Этап автоматизации звука

Автоматизация звука, с точки зрения физиологической, представляет собой закрепление условно-рефлекторных ре-чедвигательных связей на различном речевом материале. Новые условно рефлекторные связи еще очень хрупкие и без


Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

подкрепления быстро разрушаются. Автоматизировать) звук — это значит ввести его в слоги, слова, предложения,! связную речь. 1

У детей с дефектами звукопроизношения закреплены сте-| реотипы неправильного произношения слов, предложений! и т. д. Автоматизация звука требует активного использова-| ния процесса внутреннего торможения, способности к диф-| ференциации правильного и неправильного артикулятор-| ного уклада. Она осуществляется по принципу «от легкого| к трудному», «от простого к сложному». |

Прежде всего проводится включение поставлен-| ного звука в слоги. Слог — более простой элемент| речи, чем слово. Кроме того, слоги лишены смысла, и у ре-| бенка, в связи с этим, отсутствуют стереотипы произноше-1 ния слогов, что облегчает их автоматизацию. |

Автоматизация щелевых звуков начинается с прямых от-| крытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых] слогах. При закреплении смычных звуков и аффрикат после­довательность иная: сначала звук автоматизируется в обратных слогах, а затем — в прямых открытых. Позже отрабатывается произношение звуков в слогах со стечением согласных.

На этом этапе большое место занимает работа по имита­ции слогов с отрабатываемым звуком: сначала — слогов беа стечении, затем — слогов со стечением согласных. Напри­мер, при автоматизации звука с предлагается повторить сло­ги: са, сы, со, су, сэ, ас, ус, ыс, ос, сол, оск, воет и др.

Предлагаются упражнения на произношения серий сло-\ гов с переносом ударения: саса, саса.

В работе по автоматизации слогов учитывается последуй ющая гласная. Вначале для автоматизации предлагаются слоги с гласным а, а затем — с гласными, артикуляция ко-\ торых близка к звуку, который автоматизируется.

Автоматизация звуков в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (со, сом). На начальных этапах проводите ся закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова; затем — слов, в которых звук на^ ходится в конце и середине слова. Вначале звук автомата зируется в словах простой звукослоговой структуры, за-^ тем — в словах со стечением согласных.


§ 2. Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи

На следующем этапе проводится автоматизация звука в словосочетаниях, чистоговорках, в пред­ложениях, связной речи. Вначале предлагаются предложе­ния с умеренным включением звука, в дальнейшем автома­тизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком.

Этап автоматизации звуков у детей с ЗПР является очень длительным, что обусловлено психофизиологическими осо­бенностями этих детей.

На этом этапе проводится работа и над слож­ными формами звукового анализа и син­теза, умением выделять звук из слова, определять его мес­то по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком).

Работа над фонематическим анализом слов способствует большей эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова явля­ется необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации. Автоматизация звуков очень трудна для детей с ЗПР, в частности и потому, что они плохо пред­ставляют себе место звука в слове. А если ребенок нечетко представляет себе место звука в слове, то он и не сможет своевременно подготовить артикуляторные органы к пра­вильному произношению звука (в условиях его коррекции), особенно когда звук находится в середине или конце слова.

В процессе автоматизации звуков проводится и развитие просодической стороны речи: работа над ударе­нием при автоматизации звука в слогах, словах; работа над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях; работа над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.

Наряду с развитием фонетико-фонематической стороны речи, на этапе автоматизации звуков осуществляется и о б о -гагцение словаря, его систематизация, фор­мирование грамматического строя речи.Эта работа проводится в четкой системе, в тесной связи с про­граммой детского сада, с уроками обучения грамоте в шко­ле. Особенностью проведения этапа автоматизации у детей с ЗПР является планирование занятий, распределение тем.


Глава 1 V. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

В системе занятий по автоматизации звуков предусматри­вается постепенное усложнение заданий и речевого мате­риала.

Например, на этапе автоматизации звука с в слогах и словах предусматривается следующая тематика занятий.

1. Автоматизация звука с в открытых слогах: са, сы, сэ, со, су.

2. Автоматизация звука с в обратных слогах: ас, ос, ыс, ус, ис и др.

3. Автоматизация звука с в закрытых слогах (звук в на­чале слога): сол, сот, сак и др.

4. Автоматизация звука с в закрытых слогах (звук в кон­це слога): лес, тос, кас и др.

5. Автоматизация звука с в слогах со стечением соглас­ных: ста, ска, ост, уск, иск и др.

6. Автоматизация звука с в простых односложных сло­вах (звук в начале слова): сад, сыр, сок, сук, сух и др.

7. Автоматизация звука с в простых односложных сло­вах (звук в конце слова): лес, лис, вес, нос.

8. Автоматизация звука с в односложных словах со сте­чением согласных: стая, стол, стул, лист, ест, куст, мост.

9. Автоматизация звука с в простых двусложных словах (звук в начале слова): сани, сыро, сухо и др.

10. Автоматизация звука с в простых двусложных сло­вах (звук в середине, конце слова): оса, косы, весы, овес и др.

11. Автоматизация звука с в двусложных словах со сте­чением согласных (звук в начале слова): сумка, свекла, ста­кан, стайка и др.

12. Автоматизация звука с в трехсложных словах без сте­чения согласных: сапоги, сухари, самолет и др.

13. Автоматизация звука с в трехсложных словах со сте­чением согласных: скамейка, ступени, капуста и др.

Аналогичным образом проводится автоматизация звука с в четырехсложных словах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: