Дайте ребенку следующие задания.
А. Грамматика.
1. Придумай предложение из двух слов.
2. Сколько звуков в словах: ЛЕС, МАША, РЕПА.
3. Составь слоги из звуков: М и О; Р и У; Г и И.
4. Придумай слова со звуками: С — в начале слова, Р — в середине слова; Л — в конце слова.
5. Составь слова из слогов: ША и РЫ; РУЧ и КА.
Придумай слово из одного слога.
6. Назови гласные в слове ШАРЫ.
7. Назови согласные в слове ЛАПА.
8. Какие звуки одинаковые, а какие разные в словах
МАША и ПАША.
Б. Математика.
1. Назови число на единицу меньше: числа 9, числа 7.
Что больше: 9 пуговиц или 8 карандашей? Поровну ли: ' палочек и 7 мячиков?
3. Как получить 7 палочек, если у нас их 8?
4. Найди у листка: верхний правый угол; нижний левый
угол.
5. Чем похожи круг и овал?
6. Чем отличаются круг и квадрат?
7. Какие числа стоят между числами 3 и 5, 7 и 9?
8. Где стоит число 3 и число 6 (между какими числами)?
9. Измерить линейку этими мерками:
Сколько в ней больших мерок? Сколько в ней маленьких? Как ты думаешь, средних мерок будет больше или меньше, чем маленьких?
|
|
Работа оценивается по количеству правильных и неправильных ответов. Анализ результатов позволит вам выяснить, в какой области знаний ребенка есть пробелы.
Задание 2, Изучение степени понимания грамматической конструкции.
А. Попросите ребенка внимательно выслушать следующее: «Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу». Спросите у ребенка: «Что Петя делал раньше — смотрел кино или читал книгу?»
Б. Назовите ребенку один предмет и попросите изменить слово так, чтобы оно обозначало много предметов, например: «КАРАНДАШ — КАРАНДАШИ», «НОСОК — НОСКИ».
Предложите ему следующие слова: КНИГА, РУЧКА, ЛАМПА, СТОЛ, СТУЛ, ОКНО, ГОРОД, УХО, БРАТ, ФЛАГ, РЕБЕНОК. Пусть он образует множественное число. Добейтесь правильного ответа.
В. Предложите ребенку выполнить какое-либо поручение, например: «Собери карандаши, сложи их в коробку и положи коробку на полку». Затем спросите у него: «Где теперь лежат карандаши, откуда ты их взял?»
Задание 3. Изучение степени владения операциями сложения и вычитания.
Материал: счетные палочки (спички). А. Прежде всего проверьте, умеет ли ребенок пересчитать предметы в пределах десятка. Разложите палочки на столе, возьмите две и предложите ребенку: «Возьми столько же палочек, сколько у меня». Изменяйте количество своих палочек и каждый раз предлагайте ребенку брать столько же.
Нормативы:
К концу дошкольного возраста ребенок должен свободно пересчитывать предметы в пределах десяти.
Б. Возьмите коробок со спичками и скажите ребенку: «Здесь лежат три спички». Покажите теперь ему две спички, спросите, сколько их. Получив ответ, на глазах у ребенка положите их в коробок и спросите: «Сколько теперь спичек в коробке?»
|
|
Затем скажите: «В коробке шесть спичек». На глазах у ребенка выньте две спички и спросите, сколько их осталось.
Нормативы:
К моменту поступления в школу ребенок должен давать правильные ответы, прибавляя 1, 2, 3 к любому числу от 1 до 7 и вычитая I, 2, 3 из любого числа от 4 до 10.
Если счетные операции сформированы в пределах 5—6, то это удовлетворительно.
Плохо, если ребенок вообще не способен проводить эти операции без пересчета.