double arrow

Основы японского менеджмента


Системы управления японских фирм, на первый взгляд, мало чем отличаются от американских. Однако использование традиционных японских управленческих приемов, в основе которых лежат чисто национальные особенности, породило современные оригинальные японские системы управления производством.

Основателями японской системы менеджмента являются Ибука, Исизака, Курата, Мацусита, Мориата, Хонда и др. Нетрудно заметить, что системы управления японских фирм вытекают из стратегии (долгосрочных целей), выбранной на определенный период. Главное отличие систем управления японских фирм от систем западных стран заключается не в статической (конструктивной) форме, а в системе взаимосвязей. Они отражают специфику культуры, присущей каждой стране.

В основе японского менеджмента лежит принцип, которому следует большинство японцев, - "корпорация прежде всего". Этот принцип является одновременно и секретом успехов корпораций Японии, и фактором, порождающим различные противоречия японского общества. Концепция "японского типа управления" базируется на трех столпах: система пожизненного найма, система повышения зарплаты с выслугой лет и разделение профсоюзов по компаниям. Принцип "корпорация прежде всего" предусматривает сложную систему отношений:




1. отношения между корпорацией и ее работниками;

2. отношения между корпорацией и ее акционерами;

3. отношения между корпорацией и управляющими;

4. межфирменные связи, отношения с другими корпорациями.

В западных странах взаимосвязи строятся на принципе единоначалия - «у каждого подчиненного есть один бос». В японских фирмах используется «консенсуальная система принятия решений. Коллективистские отношения в японских фирмах непосредственным образом воздействуют на систему управления, делая ее более «плоской» по сравнению с типичной структурой западных корпораций. Этому способствует образ мысли - "Для фирмы я готов сделать все, что угодно". Такой образ мысли порождает вполне определенное представление о ценностях работников японских корпораций: все, что в интересах корпорации - есть добро.

Истоки японского менеджмента формировались веками, поэтому проследить эволюцию развития управленческой мысли затруднительно.


Список литературы

1. Белоусов Р.А. Основные этапы развития и практики управления. М., 2005.

2. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М, 2002.

3. Питерс Т., Уотерлин Р. В поисках эффективного управления. М, 1996.

4. История менеджмента: Учеб. пособие /Под ред. Д.В. Валового. М., 1997.







Сейчас читают про: