Основные способы постановки звука

1. По подражанию — с опорой на слуховой образ, на зри­тельное восприятие артикуляции. У детей с нормальным интеллектуальным развитием подражание достаточно хо­рошо сформировано. Однако по подражанию звук можно поставить лишь тогда, когда он отсутствует. У детей с ЗПР постановка звука на основе подражания редко достигает же­лаемого результата.

2. Механический способ постановки с использованием вспомогательных средств (шпателя, зонда и т. д.). С меха­нической помощью артикуляторным органам придается оп­ределенное положение. Например, при губно-губном произ­ношении звука с нижняя губа отодвигается вниз с помощью пальцев. При межзубном произношении звука с кончик язы­ка опускается вниз за нижние резцы с помощью шпателя.

3. Постановка от других звуков, правильно произноси­мых, без механической помощи. Например, звук ш можно поставить от звука с. Предлагается произнести звук с и под­нять кончик языка вверх.

4. Постановка звука от артикуляторного уклада. Напри­мер, звук ш можно поставить от «чашечки». Ребенку пред­лагают сделать «чашечку» вне ротовой полости, затем уб­рать ее внутрь рта и подуть на язык.

5. Смешанный способ постановки, когда используются различные способы.

У детей с ЗПР при постановке звука чаще всего исполь­зуются смешанные способы, постановка от правильно про­износимых звуков, от артикуляторного уклада.

Как правило, у дошкольников с ЗПР проводится инди­видуальная постановка звука. У младших школьников с ЗПР используется как индивидуальная, так и фронтальная фор­ма работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: