Нормальная артикуляция свистящих звуков

Нормальная артикуляция звуков с, сь, з, зь

Губы растянуты как бы в улыбке в положении оскала, зубы находятся на расстоянии 1-1,5 мм, язык широкий, кончик языка опущен книзу и находится у основания ниж­них резцов, спинка языка выгнута, посередине ее образуется желобок. Прохождение струи воздуха через желобок вызы­вает специфический резкий шум, похожий на свист. Боко­вые края языка подняты и прилегают к внутренней стороне верхних зубов. Мягкое небо приподнято и закрывает про­ход в носовую полость. Голосовые складки при произноше­нии звука с раскрыты, при произношении звука з сомкнуты и вибрируют. При произношении палатализованных сь, зь передняя часть спинки языка становится более выгнутой, продольное углубление в виде желоба разрушается, сред­няя часть спинки языка больше приподнята вверх, чем при произношении сиз.


§ 2. Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи

Нормальная артикуляция звука ц

Губы, зубы, небная занавеска, голосовые складки при произношении звука ц находятся в таком же положении, что и при произношении звука с. В артикуляции звука ц выделяются два этапа:

I этап — кончик языка опущен вниз, упирается в ниж­ние резцы, спинка языка круто выгнута и передней своей частью образует смычку у шеек верхних резцов.

II этап — передняя часть спинки языка после взрыва отходит от шеек верхних резцов, образуя щель, посредине языка образуется желобок.

Виды нарушений произношения свистящих звуков В логопедической литературе выделяются следующие ос­новные виды сигматизмов, которые отмечаются и у де­тей с ЗПР:

— губно-зубной сигматизм. При этом виде сиг-матизма нижняя губа приближается к верхним резцам. Про­износится звук, близкий к звуку ф. Предрасполагающим фактором возникновения губно-зубного сигматизма явля­ется прогнатия;

— межзубный сигматизм. Кончик языка просо­вывается между зубами. К появлению этого вида сигматизма предрасполагают следующие факторы: передний открытый прикус, смена зубов, отсутствие резцов в период появления свистящих звуков, вялый кончик языка при стертой дизар­трии, аденоидные разращения, когда ребенок вынужден дышать ртом, и др.;

— призубный сигматизм. При этом виде сигма­тизма кончик языка находится на уровне щели между резцами. При произношении создается тупой шум, а не свист;

— шипящий сигматизм. При этом недостатке кон­чик языка оттягивается вглубь ротовой полости, спинка языка высоко поднята, выгорблена, желобок не образуется. Вместо свиста возникает шипение;

— боковой сигматизм. Выделяется двусторонний и односторонний боковой сигматизм. При двустороннем сиг-матизме боковые края не касаются коренных зубов, сбоку


Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

образуются щели, через которые проходит выдыхаемый воз­дух. При одностороннем боковом сигматизме щель образу­ется с одной стороны, язык отклоняется вправо или влево. Предрасполагающими факторами могут служить аномалии зубочелюстной системы (боковой открытый прикус, нали­чие слишком длинного и узкого языка), паретичность, вя^-лость мышц правой или левой сторон языка;

— носовой сигматизм. При этом виде сигматизма звук приобретает носовой оттенок. Носовой сигматизм вы­зывается неплотным смыканием мягкого неба с задней стен­кой глотки, парезом мышц мягкого неба и задней стенки глотки, расщелиной твердого и мягкого неба.

Парасигматизмы проявляются чаще всего в следующих заменах: ц-с, ц-т, с-т, с-ф, с-сь, з-д, з-в, з-зь, з-с.

Методы коррекции нарушений свистящих звуков

Этап постановки звука. На этом этапе проводит­ся работа по формированию фонематического восприя­тия, фонематического анализа и развитию речевой мото-рики.

Артикуляторная гимнастика включает следу­ющие упражнения.

Для губ:

—улыбка, трубочка, улыбка-трубочка;

—опустить нижнюю губу, поднять ее;

—поднять верхнюю губу, опустить ее. Для языка:

— сделать язык широким;

—широкий — узкий язык;

—широким кончиком языка облизать верхнюю и ниж­нюю губу;

— широкий кончик языка поднять на верхнюю губу;

— широкий кончик языка опустить на нижнюю губу;

—широкий кончик языка поднять на верхние зубы;

—широкий кончик языка опустить на нижние зубы;

—широкий кончик языка — за верхние зубы;

—широкий кончик языка — за нижние зубы;

— подуть на высунутый широкий язык, чтобы воздух шел посредине языка;


§ 2. Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи

— подуть в отверстие пузырька;

— сделать «лодочку» вне ротовой полости;

— сделать «лодочку» внутри ротовой полости. При развитии фонематического анализа на этом этапе предлагаются такие задания, как:

1. Поднять руку, флажок, если в слове слышится дан­ный звук.

2. Отобрать картинки с данным звуком.

3. Определить место данного звука в слове (начало, сере­дина, конец, какой по счету звук в слове, после какого зву­ка, перед каким звуком слышится данный звук).

4. Отметить место звука на графической схеме слова, на звуковой линейке.

Постановка звуков с, з

1. По слуховому подражанию звук с сравнивается со сви­стом ветра, со звуком воды, текущей из крана, звук с срав­нивается с гудением комара.

2. Используется и подражание, и показ нормальной ар­тикуляции звука после предварительной отработки отдель­ных элементов артикуляции звука.

3. По подражанию с использованием тактильных ощу­щений. Обращается внимание на узкую холодную струю воз­духа, которая ощущается тыльной стороной ладони.

4. От других звуков: звук с можно поставить от звуков ф (ребенку предлагают улыбнуться, произнести звук ф и про­сунуть язык между зубами — получится межзубное произ­ношение звука с; или во время произношения звука ф оттянуть нижнюю губу вниз), от звуков и, т нижней артикуляции (предлагается подуть на язык, чтобы ветерок погулял по спинке языка, а на тыльной стороне ладони ощущалась хо­лодная струя воздуха).

Постановка звука ц

1. Возможна постановка по подражанию.

2. Быстрое произнесение звуков то и с.

3. Предлагается произносить звук то с опущенным кон­чиком языка, при этом сильно подуть на спинку языка, од­новременно отодвигая язык назад.


Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

Специфические приемы коррекции различных видов

сигматизма

При губно-зубном сигматизме обращается внимание на положение губ. Звук произносится несколько утрирован­но. При произношении следует оттянуть вниз нижнюю губу.

При межзубном сигматизме обращается внимание на положение кончика языка. Кончик языка следует переве­сти в зазубное положение. Предлагается произносить звук с закрытыми зубами либо закусить кончик спички. Исполь­зуются специальные зонды, с помощью которых кончик язы­ка удерживается за нижними зубами, а посредине спинки языка образуется углубление. При аномалии прикуса реко­мендуется ортодонтическое вмешательство.

Аналогичная работа проводится при коррекции при­зу б н о г о сигматизма.

При межзубном с-з вследствие переднего открытого при­куса для образования узкой щели рекомендуется круто под­нять вверх переднюю часть спинки языка.

При шипящем сигматизме предлагаются упражнения на поднятие и опускание средней части спинки языка при опущенном кончике языка, задувание на язык при опу­щенной средней части спинки языка, а также упражнения на образование глубокого желобка.

При боковом сигматизме постановка звука занимает длительное время по причине сложности этого речевого де­фекта. Во многих случаях боковой сигматизм вызывается причинами органического характера, является симптомом стертой дизартрии. В связи с этим, в процессе коррекции этого вида сигматизма большое место отводится артикуля-торной гимнастике. Необходимо добиваться того, чтобы ре­бенок умел сделать язык широким, чтобы боковые края язы­ка касались верхних коренных зубов. Обращается внимание на то, чтобы язык не отклонялся вправо или влево, а жело­бок образовывался по средней линии. Предлагается заду­вание на широкий язык, боковые края которого касаются коренных зубов; задувание на кончик языка, который на­ходится сначала вне ротовой полости, между зубами, а за­тем внутри ротовой полости, задувание в пузырек, отверстие ключа. При этом в качестве контроля используется так-


§ 2. Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи

тильное ощущение узкой струи воздуха во время задувания на тыльную сторону ладони.

При коррекции носового сигматизма обращается внима­ние на плотность небно-глоточного затвора.

Этап автоматизации. Звуки с, з, съ, зь автомати­зируются сначала в прямых открытых слогах: са, сы, сэ, со, су и др., затем в обратных слогах: ас, ос, с и др., закрытых:

лес, сот и т. д., в последнюю очередь — в слогах со стечени­ем согласных. Звук ц закрепляется сначала в обратных сло­гах ац, оц, уц, затем в прямых открытых слогах: ца, цы, цо, цу и др. После закрепления звука в слоге, переходят к авто­матизации звука в слогах, словосочетаниях, фразах, связ­ной речи.

2. шипящие звуки

Нормальная артикуляция шипящих звуков

При произношении всех шипящих звуков губы выдви­нуты вперед рупором, зубы на расстоянии 1-1,5 мм.

При произношении звуков ш-ж одновременно образуются две щели, два шумообразующих фокуса — передний и зад­ний. Язык широкий, кончик языка приподнят к альвеолам и передней части твердого неба, средняя часть спинки язы­ка опущена, задняя часть спинки языка приподнята. Боко­вые края языка прижаты изнутри к верхним коренным зу­бам. Язык имеет форму чашечки, ковша. Небная занавеска поднята и смыкается с задней стенкой глотки. Голосовые складки при произношении звука ш разомкнуты, а при про­изношении ж сомкнуты и вибрируют. При произношении звука ж наблюдается незначительная вибрация кончика языка.

При произношении звука щ язык более выдвинут впе­ред, кончик языка приподнят к верхним зубам, а не к аль­веолам (как при ш). Передняя часть спинки языка несколь­ко прогибается. Средняя часть спинки языка приподнята к твердому небу, задняя часть спинки языка более отодви­нута вперед. Положение боковых краев языка, небной зана­вески, голосовых складок такое же, как при произношении звука ш.


Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

При произношении звука щ язык более выдвинут вперед, | кончик языка приподнят к верхним зубам, а не к альвеолам | (как при ш). Передняя часть спинки языка несколько проги­бается. Средняя часть спинки языка приподнята к твердому небу, задняя часть спинки языка более отодвинута вперед. Положение боковых краев языка, небной занавески, голо­совых складок такое же, как при произношении звука ш.

При произношении звука ч положение губ, языка, неб­ной занавески, голосовых складок такое же, как и при глу­хих шипящих — ш, щ. Артикуляция звука ч осуществляет­ся в два этапа:

I этап — кончик языка и передняя часть спинки языка смыкается у корней верхних резцов. Средняя часть языка приподнята; '

II этап — после взрыва передняя часть спинки язы­ка образует щель, отодвигается от верхних резцов к аль­веолам.

Некоторые авторы признают возможным как верхнее. (с поднятым кончиком языка), так и нижнее произноше­ние. Однако в логопедической работе по коррекции дефек­тов звукопроизношения более эффективным является фор­мирование верхнего произношения шипящих звуков.

Нарушения произношения шипящих звуков и методы их коррекции Артикуляция шипящих звуков имеет много общего с ар­тикуляцией свистящих звуков. Средство артикуляции этих звуков определяет и сходные дефекты произношения. На­блюдаются те же виды искажений шипящих звуков (губно-зубной, межзубный, призубный, боковой, шипящий, носовой сигматизмы). Парасигматизмы шипящих звуков проявляются в следующих основных заменах: ш-с, т, ж; ж-з, д, ш, щ-сь, ш, т; ч-щ, ть, с.

Этап постановки звуков

На этапе постановки звука необходимо проводить работу над речевой моторикой, а также развитие фонематического анализа, синтеза и представлений.

Кроме артикуляторных упражнений, используемых при коррекции нарушений свистящих звуков, на этапе поста -


§ 2. Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи

новки шипящих звуков рекомендуются и следующие спе­циальные упражнения.

Для губ — попеременно «улыбка-трубочка». Для языка — «чашечка» вне ротовой полости;

— «чашечка» внутри ротовой полости.

Приемы постановки шипящих звуков:

от «чашечки». Предлагается сделать «чашечку» в ро­товой полости и сильно подуть на нее. При этом обращается внимание, чтобы боковые края языка упирались в верхние коренные зубы, так как иначе образуются щели с боков и часть воздуха проходит через них. Утечка воздуха через боковые щели приводит к ослаблению шумового акустичес­кого эффекта. Во избежание этого рекомендуется прижи­мать щеки пальцами к челюстям;

— от звука с. Предлагается произнести звук с, одновре­менно поднимая кончик языка вверх. Возможна механи­ческая помощь: кончик языка поднимают с помощью зонда или шпателя;

— от звука от. В момент произнесения звука от предлага­ется с силой выдохнуть воздух;

— по подражанию. Используется подражание шипению змеи, шуму деревьев при сильном ветре.

При постановке звука ш используются тактильные ощу­щения (ощущение теплой широкой струи выдыхаемого воз­духа).

Рекомендуется использовать кинестетические ощущения движений пальцев кистей рук для обозначения положения языка.

Звук ж можно поставить аналогичным образом от звуков з, д,р, а также путем озвончения звука ад.

Звук щь рекомендуется ставить от звука сь. Произносит­ся звук сь, с помощью зонда или шпателя кончик языка поднимается вверх, к верхним альвеолам.

Звук ч можно поставить следующим образом:

— от звука оть в верхней артикуляции (кончик языка у альвеол верхних резцов) или от слога ать, при этом с помо­щью зонда или шпателя кончик языка поднимается вверх, к верхним альвеолам, и отодвигается назад;


Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

— от нижнего (нормального) произношения звука ть (с помощью зонда или шпателя), рекомендуется поднять кончик языка вверх и отодвинуть его назад;

— при произношении ть отодвигают кончик языка вглубь (нижнее ч);

— рекомендуется быстрое поочередное произнесение зву­ков ть и щ.

Этап автоматизации шипящих звуков Шипящие звука ш, ж, щ автоматизируются первоначаль­но в прямых открытых слогах, далее — в обратных и зак­рытых словах, в последнюю очередь — в слогах со стечени­ем согласных. Звук ч автоматизируется сначала в обратных слогах, а затем в прямых словах.

3. звуки л-ль

Нормальная артикуляция звуков л-ль

Положение губ и зубов зависит от последующего гласно­го, кончик языка узкий, смыкается с верхними резцами и альвеолами у их основания. По активному органу звук л является апикальным, т. е. образуется прижиманием кон­чика языка (апекса). Средняя часть спинки языка опуще­на, а корень языка отодвинут назад и поднят вверх. Боко­вые края языка не касаются верхних коренных зубов. По бокам образуются щели, через которые проходит воздуш­ная струя. Язык имеет форму седла. Согласные л-ль, таким образом, являются боковыми. Небная занавеска приподнята и закрывает проход в носовую полость, голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

При палатализованном ль корень языка опущен. Сред­няя часть спинки языка и его передняя часть более припод­няты. Передняя часть языка упирается в верхние зубы.

Нарушения произношения звуков л-ль

Выделяются следующие наиболее распространенные виды ламбдацизмов:

— губно-губное произношение, напоминающее звук у. В этом случае произнесение звука осуществляется участием губ, кончик языка опущен, лежит на дне ротовой полости;


§ 2. Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи

— губно-зубное произношение, напоминающее звук в. Нижняя губа приближается к верхним зубам, кончик язы­ка лежит на дне ротовой полости;

— межзубное произношение. При этом виде ламбдациз-ма кончик языка находится между зубами;

— смягченное произношение, среднее между твердым и мягким произношением. В этом случае звук л произносит­ся с более приподнятой средней частью спинки языка.

Параламбдацизмы. Звук л чаще всего заменяется звука­ми д, в, н, ль, з,р.

Коррекция нарушений произношения звуков л-ль На этапе постановки звука при проведении артикулятор-

ной гимнастики рекомендуются следующие специальные

упражнения.

Для губ (лишь в случае губно-губного или губно-зубного

ламбдацизма):

— растянуть губы в улыбку — губы трубочкой;

— опустить нижнюю губу — поднять ее. Для языка:

— язык широкий-узкий (если не получается узкий язык, предлагают дотянуться до пальца, просунуть язык между вытянутыми губами);

— «маятник» или «часики» (узкий язык вправо-влево);

— узким языком посчитать зубы;

— надавить на правую, левую щеку;

— узкий язык на верхнюю (нижнюю) губу;

— узкий язык за верхнюю (нижнюю) губу, на верхние и нижние зубы;

— узкий язык за верхние (нижние) зубы.

Рекомендуются следующие приемы постановки звука л

межзубная постановка звука л. Предлагается просу­нуть кончик языка между зубами, подуть на язык и погу­деть. Получается звук, близкий к звуку л;

постановка звука л от гласных о, у, ы. Предлагается тянуть гласный звук и и в это время просунуть кончик язы­ка между зубами, закусив его посредине. В дальнейшем меж­зубное положение переводят в зазубное положение. В дру-


Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

гих случаях при произношении гласных рекомендуется под­нять узкий кончик языка за верхние зубы. в/ Автоматизация звука л осуществляется вначале в слогах ал, алла, начинающихся с гласного, от которого ставился звук. Аналогичным образом подбираются слова палка, гал­ка, в которых звук л произносится после гласного, от кото­рого начиналась постановка, если он ставился от звука о.

В случаях искажения звука рекомендуются специальные приемы коррекции. При межзубном ламбдацизме рекомен­дуется произношение звука л с зазубным положением кон­чика языка.

При губно-губном или губно-зубном произношении необ­ходимо, прежде всего, затормозить движения нижней губы (опустить нижнюю губу вниз с помощью пальцев), исполь­зуя механическую помощь, зрительный и кинестетический контроль. Затем переходят к постановке звука л с использо­ванием какого-либо из указанных способов постановки.

При носовом произношении обращается внимание на то, что воздушная струя проходит по бокам языка, а кончик языка выдвигается вперед. Вначале рекомендуется межзуб­ное произношение звука л.

При ламбдацизме необходима работа по дифференциа­ции смешиваемых звуков.

4. звуки р-рь

Нормальная артикуляция звуков р-рь

Положение губ зависит от последующего гласного звука. Нижняя челюсть и вся ротовая полость напряжены. Кон­чик языка широкий, истонченный, приподнят и вибрирует у альвеол верхних резцов, то прилегая к ним, то отходя от них. Быстрота колебаний — от 2-3 до 30 с. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть приподнята. Боковые края языка приподняты и упираются в верхние коренные зубы. Мягкое небо приподнято, голосовые складки сомкну­ты и вибрируют.

При произношении рь кончик языка загибается кверху в незначительной степени, средняя часть спинки языка при­поднята.


§ 2. Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи

Дефекты произношения звуков р-рь

В логопедической практике отмечается большое количе­ство разнообразных искажений звука р (до 28). Основными видами искажений являются следующие:

— губно-губное, или «кучерское» произношение, при ко­тором вибрируют губы, как в слове ТПРУ;

— одноударное произношение. В этом случае вибрация кончика языка отсутствует, кончик языка ударяется лишь один раз об альвеолы верхних резцов;

— боковое произношение. При этом виде произношения различается двусторонний и односторонний боковой ротацизм. При двустороннем боковом ротацизме вибрируют боковые края языка, при одностороннем — кончик языка отклоня­ется вправо или влево (правосторонний или левосторонний);

— картавое, или горловое, произношение. Выделяются два его подвида: велярное р, которое образуется вибрацией мягкого неба, и увулярное, при котором вибрирует малень­кий язычок;

— носовое произношение, когда звук р произносится с гнусавым, носовым оттенком, так как воздушная струя проходит через нос;

— глухое р, которое произносится без участия голоса (го­лосовые складки разомкнуты и вибрируют).

Звук р чаще всего заменяется следующими звуками: л, ль, и, д, г, в.

Методы коррекции нарушений произношения звуков р-рь Нарушения произношения звука р связаны с недоста­точной подвижностью кончика языка. В связи с этим, при проведении артикуляторной гимнастики необхо­димо работать:

1) над поднятием кончика языка вверх;

2) над развитием подвижности, вибрацией кончика языка. Рекомендуются такие специальные упражнения для развития подвижности кончика языка:

— подъем кончика языка на верхнюю губу, опускание на нижнюю губу;

— подъем кончика языка на верхние зубы, опускание на нижние зубы;


Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

— подъем кончика языка к верхним альвеолам, опуска­ние к нижним альвеолам;

— «пересчитать» кончиком языка верхние, нижние зубы;

— пощелкивание языком;

— присосать язык к небу;

— «болтушка» — кончик языка быстро двигается между верхней и нижней губой;

— «цоканье»;

— «пулеметик» — частое произношение звуков т, д;

сдувание кусочков ваты, тонкой бумаги с кончика язы­ка, просунутого между губами;

— вибрация губ и кончика языка, просунутого между губами;

— «балалайка» — в момент произнесения звука д (или ж) чистым пальцем или соской, натянутой на шпатель или па­лец, под кончиком языка проводятся частые движения сле­ва направо и справа налево. Возникает механическая виб­рация языка.

Рекомендуются следующие способы постановки звука р:

присосать кончик языка к твердому небу, вдохнуть через нос и с силой выдохнуть через рот;

— от «балалайки» при механической вибрации кончика языка подается голос;

— от быстрого произношения звуков т, д, ж. При этом также используется механический способ постановки зву­ка: с помощью пальца или соски в момент произнесения звука производится вибрация кончика языка.

Постановка звука? является длительной. Поэтому авто­матизация звука р проводится еще до окончательной отра­ботки, без механической помощи, нормального звучания р. С механической помощью звук произносится в следующих слогах: дра, дро, дру; в словах дрова, друг, в словосочетани­ях, предложениях. Вначале звуку? в речевом материале пред­шествует звук, от которого он ставится (дрова или трава).


§ 2. Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи

5. звук]

Нормальная артикуляция звука / и его нарушения Звук ] — это среднеязычный щелевой звук, сонант. Его артикуляция в ударном слоге похожа на артикуляцию зву­ка и. Губы слегка раскрыты в виде улыбки, но в слоге с по­следующей гласной положение губ зависит от этой гласной:

йа, йо, йу. Кончик языка — у нижних зубов, края языка упираются в коренные зубы. Средняя часть языка припод­нята к твердому небу, образуя щель более узкую, чем при звуке и. Задняя часть языка продвинута вперед. Мягкое небо поднято. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют. От звука и среднеязычный согласный отличается тем, что при его произнесении имеет место большая сила воздуш­ной струи, а также большее напряжение артикуляционных мышц.

Нарушения произношения звука /' наблюдаются относи­тельно редко, чаще всего у дошкольников, и проявляются либо в отсутствии звука: олка, ама, либо в замене его зву­ком ль: ляма, лелка.

Коррекция нарушений произношения звука ] Звук /' можно поставить по подражанию и с механичес­кой помощью от других звуков.

Рекомендуются следующие приемы постановки звука ]:

1) От звука и. Детям предлагается произнести кратко, с шумом звук и. Толчок воздушной струи можно ощутить на кисти руки (тактильный контроль).

Второй способ постановки /' от звука и. Предлагается на одном выдохе произнести сочетание звуков, например, иа, аиа. При этом и произносится более протяжно, а после­дующий гласный о — кратко. Получается айа. Для получе­ния конечного /' в слоге предлагается произнести слог аи с резким ударением на звуке о, получается ай.

Далее предлагаются слова, которые начинаются с соче­тания йа (яма, яблоко), затем произношение звука автома­тизируется в словах, в которых звук слышится в конце и середине слова: май, край, майка, лейка.


Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

Аналогичным образом проводится работа в слогах с дру­гими гласными.

2) От звука з (с механической помощью). Предлагается произнести слог за. С помощью шпателя передняя часть язы­ка отодвигается вглубь ротовой полости. Сначала слышит­ся зя, далее — средний звук между зъ и жб, затем — йа. Автоматизация звука сначала проводится в словах с началь­ным восходящим дифтонгом: яма, ежик. Юля, ели', затем — в словах, включающих данный звук в середине слова. Да­лее переходят к нисходящему дифтонгу: трамвай, мой, улей.

6. заднеязычные СОГЛАСНЫЕ

Нормальная артикуляция заднеязычных звуков к, г, х

Положение губ при произношении заднеязычных соглас­ных зависит от последующей гласной.

При произношении к-г имеются три фазы артикуляции:

смычка, выдержка и взрыв. Активным речевым органом является задняя часть спинки языка, которая, поднима­ясь вверх, производит смычку с мягким небом. Боковые края языка упираются в задние коренные зубы. Кончик языка, передняя и средняя части спинки языка опущены. Мягкое небе поднято. Голосовые складки при произноше­нии звука к раскрыты, а при произношении г — сомкнуты и вибрируют.

При произношении глухого щелевого х задняя часть спин­ки языка отодвигается назад и приподнимается к мягкому небу, но не смыкается с ним. Задние боковые края языка упираются в коренные зубы. Кончик языка — у нижних зу­бов, но слегка отодвинут от них. Мягкое небо поднято. Го­лосовые складки раздвинуты.

Произнесение мягких кь, гь, хь приближается к средней язычной артикуляции.

Нарушения произношения заднеязычных звуков

Нарушения произношения заднеязычных согласных встречаются относительно редко (1,5% всех случаев на­рушений произношения) и проявляются следующим об­разом:


§ 2. Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи

— отсутствие звуков (от, усь вместо кот, гусь);

замена звуками то и д (бабуста, дусь);

замена смычных г, к придыхательным южно-русским заднеязычным звуком;

— произнесение едва слышного взрывного звука, при этом при произношении звуков г, к спинка языка не смыка­ется с небом;

— замены внутри группы заднеязычных звуков: г-к, к-х.

Методы коррекции нарушений произношения заднеязычных со­гласных звуков. Способы постановки заднеязычных звуков Заднеязычные звуки ставятся либо по подражанию, либо с механической помощью.

Звук г можно поставить от звука д в слоге да. В момент произнесения слога да шпателем или указательным паль­цем кончик языка прижимается книзу на расстоянии пол­сантиметра от нижних зубов. В результате слышится дя-дя-дя. Затем кончик и спинка языка отодвигаются еще более вглубь ротовой полости. Слышится гя-гя-гя. В дальнейшем при отодвигании языка вглубь получается га-га-га.

Аналогичным образом ставится звук к от звука то в слоге та.

Звук к можно поставить также от звука х: при длитель­ном произнесении х слегка нажимают большим пальцем на дно ротовой полости в области корня языка до тех пор, пока не получится звук к.

При постановке звука х могут быть использованы следу­ющие приемы: погреть озябшие руки, подышать на руки, за­смеяться. Некоторые авторы рекомендуют ставить х от звука к. Предлагается в момент произнесения звука к сильно вы­дохнуть, взорвав смычку и удерживая щелевой момент. Звук х можно поставить и от звука с в слоге са, с помощью шпа­теля отодвигая вглубь кончик и спинку языка: са-ся-хя-ха.

Автоматизация смычных г-к проводится сначала в об­ратных: ак, ок, затем в прямых слогах. Звук *• сначала авто­матизируется в прямых слогах: ха, хо, затем в обратных слогах: ах, ох, ух. В дальнейшем звуки закрепляются в сло­вах, в предложениях, в тексте. В случае замен звуков необ­ходим этап дифференциации.


Глава 1 V. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи 7. дефекты ЗВОНКОСТИ И ГЛУХОСТИ И ИХ КОРРЕКЦИЯ

Нормальная артикуляция и нарушения произношения звонких и глухих согласных

В русском языке имеется 6 пар согласных звуков, кото­рые различаются только наличием или отсутствием голосо-1 вого компонента: б-п, в-ф, д-т, з-с, ж-ш, г-к. При произно-1 шении звонких звуков голосовые складки сомкнуты и виб­рируют, при произношении глухих они раскрыты. Сонорные звуки русского языка: м, н, л, р, ] — не имеют глухой пары. Звонкой пары не имеют ц, ч,щ,х.

В онтогенезе речи способность к слуховому различению звонких и глухих формируется относительно поздно, так как эти звуки являются акустически близкими.

Однако противопоставление этих звуков в произношении усваивается рано, так как дифференциация по звонкости-глухости используется в русском языке очень широко. Де­фекты звонкости и глухости встречаются нечасто (у 4% детей с нарушением звукопроизношения). Причинами на­рушений произношения звонких и глухих согласных зву­ков являются недоразвитие фонематического восприятия, недостаточная координированность в работе голосового и ар-тикуляторного аппарата, тугоухость, паретичность голосо­вых складок и др. В некоторых случаях голосовые складки могут как бы запаздывать с включением или, наоборот, за­паздывают с выключением.

Нарушения звонкости и глухости проявляются следу­ющим образом:

—оглушение звонких согласных звуков;

—озвончение глухих согласных звуков;

—смешения звонких и глухих.

Более всего дефектам звонкости и глухости подвергают- [ ся парные звуки. Чаще всего наблюдается оглушение звон­ких согласных, т. е. дефекты звонкости.


§ 2. Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи

Коррекция нарушений звонкости-глухости

При устранении более целесообразно начинать работу со щелевых согласных, так как при произношении щеле­вых звучание продолжается более длительное время и звук легче воспринимается.

Впроцессе коррекции дефектов звонкости и глу­хости необходимо работать вдвух направлениях:

1) над слуховой дифференциацией звонких и глухих со­гласных;

2) над произносительной дифференциацией. Необходимо, чтобы ребенок усвоил различие в артику-лировании звонких и глухих согласных. Это может быть достигнуто как с помощью объяснения, так и с помощью тактильно-вибрационного ощущения.

При коррекции дефектов звонкости используются как об­щие, так и частные приемы коррекции. К общим относятся такие приемы, которые могут быть использованы для озвон-чения любого глухого звука. Частные приемы озвончения используются при озвончении лишь определенных звуков.

Общие приемы озвончения

1. Производится опора на тактильно-вибрационное ощу­щение. Тыльной стороной одной руки ребенок касается гор­тани логопеда, другую руку кладет на свою гортань. По под­ражанию ребенок повторяет вслед за логопедом глухие и звонкие звуки. При этом обращается внимание на то, что при произношении звонких звуков «горлышко» дрожит.

2. Предлагается последовательно произносить гласные:

сначала — шепотом, потом — громко. Следом за ними пред­лагаются пары согласных: сначала глухой, потом звонкий. Ребенок произносит глухие и звонкие вслед за логопедом, по подражанию.

3. Используется таблица звонких и глухих согласных. Вначале произносятся пары правильно произносимых зву­ков. В конце предлагается произносить пары с нарушен­ным звуком. Читая пары глухих и звонких согласных, ре­бенок по аналогии озвончает и неправильно произносимый звук.


Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

4. Глухой щелевой звук произносится протяжно. Затем предлагается говорить этот звук все громче и громче. Для контроля можно использовать зажимание ушей.

Частные приемы озвончения

1. Звонкий звук б ставят от звука у. При произнесении звука у смыкают губы, сначала с механической помощью.

2. Звук д ставится от межзубного произнесения б, при этом губы отодвигаются. Получается межзубное д, от кото­рого переходят к зазубному произнесению этого звука.

3. Звук г ставится от звука д. При произнесении д (или слога да) шпателем нажимают на переднюю часть спинки языка и отодвигают ее вглубь ротовой полости (да-дя-га-гя).

4. Звонкий звук в можно поставить от «гудения» (у-у-у), поднимая вверх нижнюю губу.

5. При постановке звука з можно исходить от протяжного звучания гласного звука э, ы. При этом предлагается выдви­нуть кончик языка между зубами. Далее от межзубного про­изношения переходят к зазубному произношению звука.

6. При постановке звука ж предлагается произносить звук з. Одновременно при произнесении звука з с помощью шпателя кончик языка приподнимается кверху.

8. нарушения ПРОИЗНОШЕНИЯ ТВЕРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ И ИХ КОР­РЕКЦИЯ

Нормальная артикуляция и дефекты произношения твердых и мягких

согласных

Противопоставление по принципу мягкости и твердости очень широко используется в русской речи. В русском язы­ке имеется 15 пар согласных звуков, которые отличаются по признаку твердости и мягкости. Мягкие согласные отли­чаются от твердых согласных поднятием средней части спин­ки языка. Согласные ш, ж, ц не имеют мягкой пары, а со­гласные и, ч, щ не имеют твердой пары.

Дефекты твердости и мягкости согласных могут охваты­вать многие пары звуков и проявляются в трех вариантах:

1) замена твердых звуков мягкими;

2) замена мягких звуков твердыми;


§ 2. Методы коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи

3) смешения твердых и мягких звуков.

Чаще всего твердые согласные заменяются мягкими, ко­торые являются более простыми по артикуляции и раньше твердых появляются в онтогенезе речевого развития.

Нарушения произношения твердых и мягких согласных звуков могут быть связаны с нарушением слуховой диффе­ренциации, с наличием парезов, гиперкинезов, повышен­ного тонуса спинки языка.

Коррекция дефектов твердости и мягкости Коррекция дефектов твердости и мягкости согласных зву­ков проводится в двух направлениях:

1) работа над слуховым различением твердых и мягких звуков;

2) формирование правильного артикуляторного уклада при произношении твердых и мягких согласных звуков.

В процессе слуховой дифференциации твердых и мягких звуков большое внимание уделяется различению слов-ква­зиомонимов, например: мел — мель, угол — уголь, вал — вял, мал — мял.

Для формирования правильного произношения в ходе артикуляторной гимнастики отрабатываются упражнения на поднятие («выгарбливание») и опускание средней части спинки языка, сначала — со зрительным контролем, перед зеркалом, затем — на основе кинестетических ощущений.

Необходимо научить ребенка удерживать среднюю часть спинки языка при более низком и при более высоком поло­жении. Если это упражнение не получается по подражанию, можно использовать обходной путь. Работа начинается с раз­личения произношения гласных, например и-ы.

При постановке мягких согласных рекомендуется ото­двигание кончика языка вглубь ротовой полости, при этом средняя часть спинки языка «выгарбливается». Можно про­водить коррекцию, используя механическую помощь.

При постановке твердых согласных звуков рекомендует­ся продвинуть кончик языка немного вперед. При постанов­ке некоторых твердых переднеязычных звуков (т, д, л, с)


Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

можно использовать межзубное произношение звуков, при котором средняя часть языка опускается. В дальнейшем межзубное произношение переводится в зазубную артику­ляцию.

В том случае, когда у ребенка нарушена дифференциа­ция многих пар твердых и мягких звуков, рекомендуется следующая последовательность в работе (по Ф.А. Рау): т, д, н, затем — в, ф, п, б, м, далее — с, з и, наконец, л, р. При этом учитывается сложность артикуляции звуков, а также возможность наиболее наглядного показа различий в арти­куляции твердых и мягких согласных звуков.

Работа начинается с дифференциации звуков т-ть, д-дь, н-нь, так как различие в артикуляции этих твердых и мяг­ких звуков очень существенно: при произношении твердых звуков кончик языка упирается в верхние резцы (апикаль­ный вариант), а при произношении мягких звуков касается нижних резцов, что легко воспринимается и зрительно, и кинестетически.


§ 3. Методика работы по развитию лексики

МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕК­СИКИ

При проведении логопедической работы по развитию лек­сики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, о структу­ре значения слова, о закономерностях формирования лек­сики в онтогенезе, об особенностях лексики у дошкольни­ков с речевой патологией.

С учетом этих факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям:

1) расширение объема словаря параллельно с расширени­ем представлений об окружающей действительности, формированием познавательной деятельности (мышле­ния, восприятия, представлений, памяти и др.);

2) уточнение значений слов;

3) активизация словаря, перевод слова из пассивного в ак­тивный словарь.

Предлагаемые задания могут варьироваться в зависимо­сти от этапа работы, коррекционных задач, программы дет­ского сада, контингента и возраста детей.

Дидактические игры и задания

1.Развитие ассоциаций.

Логопед дает следующую инструкцию: «Я буду называть слова, а ты в ответ назови первое слово, какое вспомнишь (или какое придет в голову)». Слова называются по одному. Примерней перечень слов:

— стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, цвет;

— стоит, говорит, расти, петь, смеяться, падать, слезать;


Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

— желтый, большой, высокий, толстый, хороший, серди­тый, лисий, деревянный;

— быстро, высоко, весело.

2. Классификация предметов по картинкам. Детям предлагаются картинки и дается задание разло­жить их на две группы (критерий классификации не назы­вается). Можно предложить серии картинок, включающие две группы предметов. Например: овощи и фрукты; домаш­ние и дикие животные; домашние и дикие птицы; посуда и мебель; одежда и обувь; птицы и насекомые;

3.Игра «Найди «лишний» предмет». Детям предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы, изображен­ные на картинках. Дети должны показать «лишнюю» кар­тинку и объяснить, почему она «лишняя».

4.«Объясните, чем отличаются предметы» (с использованием картинок).

Примерные пары: чашка и стакан; яблоко и груша; по­мидор и яблоко; тарелка и миска; кофта и свитер; стул и кресло; грузовик и легковая машина; самолет и птица.

5.Назвать одним словом серию картинок. После воспроизведения обобщающего слова предлагает­ся назвать и другие предметы, которые относятся к той же

тематической группе.

6. «Послушайте слова и назовите только те из них, которые обозначают домашних жи­вотных»:

— лиса,волк,собака,заяц;

— лошадь, теленок, лось, медведь;

— белка, кошка, петух;

— сарай, корова, коза, овца.


§ 3. Методика работы по развитию лексики

7. «Послушайте слова. Какие из них обо­значают транспорт?»:

— грузовик, метро, самолет, скамейка;

— автобус, дорога, вертолет, машина;

— поезд, дом, пароход, магазин; - _

—трамвай, водитель, троллейбус. ••••. ••"

8. «Догадайтесь, каким будет четвертое слово» (смысловые ряды):

— белка-дупло, собака —...;

— дом-крыша, книга —...;

— человек-ребенок, собака —...;

— птица-гнездо, человек —...;

— пальто-пуговица, ботинок —.... Слова для справок: конура, обложка, щенок, дом, шнурок.

9.Игра «Назови части».

Возможны два варианта: а) по картинке; б) по представ­лению.

Логопед называет слово, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части.

Например: кот — тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть.

Грузовик —..., дом —..., дерево —.... человек —....

10. «Отгадай предмет по названию его частей».

— кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик);

— ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево);

— дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);

— подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом);

— крылья, кабина, хвост, мотор (самолет);

» — глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо);

— пол, стены, потолок (комната);

— подоконник, рама, стекло (окно).

11. «Объясните, что общее у предметов». У двух предметов:

— огурец, помидор (овощи);

— ромашка, роза (цветы);


Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

— кошка, собака (домашние животные). У трех предметов:

— мяч, солнце, шар (круглые);

— тарелка, блюдце, чашка (посуда);

— лист, трава, крокодил (зеленые).

12. Отгадывание обобщающего с лова по фун­кциональным признакам, по ситуации, в которой чаще все­го находится предмет, называемый этим словом. Например:

— Растут на грядке в огороде, используются в пище (овощи).

— Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

— Движется по дорогам, по воде, по воздуху; возит людей, грузы.

13. Отгадать название предмета по описанию его признаков. Например: «Что это?» Овощ, круглый, красный, вкусный.

Это овощ, круглый...

— Это фрукт оранжевого цвета; у него толстая, но мягкая кожура, которую легко можно снять.

— Это дерево с крепкими листьями; на нем растут желуди.

— Это цветок, у него желтая сердцевина и белые лепестки.

14. Отгадывание загадок по картинкамс ис­пользованием эпитетов. Предлагается несколько картинок, из которых надо выбрать нужную. Например:

— маленькие зверьки, серенькие шубки, длинные хвосты, черненькие глазки, остренькие зубки;

— хитрая, рыжая, с пушистым хвостом;

— зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам;

— он большой, серый и злой.


15.Закончить предложение и ва- «неприятели»: — слон большой, а комар...; — камень тяжелый, а пушинка...; — зимой погода холодная, а летом...; — сахар сладкий, а горчица...; — дерево высокое, а куст...;

назвать ело•


§ 3. Методика работы по развитию лексики

— суп горячий, а компот...;

— молоко жидкое, а сметана...;

— река широкая, а ручеек...;

— днем светло, а ночью...;

— заяц скачет быстро, а черепаха ползает...;

— продавец продает, а покупатель...;

— воспитатель спрашивает, а дети...;

— утром дети приходят в детский сад, а вечером...;

— сначала гостей встречают, а потом...;

— вечером ложатся в кровать, а утром....

16. Подберите соответствующие картинки к следующим словам:

— лохматый, косолапый...;

— голодный, серый, злой...;

— маленькая, быстрая, проворная...;

— хищный, сильный, полосатый...;

— яркое, теплое...;

— серый, колючий....

17. К данным словам придумать слова-«не-п р и я т е л и» («скажи наоборот»):


день—...; утро—...; друг—...; грязь —...; жара —...; мир —...;

войти —...; говорить —...; взял —...; ложиться —...; одеваться —...; опускать —...; смеяться —...; закрывать —...; включать —...; входить —...;

большой —...; белый —...; высокий —...; здоровый —...; новый —...; молодой —...; толстый —...; широкий —...; сухой —...; твердый —....


лег-

18.Игр а «Сравни наоборот».

Используются слова: больше — меньше, тяжелее — че, выше — ниже, быстрее —медленнее и другие. Грузовик и такси. Что чего больше? Слон и медведь. Кто тяжелее? Жираф и лошадь. Кто кого выше? Заяц и черепаха. Кто бега­ет быстрее?


8 Я-286

 


Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

19. Игра «Чем отличаются слова?» (подбери картинки, придумай предложения с этими словами). Шить — вязать; мыть — стирать;

чистить — подметать; лежать — стоять;

нести — везти; лежать — спать.

20. Игр а с мячом «Скажи наоборот». Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово, проти­воположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду.

Бросить — (поймать); поднять — (опустить);

купить — (продать); спрятать — (найти);

дать — (взять); налить — (вылить).

21.Добавить одно общее слово к двум сло­


вам.

Дерево, цветы — что делают? Кошка, собака — что делают? Дождь, снег — что делают? Фрукты, овощи — что делают? Мяч, яблоко — какие? Сахар, мед — какие? Снег, лед — какие? Вода, молоко — какие?


Сидит, стоит — кто? Льется, журчит — что? Шумит, дует — что? Растет, зеленеет — что? Круглое, сочное — что? Желтый, кислый — что? Высокое, зеленое — что? Длинный, деревянный — что? Яркое, теплое — что?


22. Выбрать среди других предметов или картинок те, названия которых звучат одинаково. Объяс­нить значение похожих слов. Например:


§ 3. Методика работы по развитию лексики

23. Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (гла­голу).

Бежит: кто? (человек, собака...);

что? (река, ручей, молоко, время).

Идет: кто? (девочка, кошка...);

что? (время, дождь, снег, град).

Растет: кто? (ребенок, щенок...);

что?(дерево, цветок).

Можно также дать задание подобрать картинки, назва­ния которых употребляются с данным словом (глаголом).

24. Игра «Кто как передвигается?». Логопед показывает картинки, изображающие животных. Дети определяют их и называют способ передвижения. Лошадь — скачет. Змея — ползает. Птица — летает. Рыба — плавает. Лягушка — прыгает.

25. Игра «К т о как ест?».

Кошка лакает молоко. Собака грызет кость.

Корова жует сено. Курица клюет зерно.


как голос подает?».

26. Игра «Кто Воробей чирикает. Петух кукарекает. Курица кудахчет. Гусь гогочет. Утка крякает.


Ворона каркает. Лягушка квакает. Волк воет. Медведь рычит. Собака лает.


Кошка мяукает. Свинья хрюкает. Корова мычит. Лошадь ржет.


27. Игра «Когда человек ест?».

Логопед спрашивает детей, что делает человек, если он ест утром? (Завтракает.) А если он ест днем? (Обедает.) А ес­ли он ест вечером? (Ужинает.)


Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

28. Игра «К т о что умеет делать?». Логопед предлагает детям картинки с изображением лю­дей различных профессий. Дети называют, кто что делает. Учитель — учит. Уборщица — убирает. Строитель — строит. Доктор — лечит. Художник — рисует. Шофер — водит. Повар — варит. Парикмахер — стрижет. Продавец — продает. Покупатель — покупает. Портной — шьет.

29. Игра «Ч т о какие звуки издает?». Дверь — скрипит. Ветер — свистит. Машина — гудит. Дождь — шумит. Листья — шелестят. Ручеек — журчит. Гром — грохочет. Бумага — шуршит.

30. Игра «К т о или что может это делать?». Бегать—...; плавать—...;

летать —...; катиться —...;

ползать—...; лежать—...;

стоять —...; сидеть —...;

прыгать —....

31. Игра в лото «К то что делает?».

На карточках лото изображены люди и животные, вы­полняющие различные действия. Логопед называет дей­ствие. Дети находят соответствующую картинку и называют предложение. Если предложение воспроизведено правиль­но, картинка закрывается фишкой.

Например, логопед называет слово скачет, дети находят изображение данного действия (заяц скачет, лошадь ска­чет, лягушка скачет) и закрывают картинки фишками после воспроизведения предложения.

Предлагаются карточки на глаголы: идет, стоит, ле­жит, сидит, бежит, плавает, летит, спит, гладит, ска­чет, ползет, качается и др.

32.Отгадать названия животных. Мычит (кто?)...; хрюкает...;

лает...; ржет...;

мяукает...; блеет....


§ 3. Методика работы по развитию лексики

33. К названиям животных подобрать сло-в а, которые отвечают на вопросы: «Как голос подает?», «Как двигается?», «Как ест?».

Например: кошка мяукает, мурлычет, крадется, пры­гает, лакает; собака лает, рычит, бежит, прыгает, куса­ет, бросается, грызет.

34. Подобрать как можно больше слов к названиям животных, которые отвечают на воп­рос «Что делает?».

Курица кудахчет, квохчет, клюет, кормит, созывает, не­сется.

Собака лает, рычит, ласкается, кусается, бегает, сторожит, охраняет, грызет.

Кошка царапается, мурлычет, трется, мяукает, ловит, ца­рапается, играет, облизывается, крадется.

35. Игра «Отгадай, что это за животные?». Логопед называет действия, которые свойственны дан­ному животному. Дети должны отгадать, о каком живот­ном идет речь.

Сторожит, грызет, лает — кто это?

Мяукает, лакает, царапается —....

Хрюкает, роет —....

Ржет, бегает, скачет —....

Мычит, жует, ходит —....

Летает, жужжит, жалит —....

36. Придумать как можно больше слов, от­вечающих на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Ка­кие?» по теме «Осень» (ранняя, поздняя).

Солнце (какое?)...; дождь...;

небо...; ветер...;

облака...; листья...;

земля...; день....

трава...;

При этом детям предлагается картинка «Осень».


Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи



Солнце (что делает?)...; облака...; дождь...; ветер...;

37. Придумать как можно больше слов, от­вечающих на вопросы «Что делает?», «Что делают?» (по теме «Осень»).

трава...;

листья...;

птицы...;

деревья....

Предлагается картинка «Осень». Аналогичные задания даются и по другим картинкам («Зима», «Весна», «Лето»).

38. Придумать слова, отвечающие на вопрос «Кто?» по теме «Дикие животные».

Большой (кто?) слон; сильный...;

маленькая...; слабый...;

пушистая...; трусливый...;

колючий...; злой...;

серый...; горбатый....


Новый (что?)...; старый...; большой...; маленькая...;

длинный...;

грузовой...;

трехколесный...;

быстроходный....


39. К названию действий придумать слова, отвечающие на вопрос «Что?» по теме «Овощи, фрукты, ягоды».

Растет (что?)...; срезают...;

зеленеет...; выкапывают...;

краснеет...; срывают...;

созревает...; варят...;

дергают...; жарят...;

маринуют...; солят....

40. Игра «Чье это жилище?».

На доске картинки. Слева — картинки, изображающие жилища животных, справа — изображения животных (не у своих жилищ).

Логопед объясняет, что Незнайка перепутал домики жи­вотных. Надо им помочь найти свои домики. Дети перестав-


§ 3. Методика работы по развитию лексики

ляют изображения животных, помещая их около своих жи­лищ, а затем называют, чьи это жилища (нора — для лисы, для мышки; берлога — для медведя; дупло — для белки, для совы; гнездо — для птиц; скворечник — для скворца; коров­ник — для коровы и телят; конюшня — для лошади и же­ребят; свинарник — для свиньи и поросят; крольчатник — для кроликов).

Перед выполнением этого задания дети закрепляют на­звания жилищ домашних и диких животных и птиц по кар­тинкам.

41. Отгадывание загадок об овощах, фруктах, до­машних и диких животных, о посуде, мебели, транспорте и т. д. с объяснением того, почему дети догадались. Напри­мер, предлагается загадка про овощи. Логопед предлагает прослушать стихотворение и догадаться, какие овощи были в корзине.

Мы сами сажали весной огород.

Мы сами сажали, пололи и вот...

Расселся, разлегся в большущей корзине

И красный, и желтый, и черный, и синий,

Здоровый такой разноцветный народ.

Что же это за «народ»?

(Овощи: помидоры, репа, редька, баклажаны...). Логопед спрашивает, как дети догадались, что именно эти овощи лежат в корзине (помидор красный, редька чер­ная, репа желтая, баклажан синий и т. д.).


Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

В МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВА­НИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

В процессе логопедической работы по развитию грамма­тического строя речи у дошкольников с ЗПР основной целью является формирование, с одной стороны, психологичес­ких механизмов овладения системой языка (формиро­вание операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения), с другой стороны, усвоение правил, организующих морфо­логическую и синтаксическую систему языка.

Процесс формирования морфологической системы язы­ка осуществляется на основе сопоставления ре­чевых единиц (словообразования и формообразования), выделения морфем в единстве их значения и звуковой обо­лочки, закрепления парадигматических (внутри парадиг­мы словообразования и словоизменения) и синтагматичес­ких (закрепление связей между словами) отношений.

Дети с ЗПР испытывают существенные трудности в вы­членении из речи форм слов, морфем, в определении грам­матических значений, в их соотнесении с формальным вы­ражением. В связи с этим, в процессе логопедической работы осуществляется поэтапное формирование тех речевых пред­посылок, которые определяют овладение парадигмой сло­воизменения и словообразования, а также выбор правиль­ной формы слова в процессе порождения речи.

На начальном этапе в качестве таких предпосы­лок рассматривается уточнение лексического значения сло­ва, отдельных грамматических значений, закрепление свя­зи отдельного грамматического значения с его звуковой формой параллельно с уточнением звуковой структуры сло­ва и морфемы.

Эти предпосылки дают возможность перейти к диффе­ренциации форм слов на основе комплекса грамматических значений, определяющих форму слова (формирование па­радигмы словоизменения и словообразования).

В дальнейшем осуществляется закрепление операции выбора и комбинирования правильных грамматических сло­воформ в словосочетаниях, предложениях, связной речи.


§ 4. Методика работы по формированию грамматического строя речи

Коррекционно-логопедическое воздействие проводится по следующим направлениям:

1) уточнение лексического значения слова;

2) уточнение грамматического значения слова;

3) формирование парадигмы словоизменения;

4) формирование словообразования;

5) развитие умения определять родственные слова и про­изводить морфологический анализ слов;

6) развитие языкового анализа и синтеза.

Связь между этими направлениями осуществляется си-мультанно-сукцессивно (параллельно-последовательно).

Уточнение грамматического значения слова

Значение грамматической формы в целом представляет со­бой единство грамматических значений, на основании кото­рых и происходит выделение какой-либо формы из ряда грам­матических форм. Каждая грамматическая форма занимает в парадигматической системе определенное место и находится как бы на пересечении (на стыке) грамматических значений.

Однако для того чтобы определить совокупность грамма­тических значений каждой формы слова, ребенок должен уметь дифференцировать отдельные грамма­тические значения.

В связи с этим, на начальных этапах логопедической работы проводится работа по дифференциации наиболее про­стых грамматических значений, а именно: дифференци­ация категориального значения существи­тельных, прилагательных и глаголов (I этап). Затем осуществляется закрепление отдельных, наиболее рано появляющихся в онтогенезе грамматических значений имени существительного: значений рода (мужского и жен­ского) существительных; значений одушевленности и нео­душевленности; дифференциация падежных зна­чений существительных и значений числа


Гл а в а IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

г л а г о л а (II этап). На III этапе коррекционной работы про­водится работа по закреплению связи граммати­ческого значения с формальными признака­ми в следующей последовательности: 1) развитие умения определять число существительного по конечной части сло­ва; 2) развитие умения определять род имен существитель­ных по конечной части слова.

Раскроем содержание о с н о в н ы х этапов коррек-ционного воздействия.

I этап. Дифференциация имен существительных, имен прилагательных и глаголов.

Логопедическая работа по развитию умения различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы должна опираться на онтогенетический принцип появления данных частей речи в активном словаре детей. При этом учитываются этапы формирования умственных действий.

На начальных этапах логопедической работы по диффе­ренциации категориального значения частей речи исполь­зуются внешние схемы, картинки, условные обозначения, которые символизируют предметы, признаки и действия предметов. Графическое изображение помогает осуществить переход от материализованного действия к речи. Затем осу­ществляется интериоризация внешней речи, перенос ее из внешнего плана во внутренний.

С учетом вышесказанного дифференциацию категориального значения частей речи следует проводить в следующей последо­вательности:

1) усвоение и уточнение грамматического значения имен существительных, имен прилагательных и глаголов, вы­работка умений различать грамматическое и лексичес­кое значение словоформ;

2) дифференциация имен существительных, имен прила­гательных и глаголов с использованием внешних схем;

3) дифференциация частей речи в предложении, развитие умения устанавливать грамматические связи между сло­вами.


§ 4. Методика работы по формированию грамматического строя речи Примерные виды заданий и игровых упражнений

1) Дифференциация категориальных значений имен существитель­ных и глаголов

Вначале логопед показывает детям предметы или кар­тинки с изображением предметов и просит сказать, что это. Затем делается вывод, что названные слова обозначают пред­меты. Логопед спрашивает: «Какой вопрос я задавала?» (Что это?) Эти слова соотносятся с символом [ П ].

Далее логопед показывает сюжетные картинки с изобра­жением одного субъекта, выполняющего различные дей­ствия (мальчик сидит, мальчик играет, мальчик бежит и т. д.). Логопед задает вопрос к картинке: «Что делает маль­чик?» Дети отвечают одним словом (сидит, играет, бежит). Делается вывод, что слова сидит, играет, бежит обознача­ют действия и отвечают на вопрос «Что делает?». Слова со­относятся с символом [ А ].

Далее дается задание поднять [ П ], если слово обозна­чает предмет, поднять [ А ], если слово обозначает действие. Речевой материал — группы слова (например, дорога, ра­ботать, дом, дерево, кошка, слон, цветок, прыгать и т. д.).

2) Дифференциация категориальных значений имен существитель­ных и имен прилагательных

Предварительно уточняется, что слова могут называть предметы и свойства (или признаки) предметов.

Речевой материал — группы слов (например, собака, ро­машка, грустный, куст; линейка, веселый, облако, трава;

зима, сугроб, шуба, холодный и т. д.).

Логопед предлагает ребенку послушать группу слов и на­звать «лишнее» слово. «Лишним» словом считается имя прилагательное.

3) Дифференциация имен существительных, имен прилагатель­ных, глаголов

Предварительно каждое обобщенное значение слова (су­ществительное, прилагательное, глагол) соотносится с оп­ределенным символом, фишкой: квадрат — существитель­ное; треугольник — глагол; круг — прилагательное.


Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

Для дифференциации значений существительных, глаго­лов, прилагательных логопед называет различные слова. Ре­бенок, услышав слово, поднимает соответствующий символ.

Речевой материал — группы слов (например, дом, чи­тать, большой, щенок, рисовать, кукла, голубой, копать, светлый, птица, прыгать и т.д.).

4) Игра «Волшебное дерево». (Для актуализации связей слов.)

На доске — макет дерева, у детей — карточки с изобра­жением символов, обозначающих разные части речи. Лого­пед называет слово, дети находят соответствующий с


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow