Муниципальное право зарубежных стран

Система муниципальных органов зависит от ряда факторов: географических, исторических, культурных, национальных, принципа административно-территориального устройства государства, характера государственного устройства (унитарное государство либо федерация) и т. д. Однако более всего структура и порядок деятельности органов местного самоуправления привязаны к последним двум факторам, в зависимости от которых выделяют 3 модели местного самоуправления:

1) английская модель (англо-американская, англосаксонская) - характерна для стран, где действует система общего и статутного права: Великобритания, США, Индия, Австралия, Канада и др. Характерные признаки такой модели местного самоуправления:

а) высокая степень автономии различных уровней власти и четкое определение компетенции органов каждого уровня;

б) отсутствие на местах уполномоченных (агентов) органов центральной государственной власти;

в) выборность ряда должностных лиц органов местного самоуправления;

г) осуществление контроля за деятельностью органов местного самоуправления с использованием косвенных методов или через суд;

2) французская модель (континентальная) характерна для стран, где действует романо-германская правовая система, распространена в большинстве европейских стран, в том числе во франции, во всех франкоязычных государствах Африки и Латинской Америки, на Ближнем Востоке. Характерными признаками данной модели местного самоуправления являются:

а) высокая степень централизации власти, подчинение нижестоящих органов власти вышестоящим органам;

б) соединение государственного управления и местного самоуправления (например, проявляется в назначении правительством страны должностных лиц в органы местного самоуправления, надзоре за их работой и представлении отчетов);

в) полномочия органов местного самоуправления определяются на основании негативного принципа правового регулирования (принцип ォразрешено все то, что прямо не запрещеноサ);

г) в ряде искусственно созданных территориальных единиц, не являющихся географическими объектами, органы местного самоуправления могут вовсе отсутствовать;

3) смешанная модель выработана на основе сочетания различных особенностей английской и французской моделей местного самоуправления. Действует в Австрии, Германии, Японии и иных государствах;

4)советская модель местного самоуправления, которая еще действует в некоторых зарубежных странах (Китай, Куба, КНДР). Характерными признаками данной модели являются:

а) отрицание принципа разделения властей и провозглашение полновластия представительных органов власти на соответствующем территориальном уровне;

б) исполнительные органы являются органами двойного подчинения - вышестоящему исполнительному органу и соответствующему Совету;

в) реальная власть принадлежит партийным организациям, а выборы предполагают избрание одного из нескольких кандидатов, предложенных правящей партийной организацией.

14. Организационные основы

Организационные основы местного самоуправления как институт муниципального права представляют собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих структуру органов местного самоуправления, порядок, формы и принципы их деятельности, а также регулирующих организацию муниципальной службы. Их развитие предопределено изменениями законодательства в сфере муниципального права.

Организационные основы местного самоуправления - это комплекс вопросов, связанных с определением структуры и наименования органов и должностных лиц местного самоуправления, их статуса, порядка формирования, компетенции, разграничения полномочий между ними, системы взаимоотношений, порядка принятия решений, методов разрешения противоречий, порядка прекращения полномочий.

Органы местного самоуправления могут избираться непосредственно населением и (или) образовываться представительным органом муниципального образования. Каждый из них наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Должностное лицо местного самоуправления может быть выборным либо нанятым по контракту (трудовому договору) и наделяется исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган), контрольный орган, иные органы, предусмотренные уставом муниципального образования, например муниципальная избирательная комиссия, руководитель милиции общественной безопасности и др. При этом, согласно Федеральному закону 2003 года N 131-ФЗ, наличие представительного органа, главы муниципального образования и местной администрации является обязательным, за исключением сельских поселений с численностью жителей менее 100, в которых полномочия представительного органа осуществляет сход граждан. Наименования органов и должностных лиц местного самоуправления устанавливаются законом субъекта РФ с учетом местных традиций. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность и иные вопросы деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.

Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов и назначении должностных лиц местного самоуправления не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. В частности, Федеральный закон 2003 года N 131-ФЗ предусматривает участие представителей органов законодательной власти субъекта РФ в конкурсных комиссиях по замещению должностей глав местных администраций муниципальных районов и городских округов в случаях, когда глава муниципального образования возглавляет представительный орган. Органы местного самоуправления являются юридическими лицами.

15. Понятие территориальных основ местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется на определенной территории. Это территориальное самоуправление. В РФ местное самоуправление осуществляется на всей ее территории в городских, сельских поселениях и на других территориях.

ФЗ № 154 относит к этим территориям территории городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований.

Что касается городских поселений, то к ним в РФ относятся города и поселки городского типа. К первым относятся-, города федерального значения (их всего два -Москва и Санкт-Петербург); города республиканского, областного, краевого и окружного (автономного округа) значения; и города районного значения. Российское законодательство не предусматривает какого-либо исключения для тех или иных типов городов, на территории которых их население вправе осуществлять местное самоуправление (это касается и городов федерального значения). К поселкам городского типа относятся рабочие поселки, курортные поселки и дачные поселки. К сельским поселениям на территории РФ относятся: сельские районы, сельсоветы, сельские поселки, села, деревни, станицы, хутора, аулы и т.п.

Как видно из приведенного перечня территорий, местное самоуправление в РФ осуществляется, прежде всего, в пределах определенных административно-территориальных единиц, которые образуют территориальное устройство каждого из субъектов РФ и относятся к компетенции последних.

Однако, территориальные основы местного самоуправления не всегда могут совпадать с административно-территориальными единицами. Оно может осуществляться и на территориях, не являющихся таковыми: округ (район) в городе: село; деревня; станица и др.

Еще раз подчеркнем, что в принципе местное самоуправление в РФ может осуществляться на любой части территории России. При этом, население городскою, сельского поселения, независимо от его численности, не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.

Вместе с тем, в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, допускается ограничение прав граждан на осуществление местного самоуправления на отдельных территориях в РФ, однако, только на основании соответствующих федеральных законов. Этими территориями могут быть приграничные территории, военные городки, закрытые административно-территориальные образования.

Субъекты РФ своими решениями не могут исключать какие-либо территории и право их населения на создание муниципальных образований и осуществление в них местного самоуправления, тем более без учета мнения населения этих территорий. В противном случае это бы противоречило Конституции РФ и Федеральному закону № 154^.

Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: