double arrow

Вопрос 80 Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений


Статья 60. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений

1. БК РФ в ст. 6 устанавливает, что минимальная бюджетная обеспеченность - минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов.

Выравнивать бюджетную обеспеченность городских и сельских поселений Закон 2003 г. предлагается тремя способами:

1) за счет бюджета субъекта Федерации путем предоставления дотаций из образуемого в составе его расходов регионального фонда финансовой поддержки поселений;

2) за счет средств бюджетов муниципальных районов путем предоставления дотаций из образуемых в составе их расходов районных фондов финансовой поддержки поселений;

3) за счет дополнительных нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, установленных для бюджетов поселений. Эти нормативы отчислений полностью или частично могут заменять вышеназванные дотации. Порядок расчетов данных нормативов устанавливается законом субъекта Федерации в соответствии с БК РФ.




2. Комментируемым Законом предусматривается создание регионального фонда финансовой поддержки поселений. Проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" устанавливает, что региональный фонд финансовой поддержки поселений может образовываться в составе бюджета субъекта РФ. Целью создания регионального фонда является выравнивание исходя из численности жителей финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений осуществлять свои полномочия по решению вопросов местного значения.

Дотации из названного фонда распределяются между бюджетами поселений исходя из численности жителей поселений в расчете на одного жителя и финансовых возможностей органов местного самоуправления осуществлять свои полномочия по решению вопросов местного значения. Следует отметить, что подушевое выравнивании бюджетной обеспеченности не учитывает различий в налоговом потенциале муниципальных образований. Поэтому в дополнение к региональному фонду финансовой поддержки поселений предусматривается создание районных фондов финансовой поддержки поселений (см.: ч. 4 ст. 60).

Кроме того, по мнению автора, в Законе не учтены и многие другие факторы, например, затраты муниципальных городов на содержание городских дорог, уличного освещения, муниципальных служб милиции и пожарной охраны и иное в расчете на душу населения намного выше, чем в сельских поселениях.



Дотации из регионального фонда финансовой поддержки поселений или заменяющие эти дотации дополнительные нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов утверждаются ежегодно законом субъекта Федерации о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год.

3. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает возможность наделения муниципального района полномочиями субъекта Федерации по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений. Субъект Федерации на основании регионального закона и в соответствии с требованиями БК РФ наделяет органы местного самоуправления муниципального района полномочиями по расчету и предоставлению дотаций поселениям. Эти полномочия финансируются за счет выделения субвенций бюджетам муниципальных районов из бюджета субъекта РФ.

4. Согласно ч. 4 ст. 60 в дополнение к региональному фонду финансовой поддержки поселений предусматривается создание районных фондов финансовой поддержки поселений в составе бюджетов районов. Дотации из этих фондов должны предоставляться поселениям, расчетная бюджетная обеспеченность которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания бюджетной обеспеченности поселений данного муниципального образования.

Представительные органы муниципального района утверждают решением о бюджете муниципального района на очередной финансовый год распределение дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений.



5. В ч. 5 ст. 60 предусматривается, что, если бюджетная обеспеченность поселения до выравнивания бюджетной обеспеченности в два и более раза превышает средний по данному субъекту РФ уровень, законом субъекта РФ может быть предусмотрено перечисление субвенций из бюджета данного поселения в региональный фонд финансовой поддержки поселений.

В случае, если муниципалитет не выполнит указанного требования, предусматриваются централизация части его доходов от местных налогов и сборов или снижение для данного муниципального образования нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов до уровня, обеспечивающего поступление средств в региональный фонд финансовой поддержки субъектов РФ. При этом, какие из указанных доходных источников муниципальных образований подлежат изъятию, определяет субъект РФ. Однако Законом не указано, какие виды налогов и сборов (федеральные, региональные или местные) подлежат изъятию субъектом РФ.

По мнению автора комментария, изъятие доходов местных бюджетов от местных налогов нарушает конституционный принцип самостоятельности местных бюджетов и лишает муниципальные образования стимулов к наращиванию налоговой базы.

Комментируемая часть устанавливает верхнюю границу объема изъятия средств. Размер субвенции не может превышать 50% разницы между общими доходами бюджета поселения, учтенным при расчете уровня бюджетной обеспеченности поселения и двухкратным средним уровнем бюджетной обеспеченности поселений по субъекту Федерации.







Сейчас читают про: