Этап дифференциации звуков речи является обязательным этапом коррекции нарушений звукопроизношения у детей
§ 2. Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи
с ЗПР. Это обусловлено особенностями симптоматики нарушений звукопроизношения у этих детей. Известно, что в массовой школе дифференциация звуков проводится лишь в том случае, когда звуки заменяются в устной речи. А при коррекции нарушений звукопроизношения у детей с ЗПР этап дифференциации звуков проводится даже в том случае, когда звук искажается. Это связано с недоразвитием речеслуховой дифференциации звуков речи, которое приводит к большому количеству замен в письменной речи детей с ЗПР.
Логопедическая работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях:
развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.
Особенно важно проводить дифференциацию фонетически близких звуков: твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, которые чаще всего нарушаются у детей с ЗПР. Определена следующая последовательность дифференциации звуков: б-п, д-т, г-к, з-с, ж-ш, с-ш, з-ж, ц-с, ч-ть, ч-щ.
В процессе развития дифференциации звуков предлагаются задания на имитацию слогов. Например, при диферен-циации с-з, са-за-са, за-са-за и т. д Эффективным методом работы является определение фонетической правильности слова. Детям предлагаются слова и асемантичные звукосочетания, отличающиеся фонетически сходными звуками:
кольцо — колъсо, ласточка — ластощка и т. д. Дается задание определить, правильно ли названо слово.
Логопедическая работа по дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа:
1) предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков;
2) этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.
Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи
На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.
Работа проводится по следующем плану:
1) уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;
2) выделение звука на фоне слога, слова, определение места отрабатываемого звука.
На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Большое место отводится развитию фонематического анализа и синтеза.