Ударное окончание -Ь1/-и при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова |
Существительные женского рода: лиса (лисы), коза (козы), пила (пилы),ов-ца (овцы), сестра (сестры) |
§ 4. Методика работы по формированию грамматического строя речи
Безударное окончание -ы/ -и при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова |
Существительные женского рода: девочка (девочки), собака (собаки), кошка (кошки), бабочка (бабочки), ручка (ручки), лопата (лопаты), капуста (капусты), ваза (вазы) |
Задания для закрепления существительных родительного падежа единственного числа
а)Игра «Какой картинки не стало?». Логопед выставляет ряд картинок и убирает картинки по одной. Ребенок говорит, какой картинки не стало.
б) Игра «Кто живет в доме? Кого не стало?». Логопед предлагает ребенку поиграть в «волшебный»
домик.
Он показывает ребенку домик с игрушками животных,
а затем убирает по одной игрушке. Ребенок говорит, какой
игрушки не стало.
в)Дополнение предложения с помощью предметной картинки. Например: «В мыльнице лежит кусок... (мыла)».
|
|
г)Игра «Что без чего?».
Перед ребенком сломанные предметы. Логопед задает вопрос: «Что без чего?» Ребенок отвечает на вопрос. Например, стол без... (ножки); машина без... (колеса); кастрюля без... (ручки); часы без... (стрелки); чайник без... (крышки); чашка без... (ручки).
3.Дательный падеж существительных единственного числа.
В дательном падеже у существительных мужского и среднего рода отмечается окончание -у/-ю, а у существительных женского рода — окончание -е.
Работа начинается с закрепления окончания -у/-ю, затем отрабатывается окончание -е.
Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи