Окончание грамматической формы | Речевой материал |
Окончание -ом/-ем | |
Ударное окончание -ом при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова | Существительные мужского рода: жук (жуком), топор (топором), карандаш (карандашом) Существительные среднего рода: ведро (ведром), крыльцо (крыльцом), перо (пером), кольцо (кольцом) |
Безударное окончание -ом/-ем при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова •» | Существительные мужского рода: медведь (медведем), волк (волком), чайник (чайником), клюв (клювом) Существительные среднего рода: полотенце (полотенцем), море (морем), одеяло (одеялом), зеркало (зеркалом) |
Ударное окончание -ом при изменении звуковой структуры основы начальной формы слова | Существительные мужского рода: молоток (молотком), сачок (сачком), свисток (свистком), крючок (крючком) |
Ударное окончание -ой при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова | Существительные женского рода: пила (пилой), коса (косой), оса (осой), лиса (лисой), коза (козой) |
Безударное окончание -ой при сохранении звуковой структуры основы начальной формы слова | Существительные женского рода: лапа (лапой), вилка (вилкой), лейка (лейкой), девочка (девочкой), удочка (удочкой), бабушка (бабушкой) |
§ 4. Методика работы по формированию грамматического строя речи
(чем?)... (косой)»; «Оля любуется (чем?)... (морем)»; «Воду несут (чем?)... (ведром)»; «Хлебрежут (чем?)... (ножом)»;
«Сын гордится (кем?)... (мамой)».
б) Игра «Кто чем работает».
Дидактический материал — картинки с изображением профессий людей и предметные картинки.
Ребенка просят подобрать пары картинок, отвечая на вопрос: «Кто чем работает?» Например, плотник — топором;
дворник — метлой; садовник — лопатой; художник — карандашом и т. д.
Подбор существительных к глаголу. Логопед задает вопрос: «Чем можно писать, пилить, рисовать и т. д.?» Ребенок отвечает на вопрос и приносит соответствующий предмет. Например: писать можно — ручкой, карандашом; пилить — пилой; рисовать — краской, карандашом; копать — лопатой, совком; умываться — мылом и т. д.
Образование предложно-падежных конструкций единственного числа Логопедическая работа над предложно-падежными конструкциями проходит с учетом последовательности их появления в онтогенезе. Поэтому сначала отрабатываются предлоги в, на, под, имеющие конкретные значения (I этап);
затем предлоги из, за, перед, по, из-за, из-под (II этап).
При проведении логопедической работы учитывается, что с предлогами употребляются следующие падежные формы:
1) винительный падеж с предлогами в, на, за, под со значением направления действия, например: кладет на стол, кладет в стол, кладет под стол, кладет за стол;
2) предложный падеж с предлогами в, на со значением местонахождения, например: стоит на столе, лежит в столе;
3) дательный падеж с предлогом по (значение местонахождения), с предлогом к (значение направления действия), например: идет по дороге, подходит к дому;
Глава IV. Логопедическая работа по коррекции нарушений речи
4) родительный падеж с предлогом у (значение местонахождения), с предлогами с, из (значение направления действия), например: взял с коробки, взял из стола;
5) творительный падеж с предлогами за, над, под, перед (значение местонахождения предмета), обозначающими часть пространства, в пределах которого совершается действие (лежит за кубиком, перед кубиком), а также с предлогом с со значением совместности, например: сидит с чашкой.
Один и тот же предлог, который употребляется с разными предложно-падежными конструкциями, может иметь различные значения: значения направления действия, местонахождения предмета, место действия, часть пространства, в пределах которого совершается действие; предлог на с винительным падежом обозначает направление действия, а с предложным падежом — местонахождение (кладет на стол, лежит на столе).
В процессе обучения первоначально осуществляется работа над отдельным предлогом, затем проводится дифференциация предлогов. Работа ведется в 3 этапа: выделение пространственных отношений на основе анализа неречевой ситуации (I этап); уточнение предлога в импрессивной речи (II этап); употребление предлога в экспрессивной речи (III этап). ^
На каждом этапе коррекционно-логопедическое воздействие осуществляется по следующим направлениям:
1) уточнение значений одного и того же предлога: а) с существительными одного склонения; б) с существительными других склонений;
2) дифференциация различных значений одного и того же предлога;
3) дифференциация понимания и употребления различных предлогов с одинаковым общим значением (местонахождения или направления);
§ 4. Методика работы по формированию грамматического строя речи
4) закрепление связи между приставочным глаголом и пред-ложно-падежной конструкцией, так как значение предлога и падежная форма существительного зависят от характера глагола.
Для уточнения значения предлогов вкоррек-ционной работе используются графические схемы.
Рассмотрим примерный план работы по закреплению значений предлога в.
1. Понимание и употребление предлога в со значением местонахождения предмета (предложный падеж): а) существительные 1 склонения, 2 склонения (в больнице, в доме);
б) существительные 3 склонения (в тетради, в печи).
2. Понимание и употребление предлога в со значением направления действия (винительный падеж): а) существительные 2 склонения, затем существительные 3 склонения (б стол, в шкаф, в тетрадь, в печь); б) существительные 1 склонения (кладет в книгу, в машину).
3. Дифференциация понимания и употребления предлога в со значением местонахождения предмета и значением направления действия (кладет в стол, лежит в столе).
4. Дифференциация предлога в с другими предлогами:
а) значение направления действия (в и из; в и за; в и под;
в и на); б) значение местонахождения предмета (в и на; в и у;