double arrow

Новая школа или количественный подход (1950 г. до нашего времени).


Одним из новейших течений зарубежной теории управления является так называемая «новая» школа, которая характеризуется стремлением использовать в науке управления методы и аппарат точных наук.

Математика, статистика, инженерные науки, кибернетика и связанные с ними области знания внесли существенный вклад в теорию управления.

Основываясь на теории систем, видные представители этой школы, такие как Д. Марч, Г. Саймон, С. Бир, Форрестер, М. Месарович, Р. Акофф, У. Чечмен и др., впервые организацию как инструмент для достижения целей исследовали как открытую систему. Основное внимание они уделили взаимовлиянию формальной структуры организации и таких факторов, как внешняя среда, технология, человек в системе управления.

Концепция организации как открытой динамичной системы противопоставляется традиционной статической закрытой модели.

Известны работы в этой области Д. Вудворд, Д. Томпсона, Н. Лоуренса и Д. Лор-ша, Дж. Гэлбрейта, Бернса, Сталкера, которые в настоящее время посвятили свою деятельность развитию «ситуационной» теории управления.

Развитию теории рациональной организации уделено особое внимание в работах Д. Марча и Г. Саймона. В частности, они доказали, что организационная структура управления определяет не столько правила, сколько предпосылки принятия решений. Рациональные процессы организации и управления исследовали представители кибернетически-информационного подхода, рассматривающие организацию как систему переработки информации (Бир, Форрестер, Месарович и др.).




Значительный круг исследований был проведен такими учеными, как Акофф, Чечмен, Стар и др. Их работы связаны с использованием методов управления, в частности, исследования операций, экономико-математических методов.

В этой школе просматривается два направления. Проблема взаимодействия, или «интеграции», является центральной темой первого направления. Так, предложенная модель Лоуренса-Лорша, которая исходит из того, что подсистемы (части) организации должны взаимодействовать с секторами (частями) окружения, показала исключительную важность горизонтальной координации для обеспечения эффективного управления. Количественные методы, сгруппированные под общим названием «исследование операций», были использованы при решении различных управленческих задач, включающих войну подлодок и минирование японских портов.

Англичане должны были найти способ наиболее эффективного использования ограниченного числа своих боевых истребителей и средств противовоздушной обороны с тем, чтобы избежать их уничтожения во время немецких налетов. Позднее пришлось искать способ максимизации эффективности военных поставок по обеспечению высадки союзников в Европе.



Исследование операций и модели по своей сути - это применение экономико-математических методов к операционным проблемам организации. Модель - это форма представления реальности. Ключевой характеристикой новой школы (науки управления в американской литературе) является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями.

Вероятно, самый крупный толчок к применению количественных методов в управлении дало развитие компьютеров, которые позволили конструировать математические модели сложных управленческих задач.

Один из важных выводов первого направления исследований состоит в том, что внутри одной большой организации могут быть рациональными различные организационные решения, и не существует какого-либо одного универсального или наилучшего способа организации. Именно эта идея была заложена как методологическая предпосылка «ситуационного» подхода к управлению.

Второе крупное направление исследований американских теоретиков связано с рассмотрением организации как социальной системы. Оно представляет собой развитие школы «человеческих отношений». Наряду с формальной структурой организации они предлагают рассматривать неформальную структуру, а эффективность организации ставится, в значительной степени, в зависимость от взаимодействия этих структур.

Современные американские специалисты в области управления уже говорят не просто о человеке как о личности, а, прежде всего, о человеке как о составной части организационной системы. Определенным достижением американских ученых Д. МакГрегора, К. Аджериса, У. Бенниса, Г. Саймона было исследование неформальной структуры, и доказательство необходимости расширения границ организационного анализа за пределы организационной структуры управления.



Концепция «организационного поведения» как результата взаимодействия человека и формальной организационной структуры управления сыграла чрезвычайно важную роль в развитии теории организационных структур управления. Справедливости ради следует сказать, что многие современные исследователи проблем управления и, в частности, организационных структур управления не обратили внимания на эту концепцию. В результате этого они рассматривают работников аппарата управления как элемент организационной структуры управления, что является несостоятельным.







Сейчас читают про: