Используя системный подход и общую теорию систем, Ч. Бернард, Г. Саймон, И. Ансофф и др. разработали теорию, согласно которой предприятие является системой, которая превращает набор вкладываемых в производство ресурсов - затраты на сырье, машины, людей -в товары и услуги. Эта система в процессе функционирования взаимодействует с другими системами и зависит от них. Поэтому организация как открытая сложная социальная система имеет тенденцию приспосабливаться к весьма многообразной внешней среде. Успех деятельности организации зависит не столько от внутренней среды, сколько от внешнего окружения. Главная идея системной теории состоит в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы. Нарушение функционирования в одной части системы вызывает трудности в других ее частях.
Системная теория "7-S"
Широкую популярность получила системная концепция "7-S", разработанная американскими исследователями в области менеджмента Томасом Питерсом и Робертом Уотерменом - авторами известной книги "В поисках эффективного управления", а также Ричардом Паскалем и Энтони Атосом - авторами другой известной книги "Искусство японского управления: пособие для американских управляющих". Данная теория сыграла определенную роль в развитии менеджмента не только в Америке, но и в других странах, в частности - в Украине.
|
|
Авторы данной теории доказали, что эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных элементов, изменение каждого из которых требует соответствующего изменения шести остальных. К числу таких системных элементов они относят: стратегию, структуру, системы (процедуры и рутинные процессы), штат кадров, стиль, квалификацию, разделение ценностей.
Используя эту теорию, автор данного учебника разработал более совершенную концепцию, получившую название "Модель 10-С". Эта модель используется, прежде всего, для системной диагностики потенциала организации с последующим ее совершенствованием. Описание "Модели 10-С" приведено во второй части учебника.
Теория "Z"
Американский профессор Уильям Оучи в 1981-82 тт., на основании изучения японского опыта менеджмента, аналитического сравнения с американским типом менеджмента обосновал теорию "Z". Сопоставляя теорию мотивации Д. МакГрегора (теория "X" и "Y") с японскими методами организации, У. Оучи пришел к выводу, что человек является основой любой организации, и от него, в первую очередь, зависит успех ее функционирования. Суть этой теории сводится к следующему:
|
|
· пожизненный наем персонала;
· коллективное (групповое) принятие решений;
· индивидуальная ответственность за результаты деятельности;
· медленная оценка кадров и их регулярное продвижение в должности;
· неопределенный (неформальный) контроль на основе четких и формализованных методов;
· неспециализированная карьера служащих;
· всесторонняя забота о работниках со стороны руководства.
Теория "Z" является попыткой приспособления японского опыта управления, основанного на соцкультурном наследии согласия и коллективизма, к конкретным условиям американского предпринимательства. Оучи сформулировал основные положения и правила управления людьми, опираясь на которые можно добиться эффективной работы организации.