Муниципальная служба

Классификация органов местного самоуправления

Деление по полномочиям вытекает из классификации самих полномочий мест­ного самоуправления, которые подразделяются на следующие группы:

♦ собственные полномочия по решению вопросов местного значения, выпол­няемые в обязательном порядке согласно Конституции РФ, федеральным и региональным законам;

♦ делегированные органами государственной власти федеральными или ре­гиональными законами;

♦ добровольные, порученные населением муниципального образования или реализуемые муниципальной властью по своему усмотрению. Последние связаны, например, с кооперированием муниципальных образований, с вы­полнением договоров (в том числе с зарубежными партнерами), членством в различных ассоциациях и союзах и др.

В зависимости от способа принятия решений органы местного самоуправле­ния подразделяются на коллегиальные и единоличные. Коллегиальное принятие решений характеризует саму суть выборных органов. Оно целесообразно, если решения имеют принципиальное значение для муниципального образования, а также в тех случаях, когда со стороны населения возможны предположения о предвзятом отношении или личном интересе должностного лица (например, предоставление муниципального жилья, размещение муниципального заказа, оказание социальной помощи отдельным лицам и т. п.). Такие решения могут приниматься специально создаваемыми коллегиальными органами.

В то же время вопросы оперативного управления муниципальным хозяйством более эффективно решаются на основе единоначалия, когда конкретными сфе­рами деятельности управляют профессионалы, несущие ответственность за ре­зультаты этой деятельности.

По типу исполняемых функций органы местного самоуправления делятся на представительные (проектная функция) и исполнительные (программная функция). Представление интересов заключается в их выявлении, агрегирова­нии, аккумулировании, принятии программы (проекта) развития муниципаль­ного образования (отсюда термин «проектная функция») и правовых актов, не­обходимых для реализации проекта. Реализация интересов обеспечивается путем разработки и исполнения программы деятельности органов местного са­моуправления («программная функция»), направленной на осуществление про­екта. Этим двум типам функций соответствуют два основных типа органов мест­ного самоуправления — представительные и исполнительные.

Исходя из данной классификации можно охарактеризовать каждый орган ме­стного самоуправления. Например, комитет по социальной политике является: по способу образования — формируемым на основе назначения, по назначе­нию — органом специального назначения, по полномочиям — исполняющим и собственные, и делегированные полномочия, по способу принятия решений — коллегиальным, по типу выполняемых функций — исполнительным. Однако та­кое разделение достаточно условно, и практически по всем классификационным признакам возможны варианты частичного или даже полного совмещения раз­нородных функций в одном органе.

Зарубежный и отечественный опыт организации муниципальной власти

Для оценки способов формирования и компетенции органов местного само­управления в России целесообразно рассмотреть зарубежную практику. Сущест­вует множество организационных форм и моделей местного самоуправления с различными схемами формирования органов местного самоуправления и раз­граничения полномочий между ними. Однако общим является сочетание трех основных элементов: представительного органа, местной администрации и выс­шего должностного лица. Различие между моделями обусловлено распределени­ем полномочий между этими элементами, численностью населения муниципаль­ного образования, размером его территории, объемом и сложностью решаемых вопросов, социально-политической ситуацией и множеством других факторов. Основные схемы, принятые в США, изображены на рис..

1. Форма «совет—мэр», или форма со слабым мэром. Н аселение избирает со­вет, которому принадлежит вся муниципальная власть. Он избирает мэра (часто из своего состава) и назначает чиновников либо согласовывает на­значения, производимые мэром.

2. Форма «мэр—совет», или форма с сильным мэром. Мэр и совет избираются населением независимо друг от друга. Мэр наделяется большими полномочиями. Назначение муниципальных служащих производится им самостоя­тельно, хотя для некоторых должностных лиц может предусматриваться со­гласование с советом. Последний не может просто отстранить мэра от должности, хотя существуют разные процедуры импичмента. Как правило, мэру предоставляется право отлагательного вето на решения совета, кото­рый может преодолеть его квалифицированным большинством голосов
(обычно 2/3).

3. Форма «совет—управляющий». Избранный населением совет нанимает на работу (обычно по контракту) профессионального менеджера, самостоя­тельно управляющего городским хозяйством. Последний подотчетен сове­ту, который может расторгнуть контракт, если управляющий не справляет­ся со своими обязанностями.

4. Комиссия. Население избирает комиссию (комиссионеров), осуществляю­щих и представительные, и исполнительные функции. Эта форма типична для американских графств (округов).

1. Комбинированная форма, при которой есть и мэр, и управляющий. Соотношение полномочий между ними может быть различным.

В Германии сложились 4 основные организационные формы местного само­управления.

1. Южногерманская. Населением избираются общинный совет (представительный орган) и бургомистр (глава исполнительной власти), который по должности является и председателем совета.

2. Магистратная. Население избирает представительный орган и отдельноравление общины — магистрат (коллегиальный исполнительныйорган),возглавляемый бургомистром.

3. Бургомистерская. Бургомистр избирается советом общины из своего соста­ва, руководит и советом, и администрацией.

4. Северогерманская. Бургомистром является председатель совета общины, от­дельно избирается глава администрации (директор или городской голова).

В Бельгии, например, бургомистр избирается из числа членов коммунального совета, но его кандидатура утверждается королем. Однако все возможные ком­бинации в конечном итоге сводятся к сочетаниям, приведенным выше.

В России на начало XXI века в соответствии с Федеральным законом 1995 го­да сложились две основных модели организационных структур местного само­управления.

1. Модель с сильным мэром, когда глава муниципального образования (мэр) и представительный орган (совет) избираются населением независимо друг от друга. При этом мэр мог возглавлять и совет, и администрацию одновре­менно либо только администрацию. В последнем случае совет из своего со­става избирает председателя. Применение подобной модели обеспечивает сильное политическое и административное руководство муниципальным образованием, особенно в случаях, когда мэр возглавляет и совет, и адми­нистрацию. Однако ее реализация привела к ряду негативных последствий в форме доминирования исполнительной власти, сокращения численности представительного органа местного самоуправления, сужения его ком­петенции, снижения эффективности контроля над исполнительными орга­нами.

2. Модель со слабым мэром, избираемым советом из своего состава. При этом мэр возглавлял и совет, и администрацию. Мэр подконтролен и подотчетен совету, пределы его самостоятельности в руководстве ограничены решения­ми совета. Недостатком модели является распыление ответственности и властных полномочий, слабость руководства. К тому же из числа избран­ных депутатов совета может не найтись человека, отвечающего квалифика­ционным требованиям к главе администрации.

Модель с наемным главой администрации в России использовалась крайне редко и совсем не использовалась комиссионная форма.

Модели организации местной власти по Федеральному закону 2003 года

С учетом недостатков организационных структур местного самоуправления, сформированных в соответствии с Федеральным законом 1995 года, и перехода на двухзвенную систему муниципальных образований, в Федеральном законе 2003 года предусмотрен ряд существенных изменений в порядке формирования, структуре и полномочиях отдельных органов местного самоуправления.

Прежде всего, наличие в муниципальном образовании представительного ор­гана, главы муниципального образования и местной администрации стало обя­зательным, тогда как по Федеральному закону 1995 года обязательным было только наличие представительного органа. Закрепление правового статуса адми­нистрации позволит урегулировать взаимоотношения исполнительных органов, как с представительными органами местного самоуправления, так и с исполни­тельными органами государственной власти субъекта РФ, а также весь бюджет­ный процесс, предусмотренный Бюджетным кодексом РФ.

В Федеральном законе 2003 года существенно изменен статус главы муни­ципального образования. В соответствии с уставом муниципального образова­ния он:

♦ избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;

♦ в случае избрания на муниципальных выборах входит в состав предста­вительного органа муниципального образования с правом решающего го­лоса и является его председателем либо возглавляет местную администрацию;

♦ в случае избрания представительным органом муниципального образова­ния является председателем представительного органа муниципального об­разования;

♦ не может быть одновременно председателем представительного органа му­ниципального образования и главой местной администрации (за исключе­нием поселений с численностью жителей менее 1 тысячи человек).

Реализация этих положений позволяет использовать следующие модели по­строения муниципальной власти.

Первый вариант. Глава муниципального образования избирается населением и возглавляет местную администрацию. Работу представительного органа орга­низует избираемый из числа депутатов председатель.

Второй вариант. Глава муниципального образования избирается населением и возглавляет представительный орган местного самоуправления. Руководство местной администрацией возлагается на управляющего, нанимаемого по кон­тракту на конкурсной основе.

Третий вариант. Глава муниципального образования избирается из состава представительного органа местного самоуправления, а местную администрацию возглавляет управляющий, нанимаемый по контракту на конкурсной основе.

В условиях двухуровневой системы муниципальных образований в Федераль­ном законе 2003 года введены варианты формирования представительного орга­на муниципального района. Он может:

♦ состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов соответствующих поселений, из­бираемых ими из своего состава в соответствии с равной (независимо от численности населения поселений) нормой представительства;

♦ избираться на муниципальных выборах, причем число депутатов, избирае­мых от одного поселения, не может превышать 2/5 от установленной чис­ленности представительного органа муниципального района.

Представительный орган муниципального образования

Количественный состав представительного органа определяется уставом муни­ципального образования и зависит, как правило, от числа жителей. В разных странах подходы к определению численности депутатов представительного ор­гана весьма различны. Так, в большинстве штатов США преобладают муни­ципальные советы, небольшие по составу (в среднем 6-12 человек). В Японии, напротив, состав местных советов довольно многочислен — 40-120 членов в ас­самблеях префектур и 12-100 членов в муниципальных ассамблеях. Во Фран­ции численность советников в муниципальных советах может составлять от 9 (в коммунах с населением менее 100 человек) до 69 (в коммунах с населением более 300 тысяч человек). В России Федеральным законом 2003 года установлен нижний предел численности депутатов представительного органа исходя из чис­ленности населения муниципального образования:

♦ 7 — при численности жителей менее 1000;

♦ 10 — при численности жителей от 1 до 10 тысяч;

♦ 15 — при численности жителей от 10 до 30 тысяч;

♦ 20 — при численности жителей от 30 до 100 тысяч;

♦ 25 — при численности жителей от 100 до 500 тысяч;

♦ 35 — при численности жителей свыше 500 тысяч.

Численность депутатов в муниципальном районе не может быть менее 15. Верхние пределы численности депутатов закон не ограничивает.

Депутаты представительного органа избираются населением на муниципаль­ных выборах. Для муниципального района закон допускает две схемы, упомяну­тые выше.

В исключительной компетенции представительного органа местного само­управления находятся:

♦ принятие устава муниципального образования, внесение в него изменений и дополнений;

♦ утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

♦ установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответст­вии с законодательством РФ о налогах и сборах;

♦ принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

♦ определение порядка управления и распоряжения имуществом, находя­щимся в муниципальной собственности;

♦ определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и лик­видации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установле­нии тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

♦ определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

♦ определение порядка материально-технического и организационного обес­печения деятельности органов местного самоуправления;

♦ контроль исполнения органами и должностными лицами местного само­управления полномочий по решению вопросов местного значения.

Депутаты представительного органа муниципального образования осуществ­ляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной ос­нове могут работать не более 10% депутатов, а в малых муниципальных образо­ваниях — 1 депутат.

Организацию деятельности представительного органа в соответствии с уста­вом муниципального образования осуществляет его глава или избираемый из числа депутатов председатель.

Разнообразие вопросов, решаемых представительным органом, вызвало необ­ходимость создания в его составе структурных единиц — комитетов и комиссий по определенным направлениям деятельности. Структурные подразделения го­товят проекты решений представительного органа, им может также передаваться право самостоятельного решения определенного круга вопросов. В некоторых крупных городах в составе представительных органов сформировались также де­путатские группы (фракции) по территориальному или партийному признаку. Расходы на обеспечение деятельности представительного органа предусматрива­ются в местном бюджете отдельной строкой.

Глава муниципального образования

Глава муниципального образования является его высшим должностным лицом, возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления на тер­ритории муниципального образования. Порядок избрания главы муниципально­го образования изложен выше. В пределах своих полномочий он:

♦ представляет муниципальное образование в отношениях с органами мест­ного самоуправления других муниципальных образований, органами госу­дарственной власти, гражданами и организациями, без доверенности дейст­вует от имени муниципального образования;

♦ подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципаль­ного образования, правовые акты, принятые представительным органом;

♦ издает в пределах своей компетенции правовые акты;

♦ вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного ор­гана.

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Глава муниципального образования, являющийся одновременно главой местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, с мотиви­рованным обоснованием отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений (отлагательное вето). Это решение может быть откло­нено представительным органом, если при повторном рассмотрении за принятие указанного акта проголосовало не менее 2/з от установленного числа депутатов (квалифицированное большинство). В этом случае глава муници­пального образования обязан подписать нормативный правовой акт и обнаро­довать его.

Понятия муниципальной службы и муниципального служащего

Под муниципальной службой понимают профессиональную деятельность на по­стоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полно­мочий. Основные ее признаки показаны на рис..

В настоящем разделе излагаются правовые основы муниципальной службы в системе местного самоуправления. Вопросы ее практической организации в рамках кадрового обеспечения муниципального управления рассматриваются в главе 8.

До принятия Конституции РФ 1993 года понятия муниципальной службы во­обще не существовало, а работники местных органов считались государствен­ными служащими. С выделением органов местного самоуправления из системы органов государственной власти вопросы муниципальной службы потребовали правового регулирования.

Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Фе­дерации», принятый в 1998 г., разделил муниципальные должности на 3 катего­рии:

Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Фе­дерации», принятый в 1998г., разделил муниципальные должности на 3 катего­рии:

♦ «А» — выборные муниципальные должности, т. е. должности, замещаемые в результате муниципальных выборов и занимаемые депутатами представи­тельных органов, главами и иными выборными должностными лицами ме­стного самоуправления;

♦ «Б» — замещаемые по трудовому договору (найму) для непосредственного обеспечения деятельности лиц, занимающих должности категории «А».
К этой категории относятся заместители, помощники, референты и другие служащие. Трудовой договор с таким служащим заключается, как правило, на срок полномочий должностного лица категории «А», работу которого
обеспечивает данный служащий;

♦ «В» — иные муниципальные служащие, работающие по трудовому дого­вору.

Муниципальной службой является только служба на должностях катего­рий «Б» и «В», не являющихся выборными и замещаемых по трудовому дого­вору.

Таким образом, глава местного самоуправления или депутат представительно­го органа занимают муниципальные должности, но не находятся на муниципаль­ной службе и не являются муниципальными служащими. Не относится к му­ниципальным служащим вспомогательный и технический персонал (водители, секретари, персонал по обслуживанию зданий и др.), поскольку эти работники не исполняют полномочий местного самоуправления.

Различия между выборными должностными лицами местного самоуправле­ния и муниципальными служащими представлены в табл. 1.10.1

Муниципальная служба, как и работа на выборных муниципальных должно­стях, финансируется за счет средств местных бюджетов. Для муниципальных служащих должны быть обеспечены соответствующие условия и оплата труда. Гак, согласно Европейской Хартии местного самоуправления (ст. 6, п. 2): «Усло­вия работы служащих органов местного самоуправления должны быть такими, чтобы можно было обеспечивать подбор высококвалифицированных кадров, ос­нованный на принципах учета опыта и компетенции; для этого необходимо обес­печить соответствующие условия профессиональной подготовки, оплаты и про­движения по службе».

Правовая регламентация муниципальной службы

Правовая регламентация муниципальной службы осуществляется на федераль­ном, региональном и муниципальном уровнях. Федеральным законом «Об осно­вах муниципальной службы в Российской Федерации» установлены основные принципы муниципальной службы, порядок установления классификации му­ниципальных должностей и присвоения квалификационных разрядов муници­пальным служащим. Установлены также ограничения, связанные с муниципаль­ной службой, права и социальные гарантии для муниципальных служащих. В связи с проводимой реформой местного самоуправления и реформой государ­ственной службы указанный Федеральный закон требует корректировки.

На уровне субъектов РФ должны быть приняты законы о муниципальной службе, в которых должны быть установлены реестры муниципальных должно­стей, соотношения должностей муниципальной службы и должностей государ­ственной гражданской службы субъекта РФ, порядок присвоения и сохранения квалификационных разрядов муниципальных служащих при изменении места работы, требования к установлению прав и обязанностей, системы поощрений и наказаний, установление денежного содержания, порядок поступления на му­ниципальную службу и ее прохождения, порядок управления муниципальной службой.

С учетом перечисленных требований вопросы регулирования муниципальной службы определяются уставами и нормативными правовыми актами муници­пальных образований.

На муниципальных служащих распространяется действие законодательства РФ о труде с особенностями, предусмотренными Федеральным законом. Время

работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий, в соответствии с законода­тельством о государственной службе.

Граждане РФ имеют равный доступ к муниципальной службе, независимо от пола, расовой принадлежности, национальности, языка, происхождения, имуще­ственного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, при­надлежности к общественным объединениям. Возможность доступа к муници­пальным должностям может определяться только наличием у работника профес­сионального образования, квалификации и в некоторых случаях стажа работы по специальности.

Прохождение муниципальной службы

На муниципальную службу может быть принят гражданин в возрасте не моложе 18 лет, имеющий соответствующее образование и отвечающий квалификацион­ным требованиям занимаемой должности. Прием на муниципальную службу мо­жет осуществляться: на условиях назначения, договора или контракта (срочного или бессрочного), на срок полномочий выборного лица, работу которого будет обеспечивать муниципальный служащий, или на иных условиях.

Замещение вакантной должности муниципальной службы, как правило, долж­но осуществляться по конкурсу, в порядке, установленном нормативным пра­вовым актом муниципального образования. Для гражданина, впервые принято­го на должность муниципальной службы, или при переводе на более высокую должность может устанавливаться испытательный срок до 3 месяцев. При не­удовлетворительном результате муниципальный служащий может быть переве­ден с его согласия на прежнюю или другую должность муниципальной службы, а при невозможности или отказе от перевода — уволен.

На муниципального служащего с его согласия может быть возложено испол­нение дополнительных обязанностей по другой должности муниципальной службы с оплатой по соглашению. Повышение муниципального служащего в должности может производиться из резерва кадров или по конкурсу.

Для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия муни­ципального служащего занимаемой должности должна проводиться периодиче­ская аттестация муниципальных служащих (через 2-4 года). В процессе прохож­дения службы муниципальный служащий имеет право на периодическое повы­шение квалификации, переподготовку (переквалификацию) за счет средств местного бюджета. В связи с реформой местного самоуправления усиливается внимание к проблемам подготовки и переподготовки муниципальных служа­щих. Разработаны программы обучения для различных форм переподготовки и категорий служащих (с полным и частичным отрывом от производства, без от­рыва от производства и т. п.).

Поощрения и взыскания за работу на муниципальной службе, увольнения за допущенные нарушения осуществляются в соответствии с законодательством РФ о труде.

Прекращение муниципальной службы осуществляется по личному заявлению служащего в связи со сроком окончания контракта, выходом на пенсию либо по другим основаниям. Увольнение муниципального служащего по инициативе руководителя муниципального органа возможно только по основаниям, предусмотренным законодательством.

Обязанности муниципального служащего и ограничения, связанные с муниципальной службой

Муниципальный служащий обязан:

♦ обеспечивать соблюдение законодательства, защиту прав и законных интересов граждан;

♦ своевременно рассматривать обращения граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций, государственных opгaнов и органов местного самоуправления, разрешая их в порядке, установленном законодательством;

♦ обеспечивать каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его нрава и свободы;

♦ исполнять приказы, распоряжения и указания (за исключением незаконных) руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий;

♦ соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией, поддерживать уровень своей квалификации;

♦ не разглашать сведения, составляющие охраняемую законом и иными нор­мативными правовыми актами тайну, а также сведения, ставшие ему из­вестными в связи с исполнением должностных обязанностей, затрагиваю­щие частную жизнь, честь и достоинство граждан, в том числе после прекращения муниципальной службы.

Федеральным законом установлен порядок, согласно которому муниципаль­ный служащий ежегодно, а также гражданин при поступлении на муниципаль­ную службу обязаны представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных ими доходах и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, которые являются объектами налогообложения.

Деятельность муниципального служащего требует определенных ограниче­ний, препятствующих использованию служебного положения в корыстных це­лях либо в ущерб населению. В частности, согласно Федеральному закону, му­ниципальный служащий не вправе:

♦ заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой;

♦ быть депутатом всех уровней или выборным должностным лицом местного самоуправления;

♦ заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверен­ных лиц;

♦ являться членом органа управления коммерческой организации, если ему не поручено по должности участвовать в управлении этой организацией;

♦ быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, где он состоит на муниципальной службе;

♦ использовать в неслужебных целях служебную информацию, а также сред­ства материально-технического, финансового и информационного обеспе­чения, другое муниципальное имущество;

♦ получать гонорары за публикации и выступления в качестве муниципаль­ного служащего;

♦ получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, де­нежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транс­
портных расходов и иные вознаграждения) за действия, связанные с испол­нением им должностных обязанностей;

♦ выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых по договоренности с дру­гими органами местного самоуправления, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;

♦ принимать участие в забастовках;

♦ использовать свое служебное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений.

Муниципальные служащие не вправе образовывать в органах местного само­управления структуры политических партий, религиозных и других обществен­ных объединений, за исключением профессиональных союзов.

Муниципальный служащий обязан в установленном порядке передавать в до­верительное управление под гарантию муниципального образования на время прохождения муниципальной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций.

Права и социальные гарантии муниципальных служащих

Муниципальный служащий имеет право на:

♦ ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности муниципальной службы, критерии оценки каче­ства работы и условия продвижения по службе, а также условия работы, не­обходимые для исполнения им должностных обязанностей;

♦ получение в установленном порядке информации и материалов, необходи­мых для исполнения им должностных обязанностей;

♦ посещение в установленном порядке для исполнения своих должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций, независимо от их форм собственности;

♦ принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с его должно­стными обязанностями;

♦ замещение вакантных должностей муниципальной или государственной службы с учетом его квалификационного разряда;

♦ увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его рабо­ты, а также уровня квалификации;

♦ ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приоб­щение объяснений к личному делу;

♦ проведение по его требованию служебного расследования для опроверже­ния сведений, порочащих его честь и достоинство;

♦ вхождение в профессиональные союзы;

♦ внесение предложений по совершенствованию муниципальной службы;

♦ обращение в соответствующие органы местного самоуправления или в суд для разрешения споров, связанных с муниципальной службой.

Специфика работы муниципального служащего требует установления для него четких социальных гарантий. Федеральный закон определяет, что муници­пальному служащему должны быть гарантированы:

♦ условия работы, обеспечивающие выполнение им должностных обязанно­стей;

♦ денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные законодательством;

♦ ежегодный оплачиваемый отпуск;

медицинское обслуживание его и членов его семьи, в том числе после выхо­да на пенсию;

пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в свя­зи с исполнением им должностных обязанностей;

♦ обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанно­стей, на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им муниципальной службы или после ее прекращения, но насту­пивших в связи с исполнением им должностных обязанностей;

♦ защита его и членов его семьи в порядке, установленном законами, от на­силия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.

Муниципальному служащему в зависимости от условий прохождения им му­ниципальной службы предоставляются в случаях и порядке, установленных ус­тавом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ, жилая площадь, служебный транспорт или денежная компенсация транспорт­ных расходов.

Денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада, ежемесячных надбавок за квалификационный разряд, особые условия муниципальной службы, выслугу лет, а также премий по результатам работы и других видов надбавок и выплат, предусмотренных нормативными правовыми актами муниципального образования, законами субъекта РФ и федеральными законами. Минимальный должностной оклад муниципального служащего не мо­жет быть ниже минимального должностного оклада государственного граждан­ского служащего соответствующего субъекта РФ. Максимальный должностной оклад муниципального служащего не может превышать максимального должно­стного оклада государственного гражданского служащего того же субъекта РФ. Муниципальному служащему устанавливается ежегодный оплачиваемый от­пуск продолжительностью не менее 30 календарных дней и дополнительный оп­лачиваемый отпуск за выслугу лет, могут предоставляться дополнительные от­пуска в случаях и порядке, предусмотренном законодательством субъекта РФ и муниципальными правовыми актами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: