Окончание грамматической формы | Речевой материал |
Окончание -у/-ю | |
Ударное окончание -у/-ю при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова | Существительные мужского рода: петух (петуху), конь (коню), еж (ежу), лось (лосю) Существительные среднего рода: крыльцо (крыльцу), яйцо (яйцу), кольцо (кольцу), ведро (ведру), письмо (письму) |
Безударное окончание -у/-ю при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова я | Существительные мужского рода: брат (брату), арбуз (арбузу), орех (ореху), клоун (клоуну), лимон (лимону), автобус (автобусу), медведь (медведю) Существительные среднего рода: солнце (солнцу), дерево (дереву), платье (платью), мыло (мылу), кресло, (креслу), полотенце (полотенцу) |
Ударное окончание -у/-ю при изменении звуковой структуры основы начальной формы слова | Существительные мужского рода: пень (пню), скворец (скворцу), лев (льву) |
Безударное окончание -у/-ю при изменении звуковой структуры основы начальной формы слова | Существительные мужского рода: дятел (дятлу), заяц (зайцу), котенок (котенку), ягненок (ягненку), лисенок (лисенку) |
Окончание-е | |
Ударное окончание -е при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова | Существительные женского рода: свинья (свинье), сосна (сосне), оса (осе), пила (пиле), пчела (пчеле), лиса (лисе), коза (козе) |
Безударное окончание -е без изменения звуковой структуры основы начальной формы слова | Существительные женского рода: ворона (вороне), синица (синице), роза (розе), береза (березе), кошка (кошке), ромашка (ромашке), чашка (чашке), белка (белке) |
§ 4. Методика работы по формированию грамматического строя речи
Задания для закрепления существительных дательного падежа единственного числа.
а) Дополнение предложенияс помощью предметной картинки, например: «Петя несет кресло... (бабушке)»; «Мама шьет юбку... (дочке)»; «Папа строит будку... (собаке)»; «Папа купил машинку... (сыну)»; «Девочка дает молоко... (котенку)»; «Мальчик наливает воду... (попугаю)».
б) Игра «Кому приготовили угощенье?». На столе игрушки животных: белка, коза, корова, медведь, волк, заяц, собака, лиса — и угощенье для них: орехи,
шишка, трава, хлеб, мед, малина, мясо, морковь, кость. Логопед предлагает объединить угощенье и игрушку, для
которой это угощенье приготовлено, например: морковь —
зайцу.
в) Игра «Кому что дадим?».
Для игры нужны картинки с изображением животных и корма для них. Ребенок отвечает на вопрос: «Кому что дадим?» Например: «Траву дадим корове»; «Мед дадим медведю»; «Овощи дадим свинье» и т. д.
4. Творительный падеж (со значением орудийности).
Главенствующим окончанием существительных в творительном падеже единственного числа является окончание мужского рода -ом/-ем, которое появляется в онтогенезе раньше, чем окончание -ой существительных женского рода.
На начальных этапах логопедической работы даются задания на уточнение рода существительных (например: «Покажи картинку, о которой можно сказать он, она»).
При закреплении каждой грамматической формы в первую очередь отрабатываются ударные окончания, затем — безударные.
Задания и игровые упражнения для закрепления творительного падежа существительных единственного числа а) Дополнение предложения по вопросам с помощью предметной картинки. Например: «Траву косят
Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи