Примерный речевой материал для закрепления винительного падежа формы

Окончание грамматической формы Речевой материал
Нулевое окончание
  Неодушевленные существительные мужского рода: шкаф, стол, дом, стул, самолет, диван, автобус, по­мидор, лимон, карандаш Неодушевленные существительные женского рода 3 склонения: мор­ковь, кровать, тетрадь, медаль
Окончание-о/е
  Существительные среднего рода: пальто, яйцо, кресло, зеркало, дерево
Окончание-у
» Ударное окончание-у Существительные женского рода: сосна (сосну), пчела (пчелу), лиса (лису)
Безударное окончание-у Существительные женского рода: кукла (куклу), бабушка (бабуш­ку), бабочка (бабочку), утка (утку), улитка (улитку), береза (березу), рябина (рябину), подуш­ка (подушку) Существительные мужского рода с окончанием -а в именительном падеже: папа (папу), дедушка (де­душку)
Окончание-а/я
Ударное окончание -а/я при сохранении звуковой струк­туры основы начальной фор­мы слова Одушевленные существительные мужского рода: слон (слона), конь (коня), муравей (муравья), врач (врача), петух (петуха), моряк (моряка), еж (ежа), воробей (во­робья)

Безударное окончание -а/я при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова Одушевленные существительные мужского рода: тигр (тигра), волк (волка), медведь (медведя), мальчик (мальчика), рак (рака)
Ударное окончание -а/-я при из­менении звуковой структуры ос­новы начальной формы слова Одушевленные существительные мужского рода: лев (льва), ще­нок (щенка), скворец (скворца)
Безударное окончание -а/-я при изменении звуковой структуры основы начальной формы слова Одушевленные уществительные мужского рода: заяц (зайца), ко­тенок (котенка), утенок (утен­ка), дятел (дятла), теленок (теленка)

Игровые упражнения для закрепления существительных винитель­ного падежа единственного числа а) Игра «Кто больше подберет слов». Логопед предлагает ребенку подобрать как можно больше слов, отвечая на заданный вопрос. Например: «Что можно шить?» — «Рубашку, шубу, юбку»; «Что можно есть?» — «Яблоко, лимон, помидор, арбуз»; «Кого можно угощать?» — «Девочку, кошку, собаку, мальчика, зайца» и т. д.

б)Дополнение предложения с помощью предметной картинки.

Предлагается незаконченное предложение и картинка, название которой ребенок должен поставить в определен­ной форме. Например, Олярисует...(дом, кошку, щенка).

2. Родительный падеж существительных единственного числа.

Логопедическая работа над данной падежной конструк­цией проводится в следующей последовательности: а) грам­матические формы с окончанием -а/-я; б) грамматические формы с окончанием -и/-ы.


Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: