Примерный речевой материал для закрепления творительного падежа формы

 
Окончание грамматической формы Речевой материал
Окончание -ом/-ем
Ударное окончание -ом при сохра­нении звуковой структуры основы начальной формы слова Существительные мужского рода: жук (жуком), топор (топором), карандаш (ка­рандашом) Существительные среднего рода: ведро (ведром), крыль­цо (крыльцом), перо (пером), кольцо (кольцом)
Безударное окончание -ом/-ем при сохранении звуковой структуры ос­новы начальной формы слова •» Существительные мужского рода: медведь (медведем), волк (волком), чайник (чайником), клюв (клювом) Существительные среднего рода: полотенце (полотен­цем), море (морем), одеяло (одеялом), зеркало (зерка­лом)
Ударное окончание -ом при изме­нении звуковой структуры основы начальной формы слова Существительные мужского рода: молоток (молотком), сачок (сачком), свисток (сви­стком), крючок (крючком)
Ударное окончание -ой при сохра­нении звуковой структуры основы начальной формы слова Существительные женского рода: пила (пилой), коса (ко­сой), оса (осой), лиса (лисой), коза (козой)
Безударное окончание -ой при со­хранении звуковой структуры осно­вы начальной формы слова Существительные женского рода: лапа (лапой), вилка (вилкой), лейка (лейкой), девочка (девочкой), удочка (удочкой), бабушка (бабуш­кой)

§ 4. Методика работы по формированию грамматического строя речи

(чем?)... (косой)»; «Оля любуется (чем?)... (морем)»; «Воду несут (чем?)... (ведром)»; «Хлебрежут (чем?)... (ножом)»;

«Сын гордится (кем?)... (мамой)».

б) Игра «Кто чем работает».

Дидактический материал — картинки с изображением профессий людей и предметные картинки.

Ребенка просят подобрать пары картинок, отвечая на воп­рос: «Кто чем работает?» Например, плотник — топором;

дворник — метлой; садовник — лопатой; художник — ка­рандашом и т. д.

Подбор существительных к глаголу. Логопед задает воп­рос: «Чем можно писать, пилить, рисовать и т. д.?» Ребенок отвечает на вопрос и приносит соответствующий предмет. Например: писать можно — ручкой, карандашом; пилить — пилой; рисовать — краской, карандашом; копать — лопа­той, совком; умываться — мылом и т. д.

Образование предложно-падежных конструкций единственного числа Логопедическая работа над предложно-падежными кон­струкциями проходит с учетом последовательности их появ­ления в онтогенезе. Поэтому сначала отрабатываются пред­логи в, на, под, имеющие конкретные значения (I этап);

затем предлоги из, за, перед, по, из-за, из-под (II этап).

При проведении логопедической работы учиты­вается, что с предлогами употребляются следу­ющие падежные формы:

1) винительный падеж с предлогами в, на, за, под со зна­чением направления действия, например: кладет на стол, кладет в стол, кладет под стол, кладет за стол;

2) предложный падеж с предлогами в, на со значением местонахождения, например: стоит на столе, лежит в столе;

3) дательный падеж с предлогом по (значение местонахож­дения), с предлогом к (значение направления действия), например: идет по дороге, подходит к дому;


Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи

4) родительный падеж с предлогом у (значение местона­хождения), с предлогами с, из (значение направления действия), например: взял с коробки, взял из стола;

5) творительный падеж с предлогами за, над, под, перед (значение местонахождения предмета), обозначающими часть пространства, в пределах которого совершается действие (лежит за кубиком, перед кубиком), а также с предлогом с со значением совместности, например: си­дит с чашкой.

Один и тот же предлог, который употребляется с разны­ми предложно-падежными конструкциями, может иметь различные значения: значения направления действия, мес­тонахождения предмета, место действия, часть простран­ства, в пределах которого совершается действие; предлог на с винительным падежом обозначает направление действия, а с предложным падежом — местонахождение (кладет на стол, лежит на столе).

В процессе обучения первоначально осуществляется ра­бота над отдельным предлогом, затем проводится диффе­ренциация предлогов. Работа ведется в 3 этапа: выделение пространственных отношений на основе анализа нерече­вой ситуации (I этап); уточнение предлога в импрессивной речи (II этап); употребление предлога в экспрессивной речи (III этап). ^

На каждом этапе коррекционно-логопедическое воздействие осуществляется по следующим на­правлениям:

1) уточнение значений одного и того же предлога: а) с су­ществительными одного склонения; б) с существитель­ными других склонений;

2) дифференциация различных значений одного и того же предлога;

3) дифференциация понимания и употребления различных предлогов с одинаковым общим значением (местонахож­дения или направления);


§ 4. Методика работы по формированию грамматического строя речи

4) закрепление связи между приставочным глаголом и пред-ложно-падежной конструкцией, так как значение пред­лога и падежная форма существительного зависят от ха­рактера глагола.

Для уточнения значения предлогов вкоррек-ционной работе используются графические схемы.

Рассмотрим примерный план работы по закрепле­нию значений предлога в.

1. Понимание и употребление предлога в со значением местонахождения предмета (предложный падеж): а) суще­ствительные 1 склонения, 2 склонения (в больнице, в доме);

б) существительные 3 склонения (в тетради, в печи).

2. Понимание и употребление предлога в со значением направления действия (винительный падеж): а) существи­тельные 2 склонения, затем существительные 3 склонения (б стол, в шкаф, в тетрадь, в печь); б) существительные 1 склонения (кладет в книгу, в машину).

3. Дифференциация понимания и употребления предло­га в со значением местонахождения предмета и значением направления действия (кладет в стол, лежит в столе).

4. Дифференциация предлога в с другими предлогами:

а) значение направления действия (в и из; в и за; в и под;

в и на); б) значение местонахождения предмета (в и на; в и у;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: