Расходы местных бюджетов

Расходы местныхбюджетов, понимаемые как денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления (статья 6 БК РФ) подпадают под одновременное регулирование Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О бюджетной классификации», Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и нормативных актов представительных органов местного самоуправления.

Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает основополагающие правила, которые должны соблюдать все органы публичной власти при формировании расходов бюджетов и их финансировании. Так, в статье 65 БК РФ предусмотрено основание формирования расходов бюджетов – минимальные государственные социальные стандарты. Расходы любого бюджета должны подразделяться на текущие и капитальные (статья 66 БК РФ). Финансирование расходов допустимо исключительно в формах, перечисленных в статье 69 БК РФ. Группировка расходов должна соответствовать бюджетной классификации в разрезе функциональной, экономической и ведомственной классификации расходов (статьи 18 – 24 БК РФ). Резервные фонды, которые образуются в местном бюджете, должны соответствовать требованиям статьи 81 БК РФ. Финансирование расходов, не предусмотренных местным бюджетом, подчинено требованиям статьи 83 БК РФ 18.

Существенно значимым для понимания расходов местных бюджетов является их неразрывная связь с полномочиями органов местного самоуправления. Только такой расход имеет право на существование, в местном бюджете, который обеспечивает решение вопроса, отнесенного к предметам ведения местного самоуправления действующим законодательством. Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит специальную статью 87, в которой содержится перечень расходов, финансируемых исключительно из местных бюджетов. Приведенный в ней перечень соответствует вопросам местного значения, названным в статье 6 Федерального закона 1995 года. Учитывая, что предметы ведения местного самоуправления сформулированы достаточно нечетко и некоторые из них пересекаются с государственными полномочиями (например, социальная защита населения, охрана окружающей среды и др.), в Бюджетном кодексе Российской Федерации, предусмотрена возможность осуществления ряда расходов из всех бюджетов, так называемые совместные расходы (статья 85 БК РФ).

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предлагается иная схема разграничения расходных полномочий муниципальных образований. Исчерпывающий перечень расходов, подлежащих финансированию из соответствующих местных бюджетов, установлен отдельно для муниципальных районов и городских округов и, отдельно, для поселений (статьи 14 – 16). В статье 17 содержится дополнительный перечень полномочий, свойственных любому муниципальному образованию, в него включены полномочия по конституированию муниципальных публичных органов (принятие устава, установление официальных символов и др.). Инициативная реализация иных полномочий за пределами установленных перечней возможна при наличии у муниципального образования собственных материальных ресурсов и финансовых средств.

Как показал предшествующий опыт, в местных бюджетах достаточно часто присутствуют совместные расходы и их размеры зависят исключительно от возможностей самого местного бюджета. Такой, например, расход как социальная защита населения содержится практически в каждом местном бюджете в различных формах.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создает иную законодательную основу для совместных расходов – они могут осуществляться на основе субсидий, предоставляемых муниципальным бюджетам в рамках фонда муниципального развития либо фонда софинансирования социальных расходов, сформированных и используемых в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (статья 62).

Особый порядок предусмотрен для осуществления расходов по финансированию переданных государственных полномочий. Статья 19 указанного Закона содержит исключительно важное, с нашей точки зрения, положение согласно, которому, переданными государственными полномочиями признаются полномочия, «установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным к вопросам местного значения». Такая формулировка устраняет существующую в настоящее время неопределенность в сфере признания тех или иных полномочий переданными государственными полномочиями.

Следует обратить внимание на то, что законодатель еще раз подтвердил свою позицию в отношении запрета на создание в какой-либо форме «резервных фондов депутатов». В части 15 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено: управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются. Аналогичное требование было включено в Бюджетный кодекс Российской Федерации в 2000 году (пункт 2 статьи 81).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: