Окончание грамматической формы | Речевой материал |
Нулевое окончание | |
Неодушевленные существительные мужского рода: шкаф, стол, дом, стул, самолет, диван, автобус, помидор, лимон, карандаш Неодушевленные существительные женского рода 3 склонения: морковь, кровать, тетрадь, медаль | |
Окончание-о/е | |
Существительные среднего рода: пальто, яйцо, кресло, зеркало, дерево | |
Окончание-у | |
» Ударное окончание-у | Существительные женского рода: сосна (сосну), пчела (пчелу), лиса (лису) |
Безударное окончание-у | Существительные женского рода: кукла (куклу), бабушка (бабушку), бабочка (бабочку), утка (утку), улитка (улитку), береза (березу), рябина (рябину), подушка (подушку) Существительные мужского рода с окончанием -а в именительном падеже: папа (папу), дедушка (дедушку) |
Окончание-а/я | |
Ударное окончание -а/я при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова | Одушевленные существительные мужского рода: слон (слона), конь (коня), муравей (муравья), врач (врача), петух (петуха), моряк (моряка), еж (ежа), воробей (воробья) |
Безударное окончание -а/я при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова | Одушевленные существительные мужского рода: тигр (тигра), волк (волка), медведь (медведя), мальчик (мальчика), рак (рака) |
Ударное окончание -а/-я при изменении звуковой структуры основы начальной формы слова | Одушевленные существительные мужского рода: лев (льва), щенок (щенка), скворец (скворца) |
Безударное окончание -а/-я при изменении звуковой структуры основы начальной формы слова | Одушевленные уществительные мужского рода: заяц (зайца), котенок (котенка), утенок (утенка), дятел (дятла), теленок (теленка) |
Игровые упражнения для закрепления существительных винительного падежа единственного числа а) Игра «Кто больше подберет слов». Логопед предлагает ребенку подобрать как можно больше слов, отвечая на заданный вопрос. Например: «Что можно шить?» — «Рубашку, шубу, юбку»; «Что можно есть?» — «Яблоко, лимон, помидор, арбуз»; «Кого можно угощать?» — «Девочку, кошку, собаку, мальчика, зайца» и т. д.
|
|
б)Дополнение предложения с помощью предметной картинки.
Предлагается незаконченное предложение и картинка, название которой ребенок должен поставить в определенной форме. Например, Олярисует...(дом, кошку, щенка).
2. Родительный падеж существительных единственного числа.
Логопедическая работа над данной падежной конструкцией проводится в следующей последовательности: а) грамматические формы с окончанием -а/-я; б) грамматические формы с окончанием -и/-ы.
Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи