существующую в настоящее время неопределенность в сфере признания тех или иных полномочий переданными государственными полномочиями.
Следует обратить внимание на то, что законодатель еще раз подтвердил свою позицию в отношении запрета на создание в какой-либо форме «резервных фондов депутатов». В части 15 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено: управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются. Аналогичное требование было включено в Бюджетный кодекс Российской Федерации в 2000 году (пункт 2 статьи 81).