Этап дифференциации звуков вечи

Этап дифференциации звуков речи является обязательным этапом коррекции нарушений звукопроизношения у детей


§ 2. Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи

с ЗПР. Это обусловлено особенностями симптоматики на­рушений звукопроизношения у этих детей. Известно, что в массовой школе дифференциация звуков проводится лишь в том случае, когда звуки заменяются в устной речи. А при коррекции нарушений звукопроизношения у детей с ЗПР этап дифференциации звуков проводится даже в том слу­чае, когда звук искажается. Это связано с недоразвитием речеслуховой дифференциации звуков речи, которое при­водит к большому количеству замен в письменной речи де­тей с ЗПР.

Логопедическая работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях:

развитие слуховой дифференциации, закрепление произно­сительной дифференциации, формирование фонематическо­го анализа и синтеза.

Особенно важно проводить дифференциацию фонетичес­ки близких звуков: твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, которые чаще всего нарушаются у детей с ЗПР. Оп­ределена следующая последовательность дифференциации звуков: б-п, д-т, г-к, з-с, ж-ш, с-ш, з-ж, ц-с, ч-ть, ч-щ.

В процессе развития дифференциации звуков предлага­ются задания на имитацию слогов. Например, при диферен-циации с-з, са-за-са, за-са-за и т. д Эффективным методом работы является определение фонетической правильности слова. Детям предлагаются слова и асемантичные звукосо­четания, отличающиеся фонетически сходными звуками:

кольцо — колъсо, ласточка — ластощка и т. д. Дается за­дание определить, правильно ли названо слово.

Логопедическая работа по дифференциа­ции конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа:

1) предварительный этап работы над каждым из смешива­емых звуков;

2) этап слуховой и произносительной дифференциации сме­шиваемых звуков.


Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

На первом этапе последовательно уточняется произно­сительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.

Работа проводится по следующем плану:

1) уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощу­щения;

2) выделение звука на фоне слога, слова, определение мес­та отрабатываемого звука.

На втором этапе проводится сопоставление конкрет­ных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Большое место отводится развитию фонематическо­го анализа и синтеза.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: